бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДипломная работа: Беременность

Дипломная работа: Беременность

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕРЕМЕННОСТИ.. 4

1.1. Беременность как физиологический процесс. 4

1.2. Роль мотивации беременных и ее развитие. 7

1.3. Роль ситуационных факторов в развитии беременности. 11

1.4. Психологические особенности личности женщины в адаптации к беременности. 18

1.5. Выводы.. 29

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДРОДОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ БЕРЕМЕННЫХ.. 32

2.1 Медико-социальная характеристика женщин фертильного возраста в Калужской области. 32

2.2. Формы и методы оказания психологической помощи беременным в предродовой подготовке. 33

2.2.1. Влияние негативного психологического реагирования беременных на родоразрешение и ребенка. 33

2.2.2. Анализ программ предродовой подготовки. 39

2.2.3 Критерии оказания психологической помощи беременным. 44

2.3. Исследование психологической защиты в программе предродовой подготовки беременных женщин г. Калуги на эмоционально-потребностную сферу и типы психологического реагирования. 45

2.3.1. Формирование психологической помощи беременным. 53

Приложение. 58


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: возрастание числа абортов, преждевременных родов, нарушений родовой деятельности, рождение больных и недоношенных детей. Ставится под сомнение характер оказания социально - психологической помощи беременным женщинам в регионе.

Возникает вопрос, насколько развита система психологической помощи для беременных женщин. Существуют ли специальные программы. Насколько они доступны населению. Нуждаются ли сами женщины в подобной помощи.

Снижение у женщин репродуктивного здоровья ставит перед программами по дородовой подготовке на первый план задачу по урегулированию психоэмоционального состояния, мероприятия направленные на коррекцию тревоги, страхов у беременных женщин, которые, приводят к хроническому стрессовому состоянию у беременных. Эта работа находится в компетенции клинического психолога. Данная проблема звучит в работах: И.В.Добряков (Санкт-Петербург). Психотерапия и перинатальная психология И.Б.Каплун, В.В.Абрамченко (Санкт-Петербург). Особенности психосоматического статуса беременных женщин. Роль психогенных и эмоциональных факторов в формировании и развитии родовой боли. Ж.В. Завьялова (Москва). Психологическая составляющая периода беременности и родов.

А также в работах ряда зарубежных авторов, но их практические рекомендации скорее подходят для нужд европейских стран. Не прозвучала тема отличий эффективности действия различных программ по предродовой подготовке.

Таким образом, мы беремся изучить воздействие различных программ на психологическое состояние беременных женщин.

Объект: беременные женщины

3 группы:

- не имеющие опыта предродовой подготовки;

- прошедшие предродовую подготовку в «школе материнства»;

- прошедшие курс по специальной программе предродовой подготовки

«Живана». Возраст 60 % - от 20 до 25 лет, 40% - от 26 до 32 лет.

Образование: 50% женщин имеют средне специальное, 25% женщин имеют высшее образование, 25% женщин имеют неоконченное высшее образование. Семейное положение: 70% женщин состоит в законном браке, 30% - в гражданском браке.

20% женщин имеют 1 ребенка. 80% женщин - первородящие. 26% женщин беременность не планировали.

Предмет: влияние типа психического реагирования в период предродовой подготовки на формирование психологической защиты.

Цель нашего исследования - изучение формирования психологической защиты у беременных женщин под влиянием предродовой подготовки.

Задачи:

1. Изучение психического состояния беременных, состоящих на учете в женской консультации.

2. Обзор программ по дородовой подготовке.

3. Сравнение результатов исследования женщин, проходивших курс предродовой подготовки по специальным программам «Живана», «Школа материнства» и женщин, не имеющих подобного опыта.

4. Анализ успешности родоразрешения у женщин, не проходивших специальных программ.

Гипотеза: формирование психологической защиты у беременных зависит от эмоционального состояния, мотивации беременности, и способствует нормализации родоразрешения.

В организме беременной женщины происходят грандиозные изменения на физиологическом уровне, которые в свою очередь влияют на психику. От того насколько женщина готова к материнству будет зависеть степень выраженности этих влияний.

Кроме того, на женщину в период беременности воздействует множество обстоятельств, зависимых от нее и независимых. И насколько данные обстоятельства будут стрессогенными, зависит от нескольких причин: типа реагирования на неудачу, болезнь, личностные характеристики, стиль воспитания, наличие социальной поддержки, круг общения.

У беременных с психоэмоциональным стрессом возникают патологии следующего характера:

- токсикоз первой половины беременности;

- раннее развитие гестозов;

- хроническая плацентарная недостаточность в III триместре;

- новорожденные рождаются в состоянии гипоксии различной степени;

- беременность заканчивается срочными родами;

- преждевременными родами, выкидышами.

Таким образом, у беременных с хроническим психо-эмоциональным стрессом нарушается формирование родовой доминанты.

Необходимость проведения предродовой подготовки для всех беременных очевидна. Беременная, хорошо осведомленная о родах, наученная родовому поведению, знающая о внутриутробной жизни ребенка, создает благоприятные условия для его рождения. В результате реализации программы по антенатальному воспитанию происходит редукция негативного эмоционального фона, страхов, тревог и других признаков стресса.

Медики против привлечения женщин на ранних сроках беременности к занятиям по предродовой подготовке. Т.к. считается, что создание тесной психоэмоциональной связи матери и плода, при позднее возникшем выкидыше, наносят больший вред женщине. Вообще медицина ставят под сомнение результативность работы психолога.

Многие беременные женщины не видят необходимости в занятиях с психологом.

Исходя, из проведенного анализа литературы, мы можем утверждать, что во многих случаях, когда нет патологии органического характера, психокоррекция внутриличностных и межличностных конфликтов, длительная, индивидуальная проработка установок беременной женщины снижает риск акушерских осложнений.

Важность проведения психопрофилактической работы уже с первых месяцев беременности мы хотим подтвердить своими исследованиями.

Методы для исследования: изучение данной проблемы в литературных источниках, анализ медицинских карт, экспериментальное исследование.

Сравнение результатов исследования женщин с различным опытом предродовой подготовки даст нам право утверждать о преимуществах психопрофилактической работы.

Исследование психологического реагирования женщин на разных сроках беременности позволит оценить важность проведения психопрофилактической работы на протяжении всей беременности.

Результаты исследования могут быть полезны для медицинского персонала женских консультаций, а также для медицинских психологов, работающих с беременными женщинами.


ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕРЕМЕННОСТИ

1.1. Беременность как физиологический процесс

Беременность – это физиологический процесс, во время которого в организме женщины из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод, способный к внеутробной жизни. Нормально протекающая беременность длиться от 266 до 294 дней (т.е. 40 недель или 10 акушерских месяцев), считая от первого дня последней менструации до родов.

В организме беременной женщины происходит целый ряд изменений, способствующих правильному развитию зародыша и плода, подготовке к родам и кормлению новорожденного. Возникновение и течение разнообразных физиологических процессов, связанных с беременностью, регулируются нервной и эндокринной системами.

Развивающийся организм является раздражителем нервных окончаний матки; раздражения передаются в ЦНС (преимущественно в подкорковые центры), где возникают соответствующие реакции, приводящие к изменению деятельности различных органов и систем. Возбудимость подкорковых структур и спинного мозга во время беременности снижается, это способствует расслаблению мускулатуры матки и обеспечивает матке состояние покоя. Перед родами возбудимость спинного мозга и рецепторов матки резко повышается.

Изменения процессов возбуждения и торможения в коре г.м., взаимоотношений между корой и подкоркой, тонуса вегетативной нервной системы могут приводить к появлению таких симптомов, как сонливость, раздражительность, изменение аппетита, вкуса и обоняния, повышенное выделение слюны, тошнота (иногда рвота) и др. Обычно эти симптомы отмечаются в первые 2-3 мес. и выражены нечетко. [18]

Этапы психосоматических изменений представлены в табл.№1. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Изменения в организме при наступившей беременности

Всевозможные особенности в психологическом состоянии женщин во время беременности можно рассматривать в качестве проявления адаптации организма и личности женщины к наступившей беременности и оценивать эти проявления с позиции различных уровней адаптации.

На биологический уровень адаптации в первую половину беременности заметное влияние оказывает один из яичников, во вторую - матка . Тонус вегетативной нервной системы по мере развития беременности повышается скачкообразно, обнаруживая образование своеобразных критических периодов для материнского организма. Так, в сроки до 12 недель преобладает тонус симпатико-адреналовой системы, во вторую половину 28-30 недель усиливается тонус обоих отделов, но с некоторым преобладанием холинэргических реакций. С позиции анализа нейродинамических процессов эмоциональное состояние беременных характеризуется тем, что при наличии положительного эмоционального фона в последние месяцы беременности имеет место активное состояние корковых процессов, приводящее к увеличению порога болевой чувствительности. В результате отрицательных эмоций, перенапряжения ЦНС ослабевает функциональная активность коры, снижается порог к болевым ощущениям. Как правило, эти состояния зависят от ожидания желанного или незапланированного ребенка, положительный или отрицательный настрой.

Непосредственно перед родами нарастает тревога, проявлением которой может быть гиперактивность беременной, желание ускорить события. Психологические расстройства в последнем триместре наблюдаются в 60 – 80 % случаев.[12]

1й период. Идентификация беременности

Этот период в большинстве случаев начинается и заканчивается еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан с осознанием факта беременности. В редких случаях беременность не осознается, несмотря на уже присутствующий соматический компонент. Изменение в самочувствии, задержка менструации и т.п. могут интерпретироваться как разного рода недомогания. Вопрос о полном неосознании женщиной своей беременности в таких случаях является очень сложным. Имеющиеся в литературе данные, особенно касающиеся женщин, отказывающихся от ребенка, свидетельствуют, что речь должна идти о различных формах игнорирования признаков беременности как варианте личностных защитных механизмов.

2й период. До начала ощущений шевеления

Этот период охватывает вторую половину первого триместра и начало второго. Физиологически он характеризуется появлением симптоматики беременности, неприятными физическими ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии. Считается, что в первом триместре наиболее выражена тревожность, резкая смена настроений, появляется раздражительность, снижается общая активность. Физиологической основой этих изменений является гормональная перестройка. Адаптивное значение изменения эмоционального состояния состоит в ограничении контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и успешному развитию плода на первых неделях, наиболее в этом отношении опасных. Такое же поведение наблюдается у всех приматов. У орангутангов, у которых спаривание не регулируется появлением у самки внешних признаков овуляции и возможно в любое время, описанное состояние самки способствует распаду пары или, по крайней мере, прерыванию половых отношений.

Беременные женщины по-разному оценивают свои состояния, как физические, так и эмоциональные. Некоторые их интерпретируют как усталость, сонливость, желание побыть одной или «сваливают» все на тошноту и дурноту. Другие «цепляются» за каждую внешнюю причину для слез, обид и т.п. Характерные для первого триместра недомогания также оцениваются и переживаются по-разному. Этот период для матери весьма существенен в развитии ее материнской сферы. Появление ребенка становится реальным фактом. С другой стороны, еще нет никаких его конкретных признаков. Чувство матери свободно от внешней стимуляции, присущей живому ребенку, и как бы в «чистом виде» отражает все стартовые содержания материнской сферы. Однако она уже имеет возможность на своем опыте прочувствовать происходящие изменения и подготовиться к более серьезным. Можно сказать, что это первый опыт приспособления себя к нуждам будущего ребенка, опыт интерпретации своих переживаний с точки зрения себя как матери.

3й период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка

Первые ощущения шевеления ребенка начинаются в середине второго триместра. Этот период является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери. Стабилизируется гормональный фон, исчезают симптомы недомогания, еще нет ограничения подвижности и увеличения физической нагрузки. Настроение становится более устойчивым и в норме переходит от астенического к стеническому. Женщина уже свыклась с фактом беременности, неизбежностью изменений, у нее было время представить себе не только то, что она теряет, но и то, что приобретет с рождением ребенка. Появление шевелений позволяет конкретизировать образ ребенка и дает богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. Сами первые шевеления ребенка слабы и сначала трудно различимы. По своему физическому характеру они относятся к приятным ощущениям. Их интерпретация как пугающих или неприятных имеет только субъективные основания. Нередко женщина постоянно вслушивается в свои ощущения с целью «поймать» начало шевеления. Факт начала шевеления и сами шевеления отлично помнятся в течение долгих лет. Исключение составляет общее игнорирующее отношение к беременности. Сроки начала ощущений шевеления могут быть от 15 недель до 28-30, в среднем 18-22 недели.

4й период. Седьмой и восьмой месяцы беременности

Третий триместр беременности как с медицинской, так и с психологической точки зрения, считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстрее устает, затрудняется двигательная активность, часто ухудшается сон. Отмечается некоторое повышение тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового периода. Наряду с этим ощутимо снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду. Общее ограничение физической активности и одновременное повышение нагрузки.

5й период. Предродовой

Физиологически этот период является очень важным. Происходят изменения в тканях, костной системе, обеспеченные гормональным фоном и способствующие гибкости и эластичности костно-мышечной системы. Одновременно идет накопление энергетических запасов организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном состоянии это отражается как снижение активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное «отупение». Все это влияет и на ребенка. Адаптивное значение этих изменений вполне конкретно. Ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования, что предохраняет от преждевременных родов. Ребенок не страдает от меньшей двигательной активности, хотя его возможности уже серьезно ограничены тесным пространством матки.[15]

Беременность — это психофизиологический процесс. Уже накануне принятия решения о зачатии и на протяжении девяти месяцев происходят большие изменения не только в соматике, но и в психике женщины. Надо помочь женщине избавиться или погасить отрицательные психические проявления и усилить положительные.


1.2. Роль мотивации беременных и ее развитие

Рождение ребенка не отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения.

Под перинатальными процессами целесообразнее понимать все происходящее вокруг рождения и связанное с ним.

Такой подход позволяет обращать внимание не только на изучение закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, но и мотивов зачатия, психологии беременных, сложных процессов в системах «мать — дитя», «семья, ожидающая ребенка», « семья новорожденного» и др.

Общеизвестно, что «беременность для женщины является периодом повышенного риска для соматического и психологического здоровья». Невротические состояния «легкого» регистра встречаются у 30—80% беременных и рожениц. К ним относятся астенические, депрессивные и истерические состояния, неврозы, психосоматические нарушения.

Соматическому здоровью в женских консультациях врачами (акушерами и терапевтами) уделяется достаточно внимания, в то же время предоставление психотерапевтической помощи вообще не предусмотрено. Еще до зачатия, при планировании деторождения, семья часто нуждается в консультации психотерапевта. Мотивы желания ребенка могут быть конструктивными, укрепляющими семью, создающими благоприятные условия для вынашивания беременности, родоразрешения и могут быть деструктивными и препятствовать этому.

Учитывая тот факт, что беременность не всегда планируется, немаловажное значение в решении вопроса о необходимости оказания психотерапевтической помощи является выяснение мотивов сохранения женщинами случайной беременности.

Из проведенных исследований стало очевидным, что большинство женщин рожают детей исходя из отношения к другим (80%), по отношению к себе (20%)

д о м и н и р у ю щ а я к о н с т р у к ц и я

Отношение к значимым людям 27.7%
Отношение к социальному окружению 56.7%
Изменение личной ситуации "Я" 13.4%
Отношение к здоровью 8.6%

д е т е р м и н а н т а м о т и в а ц и и

Ради ребенка 19.0%
Ради любимого 7.7%
Соответствие социальным ожиданиям 21.0%
Протест 4.5%
Сохранение отношений 27.8%
Отказ от прошлого 3.8%
Уход от настоящего 8.6%
Сохранение здоровья 7.6%

Первые два мотива проявляются как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, остальные обычно не осознаются женщиной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.