бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьУчебное пособие: Социология как область научного знания

Учебное пособие: Социология как область научного знания

1.1            Социология досуга как область научного знания.

Социология – наука о законах становления, функционирования и развития общества; о социальных отношениях и социальных общностях.

Введен термин Огюстом Контом в середине 19 века (в буквальном переводе – обществоведение).

Постепенно сформировались различные области социологии (труда, образования, семьи, политики и др.). Они формируются на основе социально-демографических признаков.

Как и любая наука, социология имеет свою исследовательскую отрасль.

Объект социологического исследования – социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способы их организации.

Уровни социального знания:

1.   Общесоциологические теории, которые формируются на основе изучения общих закономерностях развития общества.

2.   Специальные (частные) отрасли социологии. Социология досуга в том числе.

3.   Эмпирические (прикладные) социологические исследования.

Предмет социологии – это концептуальная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.

Социология как наука сформировалась в недрах философии и отделилась от нее. Она берет на себя задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. Общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической социальной науки.

Социология активно осваивает при изучении социальных процессов количественные методы с применением математических процессов. В социологии используется сбор и анализ эмпирических данных, устанавливаются статистические закономерности.

Социология опирается на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.

Отрасли социологии:

1.   Социология культуры – область социологии, изучающая социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей.

В центре внимания аспекты функционирования культуры в обществе.

Изучает – факторы, влияющие на культурное развитие общества и людей, а также

цели культурно-творческой деятельности, культурные интересы и запросы людей,

мотивы и ориентации на те или иные формы культурной деятельности.

Социология культуры изучает  - деятельность учреждений культуры (перечислить), все явления, связанные с культурой: деятельностью в обществе, культурной активностью людей.

Задача – определения тенденций развития культуры в обществе. Социология культуры тесно связана с социально-культурной деятельностью.

2.   Социология досуга – отрасль социологии, изучающая поведение людей и               социальных групп в свободное время, также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении, развитии личности, функционировании учреждений культуры.

      Содержание социологии досуга – особенности современного досуга, соотношения           досуга с основными сферами жизни людей, досуг и трудовая деятельность, досуг и быт, досуг и семья.

      Изучаются влияние досуга на формирование образа жизни людей, их ценностные ориентации.

      Современный досуг – досуг людей нового урбанизированного постиндустриального общества.

      Сейчас отмечается возрастающая ценность досуга в жизни людей. Для отдельных категорий сфера досуга рассматривается как сфера свободной жизнедеятельности, представляет особую ценность. С точки зрения общественной ценности, досуг является сферой потребления культуры и культурного творчества.

      Проблемными с точки зрения досуга принято считать:

1.         Группы молодежи с отклоняющимся поведением;

2.         Группы людей, испытывающих острый дефицит свободного времени;

3.         Группы людей, испытывающих проблемы занятости, включения в деятельность свободного времени;

4.         Люди пожилого возраста.

      В начале 20 века изучение досуга начинают в США, в русле проводящихся массовых опросов населения.

      Наиболее интенсивное изучение досуга в России началось после Второй Мировой Войны, в связи с увеличением свободного времени  и повышением его ценности.

      С 60-х годов 20 века было проведено множество социальных исследований.

      В 1972 году напечатана книга социологов Гардона и Клокова «Человек после работы». В ней представлены материалы социологических исследований о формах досуговой деятельности. Сейчас актуально изучение потребностей людей в различных видах досуга.

3.   Социология искусства – область социологии, изучающая процессы развития художественной культуры в обществе.

      Одним из главных направлений в социологических исследованиях является изучение взаимодействия искусства и публики. При этом изучается отношение к искусству различных социальных групп.

4.   Социология массовой коммуникации – отрасль социологии, которая изучает процессы развития и функционирования СМИ.

      Деятельность СМИ способствует формированию нового типа культуры, аудио-визуальной культуры и экранной культуры. Все люди подвержены ее влиянию.

      В социологии применяются термины:

1.            Методология социального исследования – учение о наиболее общих закономерностях, принципах построения и способах научного познания. Определяет наиболее общие подходы к изучению объекта.

2.            Метод социального исследования – основной способ сбора, обработки, анализа социальных данных.

3.            Методика социальных исследований – сумма частных приемов, позволяющих применять тот или иной метод в конкретной области изучения с целью сбора и систематизации эмпирического материала.

 

1.2 Виды вопросов в анкете

1.   Количество вопросов не должно переутомить респондента.

2.   Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

3.   При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

4.   Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

5.   Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

6.   В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы.

Подразделяются:

1)   По форме: открытые (ответ формулирует респондент), закрытые (варианты ответа), полузакрытые (1+2), прямые, косвенные (согласен, несогласен).

2)   По конструкции ответов: дихтолические (да, нет), поливариантные (можно выбрать несколько ответов), шкалированные (предоставляется шкала, возможность поствить бал).

3)   Психологические: вопросы-фильтры (используются для того, что бы отделить одних респондентов от других – «женаты ли вы?»), контрольные (2 случая – уточнение уже полученной информации, проверки искренности).

4)   По содержанию: вопросы о фактах (сколько лет?); вопросы о мнениях, мотивах, оценках, суждениях; вопросы о знаниях.

При составлении опросного листа для социологического исследования используются стандартные схемы.

2.1            Программа социологического исследования.

Среди основных этапов социологического исследования первым является создание программы социологического исследования – основного документа, позволяющего рационально использовать имеющиеся ресурсы и целенаправленно осуществлять социологической исследование.

Программа состоит из:

1.   Обоснование актуальности социологического исследования. Обоснование осуществляется в письменной форме путем доказательства, аргументированности и использовании фактов и статистических цифровых материалов.

2.   Формулировка проблемы – практичной или теоретической в сфере культуры и досуга.

Проблема – противоречия между реальным состоянием изучаемого объекта или явелния и возможным состоянием, значительно отличающимся в лучшую сторону (противоречия между реальным уровнем физического развития и состоянием здоровья современной молодежи с одной стороны, и необходимостью укрепления здоровья людей как национального генофонда с другой стороны).

3.   Формулирование цели социологического исследования.

Цель – конечный результат социального исследования, который требуется получить в итоге.

4.   Определение задач социологического исследования.

Задача – последовательно выстроенные, лаконично и с научной точки зрения сформулированные этапы проведения социологического исследования

5.   Определение объекта исследования

Объект – та область знаний, в которой будут осуществляться социологические исследования.

6.   Определения предмета исследования

Предмет – одна из сторон объекта, которая подлежит дальнейшему углубленному изучению.

7.   Характеристика методов социологического исследования

В процессе исследования будут использованы следующие методы:

·                 Анализ литературы по теме исследования

·                 Опрос с помощью специально разработанной анкеты «Название». Предполагается опросить 200 человек такого-то круга, с использованием случайной выборки.

·                 Наблюдение и фиксация результатов проведения в культ. Досуге программ.

·                 Экспериментальный метод, основанный на личном участии в подготовке и проведении СКД на «Там-то».

8.   База социологического исследования

- Место и масштабы проведения социологического исследования.

9.   Аннотация основных понятий, которые будут использоваться в социологическом исследовании.

- своеобразный краткий словарь терминов и понятий.

10.            Основные теоретические источники изучения темы.

- в ходе обучения использовал идеи следующих авторов… и т.п.

 

2.2            Опрос как метод сбора социологических данных.

В эмпирическом социальном исследовании применяются следующие виды опросов:

1.   Интервьюирование

- в социальном исследовании используется на начальных этапах для общего знакомства и предварительного изучения темы. Интервью заимствовано из журналистики и предполагает непосредственной общение исследующего с респондентом.

Бывает:

·                 Свободное интервью – опрашивается только тема, а процесс интервьюирования протекает в свободной форме с использованием различных технических средств фиксации ответов на вопросы.

·                 Фокусированное интервью – вычисляется мнение многих и разных людей по одному узкому вопросу или событию.

·                 Формализованное интервью – вопросы респондентам задаются в заранее составленной форме и строгой последовательности. Респондент отвечает на вопросы в свободной, самостоятельно сформулированной форме.

·                 Частично формализованное интервью – на основе заранее подготовленных вопросов, дополняющихся в процессе и частично видоизменяющихся.

Интервью – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном общении опрашивающего с респондентом, в процессе которого опрашивающий получает необходимую информацию в форме ответов.

2.   Анкетирование.

Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так и заочно.

Краткая структура:

1.      Название (соотв. Теме социологического исследования).

2.      Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.).

3.      Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации).

Основные требования к составлению анкеты:

1)                           1.Количество вопросов не должно переутомить респондента.

2)                           2.Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

3)                           3.При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

4)                           4.Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

5)                           5.Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

6)                           6.В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

4.  Заключительная часть (сведения о респонденте).

В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы.

3.   Экспертные оценки.

Составляется анкета и опрашиваются лишь специалисты (теоретики и практики) по изучаемой теме.

Плюсы в том, что опрашивается малое число специалистов, социолог получает надежную информацию.

Экспертные опросы часто проводятся как дополняющая основа массовых опросов.

4.   Тестирование

Широкое распространение тестирование получило в общественной и социальной психологии, педагогике, в деятельности по профессиональному отбору.

В социологии тестирование применяется для изучения алых и средних социальных групп.

Специфика состоит в том, что респондент письменно отвечает на вопросы, преимущественно личностно-значимого характера. Обработка материалов тестирования осуществляется с помощью ключа, т.е. заранее разработанное схемы.

5.   Социометрия.

Социометрия применяется для исследования структуры малых и средних социальных групп:

·                 Изучается положение человека в социальной группе и его место среди других членов группы.

·                 Изучаются взаимоотношения участниками в группе.

·                 Определяются лидеры и аутсайдеры в группе.

·                 Определяются микро группы внутри изучаемой группы.

Это необходимо:

·                 Для эффективного управления группой.

·                 В педагогике для влияния на группу в целом и на отдельных участников группы.

·                 Для формирования коллектива, как субъекта деятельности, способного решать как внешние по отношение к группе так и внутренние задачи.

3.1            Социологическое исследование бюджетов времени.

- направлено на изучение затрат времени людей различных социальных групп на различные виды деятельности.

Разные социальные группы расходуют время по-разному.

Т делится на свободное и несвободное.

Методы:

1.   Дневниковый метод.

Его особенность – каждый респондент по заданию социолога самостоятельно записывает в дневник (тетрадь) все виды своей деятельности на протяжении недели. После заполнения дневников социолог подсчитывает бюджет времени каждого, а затем средне-арифметичекий показатель по всей выборочной совокупности.

2.   Анкетирование.

Респонденту задают вопрос – сколько времени уходит у вас на различные виды деятельности в среднем в течение дня.

Задание – написать цифрой количество времени затраченного в течение дня в средних показателях.

Куда заполнять – таблица

Затем подчитывается средне-арифметический показатели по генеральной совокупности и делаются соответствующие выводы.

3.2          Составление опросного листа (анкеты)

Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так и заочно.

Краткая структура:

1. Название (соотв. Теме социологического исследования).

2. Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.).

3 .Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации).

Основные требования к составлению анкеты:

1.               Количество вопросов не должно переутомить респондента.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.