бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Вклад российских ученых в развитие социологии труда

Курсовая работа: Вклад российских ученых в развитие социологии труда

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина"

Кафедра государственного и муниципального управления

Курсовая работа

На тему: "Вклад российских ученых в развитие социологии труда"

Выполнил:

Студент 4курса, 404гр.

Очной формы обучения

Спец.080504.65 "ГМУ"

Семченко В.А.

Проверил:

Моисеенко Е.С.

Саратов 2007


Содержание

Введение

1. Теоретические основы социологии труда

1.1 Социология труда как научная дисциплина

1.2 Методы и задачи социологии труда

2. Основные направления развития социологии труда в России

2.1 Некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского

2.2 Взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда

Заключение

Библиографический список


Введение

Социология труда является одним из основных направлений социологической науки. Объект ее исследований составляют социальные процессы и явления, связанные с трудовой деятельностью. Этим определяется ее практическое значение. Она описывает, изучает, объясняет и позволяет предсказывать особенности поведения и отношений между людьми на предприятиях, в организациях, в научных лабораториях и различных учреждениях, т.е. везде, где люди связаны единым трудовым процессом.

Понимание труда как одного из базовых условий жизни общества возникло уже в древних государствах. Что и обусловило формирование данной науки во многих государствах. В частности интенсивно развивалась социология труда и в нашей стране. Многие научные деятели занимались данной темой, что конечно же отразилось на социологии труда не только России, но и мировой социологии труда. Поэтому изучение вклада российских ученых в развитие социологии труда является сегодня актуальной темой. Применение сегодня знания российских ученых в сфере социологии труда может позволить эффективно управлять человеческим потенциалом в современных организациях.

Объектом исследования в данной работе является социология труда, а предметом вклад русских ученых в развитие социологии труда.

Целью работы является на основании научной литературы раскрыть вклад русских ученых в развитие социологии труда.

Задачи исследования:

·          Раскрыть социологию труда как научная дисциплина;

·          Рассмотреть методы и задачи социологии труда;

·          Проанализировать некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского;

·          Раскрыть взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда.

Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на две главы.

Первая глава раскрывает теоретические основы социологии труда, в частности проводится анализ социологи труда как научной дисциплины, а так же методы и задачи данной научной дисциплины.

Вторая глава посвящена основным направлениям развития социологии труда в России. Для этого проанализированы некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского, а так же взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда.

Для раскрытия данной темы была проработана учебная литературы. Подробна эта тема освещена в учебниках Ядов В.А. "Социология в России", Адамчук В.В. "Экономика и социология труда", Кравченко А.И. "История менеджмента".

 

1. Теоретические основы социологии труда

1.1 Социология труда как научная дисциплина

Социология труда является одним из основных направлений социологической науки. Предмет изучения социологии труда – социальные отношения и социальные процессы в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда.

На практике проблема социологии труда может заключаться в следующем. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.

Таким образом, объектом изучения дисциплины социология труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг. Социология труда описывает, изучает, объясняет и позволяет предсказывать особенности поведения и отношений между людьми на предприятиях, в организациях, в научных лабораториях и различных учреждениях, т.е. везде, где люди связаны единым трудовым процессом.[1]

Предмет этой дисциплины значительно шире: изучение трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в интересах повышения эффективности национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.

Таким образом, социология труда — это отрасль социологии, изучающая трудовую деятельность как особую эволюционирующую подсистему общественных отношений в ее различных исторических и культурных формах, а также во взаимосвязях с другими подсистемами (сферами) деятельности и общественных отношений. Социология труда — это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда — это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Именно такого рода стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.

Специфика труда как одной из подсистем общественной жизни проявляется в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Внешний аспект характеризуется составом и содержанием социальных функций труда, т.е. тех функций, которые он выполняет по отношению к другим подсистемам общества. Внутренний аспект заключается в особенностях состава, связей и изменений элементов, составляющих саму сферу труда как относительно самостоятельную область деятельности и отношений, включая и вещные элементы, и участников трудовой деятельности, и многообразные социальные связи, которые складываются между ними, а также другие компоненты социального свойства.

При анализе внутренних особенностей труда как социальной подсистемы учитываются: иерархическое строение сферы труда, состоящей из личностей работников, трудовых общностей малых, средних и больших организаций, имеющих свои индивидуальные и видовые особенности; специализация трудовых организаций (продуктовая или отраслевая, технологическая или процессуальная, региональная или пространственная); социальные свойства и типы трудовых организаций; социально-психологические особенности участников социально-трудовых отношений.

Вследствие этого особое значение приобретает исследование процесса стоимости рабочей силы, а также формирования трудовых затрат на всех стадиях воспроизводственного цикла.

Расширение и углубление знаний в этой области требует изучения зарубежного, а также отечественного опыта в различных регионах страны и на различных предприятиях, изучения состояния внутренних рынков труда, знакомства с методическими приемами экономического анализа, аудита, социологического исследования.

Понимание труда как одного из базовых условий жизни общества возникло уже в древних государствах. О связи между разделением труда и устройством общества размышляли великие греки — Платон и Аристотель. В Новой истории на роль труда в жизни общества обратили внимание такие выдающиеся мыслители Западной Европы, как Ш. Фурье, А. Сен-Симон, О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель. [2]Это произошло отнюдь не случайно, а в связи с очень острыми социальными конфликтами, сопровождавшими становление индустриального общества. Примечательно, что именно в этот период произошло зарождение самой социологической теории и практики. Не только ученые, но и крупные предприниматели Франции, Англии, Германии скрупулезно изучают и описывают быт промышленных рабочих, стремясь открыть секреты трудового поведения и тем самым погасить социально-трудовые конфликты, чреватые большими экономическими потерями.

Но как самостоятельное научное направление социология труда формируется лишь в 20-е годы ушедшего века под влиянием очередной волны социальных потрясений начала века, на этот раз вызванной нарастающими глобальными процессами индустриализации и урбанизации. Под влиянием этих процессов оказывались и такие страны, которые лишь выходили на дорогу индустриализации, например, Россия, где со второй половины XIX в. начинает складываться самобытная Школа исследования социальных проблем труда, представленная, в частности, именами В. Берви-Флеровского, Е. Дементьева, С. Прокоповича, П. Тимофеева, С. Булгакова.

Трудовая деятельность пронизывает многие пласты жизни общества, отношения и взаимодействия людей. Поэтому закономерен интерес, проявляемый к труду не только социологами; но и представителями других направлений обществознания: экономистами, социопсихологами, правоведами, историками. Соответствующие науки, имея общий объект исследования — труд, изучают разные его стороны, отличаясь предметом исследования и понятийным аппаратом.

Поскольку процесс труда невозможен без природно-материальных элементов и процессов, постольку наряду с общественными науками труд изучается и естественными науками (инженерной психологией, психофизиологией, медициной, эргономикой и др.).

Предметная особенность социологического подхода к изучению труда состоит в том, что он (труд) рассматривается комплексно, с системных позиций. С точки зрения социологии это особая, относительно самостоятельная форма социальной жизни, одна из социальных подсистем. Функционирование и эволюция этой подсистемы происходит в широком и постоянно меняющемся культурно-историческом контексте, взаимосвязано и взаимообусловлено с другими подсистемами (сферами) деятельности и отношений между людьми.

1.2 Методы и задачи социологии труда

Методология как совокупность методов, используемых в экономике и социологии труда для исследования рынка труда и элементов его организации, опирается на совокупность российских государственных законов "О труде", "О занятости", "О социальном партнерстве" и др., а также на нормативные документы, определяющие приемы, правила, способы исследования конкретных элементов труда, его организации и оплаты; методику, т.е. технику учета и анализа трудовых и социальных процессов и явлений: формы, бланки, технику расчета, инструкции, правила, положения и т.п.

Социология труда, будучи одной из отраслей социологической науки, пользуется всем арсеналов методов, применяемых ею: различными видами опросов (главном образом анкетным), прямым и косвенным социологическим наблюдением, участвующим или включенным наблюдением, анализом документов (разных видов заводской отчетности и нормативных документов), социографическим методом (при исследовании образа жизни работников). Используются также статистические методы, в ряде случаев — социальные эксперименты, сравнительно-исторический метод и метод межстранового сравнения. Как любая научная дисциплина, социология труда применяет также и общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, классификацию, аналогию, системный анализ, моделирование и др.[3]

Метод системного анализа занимает ведущее место, поскольку его принципы составляют одно из базовых требований современного социологического исследование. Успешное применение социологических методов в исследовании проблем труда предполагает определенную глубину знаний по технологии и экономике отраслей хозяйства, к которым относятся изучаемые объекты — трудовые коллективы и организации.

Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в: достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда); процессе методов сбора фактов; способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

Основные задачи дисциплины социология труда определены ее целью, которая предусматривает исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами – формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Главная задача – изучение сущности и механизмов социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методологических положений экономической трудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также экономические и социальные особенности труда в конкретных исторических условиях.

Другая задача – изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда. Определяющими предпосылками для решения этой задачи являются, во-первых, механизм реализации российских законов и социально-экономической политики в регулировании социально-трудовых отношений, а во-вторых, изучение закономерностей, объективных и субъективных факторов, воздействующих на социальные процессы, отношение человека к труду, его поведение в коллективе.

Еще одна задача – выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками.[4]

Так же можно выделить и другие задачи социологии труда, которые состоят в: изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива); анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов; поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника; оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка; усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда; изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов; создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.


2. Основные направления развития социологии труда в Росссии

2.1 Некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского

Значительный вклад в развитие русской классической школы социологии труда дореволюционного периода (середина 19 века - 1917г.) внесли выдающиеся русские учёные: Питирим Александрович Сорокин, Василий Васильевич Берви-Флеровский, Сергей Николаевич Булгаков, Борис Николаевич Чичерин, Николай Константинович Михайловский и другие.

Важной заслугой П.А. Сорокина (1889-1968г.) является разработка теории социальной стратификации - дифференциация данной совокупности людей на классы, группы, слои в иерархическом ранге, выражающаяся в существовании высших, средних и низших слоёв населения. Любая организованная социальная группа расслаивается именно из-за своего постоянства и организованности; например, деловая организация, семья, политическая партия, шайка разбойников, научное общество и др. Сорокин выделил 3 формы социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Если экономический статус у членов общества неодинаков, если среди них есть как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется экономическим разделением независимо от того, на каких принципах оно построено, на коммунистических или капиталистических. Профессиональная стратификация проявляется в двух видах: как межпрофессиональная, так и внутрипрофессиональная. Межпрофессиональная стратификация -это иерархия межпрофессиональных групп, а внутрипрофессиональная - внутри каждого профессионального класса. Он выделил социально-значимые профессии, связанные с функциями организации и контроля группы. Это люди, напоминающие машиниста локомотива, от которого зависит судьба пассажиров в поезде. Он отмечал, "что в любом обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для её выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот ".[5]

Профессиональные группы неквалифицированных рабочих всегда находятся внизу профессиональной пирамиды и являются самыми низкооплачиваемыми работниками во все времена и во всех странах, за исключением России. Группы работников физического труда всегда были менее оплачиваемыми, менее привилегированными, менее влиятельными и ценимыми по сравнению с группами работников умственного труда, и только в России в отношении таких интеллектуальных профессий, как врач и учитель, нарушен этот универсальный и постоянно действующий общепринятый порядок вещей.

Внутрипрофессиональные группы Сорокин подразделил на следующие слои:

1) предприниматели, или хозяева, экономически независимые в своей деятельности;

2) служащие высшей категории (директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров корпораций), профессиональная функция которых заключается не в физическом, а в интеллектуальном труде;

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.