бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Детская и юношеская субкультуры

Курсовая работа: Детская и юношеская субкультуры

Содержание

Введение

Глава 1.Детская и подростковая субкультура как фактор социального воспитания

1.1.     Сущность понятия «подростковая субкультура»

1.2.  Основные подходы к  исследованию проблемы молодежной субкультуры

1.3.  Влияние субкультуры на социальное воспитание личности

Глава 2.Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков   

2.1. Диагностический этап исследования

2.2. Педагогические рекомендации

Заключение

Список литературы


Введение.

Актуальность темы исследования – заключается в том, что внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития и  социального воспитания нового поколения. Особенный интерес вызывает проблемы влияния общества и окружения на адаптацию и развитие личности.

Цель работы – выявление   характера влияние субкультуры на социализацию подростков.

задачи:

1. Провести анализ проблем социального воспитания подростков;

2. Раскрыть сущность понятий  социальное воспитание и субкультура;

3. Раскрыть психологические особенности возрастной субкультуры;

4. Показать влияние субкультуры на социальное воспитание подростков.

Объект исследования: особенности процесса социального воспитания подростков.

Предмет исследования: характер влияния детской и юношеской субкультур на процесс социального воспитания.

Гипотеза исследования :

Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет  учитываться характер влияния  детской и юношеской субкультуры на социализацию подростков:

Методы исследования - теоретический анализ источников и документов, наблюдение.

Практическая значимость – на основе изученного материала выявить степень влияния социальной группы и общества на развитие подростка как отдельной личности и определить возможность предотвращения и исправления негативных последствий такого влияния.

Степень разработанности проблемы.                                            

Проблема развития в юношеском возрасте изучается такими науками, как педагогика, психология, социология, досуговедение, правоведение.

В этом плане значительную ценность представляют работы В.А. Крутецкого[14], А.С. Макаренко[16],Д.Б. Эльконина[32], М.Г.Ярошевского[34].

Проблемами социального воспитания детей занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 - 1926 гг. На о. Тау (Самоа) М.Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники.[19]

Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам социализации, ее периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Он  посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях, но самым большим вкладом в развитие не только отечественной, но и мировой педагогики было  разработка и внедрение новой системы обучения, так называемого «Развивающего обучения»[32]

 В трудах Макаренко разработаны важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счете, определяют успех воспитания детей [16].

В нашей стране изучением процесса социализации личности занимался основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Немалый вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина [22], М.Н. Руткевич [22], В.И. Чупров [31] и др.) Несомненно, проблемы социализации связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. Поэтому проблемы исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами, которая развивается обособленно.

Методологической базой исследования послужили идеи А.С. Макаренко о роли коллектива в формировании личности подростка, Б.А. Титова о роли культурно-досуговой деятельности в социализации подростков, Г.И. Фроловой о значении клуба в клубной деятельности коллектива в формировании личности, идеи А.С. Беличевой о значении организации полноценного общения с окружающими для коррекции отклоняющегося поведения.


Глава 1.Детская и подростковая субкультура как фактор социального воспитания.

1.1 Сущность понятия «подростковая субкультура»

Под  культурой  понимаются  убеждения,  ценности  и   выразительные средства, которые являются  общими  для  определённой  группы  людей  и служат для упорядочения опыта и  регулирования  поведения  членов  этой группы. Воспроизводство  и  передача  культуры  последующим  поколениям лежат в основе  процесса  социализации-усвоения  ценностей,  верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система  норм  и  ценностей,  отличающих  группу  от  большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется  под  влиянием  таких факторов, как возраст, этническое  происхождение,  религия,  социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа  от национальной культуры, принятой  большинством,  они  обнаруживают  лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Молодежные субкультуры – феномен городской культуры западного типа. В нем отразились разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сферах, сфере экономики и моды.

Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам – одежда, прически, музыка, места общения и т.д.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и  ценностей  формируется  контркультура.  Известный  пример  контркультуры - хиппи 60-х годов или "система"  в  России  80-х  годов.

Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России. Под  молодежной  субкультурой  понимается  культура   определенного молодого  поколения,  обладающего  общностью  стиля  жизни,  поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен  субъективной "размытости",  неопределенности,  отчуждения  от  основных  нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у  немалого  числа  молодых  людей  отсутствует  четко  выраженная личностная   самоидентификация,   сильны   поведенческие    стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция  отчуждения  в  его экзистенциональном  преломлении  просматривается  как  в  отношении   к социуму,  так  и  в   межгенерационном   общении,   в   контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии,  безразличии к политической жизни общества, образно говоря,  в  позиции  "стороннего наблюдателя".  На  уровне   самоидентификации   проявление   каких-либо определенных  политических   установок   минимально.   Вместе   с   тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими  элитами  в  борьбе  за  власть. "Участие  в  политической   жизни"   в   шкале   ценностных   суждений, предложенных в ходе анкетного опроса среди учащихся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из  старшеклассников  (25,5%) готов  жить  для  других,  даже  если   придется   поступиться   своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает,  что "в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде". "Политикой" интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда  закономерно проистекают и  неопределенные  политические  позиции  старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения  (по самооценке), в то время как вдвое большее  число  либо  вообще  ими  не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно  29,5  и 37,1%).[12]

Существует  мнение,   что   аполитичность   молодежи   закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет,  а  активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться  с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной  жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса  социальная индифферентность  молодых  чревата   необратимыми   последствиями   для будущего страны. Не менее тревожно  и  то,  что  политизация  отдельных групп  молодежи  приобретает  черты   политического   и   национального экстремизма.

Противопоставление образа  "мы"  и  "они"  традиционна,  достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы  и  дети". Однако  сегодня  у  молодого  поколения  нередко  выливается  в  полное отрицание  всех  "папиных"  ценностей,  включая  историю   собственного государства.  Эта  позиция  особенно  уязвима,  если   иметь   в   виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия  в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша"  мода,  "наша"  музыка, "наше"   общение,   а   есть   -   "папино",    которое    предлагается институциональными  средствами  гуманитарной  социализации.   И   здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной  субкультуры  –  это культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого  поколения  приобретает заметные  контркультурные   элементы:   досуг,   особенно   юношеством, воспринимается   как   основная   сфера   жизнедеятельности,    и    от удовлетворенности им зависит общая  удовлетворенность  жизнью  молодого человека.  Общее  образование  для  школьника  и  профессиональное  для студента как бы отходят на другой план перед реализацией  экономических ("зарабатывать деньги")  и  досуговых  ("интересно  провести  свободное время") потребностей.

Наряду с коммуникативной (общение с  друзьями)  досуг  выполняет  в основном  рекреативную  функцию  (около  одной  трети  старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -"ничего неделание"),  в  то время  как  познавательная,  креативная  и  эвристическая  функции   не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

Ценности национальной культуры, как классической, так  и  народной, вытесняются    схематизированными    стереотипами-образцами    массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского образа жизни"  в  его  примитивном  и  облегченном  воспроизведении.  Любимыми героями и в определенной степени образцами для  подражания  становятся, по данным опросов, героини так называемых "мыльных опер" (для  девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для  юношей).   Индивидуального  поведения молодых людей проявляются в таких  чертах  социального  поведения,  как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной  самореализации.  Потребительство  проявляется  как  в социокультурном,  так  и  в  эвристических  аспектах.   Эти   тенденция присутствует  в  культурной  самореализации  учащейся   молодежи,   что косвенно  обусловлено  и   самим   потоком   преобладающей   культурной информации  (ценности  массовой  культуры),   способствующей   фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

Выбор тех  или  иных  культурных  ценностей  чаще  всего  связан  с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не  согласные  с ними легко попадают в  разряд  "отверженных"),  а  также  с  престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Групповые стереотипы и престижная иерархия  ценностей  обусловлены половой  принадлежностью,  уровнем  образования,   местожительством   и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках  неформальной группы проявляется от более мягкого в среде  студенческой  молодежи  до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Данные исследований показывают, что досуговая  самореализация  молодежи осуществляется вне учреждений культуры. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых  людей  воспринимается   как   анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются  приобщением  к  православию,  между  тем  как  народные традиции,  безусловно,  не  ограничиваются  одними  лишь   религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в  формировании  положительных  чувств  в  отношении  к  истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято  называть  “любовью  к Отечеству”. Возникновение такой, а не иной, с указанными  особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом  причин,  среди  которых наиболее значимыми представляются следующие.

1.   Молодежь, живет в общем социальном  и  культурном  пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не  отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково  общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.

2.   Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как  со  стороны родителей, так и  педагогов,  всех  представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному  и культурному инфантилизму, а с другой  -  к  прагматизму  и  социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

3.   Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные  агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный  вид  досуговой  самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура   просто   повторяет телевизионную субкультуру.

Молодежная  субкультура  есть  искаженное зеркало  взрослого мира вещей, отношений и ценностей [9]. Рассчитывать  на эффективную  культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в  содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в  принижении,  деформации  и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется  в  нарастании сцен  и  эпизодов  насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности   (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности  и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на  аудиторию эскалации  сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями.


1.2       Основные подходы к  исследованию проблемы молодежной субкультуры.

Субкультура неразрывно связана и производна от общей культуры.  Культура общества выступает здесь как единство в многообразии, подчеркивается ее принципиально плюралистический, вариативный характер. Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социальной группой людей, например, "субкультура - это социальная, этническая или экономическая группа с особым собственным характером в пределах общей культуры общества"[20] . В таком контексте это понятие используется для определения образцов поведения и ценностей у различных меньшинств. Предметом исследования при таком подходе может выступить субкультура мормонов в США или субкультура старообрядцев в России, субкультура китайской диаспоры в Великобритании или субкультура криминального сообщества (мафии) в Италии. В таком подходе решаются проблема отношений и взаимодействий субкультуры с обществом, проблема сосуществования субкультур. Важно отметить, что в любом определении понятия субкультура подчеркивается принципиально немассовый, в известном смысле эзотеричный ее характер, явное или скрытое противопоставление общей культуре. Вектор становления субкультуры противоположен вектору установления культурного господства.

 «Молодежная субкультура» не сразу стала описываться и анализироваться именно как субкультура (в данной модели). Ей, можно сказать, отказывали в равноправии с иными субкультурами (этническими, религиозными). Ее феномены длительное время рассматривались как «девиации» (отклонения от норм) и как таковые привлекали внимание в большей степени криминологов, чем культурологов. (Собственно начало исследовательских разработок молодежных субкультур связывается с традициями городской этнографии. Оформление собственно научного подхода со своей методологией включенного наблюдения относится к 1920-м годам, когда группа социологов и криминологов из Чикаго начала собирать данные о подростковых уличных бандах и различных девиантных группах. Акцент на исследовании субкультуры девиантных групп молодежи доминировал в течении нескольких десятилетий). Это связано, по-видимому, с природой основного критерия, определяющего специфику молодежи как группы – возрастом. Как показано в работах

В.И.Слободчикова, категория возраста не имеет отражательного статуса и смысла, эта категория складывалась и функционировала стихийно и поэтому включала в себя многие культурно-ситуативные смыслы. Каждый конкретный возраст всегда имеет историю (социокультурные ориентиры) своего возникновения. Возраст специально конструируется в рамках определенной общественной практики и в целях управления этой практикой. Анализ возрастной, поколенческой группы и ее субкультуры, таким образом, должен отличаться от анализа этнических или религиозных общностей (субкультур), прежде всего в отношении механизмов возникновения субкультуры и ее функций.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.