бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДипломная работа: Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика

Дипломная работа: Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика

Содержание

Введение

1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи

1.1 Характеристика аддиктивного поведения

1.2 Молодежь как группа риска

1. Профилактика аддиктивного поведения

2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи

2.1 Организация и ход исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. В последние десятилетия особенно остро встала проблема, аддиктивного поведения молодежи, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них.

Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также своевременных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать результативное воспитательное действие, психологическую и социальную поддержку.

Стремительный рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе.

Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. Рассмотрев все выше изложенные факты, можно с уверенностью говорить о том, что проблема аддиктивного поведения является актуальной для сегодняшнего дня, ведь мы все заинтересованы в благополучном развитии всего человечества.

К исследованию проблемы предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ сегодня подключились специалисты целого ряда паук и социальных практик. Разработаны определенные теоретические предпосылки для построения социальных и педагогических проектов профилактики аддиктивного поведения, в том числе и в молодежной среде.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения аддиктивного поведения, могут оказаться полезными результаты первичной профилактики, разработку программы которой мы предпримем в нашем исследовании.

Целью нашего исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодежи, составить программу по профилактике употребления психоактивных веществ.

Объектом исследования является аддиктивное поведение молодежи.

Предметом нашего исследования является особенности аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде.

Гипотеза 1: Для учащейся молодежи свойственна склонность к аддиктивному поведению, характеризующаяся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.

Гипотеза 2: профилактика аддиктивного поведения у подростков будет наиболее успешной, если:

- включает раскрытие информационного блока по проблеме через такие методы как беседы, дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые игры.

- направлена на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ;

- направлена на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ.

В соответствии с целью, объектом и предметом мы поставили следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодежи и его профилактике.

2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.

3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде.

Методы исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической и социологической литературы по изучаемой проблеме; методы опроса (беседа, анкетирование), тест "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич), тест "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай), а также методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.

Источниками для проведения исследования стали научные и учебно-методические публикации, монографии по вопросам борьбы с аддиктивным поведением, касающиеся профилактики данного поведения, а также программы первичной профилактики аддиктивного поведения.

Экспериментальная база: МОУ СОШ № 4 г. Калининграда, ул. К. Маркса д.5,6.

Выборкой стали учащиеся 9 "А" класса в возрасте 15-16 лет.

Структура работы: введение, теоретическая и эмпирическая части, заключение, приложение.


1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи

1.1 Характеристика аддиктивного поведения

Рассмотрев положение молодежи в России, мы переходим к сущности аддиктивного поведения.

Прежде чем обратиться к аддиктивному поведению, определимся с термином аддикция.

Происхождение термина аддикция восходит к рабской зависимости. Хотя наркоман может чувствовать себя порабощенным табаком, алкоголем, пищей, наркотиками, психотропными препаратами или другими людьми, эти объекты далеки от того, чтобы быть для него "паразитами". Напротив, объект наркотической привычки переживается как "хороший" по существу; иногда он даже становится единственным занятием, которое, кажется, придает смысл жизни человека. Психическая экономия, лежащая в основе наркотического поведения, предназначена для того, чтобы рассеивать чувства тревоги, гнева, вины, подавленности, депрессии или любого другого состояния аффекта, которое вызывает невыносимое психическое напряжение. Однажды созданный или обнаруженный, источник наркотического состояния или действия должен быть всегда под рукой для ослабления этих эмоциональных переживаний, пусть даже ненадолго, когда бы это ни требовалось. Таким образом, одной из целей наркотического поведения является избавление от чувств.

Некоторое преимущество термина "аддиктивное поведение" заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как "аддикта" или "аддиктивную личность" (30;11)

В этой связи целесообразно остановиться на понимании сущности понятия "привычка".

В русском языке у слова "привык" - два расходящихся смысла. Оба совпадают в смысле "принял". Принял что-то за должное, за разумеющееся...

Привыкание в первом смысле - назовем его привычкой терпения - ведет к понижению эмоциональности. Приспособился, примирился,; приноровился; привык... Привычка, во втором смысле - привычка-привязанность, привычка-пристрастие - ведет к возрастанию эмоциональности: привык, привязался, испытываю потребность, тягу, влечение, не могу без...;

Привычка-зависимость: при лишении предмета испытывается дискомфорт все более сильной степени, возникают тяга, влечение, стремление вернуть; повторить или заменить чем-либо равнозначным...

Предмет привычки становится ценностью, а затем и сверхценностью - привычка-пристрастие, а потом и привычка-мания. Переход привычки-зависимости в неуправляемое пристрастие, в одержимость, в манию начинается с той черты, когда ею начинают тесниться и подавляться, а затем и уничтожаться другие зависимости - наши естественные, первичные жизненные привычки, они же потребности - есть, двигаться, спать, любить... (30; 12)

В целом, трактовка понятия "аддиктивность" рассматривается в двух контекстах: химическая зависимость и девиантное поведение. В первом случае зависимое аддиктивное поведение это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается, как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность. (30;13)

Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим. Мучительные события жизни у лица, не имеющие ни сил, ни умения преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их устранения или немедленного счастья.

Если удается осуществить желаемое каким-то искусственным способом, то формируется связь между этим состоянием и действием, приведшим к нему. Каждое последующее подобное отрицательное переживание будет ускорять появление указанного действия. В результате человек попадает в ловушку, стремясь достичь сиюминутного удовольствия, даже не зная об отдаленных негативных последствиях. По этому механизму наркоман тянется к игле, курильщик - к сигарете, алкоголик - к стакану. Каждое очередное действие аддикта усиливает вероятность своего повторения через все более короткие промежутки времени. В этом контексте "зависимость" понимается как чрезмерная привязанность к чему-либо.

Во втором случае аддиктивное поведение - это одна из форм отклоняющего поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Аддиктивное поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс. (30;14)

Зависимость является с одной стороны свободным, добровольным личностным выбором, а с другой, его утратой и подчиненностью аддиктивному агенту.

Диссонансные переживания аддиктов. На сознательном уровне они оценивают бесполезность своего поведения и свою личностную бесполезность в том числе, а на бессознательном уровне - нежелании прервать зависимость от того или иного аддиктивного агента.

Мотивационной основой зависимости является гедонистическое желание испытать удовольствие, выраженное в яркости, свежести настроения, необычности иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних преград, обязанностей.

Зависимость по мере ее развития становится патогенной доминирующей потребностью и личностной направленностью.

Негативная социально-нормативная оценка. Любая зависимость носит антинормативный характер и рассматривается обществом как негативное отклоняющееся поведение. Алкоголики, наркоманы, азартные игроки воспринимаются как маргиналы, неспособные жить полноценной жизнью. (30;15)

Деструктивное влияние зависимости на эффективность жизнедеятельности и состояние здоровья.

Выделим следующие базовые критерии аддиктивности:

·     Произвольность и ситуативность выбора агента зависимости. Им может стать любой источник, способствующий "облегчению", временной эйфории и вытеснению жизненных проблем (неудач, конфликтов, одиночества и др.)

·     Социально-психологическая обусловленность аддиктивного поведения. АП не является следствием наследственной предрасположенности, а является результатом ухода от решения сложных социальных проблем, стрессовых ситуаций, жизненных препятствий, неудач с помощью различных, включая опыт поведения социального окружения, советы близких людей, биофармакологические компенсаторы.

·     Ограничение или сужение сознания на одном из источников зависимости.

·     Деформация личностного смысла и снижение потенциалов профессионально-личностной самореализации развиваются вследствие диссонанса в мотивационно-целевой сфере.

·     Ослабление воли и самостоятельности в оценке и решении профессионально-личностных проблем с последующим развитием инфантилизма.

·     Нормативность-ненормативность аддикций определяется социоэтническими ценностями, традициями.

·     Амбивалентность АП. Человек, стремящийся быть свежим и подтянутым, жаждующий радостного настроения, успехов, самоудовлетворенности, подвергается прогрессирующим процессам психосоматической деформации, психотравматизации, ухудшения здоровья.

·     Аддиктивность проявляется в форме устойчивых стереотипов, трудно корректируемых пагубных привычек, пристрастий, требующих психотерапевтического вмешательства.

·     Высокая социально-психологическая и психофизиологическая стоимость аддикций... АП сопровождается непродуктивными затратами личного жизенного времени, энергии, материальных затрат и здоровья близких людей.

·     Ориентация на удовлетворение эмоционально-соматических и гедонистических ощущений сочетается с утратой эмпатического и интимно-дружеского отношения к окружающим людям.

·     Формирование аддикции на фоне переживания напряженности, эмоциональной боли, чувства одиночества, беспомощности и др.

·     Подавление и вытеснение аддикцией естественных жизненно-значимых потребностей в еде, движении, сне, любви и т.д.

·     Субъективное переживание в форме непреодолимого влечения к объекту аддикции, невозможности существования без него.

·     Устойчивое стремление к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое.

·     Отличительной особенностью зависимого поведения является его цикличность

·     Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезаптацию.

·     Степень тяжести аддиктивного может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией.

·     Выбор личностью конкретного объекта зависимости отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции.

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или преходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования.

Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. (30;16-17)

Также следует выделить такие виды зависимостей, как:

1.    Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная, алкогольная зависимости).

2.    Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).

3.    Гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).

4.    Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм.)

5.    Религиозное деструктивное поведение (фанатизм, вовлеченность в секту). (30;21)

В подростковом и юношеском возрасте особенно актуальными являются не сформировавшийся ранний алкоголизм, не наркомании и токсикомании, а злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами – ПАВ (психоактивные вещества, изменяющие сознание), когда зависимость от них еще отсутствует. Такое поведение получило название " аддиктивного".

Аддиктивное поведение – нерегулярное употребление ПАВ, которое можно расценивать как предпосылку развития зависимости. Этот термин хорошо отражает присущую подростковому возрасту характерную черту, иногда называемую "первичным", "изначальным", "поисковым" подростковым полинаркотизмом. Суть этой черты состоит в том, что многие подростки склонны испробовать на себе действие различных ПАВ.

Между состоянием нормы и тяжелым заболеванием лежит довольно широкий спектр переходных состояний и функциональных отклонений от нормы. В отношении наркомании он может быть представлен следующей последовательностью нарушений: расстройства поведения – аддиктивное поведение – наркомании. Таким образом, аддиктивное поведение является переходной стадией наркоманий подростков.

Аддикция - поведение, при котором индивид утрачивает контроль над потреблением алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, в результате чего возникают тяжелые последствия (нарушения функций головного мозга и всего организма в целом, психических процессов, психологической и социальной адаптации и др.)

В типичных случаях аддикция начинается с приобщения к потреблению наркотиков, алкоголя или других психоактивных веществ как поиску ощущений, с помощью которых надеется избавиться от осознаваемого стресса, расширить диапазон имеющегося опыта под влиянием социальных обстоятельств, не осознавая последствий своего поведения, давления сверстников и т.д. После определенного числа употреблений психоактивного вещества формируется аддикция.

Синдромы, относящиеся к аддиктивному поведению, еще называют компульсивным поведением (15;24). Под компульсивным поведением подразумевается поведение или действие, предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт. Такие паттерны могут быть внутренними (мысли, образы, чувства) или внешними (работа, игра и т.д.). Компульсивное поведение дает возможность имитации хорошего самочувствия на короткий период, не решая внутриличностных проблем. К компульсивному поведению относятся следующие разновидности: компульсивное переедание, компульсивное стремление к снижению веса, компульсивное стремление к риску и стрессу, компульсивная потребность быть занятым ("трудоголики"), компульсивное стремление к достижению, компульсивное стремление к смене сексуальных партнеров, в изоляции, потребность покупать вещи, компульсивная потребность в физических упражнениях и т.д.

В качестве базисной характеристики аддиктивной личности В.Д. Менделевич выделяет зависимость. Для оценки отнесения человека к зависимому типу выделяются признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости: неспособность принимать решения без советов других людей; готовность позволять другим принимать важные для него решения; готовность согласиться с другими, чтобы не быть отвергнутым (даже если другие не правы); затруднения начать какое-то дело самостоятельно; готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих людей; плохая переносимость одиночества и готовность на значительные усилия, чтобы его избежать; ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; страхом быть отвергнутым; легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны.

Описание аддиктивной личности соответствует слабому "Я" и сильному "оно". Именно такое отношение существует между ними у подростков в период полового созревания согласно психоаналитическим представлениям Анны Фрейд. Конфликт между "оно" и "Я" может развиваться по двум сценариям. Если "оно" побеждает "Я", то к концу возрастного подросткового периода инстинкты, сексуальные и агрессивные импульсы вырываются на свободу и человек предается удовольствию, стихии влечений. Прежний характер человека разрушается. Если же победу одерживает "Я", то к концу подросткового периода формируется устойчивый характер для всей последующей жизни. Для нормального функционирования человеку необходимо равновесие сил между психологической, социальной и биологической сущностями личности. Социальная сущность личности – суперэго (я - идеал или сверх -"я" ) формируется воспитанием и является дополнительной системой контроля за поведением человека. Несогласия между требованиями совести, хранителем которой выступает я – идеал, ощущается человеком как чувство вины. Совесть и ответственность – социальные чувства и формируется на основе идентификации с другими людьми, которая происходит на основе одинакового я – идеала. Согласно подходу А.Фрейд, в раннем подростковом возрасте трудно устоять против влечений, а, значит, существует определенная вероятность легкого вовлечения подростков в наркотизацию, сулящую удовольствия. Однако, и поздний подростковый возраст при неблагоприятном развитии "я" чреват разгулом инстинктов, в том числе потреблением наркотиков. (16;132)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.