бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДипломная работа: Влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения в зрелом возрасте

Дипломная работа: Влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения в зрелом возрасте

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Университет Российской Академии Образования

Психологический факультет

Кафедра психологии

Дипломная работа

Влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения в зрелом возрасте

Ткаченко Елена Викторовна

«Допущен к защите»

________________2006г.

Декан психологического фак-та

___________________________

____________________Подпись

Зав.кафедрой Москалюк В.Ю.

____________________Подпись

Научный руководитель

Москалюк В.Ю.

____________________Подпись

Рецензент___________________

____________________Подпись

Воркута 2006


Содержание:

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава 1.

1.1. Психодинамические (темпераментальные) особенности

личности. Теоретический обзор……………………………..……………… 8

1.1.1. Физиологические основы темперамента………………..………….. 13

1.1.2. Социальная природа темперамента……………………..………….. 17

1.2. Методологические подходы к исследованию темперамента………. 23

1.2.1. Авторские подходы к изучению темперамента…………………...... 28

Глава 2. Проблема общения в зрелом возрасте. Особенности, стили

общения………………………………..……………………………………... 33

2.1. Психология зрелого возраста………………………………………….. 42

Глава 3. Экспериментальная часть. Исследование влияния психодинамической особенности личности (темперамент) на стилевые характеристики в зрелом возрасте………………………………………................................... 51

3.1. Методы и методики исследования………………….………………….. 51

3.2. Организация и проведение исследования……………………………... 63

3.3. Анализ и интерпритация результатов……………….…………………. 64

Заключение……………………………………………………..……………... 71

Список литературы…………………………………………..……………….. 73

Приложения


Введение

С древнейших времен человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, ка­ковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет осно­ву и предмет междисциплинарных исследований.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и других. Однако теоретические  исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода:  философско – литературный, клинический и собственно экспериментальный.

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется  развитие личности, значительно расходятся. Эти  расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных  социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются, на­ряду с термином “личность”, такие термины, как “человек”, “инди­вид”, “индивидуальность”. Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова упот­ребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхожде­ние с момента выделения Homo sapiens. Индивид - это единич­ный представитель человеческого рода, конкретный носитель  всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, пот­ребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае упот­ребляется в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологи­ческих факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно.

Потребности, интересы, идеалы, установки и ценности личности определяют, что хочет человек, его способности — что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть — каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент взрослого человека связан с типом нервной системы, последний хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.

Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, таким образом,  акцент делается на социальном начале. Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (В.Д. Парыгин. Основа социально-психологической теории. М., "Мысль" 1971).

Достаточно условно многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к другу в рамках тех или иных социально принятых и профессионально раскрываемых ролей.

Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решить задачи какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатия и антипатия, доверие и недоверие, уважение и презрение.

В отличие от делового такое общение можно назвать личностным, поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные знания и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм - альтруизм), к совместной деятельности (ответственность - безответственность), к себе (критическое - некритическое).

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими  в общении людей по отношению друг к другу). И межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Целью нашей работы является изучение влияния психодинамических особенностей личности (темперамента)  на стиль общения в зрелом возрасте.

Объектом исследования является личность в зрелом возрасте.

Предмет исследования – влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на выбор стиля общения в зрелом возрасте.

Гипотеза: мы исходим из предположения, что психодинамические особенности (темперамент) влияют на выбор стиля общения в зрелом возрасте.

Актуальность: Исследования, посвященные взрослости, уступают по объему исследованиям, посвященным дошкольному или подростковому возрасту. Недостаточно изученным является и влияние темперамента на стиль общения. Исследования в этой области в свете социально-экономических и политических событий в стране и в мире приобретают особую актуальность. Институализация науки сегодня приобретает масштабы интеграционного взаимодействия представителей различных стран. Общение на уровне научного интернационального сообщества ставит перед его отдельными представителями не просто языковые, конфессиональные и культурные проблемы, но и проблемы организации непосредственного общения, в котором существенными для адекватного взаимодействия и понимания являются способности собеседников варьировать коммуникативные программы или общая психическая активность, их быстрая речь или природная экспрессивность.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались две основные задачи:

1.         Ознакомление с литературой по теме исследования.

2.          Исследование психодинамических особенностей (темперамент) и  стилей общения людей зрелого возраста.

Практическая ценность работы состоит в том, что

1.         результаты и материалы данной работы могут использоваться в практике практического психолога, работающего на предприятии,  в организации; при подготовке к лекциям и практическим  занятиям по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации.

2.         данная работа расширяет и углубляет имеющееся  представление о психодинамических особенностях (темперамента).

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.


Глава I

1.1. Психодинамические (темпераментальные) особенности личности. Теоретический обзор

Интерес к проблеме темперамента связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. [15]

Как правило, темперамент относят к биологически обусловленным подструктурам личности [23]. Когда говорят о темпераменте, имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остаётся спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо [Небылицын,  23].

Темперамент отражает динамические аспекты поведения преимущественно врожденного характера [23], поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства конкретного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию [Небылицын, 23]. Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента [23].

Темперамент (от лат. Temperamentum – надлежащее соотношение частей) – характеристика индивида со стороны динамических его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих деятельность психических процессов и состояний. [В.Д. Небылицын, 23]

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду в первую очередь динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпе психической деятельности [Рубинштейн С.Л., 23]. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого - то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида [Рубинштейн С.Л., 23].

Отсутствие необходимых знаний не позволяло длительное время дать подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И.П.Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов [20].

Для темперамента показательна сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости [Рубинштейн С.Л., 23]. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение — более слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может — в зависимости от очень изменчивого состояния личности — вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию. Весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: реакция в этом смысле совсем неадекватна «раздражителю» [23].

Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в другой момент. Эти различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности [23].

Существенным выражением темперамента является также скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно отличать их темп (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними), и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя темперамент, надо иметь ввиду не только среднюю скорость протекания психических процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам, или, наоборот — от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других — как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут совершаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут совершаться порывистыми толчками [23]. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения [23].  Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Однако сенсомоторная реакция никак не может служить ни исчерпывающим, ни адекватным выражением темперамента человека, Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется, прежде всего, в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимое от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной, у одних как будто кто - то, по словам Горького, «всю кожу с сердца содрал» [23], до  того они чувствительны к каждому впечатлению; другие – «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие — сильное или слабое,— которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление — даже сильное — оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления [Рубинштейн, 23].

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости — в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность,— и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или понижением вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью [Рубинштейн, 30].

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой возбуждений, скоростью, с которой они (возбуждения) овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу [Рубинштейн, 30]. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность, и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.