бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДипломная работа: Контент-анализ вещания канала "Авторадио"

Дипломная работа: Контент-анализ вещания канала "Авторадио"

Содержание

1. Введение

2. Электронные средства массовой коммуникации (информации) как фактор формирования образовательных пространств

3. Проблема «человек – искусство» под углом зрения становления социальных установок личности

4. Теоретические основы контент-анализа как метода педагогического исследования

5 Общая справка о радиовещательной корпорации «Авторадио» и формирование выборки

6. Общая характеристика результатов контент-анализа вещания «Авторадио»

7.   Заключение

8.   Список литературы

9. Приложение


1. Введение

В современной социокультурной ситуации в России (минусы которой: затяжной экономический кризис, нестабильность, региональные конфликты, минимальное государственное финансирование сферы образования и культуры, низкий уровень жизни значительной части населения, явная и скрытая безработица, активизировавшаяся культурная экспансия промышленно и информационно более развитых стран и т.д.; плюсы: плюрализм мнений, свободное распространение информации, расширение возможностей для частных инициатив, культурных и образовательных контактов, внедрение технологических и технических новшеств, изменивших сферу образования, культуры, информации и т.д.) все большее влияние и распространение приобретает медиакультура, изменяется структура и характерные особенности деятельности электронных средств массовой коммуникации (информации).

Зав. кафедрой социокультурного развития личности ТГПИ проф. А.В. Федоров отмечает в своей книге, посвященной проблемам медиаобразования, что значение и роль медиакультуры вырастает в геометрической прогрессии. Сегодня медиа (имеются в виду все средства массовой коммуникации - СМК, особенно, оперирующие аудиовизуальной информацией) - являются комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Потенциал медиакультуры определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания.

Российская действительность обнаруживает следующие противоречия между реальной деятельностью СМК и теми просветительскими, культуросозидающими задачами, которые они могли бы или призваны решать:

1. Возросшей интенсивностью информационного потока и возможностями личности в освоении поступающей информации.

2. Потенциальными возможностями СМК в решении воспитательных и образовательных задач и активным процессом их коммерциализации.

3. Увеличением количества региональных электронных и печатных СМК, с одной стороны, сориентированных на вещание в конкретных социокультурных условиях, но, с другой, не имеющих государственной финансовой поддержки и, вследствие этого, не имеющих возможности вкладывать средства в создание полноценных в художественном отношении информационных продуктов, в привлечение высококлассных специалистов и, вследствие этого, организующих вещание и выпуск печатной продукции на низком профессиональном уровне. Ситуация усугубляется тем, что учреждения культуры в связи с финансовыми проблемами фактически свернули бесплатные культурно-образовательные мероприятия и программы по работе с детьми, подростками и юношеством.

Популярность СМК в среде молодежи (особенно, электронных) в потенциале позволяет использовать терапевтическую, компенсаторную, рекреативную, эстетическую, познавательную, информационную, коммуникативную, нравственную, социальную, катарсическую и др. функции искусства и литературы. Однако реальная практика обнаруживает зрелищно-развлекательную направленность коммуникации, склонность к сенсационности, эмоциональным перепадам, способствующим разрядке нервного напряжения молодежи, или наоборот, росту агрессивного, разрушительного начала в ее сознании, склонность к гипнотизму, потаканию явным и скрытым негативным по социальной окраске желаниям публики и т.д.

Вот почему избранная тема исследования, связанная с контент-анализом вещания канала “Авторадио”, представляется нам весьма актуальной, поскольку выявление основных тенденций в организации и содержании вещания позволит учесть их в работе как самих СМК, так и в оценке их деятельности в ходе музыкально-образовательной и воспитательной работы школы и других воспитательных учреждений.

Итак, цель работы - изучение основных тенденций взаимодействия социальной среды и электронных средств массовой коммуникации; при этом первостепенный интерес для нас представляют установки нравственного характера, явно или имплицитно представленные в вещании «Авторадио».

Объектом работы является образовательная и воспитательная деятельность электронных средств массовой коммуникации.

Предмет исследования - вещательная деятельность «Авторадио», направленная на становление нравственных социальных установок слушателей.

В качестве гипотезы мы взяли предположение, что контент-анализ вещания «Авторадио» позволит выявить наиболее существенные нравственные социальные установки, транслируемые в эфире, что, в свою очередь, является важнейшей характеристикой формируемого этим средством массовой коммуникации образовательного пространства.

Цель, объект, предмет и гипотеза позволяют сформулировать задачи работы. Необходимо:

*            рассмотреть сущность феномена и проблемы изучения социальной установки личности;

*            проанализировать имевшие место в истории философии, эстетики, музыкального воспитания и образования взгляды на возможности музыкального искусства в формировании нравственных установок личности;

*            рассмотреть сущность и возможности контент-анализа как метода получения значимой с социологической и педагогической точек зрения информации;

*            проанализировать исходные положения, сформулированные организаторами радиовещательной корпорации “Авторадио”, под углом зрения темы исследования и разработать технологию выборочного наблюдения вещания;

*            провести многосторонний контент-анализ вещания «Авторадио» под углом зрения темы исследования.

В качестве методологической основы работы служат положения философии, социологии, психологии, социальной психологии, эстетики о сущности, структуре, процессах становления социальных установок личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Ю.К. Борев, Л.С. Выготский, Ф. Знаниецкий, Г.В.Ф. Гегель, М.С. Каган, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко, С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, Н. Томас, Т. Олпорт, В.А. Ядов и др.); работы, рассматривающие методы получения педагогически и социологически значимой информации (В.Г. Андреенков, Е.М. Бабосов, А.И. Пискунов и др.); работы, обобщающие результаты конкретно-социологических исследований в сфере деятельности средств массовой коммуникации (Т.В. Адорно, Г.Л. Воронин, Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, А.Л. Дроздов, О.Ф. Пиранкова, А.Н. Сохор и др.).

Для решения задач, выдвинутых в нашем исследовании, используются следующие методы:

*            анализ научной литературы;

*            выборочное наблюдение вещания электронного средства массовой коммуникации “Авторадио”;

*            контент-анализ эмпирических данных, полученных в результате выборочного наблюдения.

Научная новизна работы заключается в том, что осуществлен многосторонний контент-анализ деятельности “Авторадио” по формированию нравственных установок слушателей. Учитывая два важных, с нашей точки зрения, обстоятельства: а) доминирующий интерес социологов к такому средству массовой коммуникации, как телевидение, что приводит к фактическому отсутствию исследований, посвященных проблемам радио и радиоаудитории[1], б) высокую популярность радио среди различных групп населения[2], можно уверенно констатировать, что затронутая нами проблема, не смотря на ее остроту, еще ждет своих исследователей.

В то же время, проведенная нами работа имеет и определенное практическое значение, поскольку предлагает методические подходы к изучению и анализу вещания электронных средств массовой коммуникации и их воздействия на нравственное воспитание населения.

В организации нашей работы имели место несколько основных этапов. На первом мы изучали научную литературу, анализировали практику, методы и результаты конкретно-социологических исследований в сфере массовых коммуникаций. Кроме этого, мы познакомились с интернетными сайтами ряда средств массовой коммуникации (преимущественно, коммерческих радиоканалов) с целью уточнения целей вещания и идеологий вещания, декларируемых его организаторами. Второй этап был посвящен разработке методики контент-анализа сквозь призму цели нашей работы: определена технология сбора и обработки информации. Третий этап был связан с накоплением эмпирических данных и их анализом. На четвертом этапе было проведено оформление текста работы.


2. Электронные средства массовой коммуникации (информации) как фактор формирования образовательных пространств

Мысль о том, что совокупность социальных и культурных феноменов формирует некоторое созидающее общество пространство впервые сформулирована еще в философских концепциях Платона (это положение нашло, например, весьма интересное воплощение в его теории Эйдоса). Впоследствии на этой ниве трудились многие ученые. Крупный социолог П. Бурдье даже считал, что социология - это “социальная топология” и ее главная задача – «... моделирование квазипространства социального взаимодействия» и фиксация «... различных социальных групп в этом пространстве». Однако только в последние годы в недрах философии начало формироваться новое направление, которое концентрируется на проблемах формирования, функционирования, структурирования, условий существования, развития, взаимоотношений разнообразных социальных пространств.

Это направление получило название «Экстенсиология». С.В. Крупницкий в монографии «Социальная экстенсиология» указывает, что, в отличие от физических, социальные пространства представляют собой «коммуникации внутри социума». «Социальное пространство - система, существующая вне и внутри человека, в рамках которой человек осознает мир, его иерархичность, структуру и свое место в данной структуре».

С момента своего рождения индивид оказывается интегрированным в систему пространственных отношений, где объектами пространства могут выступать как явления физической среды, так и искусственной (т.е. то, что можно отнести к сущности артефактов). «Среда воздействует на человека символами, которые возникли в процессе длительного социально-исторического развития (...) Символ многозначен - через частное явление дает целостный образ мира». Понятие “символ” по существу аналогично понятию «знак». В качестве символа может выступать физический объект, наделенный социальным значением: «священное дерево», «святое место», икона и др.; явление духовного порядка, выраженное в определенном действии, отношении или модели: следование обычаю, соблюдение требований табу, точное исполнение рисунка определенной социальной роли и т.д. Важную роль в функционировании социальных пространств играют особенности коммуникативного канала, по которому осуществляется передача значимой информации: устное предание, транслирующееся от поколения к поколению, печатное издание, невербальное общение, вещание электронного средства массовой коммуникации (радио, ТВ) и т.п. Исходя из сказанного, становится понятным, что человек находится не в одном каком-либо пространстве, а интегрирован в сложную, нередко противоречивую, иерархизированную структуру разнообразных, взаимопересекающихся социокультурных пространств.

Крупницкий С.В. отмечает: «... субъекты различаются по их социальной позиции. Поэтому каждый социальный агент, каждая группа стремятся определить границы своего пространства и защитить их». Следовательно, человек в социокультурном пространстве проявляет себя не как пассивный приемник информации, а как человек действующий, реализующий в деятельности свою психологическую и социальную сущность. Другими словами, он производит отбор, сопоставление, классификацию, категоризацию, типологизацию, анализ, синтез, оценку информации и только в результате указанных операций определяет свою позицию и общий рисунок социальной роли, выполняемой в связи с его функционированием в конкретных социальных пространствах.

Другое важное свойство социальных пространств, так же как и физических, - их временная координата, пространство может существовать только во времени. Отношение “пространство-время” формирует, в сущности, единый пространственно-временной континуум со своими специфическими свойствами. Поэтому при анализе свойств социальных пространств следует обосновывать их временные критерии.

Современные электронные средства массовой коммуникации формируют специфические социокультурные пространства, с одной стороны, так или иначе ориентирующиеся на определенные социальные группы, а с другой, оказывающие мощное влияние на процессы культурного, социального развития (или регресса) населения. Радио и телевидение, в отличие от других СМК, способны создавать эффект мнимого присутствия “на месте событий”, независимо от того, “живая” передача выходит в эфир или же она транслируется в записи. Эффект присутствия способен усиливаться благодаря тому, что электронные СМК обладают способностью практически мгновенно реагировать на события дня и в структуре вещания учитывать «ритм повседневности». О.Ф. Пиранкова пишет, что в СМК «имеет место взаимодействие между каналом и аудиторией, происходящее в собственном физическом пространстве зрителя (слушателя), чаще у него в доме. В основе эффекта непосредственного присутствия лежит придание взаимодействию иллюзии индивидуального общения, с глазу на глаз. Такая персонификация взаимодействия маскирует тот факт, что передача является результатом использования вторичного, косвенного опыта. При этом само взаимодействие кажется первичным и естественным». Безусловно, это обстоятельство открывает широкие возможности для разнообразных попыток манипуляций, активного влияния на позиции аудитории. К примеру, футбольный матч между командами Аргентины и Англии транслировался в обеих странах. Но в одной телепрограмме (в Англии) обозреватель представил ее как чисто спортивную встречу, в другой (в Аргентине) интерпретировал как продолжение конфликта между государствами вокруг Фолклендских островов. И это весьма характерная деталь информационного пространства, формируемого электронными СМК.

Кроме того, информация рассматривается по-разному не только в качественном, но и в количественном отношении. Редакторы и ведущие производят отбор информации из некоторого потока: часть ее используется в полном объеме, другая - частично, третья игнорируется. Структура политического информирования в электронных СМК убедительно свидетельствует в пользу этого тезиса. Если сопоставить, например, информационную рубрикацию разных СМК, то бросается в глаза то, что ряд событий, вошедших в заголовки новостей в трансляциях одних каналов, не нашли даже упоминания в эфире других.

Электронные средства массовой коммуникации (ЭСМК) стали в настоящее время не только неотъемлемой частью культуры общества посредством формирования специфических социокультурных пространств, но и важнейшим социальным институтом социализации человека. Проблема их влияния на сознание и поведение различных групп населения (также как и последствий этого влияния) занимает одно из первых мест в современной социальной психологии и социологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский Институт по изучению средств массовой коммуникации и др.).

Другая важная проблема - проблема адекватности понимания материалов ЭСМК. По данным Т.З. Адамьянц (исследование проведено в Таганроге, Москве и Подмосковье) лишь 12-14% населения обладают навыками адекватного восприятия сообщений общественно-политического характера. Причем, состав этой группы прямо не зависит от таких социальных критериев как пол, возраст и уровень образования [22. 74-75]. Думается, что и в сфере художественной информации наблюдается в целом сходная картина. Понятно, что одной из главных функций СМК является создание аудитории, способной к адекватному восприятию разнообразной информации. В Лондоне над входом в центральный офис корпорации ВВС золотом выгравирован лозунг «Информировать. Поучать. Развлекать». Эта формула должна быть дополнена другой, сформулированной Г. Лассуэллом: кто передает информацию, что именно передает, по какому каналу передает, кому передает и с каким результатом.

Обобщая подходы проблеме, можно сделать вывод, что главная мысль, к которой приходят большинство исследователей: коммуникативные пространства, образуемые СМК, не могут не быть образовательными по своей сути; проблема же заключается в том, формирование каких личностных особенностей стимулируется этими образовательными пространствами, а какие отодвигаются на периферию личностно-мотивационной системы человека или затушевываются вовсе.

В этом контексте задачи СМК весьма похожи на те, которые стоят перед сферой образования. Т.М. Дридзе так сформулировала главную задачу педагога: «... не обучать общению через язык, а наоборот - обучать языку через общение». Полноценный информационный контакт имеет целью выяснение истинных и глубинных причин появления текста. Но практика работы СМК убедительно свидетельствует, что не только аудитория часто оказывается неспособной к правильной интерпретации текста, нередко уровень профессиональной квалификации и целевые установки самих организаторов вещания - редакторов, журналистов, ведущих - приводят к формированию лишь псевдо и квазикоммуникаций.

Указанная тенденция наиболее ярко обнаруживает себя, когда к информации относятся не как к социальному благу и продукту культуры, а как к предмету своеобразного материального потребления и торговли. В последнем случае стереотипы массовой культуры оказывают негативное влияние на личность. Кроме того, ряд исследователей высказывают опасение, что человечество, вступив в четвертую - информационную - стадию своего развития, оказывается способным не только захлестнуть мир бесконтрольными коммуникациями (что тем более нежелательно в процессе социализации подрастающего поколения), но оторвать человека от его природной сущности и межличностного общения, перенести его в виртуальную сферу.

В связи со сказанным становится понятным, что деятельность ЭСМК и информационные пространства, которые она формирует, являются важной составной частью образовательных пространств. От особенностей их идеологии и целеполагания (определяемых явно или скрыто), структуры и содержания вещания, отбора информации и текстов, используемых в вещании или на которые имеются ссылки в потоке вещания, методов донесения информации и структуры аудитории, которой эта информация или вещание в целом адресованы, зависит и эффективность воздействия, т.е. реальный результат работы СМК.

3. Проблема «человек – искусство» под углом зрения становления социальных установок личности

Для реализации поставленных в нашей работе целей и задач необходимо рассмотреть, как феномен нравственных социальных установок личности анализировался в различных социальных и гуманитарных науках. Это позволит отыскать подходы к интерпретации его содержательных и структурных аспектов, актуальных нашего исследования. Изучение научной литературы позволяет прийти к выводу, что под социальными установками в настоящее время имеется в виду отношение личности к тому или иному сектору социальной реальности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.