бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДипломная работа: Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Дипломная работа: Внешнеторговая политика Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация.......................................................................................................... 3

Введение............................................................................................................. 4

1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли............................................................................................................................. 7

1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики............................................................................................................. 7

1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики............................... 18

Виды таможенных пошлин............................................................................. 21

2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 40

2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии............................................................................................................ 40

2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана)...................................................................................................... 50

3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе. 67

3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь........................................................................................................... 67

3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе................................................................................................................. 86

Заключение...................................................................................................... 95

Список использованных источников.............................................................. 97

Приложение I................................................................................................. 101


Аннотация

Дипломная работа посвящена исследованию основных направлений и проблем организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и её совершенствование в Республике Беларусь. Анализируются общетеоретические основы, международный опыт организации и ориентации внешнеторговой политики, её основные инструменты и методы. Разработаны рекомендации по совершенствованию внешнеторговой политики в Республике Беларусь на современном этапе.


Введение

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.

В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего государства на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира.

Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик внешнеторговая квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;

- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;

- показать инструменты государственной внешнеторговой политики;

- провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Объектом исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь.

В дипломной работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. Основным методом, использованным в данном исследовании является системный подход.

Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.

Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой излагаются общие теоретические основы государственной политики в области внешней торговли, инструменты государственной внешнеторговой политики (тарифные и нетарифные); вторая рассматривает страны с переходной экономикой. И, наконец, третья глава посвящена внешней торговле и внешнеторговой политике Республики Беларусь на современном этапе, где проведён анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь и намечены пути её совершенствования.


1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики.

В условиях научно-технической революции для эконо­мического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, проис­ходящие на Западе, где промышленно развитые страны со­знательно идут на стирание экономических, а часто и по­литических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, форми­рование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и науч­но-технической кооперации. Решение этих задач тесно свя­зано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.

Внешнеэкономическая политика — это система меро­приятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкурен­ции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достиже­ния определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики го­сударства.

Таким образом, внешнеэкономическая политика имеет две стороны: защитную и наступательную. Она осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут быть подразделены также на защитные и наступательные.

Как известно из экономической истории, в различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки созда­ния стройной концепции в области экономического разви­тия государства и его внешнеторговой, политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства и образо­вания национального рынка.

Учитывая тот факт, что основой экономики феодально­го общества был купеческий капитал, для которого синони­мом богатства являлись деньги, была сформулирована и со­ответствующая политика, получившая название мерканти­лизма. Ее сторонники исходили из того, что  богатство государства, которое они отождествлял и с денежным капи­талом, зависит от максимально возможного накопления денег (золота и серебра). Поэтому, считали они, внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление дра­гоценных металлов путем проведения политики ограниче­ния импорта и расширения экспорта с помощью вмешатель­ства государства и его контроля за состоянием внешней торговли. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок были таможенные пошлины Одновременно в колонии могли ввозиться товары только из метрополии. На пути поставок из других стран возво­дились ограничительные, а часто и просто запретительные барьеры.

По мере развития производительных сил и перехода к мануфактурному, а затем и капиталистическому способ производства политика меркантилизма постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было уже не накопление денег государством, а покровитель­ство национальной экономике. В основу протекционистской политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количествен­ного ограничения импорта, а иногда и экспорта.

По мере развития капиталистического способа произ­водства политика протекционизма вступала во все большее противоречие с интересами капиталистического производи­теля, стремившегося к экспансии и захвату новых рынков сбыта. Особенно остро эта проблема встала после промыш­ленного переворота в Англии. Применение первых машин привело к сокращению издержек и увеличению объема про­изводства. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли создан­ные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объ­единявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.

Эти объективные потребности развития  капиталисти­ческого способа производства привели к возникновению новой концепции, так называемой теории "свободы тор­говли"   классиков   английской   политической   экономии А.Смита и Д. Рикардо. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства или, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем взгляды Д. Рикардо были разви­ты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным, сфор­мулировавшими так называемую теорию факторов произ­водства, а также целым рядом других ученых — сторонни­ков неолиберальной школы. [24, с.47]

Суть взглядов сторонников ''свободной торговли" прямо противоречила взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государ­ству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укреп­ление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой дру­гим государством.

В торгово-политической практике широко используют­ся оба направления внешнеэкономической политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в "чис­том виде" они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, оп­ределяющие позицию государства в проведении той или иной политики, т. е. влияющие на решение вопроса: "про­текционизм или свобода торговли?"

Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были не достаточно конкуренто­способны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помо­щи государства, которое и создавало систему защиты сла­бых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.

Напротив, когда экономика одной из стран вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государ­ствами, ее представители выступали с требованием устра­нить препятствия на пути движения товаров, и в первую оче­редь, таможенные пошлины и количественные ограничения, т. е. выступали под лозунгом свободы торговли.

До последнего времени основным направлением внешнеэкономической политики был протекционизм. Свободная торговля явля­лась всего лишь отдельным эпизодом, исключением на фоне протекционизма.

Образование крупных монополистических объединений (концернов, трестов и т.д.) привело к серьезным изменени­ям в политике протекционизма, выразившимся в появлении нового его направления, так называемого сверхпротекцио­низма. Его отличие от протекционизма свободной конкуренции состоит в том, что если на домонополистической стадии протекционизм, как правило, был направлен на за­щиту от иностранной конкуренции наиболее слабых, не­конкурентоспособных отраслей экономики, то монополис­тический сверхпротекционизм стал защищать как раз наи­более развитые, мощные, наиболее монополизированные отрасли. Цель такого рода политики состояла в том, чтобы находящиеся под усиленной защитой сектора экономики имели возможность за счет высокого уровня цен получать на внутреннем рынке монопольно высокую прибыль, опи­раясь на которую вести наступление (с помощью низких цен) на мировом рынке с целью вытеснения конкурентов. В связи с этим, такого рода политика получила также назва­ние наступательного, или агрессивного, сверхпротекци­онизма. [6, c.11]

Во внешнеэкономической политике переплетаются ин­тересы различных монополий, финансовых, торговых, про­фессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеэкономическая политика — это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономичес­ких и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе международных экономи­ческих отношений, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хо­зяйств отдельных государств. Объективные требования ин­тернационализации экономики имели следствием проходя­щие сейчас в мире интеграционные процессы, оказываю­щие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности ин­теграционных группировок происходит формирование еди­ной для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекцио­низма. Характерной для него является более или менее пол­ная либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при одновременном проведении согласованной единой про­текционистской политики. В отношении не участвующих стран наиболее характерным примером этого является Европейский Союз. В формировании внешнеэкономической политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объ­единения, комитеты и т.п. В большинстве, стран сущест­вуют крупные объединения национального капитала: наци­ональные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеэкономической политики страны. Учитывая имеющиеся между представителями различных групп предпринимате­лей  противоречия, конкретная политика регулирования внешнеэкономического оборота является как бы равнодей­ствующей различных тенденций. В ней находят также отра­жение как компромиссы между интересами национально обособленных капиталов, выражающих стремление обеспе­чить надежную защиту от иностранной конкуренции, так и объективные потребности обеспечения международного об­щения в условиях повышения степени интернационализа­ции производства и капитала. 

Современная внешнеэкономическая политика осущест­вляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновре­менно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых орга­низации, экспортных премий товарного и валютного демпин­га, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.

В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы. просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функцио­нирование внутренней экономики. Внутренние экономичес­кие и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким обра­зом, дополняют традиционные методы пограничного кон­троля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компа­нии и их отделения связаны между собой системой согла­шений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заклю­чаются на межфирменном уровне и сведения о них, как пра­вило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и "не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обыч­ных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из спе­цифических черт современной внешнеэкономической поли­тики, получил название ограничительной практики монополий. [6;c.13]

Следует отметить особое направление внешнеэкономической полити­ки, которая проводилась весь период существования Советского Союза, а после окончания Второй мировой войны и до конца 80-х годов и так называемыми социалистическими странами. Речь идет о политике моно­полии внешней торговли, которая подразумевала исклю­чительное право государства на осуществление внешнеэко­номических связей страны.

Введение монополии внешней торговли обусловлива­лось плановым характером экономики советского государ­ства и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во вторых, обеспе­чение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубеж­ными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными орга­нами в соответствии с государственным планом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.