бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Курсовая работа: Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Федеральное агентство по образованию РФ

Балашовский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Курсовая работа

Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Выполнила: студентка 452 группы

Кривенко М. В.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Фадина Г. В.

Балашов 2009


Содержание работы

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов

1.1 Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Психологическое содержание и характеристика темперамента

1.3 Психологические особенности студенческого возраста

1.4 Выводы по первой главе

Глава 2. Исследование межличностных отношений в студенческой группе

2.1 Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе.

2.2 Исследование свойств темперамента студентов

2.3 Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений студентов

2.4 Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Актуальность исследования. В настоящее время, когда идёт активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, умеющих создавать психологический климат в коллективе, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми. Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения между людьми носит избирательный характер, которые определяются потребностями человека. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния межличностных отношений на формирование многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.

В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в конкретной деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека.

Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и свойств темперамента, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплочённость и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи.

Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.

Объектом исследования являются процесс межличностных отношений в студенческой группе.

Предметом исследования является взаимосвязь межличностных отношений и свойств темперамента.

Гипотезой исследования: между уровнями развития межличностных отношений и свойствами темперамента существует взаимосвязь, которая определяется:

- динамикой развития межличностных отношений в студенческой группе;

- психологическими особенностями студенческого возраста.

Исходя из цели и гипотезы исследования поставлены следующие задачи:

Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психологов.

Изучить динамику развития межличностных отношений в студенческой группе.

Исследовать проявления свойств темперамента.

Выявить уровень взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений.

Тема межличностных отношений рассматривается в работах Абрамовой Г.С., Амрекулова Н.А., Бодалева А.А.,Столяренко Л.Д. ,Рогова Е.И. ,Дж. Морено и другие.

Для решения поставленных задач и проверки гипотез исследования использовались следующие методы:

- изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме;

- констатирующий эксперимент;

- диагностические методы : опрос ,беседа ,тестирование;

- социометрические методы.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение.


Глава 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов

1.1 Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно много.

Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента имеет большое значение. Например, изучение их взаимосвязи в студенческих группах способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом; исследование в организации, на предприятии поможет улучшить экономические показатели, удовлетворенность работой, психологический климат в коллективе. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и свойств темперамента, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплоченность и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является самостоятельной задачей, имеющей практическое и теоретическое значение. [9,10,18]

Одной из наиболее важных проблем социальной и общей психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте является проблема межиндивидуальных взаимоотношений людей. Взаимоотношения всегда проявляются в контактных группах. Они проявляются с восприятия и познания людей друг другом, с возникновения первого впечатления, где существенное значение имеет внешняя экспрессия и т.д. Взаимоотношения развиваются под действием различных факторов. Социальные нормы, существующие в обществе, конвенциональные нормы в группе являются влияющими факторами во взаимоотношениях. Большое значение имеет взаимодействие людей в исполнении функциональных ролей при внутригрупповом общении ,этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев. Е.С. Кузьмин и др. Однако, характер взаимоотношений, в конечном счете, зависит от личностных черт людей, от сознания внешних и внутренних условий функционирования группы.

А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, развивая концепцию А.Ф. Лазурского, считают отношениями целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.[26,28]

Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию.

Субъективная значимость отношений с другими людьми привлекала к этой действительности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии.

В психологии принято различать несколько феноменов межличностного взаимодействия: взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, межличностное общение и такие интегративные феномены, как совместимость и срабатываемость.

Межличностное взаимопонимание является одним из основных феноменов межличностного взаимодействия. Взаимопонимание характеризуется сходством субъективных суждений партнеров друг о друге и соответствием этих суждений объективным особенностям этих лиц. Прежде чем включаться в общение необходимо выработать отношение к партнеру, так как человек осознанно или неосознанно познает другого человека, постоянно сравнивая конкретных лиц друг с другом, со своей личностью, потому что в основе взаимопонимания лежит механизм сравнения и идентификации.

Второй важнейший феномен межличностного взаимодействия - межличностное взаимовлияние. Взаимовлияние - есть воздействие на другую личность, предполагающее изменение поведения, мыслей и чувств. В основе взаимовлияний лежит механизм подражания, внушения, комфортности.

Мера взаимовлияний зависит от характера межличностных отношений: лица с установившимися положительными отношениями чаще, быстрее, больше поддаются взаимному влиянию, вследствие чего они чаще обнаруживают сходство мнений, оценок и легче приходят к согласию по спорным вопросам.

Третий важнейший феномен межличностного взаимодействия - взаимные действия. Взаимодействия выражаются в содействии, бездействии и противодействии поступкам и деятельности партнера. Н.Н.Обозов.[16,20]

В истории психологии существовало несколько попыток описать структуру этих взаимодействий. Так, например, на Западе большое распространение получила так называемая «теория действия», или «теория социального действия», в которой в различных вариантах велось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались: М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Янг, Фримен. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. В теории Т. Парсонса была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия.У Т. Парсонса в основе деятельности лежат межличностные взаимодействия, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Начинается же все с единичного действия, как некоего «элементарного акта»; из них впоследствии складываются системы действий.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

а) пространственного контакта,

б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность),

в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность),

г) взаимодействия (что определяется, как <систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...>), наконец,

д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Одна из самых известных методик регистрации межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например: человек, получивший высокий балл в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций - как эмоциональный лидер.[1,13]

Межличностные отношения отличаются тремя признаками:

отношение имеет точно определенный конкретный предмет;

отношения могут быть специфичными и общими;

отношения - это специфическая связь, с ситуацией действительности заключающая либо в акцентировании, либо в оценивании ее важности.

Взаимоотношения характеризуют внутригрупповую ситуацию, теснейшим образом связаны с индивидуально-психологическими способностями, но в структуру личности не входят.

Обычно выделяются два вида взаимоотношений: деловые и личные. Появляются дробные разновидности взаимоотношений разной направленности и интенсивности. Взаимоотношения могут быть ситуативными и могут изменяться в различных видах коллективной деятельности.

Уровень отношений человека с миром весьма различен : каждый индивид вступает в отношения, также вступают в отношения и целые группы между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо различить два вида основных взаимоотношений: общественные взаимоотношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности.

В России исследование проблемы психологического воздействия традиционно рассматривалось в теоретическом плане как изучение методов воздействия, а в прикладном — в педагогической и идеологической деятельности. В последнее время особенности акмеологического воздействия в профессиональной деятельности были рассмотрены А.В. Кириченко. За рубежом наиболее известны эмпирические Йельские исследования К. Ховланда, которые посвящены комплексному изучению различных условий, влияющих на принятие человеком воздействующей на него информации. Кроме того, в зарубежной психологической литературе исследуются тактики влияния и манипулирования, их эффективность в зависимости от статуса и должности личности, психологических особенностей взаимодействующих людей, ситуации

Многочисленные исследования подтверждают, что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить «в один ряд» с общественными отношениями, а увидеть в них особый «ряд» отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их.[9,17]

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению к друг другу.

Взаимоотношения накладывают глубокий отпечаток на поведение отдельных членов внутри группы и группы в целом. Раскрываются взаимоотношения в процессе исполнения различных ролей. Важность категории социальной роли для поведения человека не раз обсуждалась в отечественной и зарубежной литературе М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Янг, Фримен и др Авторы подчеркивают, что социальное окружение, установившиеся традиции требуют от человека исполнения самых разнообразных ролей.

При анализе межличностных отношений исследователи В. А. Петровского, А. И. Папкина, М. А. Туревского, Р. Бейлза, С.Милгрема А. С. Горбатенко, В. В. Абраменковой в первую очередь выделяют такое сложное образование, как положение личности в системе внутригрупповых отношений. Причем одним из основных факторов положения личности в системе внутригрупповых координат является социометрический статус, который, по определению Л.И. Шумской, представляет собой «результат многофакторного эмоционально-сплоченного отношения членов группы к моральным, деловым, личным и другим качествам данного индивида».

Неблагополучное положение в системе межличностных отношений, по мнению А.В. Киричук, выступает серьезным препятствием в формировании положительных характеристик качеств личности, тормозом в ее развитии. Это положение обуславливает познавательную активность, влияет на отношение личности к коллективу и его интересам, является одним из факторов нравственного развития.

Межличностные отношения чрезвычайно динамичны. Анализ динамики таких параметров межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство, эмоциональная сплоченность и социометрическая структура группы, позволяет судить о развитии группы в целом.

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно много.[22,25]

Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме темперамента и межличностных отношений. Это связано с их значимостью в жизни и деятельности общества, в формировании личности. Актуальность проблемы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений обосновывается происходящими социально - экономическими процессами в современном обществе, необходимостью развития творческой индивидуальности человека.

Таким образом, межличностные отношения являются важнейшим элементом структуры коллектива и позволяют судить об успешности его функционирования. Анализ литературы показал, что исследованы многие стороны темперамента и особенности межличностных отношений. Проблема индивидуально типологических особенностей во взаимосвязи с содержательными характеристиками менее изучена.

1.2 Психологическое содержание и характеристика темперамента

Учение о темпераменте зародилось в античном мире. Первоначальные истоки учения о темпераменте примыкают к «гуморальной патологии» древнего Востока (Египет, Индия), которая отражала общие взгляды древних народов на природу в целом.

Дальнейшее развитие учение о темпераментах в древнем мире связано с именами Гиппократа, Платона, Аристотеля, Галена и их последователей.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.

И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.[23]

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

И. Гилфорд при помощи факторного анализа выделил тринадцать факторов, образ, структуру темперамента. Многие из полученных факторов содержат черты, характеризующие некоторые особенности межличностного общения уравновешенность в общении, умение не замыкаться в себе, доверчивость, обращение к другим людям более чем к себе и некоторые характеристики эмоциональности: эмоции не перевозбуждаться, умение скрывать чувства, не раздражаться и т.д.). Кроме того, включение особенностей межличностного общения и эмоций выделены в три самостоятельных фактора. Один из них характеризуется как склонность к дружескому общению, формальным и неформальным контактам, к лидерству, отсутствию робости и застенчивости, отсутствию потребности в уединении. Это был фактор межличностного общения, два последующих фактора характеризуют эмоциональность. Первый характеризует, в основном, динамические параметры (легкость, возбудимость, эмоциональность, инфантильность). Второй характеризует качественные особенности эмоций (депрессивность, подавленность, страх, тревогу).[24]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.