бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

Указанные направления развития энергетических таможенных постов предполагают переход в будущем на электронный документооборот, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеэкономической деятельности.

Центральная энергетическая таможня сегодня – это специализированный таможенный орган, непосредственно подчиненный ФТС России с единым центром управления в Москве, способный осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль за энергоносителями от момента подачи декларации и сдачи энергоносителя первому перевозчику до его вывоза с таможенной территории Российской Федерации. Общая численность ЦЭТ на сегодняшний день составляет 403 высококвалифицированных должностных лица, способных выполнять поставленные задачи любой степени сложности.

Таможенными постами, подчиненными ЦЭТ, в январе-августе 2008 года оформлено более 87 процентов экспортных объемов нефти, более 32 процентов экспортных объемов нефтепродуктов, 97 процентов электроэнергии и 100 процентов экспортных объемов природного газа /10/.

В 2007 году в доход федерального бюджета ЦЭТ было перечислено более одного триллиона рублей, а именно – 1 триллион 181 миллиард рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2006 году. Однако рекорд 2007 года по перечислению денежных средств в федеральный бюджет уже побит. За восемь месяцев 2008 года а в доход федерального бюджета перечислено более 1 триллиона 400 миллиардов рублей. Ежесуточно таможней в федеральный бюджет перечисляется в среднем 7 миллиардов рублей!

Таким образом, эти факты, подкрепленные статистическими данными о деятельности ЦЭТ, еще раз подтверждают, что доля энергетических товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, продукты переработки газа) и линиями электропередачи (электроэнергия) во всем объеме экспортируемых сырьевых товаров и минеральных ресурсов очень значительна и еще долгое время будет оставаться одним из основных элементов поступления отчислений в государственный бюджет России /9/.

3.2. Внешнеэкономические партнеры России – потребители энергетических товаров

Российская Федерация, являющаяся, как уже было сказано, обладательницей огромных природных запасов минерального топлива и энергетическим потенциалом, пополняет свой бюджет во многом за счет реализации углеводородов за рубежом. Соответственно, для этого необходимы стабильные рынки сбыта, надежные потребители ресурсов и постоянный спрос на него. С учетом сложившегося относительного дефицита минерального сырья на мировом рынке, связанного с уменьшением его запасов в природе, а также конфликтом на Ближнем Востоке, потребителями российских энергоресурсов является практически вся Европа, а также ряд других стран мира.

Начнем с союзных стран ближнего зарубежья.

Белоруссия – бывшее союзное государство во времена СССР, братский для России народ, а ныне – член Содружества Независимых государств, всегда была надежным торговым партнером Российской Федерации. Товарооборот между странами ежегодно увеличивается. Количество видов товаров, перемещаемых через границу двух государств, также постоянно растет. В виду того, что Белоруссия практически не имеет собственного минерального сырья, а основа экономической деятельности любого государства – это нефть и газ, а также электроэнергия, то в этом секторе товаров она зависит от российских поставок.

Уже в течение длительного периода стоит вопрос о создании союзного государства России и Белоруссии, который предполагал бы отсутствие экономических барьеров при перемещении товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи в частности. Однако постоянно в ходе переговоров возникают разногласия между лидерами двух стран, что тормозит процесс подписания акта о союзе между государствами. Этому есть много причин, и одна из основных – финансовый кризис во всем мире, особенно разгоревшийся в текущем году. С начала 2007 года цены на энергоресурсы стали медленно, но верно ползти вверх. Это не могло не послужить основанием для повышения тарифов на поставку нефти, газа, электроэнергии за рубеж.

Белоруссия, как братский народ и надежный внешнеэкономический партнер всегда получала сырье по ценам ниже, чем остальные российские партнеры. Это выгодно обеим сторонам. Но в связи с резким скачком цен на различные виды топлива во всем мире, пришлось одновременно поднять тарифы для всех стран - потребителей российского нефтегазового сырья.

В 2007 году Белоруссия получила российский газ по 200 долларов за 1000 кубометров, частично оплатив его долей в компании "Белтрансгаз". Эта доля составила 50 процентов, или около 2 миллиардов долларов /13/.

Далее приведем мнение завотделом Белоруссии Института стран СНГ Александра Фадеева о сложившейся ситуации, связанной с перемещением энергетических товаров между Россией и Белоруссией: "Создание союзного государства заморожено. Нет единой валюты. Несмотря на таможенный союз, с обеих сторон действуют мобильные таможенные посты и товарные ограничения. В тоже время только "нефтяные" дотации Белоруссии со стороны России – около 4 миллиардов долларов. Поступающая в республику российская нефть не облагается экспортной пошлиной. Из нее получают нефтепродукты, налоги от которых идут в белорусский бюджет. Были случаи перепродажи в Европу и просто сырой нефти. С учетом низких цен на газ сумма прямых и косвенных "братских" дотаций была сопоставима со всем белорусским бюджетом – 10 миллиардов долларов". Таким образом, газовый конфликт Белоруссии с Россией привел к тому, что энергетические и политические контакты Белоруссии приходится налаживать где только возможно. Во время встречи с лидерами Украины и Азербайджана обсуждалось строительство "черноморско-балтийского нефтяного коллектора", который может наполняться азербайджанской нефтью и свяжет Украину с Белоруссией и даже с Прибалтикой /14/.

Для решения взаимных нефтяных и газовых проблем, по словам экс-президента В.В. Путина, остается согласовать "технические детали". В Москве настаивают, чтобы Белоруссия поделилась 85% НДС с торговли нефтепродуктами, которые получены из российского сырья. Иначе поставки нефти (около 20 миллионов тонн в год) будут облагаться экспортными пошлинами. Не так давно, летом 2008 года, новый президент Дмитрий Медведев подписал Закон о ратификации межправительственного соглашения с Белоруссией о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов. Об этом сообщила пресс-служба Кремля. По соглашению, вывозимую из России в Белоруссию сырую нефть будут облагать вывозной таможенной пошлиной. В настоящее время соответствующие ведомства определяют механизм расчета пошлины на 2007-2009 годы /13/.

При экспорте сырой нефти и нефтепродуктов с территории Белоруссии в "третьи страны" таможенные пошлины станут взимать по ставкам, равным применяемым в России. В случае невыполнения белорусской стороной данного обязательства российская сторона применит вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, экспортируемые в Белоруссию в полном объеме в соответствие с законодательством России.

Особенно следует отметить партнерство России с Казахстаном в области перемещения энергоносителей трубопроводным транспортом. Таможенный режим переработки на таможенной территории в Оренбургской области находится на третьем месте по применению (после экспорта и выпуска для внутреннего потребления) - 11%. И это в основном обусловлено поставками природного газа из Карачаганакского месторождения Казахстана, и его переработкой на Оренбургском газовом заводе.

Месторождение Карачаганак в Западно-Казахстанской области является одним из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире. Оно занимает площадь в 280 квадратных километров и содержит более 1,2 миллиарда тонн нефти и конденсата и более 1,35 триллиона кубических метров газа /15/.

В настоящий момент Карачаганак является крупнейшим инвестиционным проектом в Казахстане с объемом иностранных капиталовложений свыше $ 5,5 миллиардов.

Разработка месторождения проводится под руководством четырех международных компаний: Би-Джи Групп (Великобритания), Эни (Италия), доля каждой из которых составляет 32,5%, а также Шеврон (США) – 20% и ЛУКОЙЛ (Россия) с долей капитала 15%. ЛУКОЙЛ является ведущей вертикально-интегрированной компанией в России. Основная деятельность компании включает разведку и добычу нефти и газа, а также производство и сбыт нефтехимической продукции.

ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов и обладает крупным портфелем активов в секторе геологоразведки и добычи, как в России, так и за рубежом, включая Азербайджан, Казахстан, Египет, страны Северной Африки и Колумбию.

Для реализации Карачаганакского проекта эти компании объединились в консорциум "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. " (КПО).

КПО осуществляет свою деятельность в соответствии с Окончательным соглашением о разделе продукции (ОСРП), подписанным партнерами по международному консорциуму с правительством Казахстана в ноябре 1997 года. По условиям соглашения, КПО будет осуществлять управление Карачаганакским проектом в период до 2038 года.

Углеводородное сырье Карачаганака залегает в так называемом резервуаре, на глубине примерно 5 тысяч метров. Резервуар содержит огромные объемы нефти, конденсата и газа, которыми пропитана пористая горная порода. Эти углеводороды располагаются пластами, наподобие своеобразного "торта", в котором есть нижний тонкий слой нефти, затем идет более толстый слой, представленный конденсатом, и сверху резервуара находится самый толстый слой, состоящий из газа.

Далее нефть и конденсат будут называться общим термином – углеводороды, в силу того, что эти жидкие фракции находятся в смеси и участвуют в технологическом процессе как единая составляющая.

Добыча углеводородного сырья на месторождении проводится при помощи скважин, пробуренных с поверхности до глубины пластов. Давление земной коры на большой глубине буквальным образом выдавливает углеводороды из горной породы и поднимает их к земной поверхности. Далее нефть и газ поступают по системе скважин к манифольдам, где они смешиваются, и после этого смесь углеводородов поступает на один из трех современных и эффективных производственных комплексов Карачаганакского месторождения.

Часть производимого кислого газа сразу экспортируется в Оренбург для дальнейшей переработки и очистки. В свою очередь, завод в Оренбурге также поставляет назад на Карачаганак небольшое количество сухого очищенного газа, который используется в качестве резерва.

На каждом из комплексов КПО также проводится и технологическая осушка нефти. Вся вода, образующаяся в ходе этого процесса, затем подвергается очистке от нефти, и потом обратной закачке в пласт при помощи специальных скважин на месторождении. Часть осушенной нефти поступает на экспорт в Оренбург /15/.

Кроме Казахстана и Белоруссии торговыми партнерами России в области энергетики являются такие страны, как Украина, Польша, Болгария, Румыния, Германия, Китай и другие. В основе своей они являются потребителями наших энергоносителей. С этими странами отношения в области поставки нефти, газа, электроэнергии выстраиваются на основании заключенных договоров на поставку соответствующих товаров. С каждым государством-потребителем Россия обсуждает условия продажи энергоносителей, выгодные нам и нашим партнерам. Однако тарифы, по которым поставки осуществляются, весьма различаются для разных стран. Это зависит от сложившихся отношений между государствами, политической обстановки и уровня экономических отношений. Не раз возникали конфликты с такими странами, как Украина и Польша, на почве разногласий по тарифам. Широкий резонанс возник из-за так называемого "газового конфликта" с Украиной, длящегося уже несколько лет. Российская сторона применила санкции и временно прекращала поставки по причине неисполнения Украиной обязательств по договору. Это неудивительно, поскольку конкретные страны ведут в настоящее время политику, направленную на Запад, и не хотят идти на встречу России для дальнейшей интеграции отношений. В связи с ростом цен на нефть в последние годы, тарифы были пересмотрены в сторону их увеличения, что отразилось на политических и экономических отношениях стран-партнеров с Россией. Тем не менее спрос на российские энергоносители не упал и даже продолжает расти, так как сегодня не существует достойной альтернативы углеводородам, и жизнедеятельность любого государства основана именно на их использовании /11/.


Заключение

При всем богатстве научного, промышленного, хозяйственного потенциала нашей великой страны, национальным богатством являются ее природные ресурсы – огромные запасы углеводородов и гидроэнергетических ресурсов. В этом у России несравненное преимущество перед большинством стран мира. В условиях истощения полезных ископаемых в мире, их постоянного дефицита на мировом рынке, Российская Федерация не только обеспечивает свои потребности в энергоносителях, но и удовлетворяет растущие потребности других стран мира, которые являются потребителями российских энергетических товаров.

Постоянно растущий спрос на сырье и энергию, а также периодические резкие скачки цен на энергоносители являются положительными факторами для роста российской экономики, позволяющим накапливать значительные средства и формировать профицит бюджета.

Однако здесь есть и обратная сторона медали, которую надо учитывать при планировании развития экономики страны. В текущее время экономика Российской Федерации ориентирована главным образом на рост экспорта за счет увеличения объема и тарифов на поставки энергоносителей за рубеж. Львиная доля бюджета страны формируется на основе сырьевых поставок. Этот факт обуславливает то, что Россия уже давно начала превращаться в "сырьевой придаток" стран Запада и Северной Америки.

Данная тенденция отрицательно сказывается на росте других отраслей промышленности. Запад стал рассматривать Россию в основном как энергетического партнера, аналогичного странам Ближнего Востока – членам ОПЕК. То есть наша страна необходима им как стабильный поставщик энергоносителей, но не более. Как раз наличие колоссальных природных запасов и привлекает страны Запада к России, как к объекту захвата в перспективе. Все это чревато серьезными отрицательными последствиями для нашего государства.

Россия ни при каких обстоятельствах внешнеэкономической конъюнктуры на мировом рынке не должна становиться сырьевым придатком развитых стран Запада – Европы и Северной Америки. Страна с таким населением, огромнейшим ресурсным и промышленным потенциалом просто обязана значительно увеличить долю наукоемких отраслей, машиностроения, обрабатывающей промышленности в своем экспорте.

Конечно, с учетом складывающихся в мире отношений и налаживанием экономических связей, можно не пугаться опасений, что Россия становится сырьевым придатком Запада. Данный факт определяет сырьевую направленность российского экспорта.

Экономика постепенно развивается, так же, как и наукоемкие отрасли промышленности страны. Уже есть реальные цифры, подтверждающие эффективный результат внешнеэкономической деятельности России. Ежегодно растут объемы экспорта всех видов товаров, денежный оборот между странами увеличивается. Большая часть дохода бюджета приходится на продажу энергетических товаров за рубеж.

Здесь важной составляющей является трубопроводный транспорт и линии электропередачи, а сам процесс перемещения регулируется благодаря деятельности Центральной энергетической таможни. Сегодня можно констатировать, что с задачами, поставленными руководством ФТС России, коллектив Центральной энергетической таможни справился.

Тот факт, что таможня, чья численность составляет менее 0,6 процента от общей численности всей таможенной системы, дает 36 процентов таможенных платежей, перечисленных ФТС России в федеральный бюджет, а доля во взимании экспортных таможенных платежей составляет 63,5 процентов, говорит сама за себя. Поэтому сегодня можно с удовлетворением отметить, что ЦЭТ занимает достойное место в системе Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что трубопроводный транспорт и линии электропередачи служили, служат и будут служить одними из базовых элементов, на которые опирается экономика нашей страны, до тех пор, пока не иссякнут природные ресурсы и добывающий потенциал государства, а это случится не скоро.


Список использованных источников

1. Бакаева О.Ю. Таможенное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. – 504 с.

2. Смоляков П.Н. Спорные вопросы квалификации трансграничного перемещения стратегически важных сырьевых товаров // Таможенное дело. – 2007. - № 4. – С.38-40

3. Тимошенко И.В. Таможенное право России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 512 с.

4. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. - М.: Дашков и К, 2004. - 841 с.

5. Таможенный Кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007

6. Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2005. – 522 с.

7. Горкин А.П. Большой энциклопедический словарь школьника; составитель. - М.: научное издательство "Большая российская энциклопедия", 1999. – 875 с.

8. Приказ от 4 мая 2006 г. № 422 "О контроле документов, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом"

9. Приказ от 15 сентября 2003 г. N 1013 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи"

10. Материалы Центральной энергетической таможни. Мал золотник – да дорог! // Таможня. – 2008. - № 8. – С.4-6

11. Шелестов А.Н. Не нефтью единой // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 7. – С.38-39

12. Данные таможенной статистики за 2007-2008 гг. // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 7. – С.35-37

13. Медведев ввел пошлину на экспортируемую в Белоруссию нефть // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 7. – С.12

14. Приказ ФТС РФ №800 от 24.08.06 "О местах декларирования отдельных видов товаров"

15. Материалы официального сайта Карачаганакского месторождения http: // www. kpo. kz/


Приложения

Приложение А

(дополнительное)

Доля экспорта и импорта топливно-энергетических товаров России, в фактических ценах, % к итогу

Таблица 1 - Доля экспорта и импорта топливно-энергетических товаров России, в фактических ценах, % к итогу

1999 г. 2003 г. 2004 г. 2008 г.
экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт

Топливно-энергет. товары и

минеральное сырье

44,9 4,0 57,3 3,8 57,7 4,0 63,2 3,9

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.