бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьУчебное пособие: Доктрина урбанизационной безопасности Российской Федерации

Учебное пособие: Доктрина урбанизационной безопасности Российской Федерации

Федеральное агентство

ГОУ ВПО

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра архитектуры

В.Б. Лебедев

ДОКТРИНА УРБАНИЗАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Тезисный вариант)


Проект разработан на основе КОНСТИТУЦИИ РФ, СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ,

40-томного комплекса авторских НИР, выполненных за 1970 – 2005 гг. по социально-архитектурным аспектам формирования жилой застройки нефтепромысловых городов ЗСНГК, а также «ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ХАРТИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ

ГОСУДАРСТВ» (принята 04.06.1999 г.)

П Р И Л О Ж Е Н И Я:

А. Технократическая практика градостроительного освоения новых территорий (5 стр.);

Б. Архитектура - оружие интеллектуальных войн (7 стр.);

В. Проблемы оценки потенциального качества жилой среды с позиций Концепций Общественной Безопасности России (9 стр.);

Г. Методологические проблемы проектного творчества (5 стр.)

Д. Методика научной экспертизы градостроительной документации (на примере проектов застройки микрорайонов) (БСТ – 2008- № 9);

Е. О необходимости организации учебных курсов для архитекторов по общественной безопасности (1 стр.);

Ж. Авторский отчёт по НИР «Архитектура и общественная безопасность» Инв. № 02.200502659 // ТюмГАСА, 2005 (87 стр.);

И. Актуальность Доктрины урбанизационной безопасности

(«Строительный эксперт», № 10, 2008 г.)

Тюмень 2008


В условиях возрастающего дефицита природно-сырьевых ресурсов планеты возникает необходимость пересмотра всей (внешней и внутренней) системы защиты страны от геополитических конкурентов. Так, в Концепции национальной безопасности РФ указаны только 9 проблемных направлений госуправления: международная, внутриполитическая, социальная, военная, пограничная, экономическая, информационная, духовная, экологическая. В этом целеполагающем документе упущены, например, региональные и правоохранительные вопросы, а также многие другие важные аспекты повышения устойчивости и надёжности жизнеобеспечения населения (технологические, продовольственные и т.д.), в т.ч. и УРБАНИЗАЦИОННЫЕ. При этом известно, что «города – это центры экономической, политической и духовной жизни народа» и современный этап развития общества характеризуется возрастающей значимостью градостроительных факторов повышения уровня жизни населения.

Населённые пункты страны, представляющие собой материально-культурную, историческую и экологическую ценность, по праву должны принадлежать народу и формироваться с учётом общественных потребностей. Однако нерегулируемый рынок подчинил архитектуру не демократическим интересам коммерческих структур. Так, социальная эффективность массовой жилой застройки (степень удовлетворённости ей населением) оценивается на 50%, однако у нас нет действенных организационно-правовых механизмов регулирования инвестиционных процессов в интересах государственно-образующего этноса, и корыстная деятельность множества проектных и строительных фирм[1] стала создавать реальную угрозу конституционным демократическим ценностями.

Научно доказано, что пространство оказывает влияние на все системы (см. работы физика И. Герловина) и ЦРУ постоянно проявляет повышенный интерес к состоянию среды обитания, ибо устойчивое развитие социума может быть достигнуто только в условиях её высокого качества. Таким образом, урбанизационная безопасность России должна стать важной составляющей государственной внутренней политики и заказчиком на градостроительную документацию столицы и областных центров должно стать Правительство РФ. Разработанный с этой целью проект Доктрины урбанизационной безопасности РФ представляет собой авторское понимание целей, задач, принципов и основных направлений государственного подхода к формированию гуманной архитектурной среды. Актуальность этого документа предопределена также ожидаемому вступлению России в ВТО и переходом производства на международные стандарты серии ISO 9000, в которых сказано, что качество продукции (в т.ч. и строительной) определяет потребитель. Официальный вариант Доктрины должен служить концептуальной основой для осуществления конституционной градостроительной деятельности, разработки её целевых программ, а также предложений по их правовому, научно- методическому и организационному обеспечению[2].


1. ОЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.     Обеспечение национальных интересов в сфере архитектуры и градостроительства

Проект Доктрины урбанизационной безопасности страны базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных правовых актах РФ, а также на научных знаниях в области архитектуры и смежных наук, на оценке современного состояния среды обитания и характера ее воздействия на общество. Под урбанизационной безопасностью следует понимать состояние защищенности совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в сфере градостроительства.

Градостроительные интересы личности заключаются в реализации её конституционных прав и свобод в формировании искусственной среды обитания, способствующей физическому, духовному и интеллектуальному развитию человека. Интересы общества заключаются в формировании архитектурной среды, способствующей позитивному развитию социальных процессов. Интересы государства заключаются в создании рационального пространственного каркаса страны, как необходимом условии для устойчивого развития социума, обеспечения незыблемости конституционного строя и территориальной целостности России.

1.2. Bиды и источники урбанизационных угроз

Недопустимы следующие патологии урбанизационных процессов:

проектирование градостроительной среды (систем расселения, городов, комплексов) без целевой функции и учёта социально-архитектурного заказа;

возрастающие «ножницы» между сроками физической и моральной амортизации строений, приводящие к удорожанию строительства из-за их преждевременного сноса (пример панельных жилых домов первого поколения);

разрушение системы сохранения ценностей градостроительной культуры и пропаганда зарубежной архитектуры, чуждой природным условиям России и традициям отечественного строительного искусства;

парализация городов транспортными потоками (при социализме их улично-дорожная сеть была рассчитана на 50-150 автомашин на 1000 населения);

низкие темпы строительства жилья (международная норма составляет 1 кв. м на человека в год), его высокая энергоёмкость (в Швеции расход условного топлива в год составляет 18, а в России - 72 кг/ м2), неудовлетворительное качество (дома КПД - «энерговлаговампиры») и малая доступность;

обоснование структуры жилой застройки без учёта степени надлежащей надёжности социума (обеспечивается при децильном коэффициенте 1:7-10) и затрат на утилизацию строений, а вариантов её композиционных решений, систем транспорта и соцкультбыта, а также планировок населённых мест[3] - без прогнозных и оптимизационных расчётов, выполненных, относительно районов благоприятных и непригодных для постоянного проживания населения;

запредельный физический и моральный износ городской инфраструктуры, сверхнормативное экологическое загрязнение среды обитания;

необоснованное уничтожение памятников архитектуры и вырубка (под застройку территорий) дефицитных городских зелёных насаждений.

К внешним источникам урбанизационных угроз России относится подрывная деятельность зарубежных интеллектуальных центров (политических, экономических, военных, разведывательных и др.), направленная против качественной архитектуры, как материальной формы социальных процессов.

К внутренним источникам относятся:

неразвитость баз стройиндустрии, отсутствие соответствующих полномочий и средств у архитектурно-градостроительных служб;

отсутствие системы правового контроля со стороны институтов гражданского общества и профессиональной элиты за качеством градостроительства и конъюнктурой спроса-предложения на строительном (жилищном) рынке;

послеперестроечный развал ЖКХ и функционирование Проектно-строительного комплекса (ПСК) в саморазрушающем режиме (нет «обратных» связей управления), а также отстраненность от проблем обеспечения его устойчивого развития академических центров, прокуратуры и МВД;

экономический механизм «дикого» рынка, обуславливающий принятие градостроительных решений не на основе оценки социального качества среды обитания, а «стоимости» земли, что обуславливает рост этажности жилой застройки и игнорирование последствий от роста парка личных автотранспортных средств;

криминализация строительной отрасли, обусловленная сращиванием её бизнес-структур с государственным аппаратом, отсутствие правового собственника градостроительной среды и законотворческой базы по проблемам урбанизационной безопасности;

неисполнение органами государственной власти и местного самоуправления (МСУ), организациями и гражданами существующего архитектурного законодательства (несоблюдаются, например, требования СНиПа 11-04-03 о необходимости проведения экспертизы градостроительной документации и учёта результатов ранее выполненных НИР);

технократическая ментальность менеджеров ПСК, нехватка специалистов по городскому хозяйству, а также отсутствие кадров по урбанизационной безопасности, курсов и учебных программ их подготовки;

методологическая неразработанность научно- архитектурной деятельности (игнорируются общеизвестные положения науковедения, нет понимания в необходимости различий в методических подходах решения пространственных и искусствоведческих задач), а также и проектной деятельности (не оценивается потенциальное качества ПТД, не учитываются рекомендации теории принятия решений и требования необходимости социального целеполагания); отстранённость архитектурно-строительных вузов от решения региональных проблем урбанизационной безопасности.

1.3            Основные задачи по обеспечению урбанизационной безопасности

Некоторому решению вопросов обеспечения урбанизационной безопасности способствует сложившаяся в России система лицензирования проектных организаций, которая не полностью отвечает предъявляемым к ней требованиям. Так, нормативные предписания о необходимости изучения ранее выполненных НИР повсеместно не выполняются, но лицензий по этому случаю фирм не лишают. Недоработки в правовом регулировании инвестиционных процессов затрудняют поддержание синергетического баланса противоречивых интересов его участников. По этой же причине отсутствуют независимые консультационные пункты и маркетинговые лаборатории, призванные обслуживать возрастающие архитектурно-строительные интересы горожан.

Для устранения градостроительных недостатков необходимо:

учредить НИИ внутренней безопасности РФ с созданием при региональных службах ФСБ его лабораторий по исследованию градостроительных деформаций субъектов федераций (см. Законы РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» и «О ФСБ»);

разработать нормативно-правовую базу решения проблем урбанизационной безопасности и организационный механизм участия администрации территорий и органов МСУ в этой области их профессиональной деятельности;

издать методическое пособие для комитетов МСУ по правовым и архитектурным вопросам проведения градостроительной политики;

обеспечить «прозрачность» архитектурной деятельности и доступ юридических и физических лиц к градостроительной документации, создав для этого государственную систему градостроительного мониторинга с постоянно пополняемым фондом данных о состоянии качества архитектурной среды;

разработать концепцию государственной политики по предотвращению урбанизационных угроз, а также целевые программы по проблемам защиты архитектурной среды от её случайных и умышленных деформаций;

оптимизационные архитектурно-градостроительные расчёты выполнять на основе комплексных критериев качества, предполагающих учёт энергоёмкости и потребительной стоимости среды обитания, а также компромиссную увязку градостроительных интересов различных инвесторов (частных, групповых, государственных), настоящих и будущих поколений;

разработать должностные инструкции по оценке рисков урбанизационных опасностей как поражающих факторов «средовой» агрессии геополитических конкурентов России и установить административно-уголовную ответственность за их исполнением чиновников госаппарата;

для оперативного ознакомления проектировщиков с последними достижениями архитектурной науки и с общепризнанными градостроительными рекомендациями[4] максимально использовать интеллектуальный потенциал вузов, а также информационные технологии электронной почты и Интернета;

на основе анализа применимости либеральной экономической модели для России разработать методики расчёта социального качества градостроительной документации и последствий от ожидаемых урбанизационных угроз;

обеспечить координацию госорганов с различными организациями и учреждениями, задействованных в нейтрализации урбанизационных опасностей;

разработать научные рекомендации по вопросам обеспечения урбанизационной безопасности стратегических регионов с изучением градостроительных причин аномальных деформаций социума (психические и физиологические патологии, повышенная смертность, преступность, алкоголизм и т.п.);

радикально пересмотреть методику проектной деятельности (на теоретических принципах кибернетики) и номенклатурную специализацию учёных-архитекторов, исходя из того, что главной целью науки о пространстве должны стать её ответы на вопросы «ЧТО, СКОЛЬКО И ГДЕ СТРОИТЬ?»;

разработать чёткую организационно-управленческую структуру административного аппарата ПСК и ЖКХ и должностные обязанности их менеджеров;

привлечь научные центры, органы правового надзора (прокуратуру) и государственные службы безопасности к обеспечению надёжных условий функционирования ПСК и ЖКХ на конституционной основе.


2. ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ УРБАНИЗАЦИОННЫХ УГРОЗ

2.1 Методы обеспечения урбанизационной безопасности

Урбанизационная безопасность обеспечивается методологической перестройкой проектной деятельности (см. приложения), информационными, правовыми, организационно-управленческими и экономическими методами.

Суть методологического переосмысления проектного творчества заключается в необходимости перехода от оптимизации архитектурных решений по технико-экономическим критериям, характерной для ценностей технократических обществ - к социально-энергетическим расчётам, присущим их более развитым формациям (технологическим цивилизациям).

Арсенал информационных методов: а) регулярное освещение градостроительных проблем в СМИ; б) повышение архитектурного образования муниципальных кадров, с включением в учебные планы вопросов о характере войн 4-го поколения, понятий общественной безопасности и методов организационной защиты интересов страны от «холодной» агрессии зарубежных спецслужб и различных интеллектуальных подрывных центров.

Правовые методы: а) внесение изменений и дополнений в законодательство РФ (законодательное разграничение полномочий в области обеспечения урбанизационной безопасности между различными органами государственной власти, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, юридических и физических лиц); б) усиление правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, при неукоснительном привлечении к ответственности менеджеров, систематически совершающих правонарушения в области архитектурно-строительной деятельности.

Организационно-управленческие методы: а) создание специализированных служб и системы управления по обеспечению урбанизационной безопасности; б) создание центров градостроительного прогнозирования, архитектурного маркетинга и мониторинга.

Экономические методы: а) финансирование мероприятий по урбанизационной безопасности; б) применение экономических рычагов защиты качества архитектуры; в) страхование проектных и строительных рисков.

2.2 Государственная политика обеспечения урбанизационной безопасности

Государственные структуры реализуют следующие управленческие функции по защите урбанизационной среды:

проводят градостроительную политику, основанную на средовом подходе к архитектурному творчеству, типологическом формировании жилой застройки с учётом её потребительной стоимости, комплексном (социальном, энергетическом и демографическом) расчёте жилищного фонда, квалиметрической оценке вариантов планировочных структур населенных мест и т. д;

анализируют общую градостроительную ситуацию, прогнозируют урбанизационные угрозы и организуют работу по их нейтрализации;

разрабатывают федеральные программы обеспечения урбанизационной безопасности и принимают меры к объединению усилий в их реализации различных заинтересованных организаций;

поддерживают деятельность общественных объединений, направленную на гуманизацию среды обитания.

Целевое совершенствование правовых регуляторов общественных отношений в сфере архитектуры и градостроительства, предполагает:

анализ источников урбанизационных угроз, оценку эффективности применения действующих правовых актов и их дальнейшую корректировку;

изучение характера составов архитектурно-строительных правонарушений с разработкой и включением соответствующих правовых норм в градостроительный, уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, а также в законодательство РФ о государственной службе;

правовую регламентацию судебных разбирательств и порядка ликвидации последствий от противоправной инвестиционной деятельности;

создание государственной системы подготовки юристов-градоведов.

2.3 Функции системы обеспечения урбанизационной безопасности

Компетенция органов государственной власти, входящих в состав системы обеспечения урбанизационной безопасности и ее подсистем, определяется федеральными законами и правовыми актами Президента и Правительства РФ.

Основными функциями государственной системы обеспечения урбанизационной безопасности являются:

разработка соответствующей нормативной базы и создание организационно-правовых условий для реализации прав граждан и общественных объединений на законную архитектурно-строительную деятельность;

выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные градостроительные интересы граждан, общества и государства;

оценка состояния урбанизационной безопасности, выявление источников её угроз и определение приоритетных направлений их нейтрализации;

разработка целевых программ по обеспечению урбанизационной безопасности, координация и контроль деятельности различных служб и комиссий, участвующих в их реализации;

осуществление международного сотрудничества РФ по вопросам градостроительной культуры с возможностью представления интересов страны в международных организациях и ООН;

проведение соответствующих НИР и организация целевой подготовки специалистов по проблемам урбанизационной безопасности.

2.4 Организационная основа системы обеспечения урбанизационной безопасности

Система обеспечения урбанизационной безопасности строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей РФ, а также предметов ведения органов государственной власти МСУ, общественных объединений и граждан РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.