бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Методология научного познания

Курсовая работа: Методология научного познания

Содержание

Введение

Глава 1. Научное познание

1.1.Понятие научного познания

1.2.Научное познание как предмет методологического анализа.

Глава 2. Методы научного познания

2.1.Метод и методология

2.2.Классификация методов

2.3.Метод теоретических и эмпирических исследований.

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Познание - это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации (информация - объективное свойство материальных систем, вторичное по отно­шению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаи­модействия). Специальная форма представления информа­ции, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание». Знание - есть проверенный общественно-исторической практикой и удос­товеренный логикой результат процесса познания действитель­ности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой - выступает как владение ими и умение действовать на их основе. По генезису и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искус­ственные языки. Данное обобщение обеспечивает конкретизацию понятия «наука». Наука - это высокоспециализированная деятель­ность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высоко эффективного использования. Наука - это зна­ние, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, эмпирической подтверждаемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальной связности, предсказателной силе и прак­тической эффективности. Указанные критерии (нормы, идеа­лы) характерны для всех паук, всех составляющих дисциплинар­ной матрицы современного научного знания - от философских, логических, математических, кибернетических до естественно­научных, технических и гуманитарных наук. Наука - особая от­расль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире - возни­кает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпи­рического процесса позиция. Кроме научного познания, суще­ствуют также вне научные способы постижения действительнос­ти. Важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым - обыденное познание.

Целью данной курсовой является овладение навыками научно-исследовательской работы по актуальной в наше время проблеме, как методология научного познания.

Задачами данной курсовой является понять что такое научное познание, какие методы используются для анализа в науке.

Актуальность данной проблемы находит себя в том, что за последние столетие было найдено множество методов анализа информации.


Глава 1. Научное познание

1.1. Понятие научного познания

Знание идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Функциями знания являются обобщение разрознен­ных представлений о закономерностях природы общест­ва и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчи­вой основы практических действий.

Знание является продуктом общественной деятельно­сти людей, направленной на преобразование действи­тельности. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение объективной действительно­сти в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научном деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают основ­ной и движущей силой развития познания, его целью. Человек познает законы природы, чтобы овладеть сила­ми природы и поставить их себе на службу; он познает законы общества, чтобы в соответствии с ними воздей­ствовать на ход исторических событий.

Познание вырастает из практики, но затем само на­правляется на практическое овладение действительно­стью. От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности—та­кова общая закономерность отношений человека в окру­жающей действительности. Практика является началом, исходным пунктом и одновременно естественным завер­шением всякого процесса познания. Следует отметить, что завершение познания всегда относительно, так как в процессе познания, как правило, возникают новые проблемы и новые задачи, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научной мы­сли. Решая эти задачи и проблемы, наука должна опе­режать практику и таким образом сознательно направ­лять ее развитие.

В процессе практической деятельности человек раз­решает противоречие между наличным положением ве­щей и потребностями общества. Результатом этой дея­тельности является  удовлетворение общественных потребностей. Указанное противоречие является источ­ником развития познания и, естественно, находит отра­жение в его диалектике.

Диалектика процесса познания выражается в проти­воречии между ограниченностью наших знаний и безгра­ничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержани­ем человеческого познания, в необходимости борьбы мнении, позволяющей путем логических доказательств и практической проверки устанавливать истину.

Вся наука, все человеческое познание направлено к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Только истинное научное знание человеку могучим оружием преобразования действительности, позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие.

В противоположность истинному знанию за1 мне представляет собой неверное, иллюзорное познание мира.

Истинные знания существуют в виде законов теоретических положении и выводов, учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытии ученых. Поэтому и научное знание объективно. Вместе с тем научное знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание— знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой полнотой совпадения образа с объектом. Абсолютное знание—это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлении об объекте, обеспечив абсолютное совпадение образа с объектом. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено будущем.

Следует отметить, что непрерывное развитие практически исключает возможность превращения знания в абсолютное, по абсолютность практики позволяет отличать объективно истинные знания от заблуждений.

Диалектический материализм исходит из того, что единственно научным критерием знаний о действительности является общественная практика. При этом полагается деятельность не отдельного человека, не единичные случаи воздействия людей на окружающий а опыт всего человечества в его историческом разе:

Чувственное познание обеспечивает и непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение—это отражения мозгом человека свойств предметов или явлении объективного мира, которые дей­ствуют на его органы чувств. Восприятие—отражения мозгом человека предметов или явлении в целом, при­чем таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени.. Представление — вто­ричный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств челове­ка, но обязательно действовали в прошлом. Представле­ния — это образы, которые восстанавливаются по сохра­нившимся в мозге следам прошлых воздействий пред­метов или явлений. Воображение—это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов.

Рациональное познание дополняет и опере­жает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является абстрактное мышле­ние.

Мышление—это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, при­чинных отношений и закономерных связей между объ­ектами пли явлениями. Опосредованный характер мыш­ления. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек через доступные органам чувств свойства, связи и отношения предметов проникает в скрытые свойства, связи, отношения; чело­век познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, усваивая в процессе общения с другими людьми. Мышление не­разрывно связано с языком и не может осуществляться вне его. Действительно, основной инструмент мышле­ния — логические рассуждения человека, структурными элементами которых (и формами логического отражения действительности) являются понятия, суждения, умоза­ключения.

Понятие—это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Поня­тия могут быть общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относи­тельными. Общие понятия связаны не с одним, а с мно­жеством предметов.

Понятия конкретные относятся к конкретным пред­метам, а абстрактные понятия — к отдельно взятым приз­накам этих предметов, например «белые предметы». Особенностью относительных понятий является то, что они всегда мыслятся попарно, например: «правый» и «левый», «начальник» и «подчиненный». Абсолютны­ми называют такие понятия, которые не имеют парных отношений, например «планета», «дом», «дерево».

По-признаку отношений между понятиями их делят на тождественные, равнозначные, подчиненные, сопод­чиненные, частично согласные, противоречащие и проти­воположные.

Тождественными называют такие понятия, которые имеют одинаковое содержание. Это одни и те же поня­тия, только выраженные в различной словесной форме. Равнозначные понятия имеют один и тот же объем, но отличаются по содержанию. Так, например, понятия «автор «Капитала» и «основатель научного социализма» хотя и относятся к одному лицу, но указывают на раз­личные его признаки.

Понятия характеризуются их объемом и содержани­ем. Объем понятия—это круг тех предметов, на кото­рые данное понятие распространено. Содержанием на­зывают совокупность признаков, которые объединены в данном понятии.

Отношения тождества и равнозначности понятий име­ют чрезвычайно важное значение в науке, так как дела­ют возможным замещение одного понятия другим. Этой операцией широко пользуются в математике при преоб­разовании и упрощении алгебраических соотношении.

Подчиненными называют понятия, которые по содер­жанию входят в понятия более высокого ранга или бо­лее общие. Соподчиненными являются понятия, связан­ные по объему (объем двух или более понятий входит в объем какого-либо высшего понятия). Например, по­нятия «многоугольник» и «окружность» являются под­чиненными понятию «геометрическая 4'игура» и сопод­чиненными между собой. Если отдельные части объема понятии оказываются совпадающими, общими, то их на­зывают частично согласными. В подобном отношении находятся, например, такие понятия, как «студент* и «спортсмен».

Понятие, которое отрицает положительное понятие, называют противоречащим. Например, понятие «не чело­век» отрицает положительное понятие «человек». Проти­воречащие понятия не допускают ничего промежуточно­го; одно понятие начисто исключает другое. Если поня­тие указывает не только на то, что отрицает, но и на то, что взамен отрицаемого утверждается, то такое понят!'" называют противоположным. У противоположных поня­тий имеются средние и промежуточные понятия. Так, между понятиями «белый» и «черный» мыслимо поня­тие «серый».

Для описания процесса формирования новых слож­ных понятий из более простых используется способ вывода сложных соотношений из элементарных. Формали­зация процесса часто осуществляется на языке теории множеств.

Раскрытие содержания понятия называют его опре­делением. Последнее должно отвечать двум важнейшим признакам: 1) определение должно указывать на бли­жайшее родовое понятие; 2) определение должно ука­зывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий. Так, определяя понятие «квадрат», нужно ука­зать на то, что квадрат относится к роду прямоугольни­ков и выделяется среди прямоугольников признаком равенства своих сторон. Определение понятия не долж­но быть ни слишком широким, ни слишком узким, т.е. соразмерным и не должно определяться самим собой, т. е. определение понятия не должно делать круга.

Развитие научных знаний заставляет уточнить опре­деление понятий, вносить новые признаки в его содержа­ние. При этом понятие обобщается или ограничивается. В научном исследовании определения обычно заверша­ют процесс исследования, закрепляют те результаты, к которым ученый пришел в своем исследовании, Без определения понятий возможно ложное толкование мыс­лей автора исследования. Определение понятия оказыва­ется возможным в том случае, когда мы знаем, к како­му роду оно относится и какие у него видовые признаки. Установление видовых признаков осуществляется при помощи деления понятия. Делением понятия называется раскрытие всех видов, входящих в состав данного поня­тия: Если определение имеет дела с содержанием изучае­мого понятия, то-деление—с объемом понятия.

Деление подчиняется следующим правилам: 1) чле­ны деления должны исчерпывать объем делимого поня­тия; 2) деление должно производиться с точки зрения одного определенного основания; 3) члены деления должны исключать друг друга.

Основанием деления называется тот признак, кото­рый является общим всем видам, входящим в объем данного понятия. Особым видом деления понятии явля­ется дихотомия, пли двучленное деление, при котором членами деления бывают только два понятия, из кото­рых одно является противоречащим в отношении Дру­гого.

Суждение—это мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. В речи суждение выражается в виде предложения. Суж­дение—это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь между мыслимыми предметами и их признаками или между предметом н классом предметов.

Суждения делятся по следующим признакам: каче­ству, количеству, отношению, модальности. В свою оче­редь, по качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные, по количеству— на общие, частные и единичные, по отношению—на категорические, услов­ные и разделительные, по модальности—на проблемати­ческие, аподиктические и ассерторические. В проблема­тических суждениях наличие связи понятий отмечается лишь с известной степенью вероятности. В аподиктичес­ких суждениях указывается, что связь понятий является безусловно необходимой. Ассерторические суждения указывают только на действительно существующую связь понятий.

Соединение суждений по количеству и качеству при­водит к четырем новым видам суждений: общеутверди­тельному, общеотрицательному.

К суждению о предмете или явлении человек может прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем—с помощью умозаключения. Умозаключение — процесс мышле­ния, составляющий последовательность двух или не­скольких суждений, в результате которых выводится но­вое суждение. Часто умозаключение называют выводом, через который становится возможным переход от мыш­ления к действию, практике. Вместе с тем следует под­черкнуть, что не всякая последовательность суждений может быть названа умозаключением или выводом. В умозаключении связь двух суждении иногда обнару­живает подчинение, в силу которого одно (основание) обусловливает другое (следствие).

Умозаключения делятся на две категории: дедуктив­ные н индуктивные. Дедуктивные умозаключения пред­ставляют собой выведение частного случая из какого-нибудь общего положения. В индуктивных умозаключе­ниях на основании частных случаев приходят к общему положению.

Умозаключения подразделяются также на непосред­ственные и опосредованные. В непосредственных умоза­ключениях от одного суждения приходят к другому. В опосредованных суждениях переход от одного сужде­ния к другому осуществляется через посредство треть­его. Если в процессе умозаключения изменяется форма суждения, то говорят об ее превращении, например утвердительное суждение становится отрицательным, и наоборот. При этом смысл и количество суждения со­храняются. Понятия, суждения и умозаключения выра­жаются в словесной форме.

В процессе научного исследования можно отметить следующие этапы: возникновение идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение на­учных факторов; доказательство правильности гипотез и суждений.

Научная идея—интуитивное объяснение явле­ния без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делает­ся вывод. Она базируется на уже имеющемся знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности. Спою специфическую материализацию идея находит в гипо­тезе.

Гипотеза—это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке ее называют тео­рией или законом. В процессе познания каждая гипо­теза подвергается проверке, в результате которой уста­навливается, что следствия, вытекающие из гипотезы, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, что данная гипотеза не противоречит никаким другим гипотезам, которые считаются уже доказанными. Следует, однако, подчеркнуть, что для подтверждения правиль­ности гипотезы необходимо убедиться не только в том, что она не противоречит действительности, но и в том, что она является единственно возможной и с ее помощью, вся совокупность наблюдаемых явлении находит себе вполне достаточное объяснение.

С накоплением новых фактов одна гипотеза может быть заменена другой лишь в том случае, если эти новые факты не могут быть объяснены старой гипотезой; или ей противоречат. При этом часто старая гипотеза не отбрасывается целиком, а только исправляется и уточ­няется. По мере уточнения и исправления гипотеза пре­вращается в закон.

Закон — внутренняя существенная связь явлений обусловливающая их необходимое закономерное разви­тие. Закон выражает определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов.

Закон, найденный путем догадки, должен быть затем логически доказан, только тогда он признается наукой. Для доказательства закона наука использует суждения, которые были ранее признаны истинными и из которых логически следует доказываемое суждение. В редких  случаях в равной мере оказываются доказуемыми про­тиворечивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса в науке, что всегда свидетельст­вует о наличии ошибок в логике доказательства или не­состоятельности исходных суждений в данной системе знаний.

Парадокс в широком смысле — это утверждение, резко расходящееся с общепринятым, устано­вившимся мнением, отрицание того, что представляется «безусловно правильным».

Парадокс в узком смысле—это два проти­воположных утверждения, для каждого из которых име­ются представляющиеся убедительными аргументы.

Парадоксальность является характерной чертой со­временного научного познания мира. Наличие парадок­сов становится свидетельством несостоятельности суще­ствующих теорий, требованием дальнейшего их совер­шенствования.

Выявление и разрешение парадоксов стало в совре­менной науке обычным делом. Основные пути их разре­шения: устранение ошибок в логике доказательств; со­вершенствование исходных суждений в данной системе знаний.

Для избежания ошибок логика доказательства долж­на быть подчинена законам формальной логики; закону тождества, закону противоречия; закону исключения третьего и закону достаточного основания.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.