бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДипломная работа: Влияние пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на его социально-педагогическую адаптированность

Дипломная работа: Влияние пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на его социально-педагогическую адаптированность

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


ВЛИЯНИЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ НУЖДАМИ ребенка СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ НА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТИРОВАННОСТЬ

Выпускная квалификационная работа

Специальность 050711 Социальная педагогика

Тотьма

2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. теоретические подходы к анализу проблемы жестокого обращения с ребенком в семье

1.1 Характеристика понятия «жестокое обращение с ребенком». Пренебрежение нуждами ребенка как один из видов жестокого обращения с ребенком

1.2 Социально-психологические особенности подростков, переживших жестокое обращение в семье

1.3 Социально-психологическая адаптация и адаптированность детей, пострадавших от жестокого обращения

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ НУЖДАМИ ребенка СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ НА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТИРОВАННОСТЬ

2.1 Организация исследования

2.2 Анализ результатов и выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9


ВВЕДЕНИЕ

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми.

В России наметилась отчетливая тенденция возрастающего интереса к проблемам детства. В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных если не на решение этих проблем, то хотя бы на сглаживание их остроты. У истоков детской наркомании и алкоголизма, преступлений стоят проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Эти проблемы, несомненно, являются весьма острыми и требуют незамедлительных решений.

Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком. Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием.

Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу переплетенности разных проблем: сформированного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности. Социальному педагогу приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю. Перед социальным педагогом стоит вопрос: как изменить отношение ребенка к труду, спорту, другим людям? Что может стимулировать его на положительную деятельность, как отвернуть его от нравственно постыдных поступков? Как подвести ребенка к процессу саморазвития и самоактуализации?

Цель социального педагога в работе с детьми, подвергшимися жестокому обращению, состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через прошлое и самостоятельно изменить свою жизнь.

Поэтому, в настоящее время как никогда важно выявить проблемы пренебрежения нужд детей со стороны родителей, продумать пути их решения, для того, чтобы помочь детям в борьбе с насилием.

В исследованиях Н. Середа анализировалась деятельность государственных и общественных организаций, оказывающих помощь жертвам домашнего насилия. В работах Шведовой Н. рассматривались вопросы, связанные с проблемами роста насилия во всех его формах, в том числе насилие в семье. Кроме того, в совместной работе Писклаковой М. и Синельникова А. Рассматривались исторические, культурные аспекты домашнего насилия. В практическом исследовании Карева А. и Забалдыкиной Е. рассматривается такой вид помощи пострадавшим от домашнего насилия, как телефонное консультирование. В исследовании подробно рассматривается эффективность данного вида помощи [14, c. 25].

Актуальность проблемы пренебрежения нуждами ребенка заставляет всех задуматься над значимостью этого явления, что и определило тему работы «Влияние пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на него социально - психологическую адаптированность».

Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации детей, подвергшихся моральной жестокости со стороны родителей.

Предмет исследования: влияние пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на его социально - психологическую адаптированность.

Цель работы заключается в изучении влияния пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на него социально - психологическую адаптированность.

Задачи работы:

1.         Изучить литературу по проблеме исследования и дать ее анализ;

2.         Определить виды жестокого обращения с детьми и дать их характеристику;

3.         Выявить особенности адаптации детей, нужды которых пренебрегались со стороны родителей;

4.         Разработать рекомендации социальному педагогу для работы с детьми, нужды которых пренебрегаются со стороны родителей.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей, по отношению к которым родители пренебрегают удовлетворением потребностей, низкий уровень СПА, проявляющийся в: неприятии себя, ухода от проблем.

Проблема исследования заключается в определении особенности социально-психологической адаптации детей, удовлетворением потребностей которых пренебрегают родители.

Методы исследования:

·          теоретические:

ü   анализ специальной и научно-методической литературы по проблеме жестокого обращения с детьми;

·          эмпирические:

ü   тестирование.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении показана актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, обозначена проблема и гипотеза исследования. В первой главе рассматриваются категории жестокого обращения с детьми. Вторая глава посвящена организации исследования по данной проблеме. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования. Список литературы составляет 26 источников.

Практическая значимость: данную работу могут использовать в своей деятельности социальные педагоги, студенты, занимающиеся изучением данной проблемы.


ГЛАВа 1. теоретические подходы к проблеме жестокого обращения с ребенком в семье

1.1 Характеристика понятия «жестокое обращение с ребенком». Пренебрежение нуждами ребенка как один из видов жестокого обращения с ребенком

Во многих странах семейное насилие рассматривают как серьезную социальную проблему.

Термин «насилие», согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова [15, c.45], может быть истолкован как: 1) принуждение, понуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы; 2)принудительное воздействие на кого-либо; 3) притеснение, беззаконие.

По мнению Е.Н. Волковой [5, c.65], насилие – это физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка [5, c.72].

И.А. Алексеева считает [1, c.44], что жестокое обращение с ребенком – это причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, угроза его развитию или жизни.

Для объяснения механизмов и причин насилия вообще и семейного насилия в частности в различных научных дисциплинах используются следующие концептуальные подходы.

В рамках социологического подхода ведущим фактором считается социокультурная обусловленность, т.е. насилие является стереотипом семейных отношений, принятым в данной группе населения и воспитанным с детства, а также воздействие социальных факторов (социально-экономическое положение индивида, безработица, плохие жилищные условия и пр.) [1, с.39].

С позиции психологического подхода насилие рассматривается как результат либо негативного личного жизненного опыта, «травмы детства», либо алкоголизма и психопатологии, либо как симптом дисфункционирования семьи. Плохое обращение может также рассматриваться как результат деструктивного семейного взаимодействия, когда один из членов семьи (ребенок) независимо от наличия или отсутствия у него специфических психосоматических характеристик или особенностей поведения воспринимается как имеющий отклонения или как «трудный» (обуза), что вызывает риск плохого обращения [21, c.38].

Вообще насилие часто становится орудием установления власти и неадекватного самоутверждения. В момент применения насилия человек ощущает всю полноту своей власти (хотя бы «здесь и сейчас») над другим. Под самоутверждением понимают желание повысить свою самооценку, уровень самоуважения, заявить о чувстве собственного достоинства, значимости своей личности для других. Таким образом, агрессивные и насильственные действия могут стать для человека средством преодоления своих внутренних психологических проблем, неуверенности в себе, субъективно ощущаемой слабости [7, с.65].

С позиций системной семейной психотерапии жестокое обращение в семье – показатель дисфункционирования семейной системы, структурный признак нарушения внутрисемейных отношений, попытка неадекватными средствами стабилизировать семейную систему (например, насилие может применяться в контексте борьбы за контроль, порядок и власть в семье). И если существующие проблемы внутрисемейных отношений (изначально не связанные с насилием) не устранить, то насилие принимает либо хронический, либо циклический характер [4, с.82].

Социально психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который ребенок получил в семье. Например, с одной стороны, среди мужей, избивающих своих жен, количество тех, кто в детстве был свидетелем подобного отношения отца к матери, в 3 раза больше, чем число тех, кто воспитывался в благополучных семьях. С другой стороны, настоятельная потребность в самоутверждении в мужской роли обычно наблюдается у тех насильников, которые в детстве подавлялись матерью, находились под ее жестким контролем. Ощущение такого материнского доминирования сохраняется в сфере бессознательного и бывает настолько травматичным, что детерминирует совершение тяжких посягательств [18, с. 81].

Выявлено также, что каждый второй из тех детей, кто воспитывался в жестких условиях, впоследствии применяет насилие в отношении своих пожилых родителей, тогда как только один из четырехсот среди тех, кто не подвергался плохому обращению в детстве, в дальнейшем ведет себя агрессивно [10, с.69].

Проблема семейного насилия рассматривается также в терминах «власть» и «контроль». Унижая жертву, ущемляя ее права и свободу, обидчик получает возможность ощущать свою власть над ней, утверждать ее зависимость, контролировать ее жизнь [8, с.28].

В теории и практике социальной работы в настоящее время также существует несколько различных подходов к объяснению причин возникновения насилия в семье. В соответствии с одним внимание акцентируется на влиянии психологических (внутреннее напряжение, стресс, хронические психические заболевания насильника) либо психосоциальных факторов (внутрисемейные взаимоотношения и семейная история). Согласно другим подходам отмечается воздействие таких ситуативных факторов, как наркотическое или алкогольное опьянение, материальные трудности, зависимость жертвы, провокационное поведение со стороны жертвы, дестабилизирующее влияние внешней среды (возраст, безработица, профессиональные и другие проблемы насильника, его социальная изоляция) и др. [5, с.23].

Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми:

1)         физическое насилие,

2)         сексуальное насилие,

3)         пренебрежение потребностями ребенка,

4)         эмоциональное насилие.

В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений [1, с. 35].

Большинство теоретических объяснений причин и источников насилия над детьми позволяет выделить две основные группы факторов, приводящих к насилию [2, с.182].

К первой группе относят особенности общества, в котором проявляется насилие: характер социально-экономических условий, уровень безработицы, бедность, наличие войн и военных действий, уровень преступности, слабость законов, отсутствие целостной и действенной системы защиты детей, а также особенности установок общества с точки зрения терпимости к насилию являются эффективным способом воспитания [2, с.184].

Отличительной особенностью российского менталитета является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Именно христианское принятие страдания, терпение являются ключевыми для характера русского народа. Жертвенность признается одной из ведущих социальных установок в обществе. Более того, проявление насилия часто понимается как знак внимания («Бьет, значит, любит» - хорошо известная российская поговорка). Отрицание того, что жестокое с детьми случается слишком часто в нашем обществе, или отрицание того, что эта проблема является серьезной, приводит к тяжелым последствиям. Это означает, что предотвращение, вмешательство и терапевтическая помощь имеют в своем распоряжении слишком мало средств и поддержки для противостояния насилию. Это, в свою очередь, означает, что жестокое обращение с его многочисленными жертвами и правонарушителями может продолжаться еще целые поколения без разоблачения и вмешательства [13, с.39].

Вторая группа причин насилия над детьми связана с особенностями семьи и характером семейных отношений, в которых воспитывается ребенок. Ученые определили, что причиной плохого обращения являются личные качества родителей [2, c.301].

Искажение семейных отношений породили такое распространяющееся явление, как «социальное сиротство» - утрата детьми родительской помощи и заботы при живых родителях. Для многих современных детей родительский дом никогда и не был спасительной гаванью, поскольку жестокое обращение с детьми нередко является основной причиной, заставляющей их бежать из дома и искать спасения на улице [14, с.224].

Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относиться к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника. Всякое насилие приводит к чувству ожидания опасности или беспокойства. Дети и подростки, которые испытали насилие, чувствуют боль, страх, бессилие, испуг и замешательство, смущение и стыд, они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себя соучастниками или виновниками [24, с.62].

Многие, наоборот, чувствуют вину матери, так как они не могли довериться ей без страха. В глубине души некоторые дети сознают, что это не их вина, но большинство все-таки считает, что насильственное обращение с ними обусловлено их поведением, их характером или их положением в семье. Поэтому они вынуждены постоянно все скрывать и молчать, что, в свою очередь, усугубляет последствия насилия [6, с.42].

Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого ее члена.

10% детей, переживших насилие в подобных семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения. Основная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвергались в семьях различным видам насилия [23, с.84].

Пренебрежение нуждами ребенка как одно из видов насилия и его последствия:

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых [5, с.83].

Причинами безразличного отношения к нуждам своих детей могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями в семье и т.д. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят и от социального статуса семьи [5, c.84].

Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Пренебрежение нуждами ребенка имеет место не только в случае, когда в семье отсутствуют материальные средства, иногда родители или лица, их заменяющие, ведут себя так, злоупотребляя своими правами и пользуясь беззащитностью и зависимым положением ребенка [4, c.13].

Формы пренебрежения нуждами ребенка:

·          оставление ребенка без присмотра;

·          непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;

·          непредоставление медицинской помощи ребенку;

·          отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

·          отсутствие возможности получения адекватного образования и др.

Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием [19, с.92].

В противном случае дефицит внимания со стороны родителей приводит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде, им никто специально не занимается, а сам ребенок не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития.

Дети из таких семей часто либо с очень раннего возраста помещаются в круглосуточные ясли, детские сады, санатории и т.п., либо вовсе не посещают дошкольные учреждения, так как родители не способны регулярно отводить и забирать их, следить за внешним видом, удовлетворять требованиям детского учреждения, оплачивать пребывание в нем. Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержкам физического и психического развития, которые, как правило, обнаруживаются в момент поступления ребенка в школу [19, c.93].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.