бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Проблема формирования целостного миропонимания посредством уроков физики

Курсовая работа: Проблема формирования целостного миропонимания посредством уроков физики

Содержание

Введение

1. Формирование целостного миропонимания

1.1 Понятие миропонимания

1.2 Психолого-педагогические проблемы формирования целостного миропонимания

2. Значение уроков физики для формирования целостного миропонимания

2.1 Особенности содержания учебного предмета физика

2.2 Роль физических моделей в формировании физической картины мира и целостного миропонимания

3. Методические особенности уроков обобщения и систематизации знаний в контексте задач формирования целостного миропонимания

3.1 Урок-зачёт и его возможности в формировании целостного миропонимания

3.2 Методические особенности формирования механической картины мира

3.3 Методические особенности формирования электромагнитной картины мира

3.4 Методические особенности формирования квантово-полевой картины мира

3.5 Методические особенности формирования целостной физической картины мира

Заключение

Список литературы


Введение

В настоящее время, когда объём информации удваивается менее чем за три года (результаты исследований ЮНЕСКО), школьники перегружены не по количеству часов, а по объёму информации, приходящемуся на каждую минуту урока. У ребят не остаётся времени обдумать, осознать и «присвоить» полученные сведения, а это сказывается на уровне глубины усвоения знаний. Возможно – это одна из причин столь низких результатов российских школьников в международном исследовании PISA, которое проверяет умение применять знания в различных, в том числе нестандартных, ситуациях.

Многие педагоги признают необходимость перехода от учения как запоминания, накопления статичных знаний к учению как интеллектуальному развитию, к формированию динамически структурированных систем умственных действий. Перед школой стоит задача формирования у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения, умения самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. В связи с этим необходимо научить детей самостоятельно получать необходимые знания, самосовершенствоваться. Очевидно, что учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на сформирование у школьников целостного миропонимания, как стержня мировоззрения человека.

Роль физики, как науки и как учебного предмета, в формировании целостного миропонимания трудно переоценить. Физическая картина мира (ФКМ) – часть естественнонаучной картины мира, которая в свою очередь является основой научной картины мира. Научная картина мира стержень целостного миропонимания. Именно поэтому я выбрала для своей работы тему, раскрывающую вопросы формирования целостного миропонимания посредством уроков физики.

В качестве объекта моего исследования можно выделить процесс формирования целостного миропонимания при обучении физике; предметом исследования являются проблемы, возникающие при формировании целостного миропонимания на уроках физики.

Цель работы – исследовать возможности учебного предмета «физики» по формированию целостного миропонимания и вычленить проблемы, возникающие при формировании миропонимания на уроках физики, показать возможные пути их решения, разработать примерные конспекты уроков по физике, позволяющих сформировать у учащихся целостную ФКМ, включающую механическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира.

Задачи:

- изучение литературы,

- определение понятия «миропонимание» и выявление психолого-педагогических проблем формирования целостного миропонимания учащихся;

- изучение роли и возможностей учебного предмета физики в формировании целостного миропонимания);

- выявление методических особенностей формирования целостного миропонимания на уроках физики;

- изучение методических особенностей урока-зачёта, уроков по обобщению и систематизации знаний учащихся;

- разработка примерных конспектов уроков позволяющих решить проблему формирования целостного миропонимания учащихся на уроках физики.

Гипотеза:

Целенаправленная работа учителя физики по проектированию уроков, в частности уроков обобщения и систематизации знаний учащихся, позволит решить задачу формирования у учащихся целостного миропонимания.


1. Формирование целостного миропонимания

1.1 Понятие миропонимания

В педагогике, педагогической психологии и методике преподавания отдельных предметов давно выделена такая цель образования, как формирование разносторонне и гармонично развитой личности ребёнка. Учёными-теоретиками и педагогами-практиками отмечается, что достижение данной цели непосредственно связано с необходимостью формирования мировоззрения учащихся. Большинство учителей при попытке реализации данной задачи обучения сталкивается с рядом трудностей, связанных с тем, что понятие мировоззрения до сих пор считается, в основном, категорией философской, и в педагогической литературе, проблема формирования мировоззрения школьников освещена не достаточно подробно.

Учителю достаточно трудно определить свои возможности, сформулировать цели и задачи урока (системы уроков) с учётом необходимости формирования целостного миропонимания учащихся, подобрать соответствующие формы, методы и средства обучения. Пытаясь передать ученикам как можно больше знаний по своему предмету, учитель не всегда осознаёт его роль в формировании научного мировоззрения детей, и его основного компонента миропонимания.

Педагогический словарь определяет миропонимание как совокупность знаний о мире; основу мировоззрения. Для того, чтобы определить суть понятия миропонимания, рассмотрим сначала понятие мировоззрения.

Философский энциклопедический словарь определяет мировоззрение как «систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».

Мировоззрение – это не просто система рациональных взглядов на мир, оно предполагает и эмоционально выраженную реакцию человека на окружающую действительность и, следовательно, представляет собой единство интеллектуальных и эмоциональных компонентов сознания. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения, переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятия, представлений и эмоций образуют мироощущение, миросозерцание и мировосприятие, которые эволюционируют на протяжении всей жизни человека.

Миропонимание составляет понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, который базируется на обобщённых знаниях – повседневных, научных, профессиональных и т.п. Оно включает конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления сообщества, народа, эпохи, к которым относится человек, и практически полностью формируется в школьные годы.

Отношение человека к бытию, сущность и движущие силы природного мира, закономерности развития жизни, внутренний мир человека и его отношение к окружающей его действительности – вот основные группы знаний, относящихся к любой мировоззренческой системе, и, следовательно, определяющие миропонимание человека. Знания становятся мировоззренческими, если они способны выступать средством понимания и объяснения широкого спектра действительности, быть ориентиром в деятельности человека. Поэтому проблема формирования целостного миропонимания в процессе обучения школьников имеет огромное значение и никогда не потеряет актуальности.

Отметим, что целенаправленное и последовательное формирование целостного миропонимания учащихся позволяет обеспечить выполнение требований к выпускникам современных учебных заведений, сформировать у учащихся научную картину мира, способность к самообучению, самообразованию уже после окончания ими школы, это поможет им в дальнейшем при получении профессии и при совершенствовании их профессиональных знаний и умений.

1.2 Психолого-педагогические проблемы формирования целостного миропонимания

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года как основные можно выделить следующие параметры качества образования:

1) научность,

2) фундаментальность,

3) развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащихся,

4) формирование опыта самостоятельной работы,

5) формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков,

6) формирование новых жизненных установок, позволяющих принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Учёт этих параметров и требований к выпускникам общеобразовательных учреждений в учебно-воспитательном процессе в целом и каждого учителя в частности, особенно учителя физики, позволяет сформировать у учащихся целостное миропонимание. Но при этом каждому учителю приходится решать следующие психолого-педагогические проблемы:

1)         необходимости тщательного изучения и постоянного учёта особенностей (возрастных, социальных и т.п.) класса и отдельных учеников;

2)         разработки стратегических, тактических целей и текущих задач системы уроков и каждого урока в отдельности, выбора соответствующих форм, методов и средств обучения с учётом особенностей класса;

3)         выбора учебного материала в соответствие с целями и задачами урока (системы уроков), особенностями учащихся, с требованием научности, современности и связи с жизнью;

4)         обязательного установления меж предметных связей, (воспитания культуры учения, формирования общей системы учебной деятельности).

До сих пор не многие педагоги учитывают все эти требования в своей работе, не понимая их важности.

Проблемы изучения и учета особенностей класса (ученика) связанно с реальным положением школы. Никто не сомневается в том, что без учета особенностей учащихся невозможно построить эффективный учебно-воспитательный процесс. Более того реализация индивидуализированного и личностно ориентированного подхода в обучении относится к основным требованиям к современному образованию. Но при этом не один учитель не компетентен в области психологического исследования индивидуальных особенностей учащихся, а школьных психологов не хватает. В учебных заведениях предусмотрена должность штатного психолога, в большинстве школ страны, особенно в сельской местности, специалистов-психологов нет либо они часто меняются, что отражается на качестве исследования учащихся.

Для работы учителя важно отслеживать динамику личностных качеств учащихся, регулярно выявлять результаты работы с ними, чтобы иметь возможность анализировать и вовремя вносить коррективы в планы работы со всем классом и отдельными его учениками, а, полагаясь только на результаты контроля усвоения знаний, умений и навыков, учитель не может проследить развитие личности ученика, понять, удалось ли реализовать все цели обучения и воспитания, сформировать у детей обще учебные умения и навыки и целостное миропонимание. Опытный педагог, конечно, может основываться на результатах своих наблюдений, но все же он не может быть полностью объективным, а начинающий учитель тем более. Сотрудничество со школьным психологом очень важно для любого учителя, и особенно учителя-предметника.

Проблема постоянного изучения и учета особенностей класса и отдельных учеников сопряжена с проблемой разработки целей урока (системы уроков по изучению какой-либо темы или раздела) и подбора соответствующих форм, методов и средств обучения.

Формы, методы и средства обучения подбираются в соответствии с целями и задачами учебно-воспитательного процесса, особенностями и учебными возможностями класса и отдельных учеников, особенностями учебного материала и т.д. Таким образом, не зная психолого-педагогической характеристики класса не возможно разработать наиболее эффективные и диагностируемые цели обучения (текущие), а без постоянного изучения динамики личности ученика не возможно проверить реализацию всех поставленных целей (особенно стратегических и тактических), а значит понять и вовремя исправить все ошибки в работе педагога.

При постановке целей обучения важно также учитывать современные требования общества (государства) к качеству образования. Если педагог не выделяет формирование обще учебных знаний, умений и навыков и целостного миропонимания как одну из основных целей своей работы, можно с уверенностью сказать, что реализовать более общую цель разностороннего и гармоничного развития личности ученика ему не удастся.

Современный человек должен обладать широкой культурой, чтобы ориентироваться в потоке информации; иметь возможность сменить при необходимости профессию; иметь возможность работать в полипредметной области (например, педагогом)… Поэтому формирование целостного миропонимания как фундамента мировоззрения человека является важнейшей целью образования, в частности физического.

Также важно решение проблемы содержания обучения, т.е. выбором учебного материала. При подготовке к уроку (системе уроков) учитель должен подобрать материал в соответствии с особенностями класса, поставленными целями и задачами, выбранными формами, методами и средствами обучения и обязательно с учетом требования научности, фундаментальности, современности и связи с жизнью и бытом. Иначе интерес учащихся к изучению предмета, даже если он был, сойдет на нет; они не будут осознавать необходимость получаемых знаний, не будут видеть перед собой цели изучения данной области знаний, что обязательно скажется на их уровне усвоения знаний, умений и навыков. А уж сформировать у учащихся интерес и внутреннюю мотивацию к учению без соответствующего выбора учебного материала практически невозможно.

Установление меж предметных связей позволяет сформировать у учащихся не только единую научную картину мира, а, следовательно, и целостное миропонимание, но и общую культуру учения, целостную систему учебной деятельности, что соответствует современным требованиям к процессу обучения.

Формирование меж предметных связей требует от учителя-предметника высокого уровня образованности и сотрудничества с другими учителями, что часто не принимается во внимание, особенно учителями физики.

Легкомысленно полагать, что, если физика является ведущей наукой естественнонаучного цикла, то учитель физики сможет, не прибегая к помощи коллег, сформировать у учащихся естественнонаучную куртину мира на основе ФКН, а, следовательно, и целостное миропонимание и систему учебных умений и навыков, в крайнем случае посветив несколько часов более глубокому знакомству с математическими преобразованиями. Чтобы сформировать у учащихся общую культуру учения, систему учебной деятельности и целостное миропонимание, учитель физики должен сотрудничать с учителями химии и биологии (молекулярная физика; использование физических явлений и закономерностей в медицине, для объяснения функционирования живых организмов, в том числе и человеческого), русского языка и литературы (формирование культуры речи; использование примеров физических явлений и закономерностей из художественной литературы…) и т. д.


2. Значение уроков физики для формирования целостного миропонимания

2.1 Особенности содержания учебного предмета «физика»

Изучение физики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей развития школьного образования в нашей стране. Как отмечается в ряде статей, приходится говорить даже о кризисе физического образования. Причины его видятся, в первую очередь, в следующем:

• в изменении приоритетов в обществе и в науке - в настоящее время на фоне резкого падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;

• в сложном, чрезмерно формально математизированном содержании учебного предмета;

• в оторванности содержания физического образования от жизни (особенно в массовых школах);

• в малом воздействии на чувства и эмоции учащихся.

Наметим круг проблем, учитывая и решая которые, мы, наверное, сможем успешно выйти из сложившейся ситуации. Обозначим эти проблемы, опираясь на высказывания ученых разных времен и народов, без подробных комментариев.

1). Какова основная задача обучения физике в школе?

А.П. Александров: «Преподавание физики в сегодняшней школе... должно давать твердые основы знаний, которые можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше, чем это было раньше».

2). Как следует подходить к изучению физики на уроках?

А.Н. Теренин: «Цель знания - не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, которую когда-то изучал».

М. Планк: «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление ».

А. Раби: «Если бы преподавание наук в школе носило более гуманитарный характер, школьное образование могло бы стать основой любой деятельности... Воспитание новых людей, у которых современная научная культура сочеталась бы с культурой классической, привело бы к новому скачку в развитии современной цивилизации».

Н.А. Умов: «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

3). В чем заключается ценность рассмотрения физики в развитии?

А. Эйнштейн: «... (если этого нет, то учащийся) не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей и ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь».

Дж.К. Максвелл: «Наука захватывает нас только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий».

4). Формирование мировоззрения и творческого мышления.

М. Ворн: «Истинная наука философична; физика, в частности, не только первый шаг к технике, но и путь к глубочайшим пластам человеческой мысли».

П.Л. Капица: «Физика является весьма подходящим предметом для начального воспитания в юношестве творческого мышления в области естествознания. Это делает организацию преподавания физики в школе ответственной задачей».

5). От учителя зависит многое.

Н.А. Умов: «Знания учителей должны представлять собой не что-либо готовое и раз навсегда усвоенное, а постоянно развивающийся процесс, в котором педагогическая работа должна сочетаться с научной ».

Ф. Нейман: «Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам».

А. Эйнштейн: «Где ученье не клеится - а это бывает со всеми предметами - там главная вина падает на учителя. Успехи учащихся - лучшее мерило для достоинств учителя».

Собрав воедино основные положения, отмеченные в этих удивительно глубоких и современных по смыслу высказываниях, кратко выделим самое главное:

• роль физики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле;

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.