бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Анализ политического сознания студенческой молодежи

Курсовая работа: Анализ политического сознания студенческой молодежи

ФЕДЕРАЛЬОНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-гуманитарный университет

Кафедра социальной работы

Курсовая работа

"АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ"


КИРОВ

2008


Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

1. Теоретически основы формирования политического сознания у студенческой молодежи_____________________________________________________________ 6

1.1 Особенности молодежи как социальной группы__________________ 6

1.2 Сущность категории «политическое сознание личности»__________ 21

1.3 Феноменология политического сознания студенческой молодежи___ 29

2. Практическое исследование политического сознания студенческой молодежи 35

2.1 Анализ исследования политического сознания студенческой молодежи 35

2.2. Методические рекомендации по формированию политического сознания студенческой молодежи________________________________________ 51

Библиографический список_____________________________________ 55


Введение

Последние годы являются для всего российского общества определяющими с точки зрения содержания политических событий. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 2 декабря 2007 года и выборы Президента РФ 2 марта 2008 года заставили заново пересмотреть свои политические взгляды большую часть обладающего правом голоса населения. Безусловно, фиксация этих взглядов и их последующее изучение являются необходимым элементам для понимания общих политических настроений в обществе, социальных проблем, особенностей политического сознания.

В нашем исследовании мы коснемся изучения политического сознания молодежи, каким оно является на момент смены структур власти. Изучение необходимо для выявления всех проблем политического сознания во время преемственности выбранного курса, для их последующего учета при организации целенаправленной молодежной политики, создания перспектив на будущее, так как молодежь – это то, что послужит основой будущему обществу.

Изучение данной проблематики в России активно велось в рамках нескольких научных дисциплин, таких как социология, психология, политология. Известны труды Зубок Ю.А. «Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи», Ильинский И.М. «Молодежь планеты», Ручкин В.А. «Молодежь-97: надежды и разочарования», Ольшанский Д.В. «Психология масс». Однако политическое сознание очень гибко и легко меняется под влиянием происходящих событий в мире, стране и регионе. Появляется необходимость во все более новом исследовании. В результате возникает потребность в фиксировании, изучении, анализе динамики изменения политического сознания молодежи. Особенно важно оценить изменения на пути обновления структур власти.

Необходимость данного исследования ставит перед нами основную цель – выявить специфику политического сознания студенческой молодежи.

Объект исследования: политическое сознание общества.

Предмет – политическое сознание студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.         Рассмотреть особенности молодежи как социальной группы.

2.         Выявить сущность категории «политическое сознание».

3.         Проанализировать феноменологии политического сознания молодежи.

4.         Изучить специфику политического сознания студенческой молодежи.

5.         Разработать методические рекомендации по формированию политического сознания молодежи.

Теоретическую базу исследования составляют положения и выводы о ценностных ориентациях современной молодежи Семенова В.Е., а также труды Сорокина О.В. связанные с особенностями формирования политического сознания современной российской молодёжи.

Методы, с помощью которых проводилось исследование: теоретический анализ литературы, изучение документации, анкетирование.

Экспериментальной базой проведения исследования выступили три крупнейших ВУЗа г. Кирова: Вятский государственный гуманитарный университет, Вятский государственный университет и Вятская государственная сельхоз академия. Выборочная совокупность составила 106 человек в возрасте от 18 до 22 лет.

Исследование состоит из двух глав, заключения, списка литературы. В 1 главе раскрыта сущность теоретических основ формирования политического сознания у молодежи.

В первом параграфе исследуются подходы к понятию категории «молодежь», дается определение этому понятию, выявляются возрастные границы, определяется социальный статус, а также ценностные приоритеты молодежи.

Во втором параграфе определяется сущность категории «политическое сознание», а также её структурных элементов.

В третьем параграфе рассматривается феноменология политического сознания современной российской молодежи.

Практическая значимость исследования определяется результатами анкетирования, отражающими состояние политического сознания студенческой молодежи г. Кирова. Все разработанные рекомендации могут применяться или учитываться при создании определенных специфических программ, использоваться в других научных работах, а так же приниматься во внимание при принятии политических решений относительно молодежи.


1. Теоретически основы формирования политического сознания у студенческой молодежи

1.1 Особенности молодежи как социальной группы

При выделении особенностей молодежи как социальной группы в первую очередь необходимо дать четкое определение понятию «молодежь». Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Существуют серьезнейшие противоречия между формальным (календарным) возрастом, с которого в конкретном обществе отсчитывается начало молодости, и реальным уровнем социально-психологического, социального развития ребенка, достигшего этого возраста; между социально-нормативными требованиями к статусу и поведению молодых и индивидуальным многообразием социального взросления, социализации.

Многое для понимания молодежи может дать лингвосемантический анализ. Он нацелен на сопоставление терминов русского и иностранных языков, фиксирующих те или иные этапы жизненного пути и уровни зрелости. Некоторые из них характеризуются большой степенью жесткости, например, в английском языке: Infancy - младенчество (раннее детство); childhood - детство; adulthood - взрослость; oldage - старость. И действительно, рубежи между ребенком, взрослым и пожилым довольно четкие и в современном общественном сознании бесспорны. Но даже эти термины многозначны. Вошедшие в научный оборот понятия инфантильный, инфантилизм характеризуют особое социально-психологическое качество, когда у взрослого человека остаются доминирующими черты психического склада, свойственные детям. Гораздо менее строги термины, выражающие различные проявления юности, молодости. Уже в русском языке это: отрочество, юность, молодость; подростки, молодые люди, юноши, девушки, молодежь. Столь же многообразны подобные термины и в английском языке: youth, adolescence, young people, adolescent, teenager. В одних случаях в этих терминах отразилось «многовековое» несамостоятельное, зависимое положение молодежи: «отрок», «хлопец» (от холопа). В других случаях в языке отражаются разные социальные задачи того или иного возрастного этапа. Так, в английском языке child -и ребенок, дитя, и «порождение»; adolescent - от лат. «ad + oles cera» (выращивать) - подросток (или лучше по-польски - wyrostek) - выросший. Кстати, насколько различный по подходу смысл имеют два эти значения: «меня выращивают» и «я расту, подрастаю». Наконец, проявляется и нечеткость словоупотребления: подростки = молодежь. Так, в немецком языке Jugend означает и юность, и молодость. Это отражает зыбкость, подвижность возрастных границ, что наиболее наглядно проявилось в английском teenager- тинэйджер, подросток в возрасте от 13 до 19 лет (teen) [18].

Сложность и многогранность самого феномена молодежи, зыбкость и подвижность возрастных границ молодости определяют наличие в научной литературе довольно многочисленных подходов и определений молодежи и молодости. Выделим наиболее типичные из них;

• психофизиологический подход - молодость - это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);

• социально-психологический подход - молодежь - «определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а потому - всеми особенностями возрастного класса»;

• конфликтологический подход - молодость - это «трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни»; «длящийся конфликт между индивидом и обществом»; «проблемная стадия в развитии человека»;

• ролевой подход - молодость - это «особая поведенческая фаза в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого»;

• субкультурный подход - молодежь - это группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями;

• стратификационный подход - молодежь - это социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками; со специфичными социальными позициями, статусом и ролями;

• социализационный подход - молодость - это период социального роста, первичной социализации. «Главная цель юности - самоопределение, персонализация. В юношеском возрасте бурно развивается чувство индивидуальности»;

• интеракционистский подход - молодость - это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности поведения;

• аксиологический (ценностный) подход - молодость как социально значимый, важный этап жизненного цикла человека;

• субъективный подход - молодость - это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста;

• процессуальный подход - молодые - это те, кто не завершен, не интегрирован, находятся в состоянии становления, формирования.

Опираясь на эти разнообразные подходы, сегодня важно обобщить то позитивное, что есть в опыте зарубежных и отечественных юнологов. Поэтому не будем оценивать или критиковать их. Подчеркнем другое:

• необходимо учитывать различные реально существующие подходы;

• важно видеть, что множество определений связано со спецификой угла зрения на молодежь и ее проблемы с позиций конкретных научных дисциплин (психология, культурная антропология, социология и т.д.) и исследовательских установок;

• знакомство со всем спектром подходов и определений молодежи позволяет выделить те компоненты, которые должно включать интегративное определение.

Интегративное определение молодежи охватывает:

• возрастные границы и социально-психологические особенности;

• специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения (в том числе - повседневные молодежные практики);

• специфику молодежи как социально-демографической группы; ее самоопределение и самоидентификацию;

• процесс социализации в единстве социальной адаптации и индивидуализации.

Интегративный подход позволяет рассматривать молодежь в единстве объективных и субъективных характеристик. Целостное видение молодежи в конечном счете требует выявления системного качества этой целостности. Именно оно и должно быть основой для социологического определения понятия «молодежь». Еще в конце 1960-х гг. социологом В.Т. Лисовским было сформулировано такое обобщенное определение: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого». Одновременно во многом сходное, хотя и более широкое определение молодежи дал И.С. Кон [19]: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры, закономерностей социализации, которые свойственны данному обществу».

Получают распространение представления о молодежи, связывающие разные подходы. По мнению Ф.Р.Филиппова, молодежь - «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования» [21].

Другой вариант такого же целостного подхода предложен И.М. Ильинским [6]. Он акцентирует внимание на существенных характеристиках молодежи, которые должны быть отражены в её интегративном определении. Молодежь - это:

• часть общества, большая специфическая возрастная подгруппа;

• носитель огромного интеллектуального, творческого потенциала;

• явление конкретно-историческое, социальный аккумулятор общественных трансформаций;

• объект и субъект социализации; субъект самоидентификации, самоосознания своих интересов;

• ресурс и потенциал будущего.

В известной мере обобщающим может рассматриваться подход В.И. Чупрова [22], выделяющего в рамках социологии молодежи (и зарубежной, и отечественной) основные ориентации в понимании и определении молодежи, молодости:

• молодежь - возрастная группа;

• молодость - определенный этап жизненного цикла;

• социальный статус, определяемый возрастом;

• молодежная субкультура;

• социальная сущность молодежи определяются её ролью и местом в общественном воспроизводстве.

Жизнь показала плодотворность этих определений, прежде всего - в соотнесении молодежи с возрастным социальным статусом, с процессом социализации. Но сегодня необходимо и их уточнение. Одно из таких интересных уточнений (с позиций тезаурусного подхода) предложено А.И. Ковалевой и В.А. Луковым. Они выделили ряд признаков, характеризующих молодежь как социальную группу:

• освоение и присвоение социальной субъектности;

• переход (на определенном этапе жизни) от свойства быть объектом социализации к свойству быть субъектом социальной деятельности;

• наличие социального статуса молодых и самоидентификации как молодых;

• распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие её символический и предметный мир [7].

Анализируя все вышеизложенные подходы к определению понятия «молодежь» необходимо выделить то, которое бы отражало основные особенности молодежи как социальной группы.

Итак, молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого.

Дальнейшая конкретизация понимания молодежи требует более глубокого понимания её возрастных границ и социального статуса.

Уже понятийно-терминологический анализ подводит к проблеме возрастных границ молодежи. В социологии молодежи утвердилось представление об универсальности и временности периода молодости:

• Универсальность означает - эту стадию проходит любой человек.

• Временность - никто не может остаться «вечно молодым».

Показательны идеи психолога Д.Б. Эльконина, выделявшего ряд взаимосвязанных подходов к возрастной периодизации психического развития:

• исторический подход - конкретно-историческая оценка тех или иных этапов, периодов развития личности;

• диалектический подход - понимание каждого из возрастных периодов как сложного, противоречивого процесса;

• фазовый подход - выделение различных по своему характеру переходов, переломных, критических точек и стадий, фаз психического развития;

• целостный подход - взгляд на каждый из этих периодов как на этап единого целостного жизненного цикла.

Интересна и идея психологов о двух кризисах молодежного возраста.

• Первый (16-18 лет) - кризис личностного развития, выбор взрослых ролей, поиск ответов на вопросы «Кто я? Зачем я? Что я могу? Чего я хочу?»

• Второй (30 лет) - кризис возрастного развития. Он завершает молодость (раннюю взрослость) и открывает этап возмужания. Кризис связан с поисками ответов на вопросы «Кем я стал? Многого ли я достиг? Таким ли я хотел быть?»

Что значит определить возрастные границы? Очевидно, это значит определить:

• каковы границы (верхняя и нижняя)?

• каковы критерии их фиксации?

• какова степень жесткости границ?

• какова историческая подвижность границ?

Возрастная граница - это граница возраста. Возраст - как и социальное время в целом - явление многомерное. Обычно возраст измеряют количеством прожитых лет. Физиологическое, психологическое, интеллектуальное и социокультурное развитие человека наполняет прожитые им годы разным содержанием. Правомерно разграничивать разные измерения возраста: биологическое, психологическое, социологическое.

В зависимости от четкости, жесткости выделения возрастных границ необходимо различать два подхода:

• статистический, демографический (границы возраста - четки, определенны);

• социологический, социально-психологический (границы подвижны, текучи).

Порой реальность приходит в противоречие с исследовательскими задачами и направленностью ряда наук, особенно «точных» (статистика, демография). В них обычно молодежный возраст сегодня фиксируется от 15 до 30 лет (16-29 лет). Такая склонность к точности, жесткости в принципе вполне объяснима. Она позволяет полнее и яснее представить основные тенденции демографического развития общества, определить ориентиры социальной и молодежной политики. Но одновременно молодежь соотносится с социализацией, освоением соответствующих ролевых функций, достижением определенного социального положения, статуса. Подчеркивается текучесть этих процессов, невозможность жестких возрастных границ.

Само понимание возраста зависит от соответствующего контекста - исторического или актуализированного. Выделение молодежного возраста как самостоятельного и достаточно длительного периода возможно. Лишь тогда, когда продолжительность жизни (а значит, и взрослой жизни) достигает определенной величины. В этом плане представляют интерес данные демографов о возраставшей от эпохи к эпохе средней продолжительности жизни. Становится понятным, почему лишь недавно молодость превратилась в относительно самостоятельный и продолжительный (10-15 лет) этап жизни человека. Как отмечал педагог П.П. Блонский: «Юность человека не была вечным явлением, но очень поздним, почти на глазах истории происшедшим приобретением человечества». Аналогичный путь проделало (но несколько раньше) детство. Как справедливо отмечают юнологи, вплоть до XVII в. слова «boy», «garson», «Knabe», ныне имеющие значение «мальчик», относились к мужчине в возрасте около 30 лет. Никаких специальных слов для обозначения детей и подростков не существовало. Только с XVII в. начала формироваться новая концепция детства [2]. К определению возрастных границ молодежи можно идти разными путями:

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.