бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Духовная жизнь общества

Курсовая работа: Духовная жизнь общества

Духовная жизнь общества


Культура и духовная жизнь

Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. Однако понятие культура очень многозначно. В науке нет не только единого определения культуры, но даже и единого мнения о том, сколько таких определений существует. Как международный термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-.

Отметим некоторые из значений:

- cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

- cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение, а также вероисповедание.

Исходя из этих значений можно выделить несколько смысловых блоков понятия "культура":

·           возделывание сырого продукта, обработка чего-то природного;

·           стремление к какому-то идеалу, воспитание и привитие качеств, соответствующих этому идеалу;

·           культовый, обрядовый аспект.

В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством. Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я.

Культура это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Исследователи выделяют десятки функций культуры в обществе. К основным функциям культуры относятся:

1) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);

2) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);

3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);

4) ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения).

Принято подразделять культуру на материальную и духовную.

Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.).

Духовная культура – это, прежде всего, идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является система духовных ценностей.

Однако данное деление довольно условно. Например, здание какого-либо завода можно считать и предметом материальной культуры и произведением искусства, построенным в духе архитектуры конструктивизма.

Любой предмет материальной культуры создаётся на основе идеи, рождённой наукой, философией, общественной необходимостью (а это уже можно отнести к духовной культуре). Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя и т.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая и т.д.

Поэтому духовная жизнь общества не тождественна широкому пониманию культуры. Под духовной жизнью общества обычно понимают область бытия, в которой объективная реальность даётся не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Центром и ядром духовной сферы является понятие духовности, неразрывно связанная с понятиями истины, добра и красоты. Эти категории рассматривают религия, мораль и искусство – то, что относится к прерогативе духовной культуры.

Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую и национальную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (е называют субкультурой). Это, например, городская субкультура, молодёжная субкультура и т.д. Однако ценности субкультуры, как правило, не противоречат доминирующей (господствующей) в обществе культуре. Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру. Типичный пример контркультуры – культура хиппи, которая отрицала собственность, институт брака, политические структуры и социальную дифференциацию, моральные нормы общества и т.д.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.

Народная культура (англ. "фольклор" - народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Её произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества. Особенно это характерно для мифов, легенд, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев. Интересным жанром современной народной культуры является анекдот (вы сами наблюдали, сколько разновидностей одного анекдота может существовать). К народной культуре можно отнести народный костюм, сценарий проведения различных празднеств и обрядов (свадьбы, крещение, похороны и т.д.). Народная культура традиционна, коллективна, глубока и инертна. К её истокам постоянно обращаются представители элитарной и массовой культуры.

Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры "Искусство ради искусства". В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора  Дали и Шемякина).

Массовая культура это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин "популярная культура" или "поп-культура". Положительными чертами массовой культуры является её демократичность, обращённость ко всем людям без различия классов, наций, имущественного положения. Однако, культивируя стереотипы стремления к власти, деньгам, популярности, секс-символам, "поп-культура" способствует нравственному упадку общества. Под воздействием механизма внушения человек перестаёт быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.

Важную роль в дальнейшем развитии массовой культуры играют средства массовой информации.


Средства массовой информации

Газеты, журналы, радио, кино, телевидение, Интернет делают возможным быстро распространить любое произведение. Благодаря СМИ людям стали доступны многие произведения не только массовой, но и элитарной и народной культуры. Достижения, художественные приёмы, идеи элитарного искусства быстро перестают быть новаторскими и перенимаются "массовой культурой", повышая е уровень. В то же время "поп-культура", приносящая прибыль, даёт возможность оказывать поддержку творцам "элитарного искусства". Благодаря СМИ многие произведения народной культуры стали широко известны во всём мире.

В то же время коммерциализация культуры происходит под влиянием СМИ. Так, реклама стала неизбежным спутником культуры и даже превратилась в особый вид искусства.

В последнее время учёные говорят о вытеснении "книжной культуры" культурой экранной. Молодёжь знакомится с произведениями литературы не в подлиннике, а по экранизациям. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Компьютерные игры, система Интернет, телевидение подчиняют себе духовную жизнь молодёжи. С одной стороны это положительно, ибо появляется возможность свободного выхода личности в мир информации.

Для характеристики современных тенденций развития культуры учёные вводят понятие клиповая культура. Видеоклип – это синтез музыкального, зрительного восприятия, где образы меняются с поразительной быстротой. Быстрота, гибкость, реактивность характерны для клиповой культуры. Более популярными становятся небольшие произведения с несколькими параллельными линиями сюжета, с быстрой сменой образов. Потребителю некогда, время – деньги. Поэтому вместо эпических романов популярными становятся повести, рассказы, вместо многоактных пьес – небольшие новеллы. Клиповая культура отражает общую тенденцию постиндустриального общества к быстрым изменениям, к смене впечатлений и образов.

Всё это нашло своё отражение и в тенденциях духовной жизни современной России.

Тенденции духовной жизни современной России

Первая тенденция духовной жизни современной России ярко проявилась в последнее десятилетие – это интернационализация культуры. Исчезновение цензуры, демократизация жизни, усилившиеся контакты с другими странами, развитие Интернета – всё это привело к тому, что достижения мировой культуры стали доступны каждому россиянину. Гастроли мировых звёзд искусства, знакомство с новейшими событиями в области культуры оказывают положительное воздействие на духовную жизнь современной России. Однако одновременно распространяется и потребительское отношение к культуре, развивается индустрия развлечений, далёкая от духовности, русский язык засоряется массой иностранных слов. На экранах телевизоров – засилье низкопробных фильмов, пропагандирующих секс, насилие, культ денег.

Вторая тенденция – это возрастание интереса к национальной культуре. Возрождаются забытые народные традиции, расширяется сфера применения всех языков многонациональной России, возрос интерес к религии. Возвращение к истокам народной культуры несомненно положительно, но идеализация далёкого прошлого приносит и негативные последствия в виде националистических идей, нетерпимости к другой культуре, стремления к изоляционизму, неприятию всего нового.

Обе названные тенденции обозначились на фоне кризисной ситуации, сложившейся в России в 90-х г.г. XX века. Экономическое и материально-техническое обеспечение культуры упало до критической отметки. Многие очаги культуры (театры, картинные галереи, клубы, студии детского и юношеского творчества и т.д.) были закрыты из-за финансовых трудностей. Началась коммерциализация культуры, что снижает е уровень и в конечном итоге сказывается на культурном уровне народа.

Недофинансирование науки привело к "утечке мозгов": наиболее талантливые молодые учёные вынуждены продолжать свои исследования за рубежом. Там же проживают ныне и многие известные актёры, композиторы, писатели, спортсмены.

При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Упадок морали, ожесточённость, рост преступности и насилия являются показателями кризиса духовной культуры в современной России.

Скорейших реформ требует и система образования. Однако на пути реформаторства важно помнить о том, что культура развивается на основе новаторства, но при обязательном сохранении предшествующего развития.

Обозначенные тенденции духовной жизни России характерны и для развития национальных культур в Российской Федерации. Так, в Чувашской Республике в 1991 году был принят закон, обеспечивший дальнейшее развитие чувашского языка. В последние годы были созданы условия для возрождения национальных культур всех народов, населяющих Россию – чувашей, русских, мордвы, татар и т.д. Возрос интерес к традиционной чувашской религии, возрождаются национальные праздники, была издана Чувашская энциклопедия и т.д. Однако возрождение чувашской культуры не должно мешать развитию других национальных культур. К сожалению, из-за недостаточного финансирования не все мероприятия, предусмотренные Законом, были осуществлены.

Важную роль в возрождении культуры и образования в Чувашской Республике играет Чувашский государственный университет. Следуя заветам чувашского просветителя И. Я. Ульянова ректор университета Л. П. Кураков выдвинул лозунг "Превратить Чувашию в один из высокообразованных субъектов Российской Федерации". С целью повышения среди чувашей числа людей с высшим образованием Чувашский государственный университет стал открывать филиалы, учебно-консультационные пункты в сельских районах республики. Таким образом был создан университетский комплекс, отдельные подразделения которого действуют сейчас в 24 районах Чувашии. Студенты из сельской местности и малых городов ныне составляют более 50% общей численности студентов ЧГУ. В то же время увеличился в 2 раза выпуск специалистов с высшим образованием. Это непосредственно отражается на росте роли науки в республике.

Наука как часть культуры

Наука является многогранным общественным явлением. Это важнейшая составная часть духовной жизни общества. Наука – это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теории, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Наука и общество по-разному соотносились в отдельные периоды исторического развития. В одни исторические эпохи наука не оказывала существенного влияния на жизнь общества, ею занимались отдельные исследователи-энтузиасты, затраты на поддержание научной деятельности были минимальными. На других этапах роль науки резко возрастает, как и средства, выделяемые обществом на её развитие. Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определённое воздействие общества:

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований (так называемый социальный заказ), который общество даёт учёным (например, найти способы лечения СПИДа, обнаружить новые альтернативные виды энергии, решить экологические проблемы и т.д.).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые выделяются на развитие науки. Так, сокращение финансирования фундаментальных наук в Российской Федерации может привести к кризису и в прикладных науках. Престиж науки, статус учёного в обществе также напрямую влияют на развитие науки. Низкая зарплата, социальная незащищённость учёных приводит к оттоку талантливой молодёжи из науки в другие сферы производства.

Наука не только система знаний, но и вид духовного производства. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. К результатам духовного производства можно отнести научные теории и идеи. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни экономической, политической, социальной. Создаваемые в рамках науки новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Некоторые исследователи считают, что развитие науки происходит не путём плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодические коренные изменения и смену ведущих представлений, т.е. через периодически происходящие научные революции.

Примером такой революции является научная революция XVII века. Её представителями были Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Декарт, Ф. Бэкон, Дж. Локк и др. С этого времени научная мысль приобретает черты объективного экспериментально подтверждённого знания, а с другой – само машинное производство становится стимулом развития науки, одновременно создавая для неё необходимую материальную базу. Роль науки постоянно повышается.

Особенности современной науки заключаются в том, что функции науки в обществе усложнились. Культурно-мировоззренческая функция науки заключается в том, что современная наука стала определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости.

Наука стала непосредственной производительной силой общества. Она предопределила появление новых отраслей материального производства (химической, радиотехнической, электронной, атомной промышленности и т.д.). В то же время некоторые проблемы, возникающие в ходе развития техники, становятся предметом научного исследования и даже дают начало новым научным дисциплинам.

Наука становится катализатором процесса непрерывного совершенствования производства. Сегодня у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна функция – она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Развитие современной науки определяется двумя процессами – дифференциацией и интеграцией наук. Возросший объём информации, углубление знаний привело к появлению отдельных наук в рамках традиционных наук. Эта дифференциация наук, например, привела к тому, что в рамках одной только математики сейчас развиваются десятки направлений, претендующих на звание отдельной науки (теория функций комплексного переменного, аналитическая геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ, дискретная математика и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.