бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Деревянные ремесла и промыслы

Курсовая работа: Деревянные ремесла и промыслы

Содержание

Введение

1. Особенности традиционных деревянных ремесел и промыслов

1.1 Историческое формирование традиционных деревянных ремесел и промыслов

1.2 Деревянные ремесла и промыслы в настоящее время

2. Исследование художественных образов в традиционных деревянных промыслах и ремеслах на примере современного предприятия "Богородский резчик" села Богородское

2.1 Особенности производства на предприятии "Богородский резчик"

2.2 Технология художественной проведения резьбы по дереву на предприятии "Богородский резчик"

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Резьба по дереву широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство. Русские мастера издавна великолепно умели обрабатывать этот материал и создавать из него высокохудожественные изделия. В художественных и краеведческих музеях хранятся коллекции мебели, утвари, орудий труда, предметов быта, украшений, которые создавались русскими мастерами на протяжении многих столетий вплоть до первой половины XIX в.

Но во второй половине XIX в., в связи с развитием капитализма в России, резьба по дереву постепенно приходит в упадок. Деревянная архитектура все в большей степени вытесняется каменной. Самодельная утварь и посуда даже в условиях сельской жизни заменяются готовыми фабричными изделиями. Выходят из моды деревянная резная мебель, резные ларцы и кубки из кости.

Мастера-резчики по дереву должны работать все напряженнее, чтобы успеть вырезать и выточить как можно больше изделий и, несмотря на низкие продажные цены, заработать себе на жизнь. Все больше и больше резчиков бросает любимое дело, уходит работать на фабрики и заводы.

Во время первой мировой войны, когда многие талантливые и искусные мастера погибли на полях сражений, а страна была разорена войной, спрос на художественные изделия из дерева резко снизился.

В декабре 1921 г. в залах московского Государственного исторического музея открылась выставка "Крестьянское искусство", на которой была широко представлена резьба по дереву. В 1923 г. мастера — резчики по дереву приняли участие в I Всероссийской сельскохозяйственной выставке. Лучшие работы были отмечены наградами.

В 30-е годы складываются творческие коллективы мастеров резьбы по дереву, создается основной ассортимент изделий. На многих промыслах были построены новые производственные цехи, и мастера перешли из тесных, темных, неприспособленных домашних мастерских в благоустроенные, светлые общие мастерские.

Уже в предвоенные годы искусство резьбы по дереву достигло значительного развития. Советские художественные изделия из этих материалов были представлены на ряде международных выставок, например в Париже в 1925 и в 1938 гг., в Нью-Йорке в 1939 г. Изделия резчиков по дереву и кости экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. Производство резных художественных изделий из дерева в настоящее время существует в Архангельской, Вологодской, Калининской, Горьковской, Кировской, Московской областях, в Башкирской и Карельской АССР и в ряде других областей, краев и автономных республик Российской Федерации. Мастера-резчики изготовляют нестандартную мебель, преимущественно для детских учреждений, настенные декоративные панно, светильники, декоративные ковши, украшения и т. д. Во всех этих художественных изделиях так или иначе развиваются богатые художественные традиции национальной народной резьбы по дереву.

Искусство резьбы пользуется большой популярностью у русского народа. Именно поэтому данная тема становиться все более актуальной.

Цель работы рассмотреть символику и художественные образы в традиционных деревянных ремеслах и промыслах.

Задачи работы рассмотреть:

1. Особенности традиционных деревянных ремесел и промыслов;

2. Историю и развитие традиционных деревянных ремесел и промыслов;

3. Исследование художественных образов в традиционных деревянных промыслах и ремеслах на примере современного предприятия.

Гипотеза данной работы: сохранилась ли символика и художественные образы в традиционных деревянных промыслах и ремеслах.

Методы исследования: анализ научно-теоретической и исторической литературы, наблюдение. В данной работе мы проанализируем материалы из газет, журналов про предприятие "Богородский резчик", чтобы узнать, сохранилась ли символика и художественные образы в традиционных деревянных промыслах и ремеслах

 

1. Особенности традиционных деревянных ремесел и промыслов

 

1.1 Историческое формирование традиционных деревянных ремесел и промыслов

Традиционное декоративно-прикладное искусство - это целый, стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду, быту. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались мастерами-исполнителями и передавались из поколения в поколение.

Прежде всего, нужно дать определение понятиям символика, художественные образы, традиция, деревянные промыслы, ремесла.

Начнем с первого понятия – символика – это совокупность каких-либо символов. Ниже будет рассмотрены функции символики и ее сущность в традиционных деревянных промыслах и ремеслах.

Художественные образы – это образы, отвечающие требованиям искусства, эстетического вкуса.

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Деревянные промыслы, ремесла – это мелкое ремесленное производства и обработка деревянных изделий. Выделяют очень большое количество деревянных промыслов и ремесел, но мы остановимся подробнее на двух из них: резьба и макетирование.

Различные фрагменты резного дерева из Пенджикента, Уструшаны и Кофарнигана (Кофарниганский р-н Таджикистана) дают яркое представление о высокой культуре согдийских и тохаристанских скульпторов и орнаменталистов, передавших свою эстафету мастерам пластической резьбы 9-12 вв. Значительное место в искусстве резьбы по дереву этого периода занимает деревянный мавзолей Хазрати-Шо (Лангар Бобо) из кишлака Чорку Исфаринского района. Его архитектурные детали (колонны, консоли, фриз, потолок) - это образцы развитого орнаментального искусства. Великолепной художественной отделкой отличаются также резные колонны из кишлаков Рарз, Фатмев, Курут, Оббурдон, мехраб из Искодара (Зерафшан) и резное пано из Ашта. Все видимые участки колонн и ругих архитектурных деталей отделаны неповторимой художественной резьбой.

Лейтмотивом узора являются S-образные кривые, перлы, трилистник, куфические надписи. В гуще растительного узора иногда просматриваются маска Тао-Те, гранат, змеи с птичьей головой и хвостом рыбы, изображение воды, свастика, виноградные листья. И по технике и по стилю резное дерево Чорку и образцы резных деталей из Верхнего Зеравшана сходны с афросиабской резной доской: одинаковые переплетения ленты, побеги, кружки-перлы, волюты, трилистники, полупальметты, миндали и т.д.

В искусстве деревообработки изображения ветки с цветами из отдельных стандартных деталей (китъа) составлялась сложная система геометрического орнамента, когда сюда вводились и токарные работы. Этот стиль декора применялся вплоть до начала 20 в. (деревянный кенотаф медресе Мири Араб и резные ворота Кош-Медрессе в Бухаре). Памятников искусства резьбы по дереву, датируемых началом 19 в.,сохранилось незначительное количество.

Сюда можно причислить колонны из мечети Панджвакта в Ворухе, Симиганче, Кангурте и мавзолея Ходжа Абдуллои Ансори в Угуке (Истаравшан). Искусство изготовления резных надгробий и фризов с надписями полностью уступает свое место декору колонн, балок, подбалок, деревянных наборных решеток, пюпитров, фигурных столиков, а также штампов для нанесения узоров на текстильные изделия и глиносаманную штукатурку стен мечетей, или для изготовления деревянных решеток.

В таджикской части Ферганской долины карнизы, кессоны, наборные капители мечетей Хавзи Сангин и Дальёни Боло (Истаравшан), Джоми (Худжанд), Сурх (Исфара) и других культовых построек оформлены многорядной системой сталактитов, которая была неизвестна народным зодчим и резчикам по дереву Южного Таджикистана.

В архитектуре городов Бухары и Самарканда колонны обычно не имели подбалку. Шары колонн (кузаги) оформлялись тремя- или пятизубчатыми лопастями - лола мадохил. Балка вытачивалась в полукруг с чешуйчатым узором - пушти мохи. В таджикских населенных пунктах Кашкадарьинской области можно встретить деревянные колонны с наборной капителью и без них (мечеть Поён в кишлаке Джаус).

В областях Бухары и Самарканда в исключительных случаях можно обнаружить наборные сталактитовые пятиярусные капители. Искусством е составления со сложным геометрическим орнаментом обладали только отдельные профессиональные зодчие и резчики по дереву. Оригинальны также и архитектурные детали мечетей и жилых домов горного Таджикистана.

Шаровидное основание колонн гладко обтачивалось и оформлялось почти без лопастей, им придавалась форма керамических сосудов. Гладкие и круглые стволы завершались капителью кубической формы и стрельчатыми подбалками, нередко украшенными орнаментальной резьбой и росписью.

Умельцы Южного Таджикистана (Каратегин, Дарваз, Ховалинг, Бальджуан, Кангурт, Гиссар) были не только великолепными резчиками архитектурных деталей. Они с большим мастерством изготавливали бытовые изделия (сундуки, обувь, ложки, блюда, колыбели и т.д.), выявляя узорчатые фактурные качества дерева. При изготовлении различных столярных, токарных и резных поделок они обращались к следующим сортам древесины: урюк, груша, клен, орех, платан, фисташка, шелковица и т.д. Достоинство древесного материала заключалось не только в узорчатой фактуре, но и в прочности, тональности, плотности, физико-механических особенностях, долговечности и т.д. Для изготовления архитектурных деталей построек обычно пользовались ореховой, чинаровой и арчевой древесиной. Для поделочных работ бытового назначения были пригодны шелковица, ивовые, грушевые, урючные, фисташковые и другие сорта деревьев. Излюбленным орнаментом резьбы по дереву у мастеров этих районов были розетки, чешуйчатые и волнистые мотивы, растительные побеги, четырехлистники. Геометрическая сетка, состоящая в основном из пяти-, шести-, восьми-, десяти-, двенадцати лучевых звезд, чаще встречается в бухарской резьбе по дереву.

В быту у таджиков Памира и Припамирья дерево являлось одним из важных строительных материалов, пригодным для строительства жилищ и различных поделок. В этих районах художественной резьбой отделаны главным образом перекладины для подвески туш овец или коз (бузовез, бучкигич), колонны (ситан, стан), рогообразные подбалки (кучкорак, овахк), планки дверей, перегородки на суфах, колыбели, круглые сундуки (чохдон). Мелкой ногтевидной резьбой в виде четырехлистника по черно-красной росписи украшены предметы домашней утвари. На некоторых колоннах жилых домов Бадахшана сохранились изображения лотоса, мимозы, тюльпана, на перекладинах - солнце (офтоб) и луна (мохтоб). В лаконичном орнаменте горных таджиков можно обнаружить архаичные узоры и символические знаки, не потерявшие до сих пор свою семантику и название. Художественная резьба по дереву и ганчу часто сопровождалась полихромной орнаментальной росписью. Незаурядный талант мастеров в этой области архитектурного декора проявился в убранстве потолка как жилых, так и культовых построек 19-20 вв. Начиная от капителей колонн потолок расписывали красочной орнаментацией растительно-цветочного характера (мечеть Далёни Боло в Истаравшане, мечеть в кишлаке Дарх Айнинского района). Авторами архитектурно-декоративного оформления построек как правило были трое: резчик по дереву, резчик по ганчу и наккош (мастер росписи).

Еще с самых древнейших времен известно о способности дерева избавлять от накопившейся отрицательной энергии. Подарки из дерева излучают тепло. Деревянные сувениры будут нести гармонию и уют в Ваш дом. Резьба по дереву требует и особых качеств характера: здесь важны усидчивость, терпение, кропотливость. Очень важно сделать нужный срез, чтобы в полной мере выявились свойства, которыми природа, как творец дерева одарила его. Но всего этого мало. Действительно гармоничное изделие появляется только когда в душе автора царит покой. Именно работа, выполненная с теплотой поможет увидеть красоту дерева.

Быт, жилище на Руси были неразрывно связаны с деревом. При рождении ребенка клали в деревянную люльку, давали деревянную игрушку, человек так и оставался, окружен деревом и до самой старости, в деревянном резном кресле-качалке. Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо - ось мира - стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было "древо жизни", служившее "символом добрых пожеланий и охранительным знаком". Русские мастера вырезали из дерева все необходимое для жизни: мебель, утварь, т. о. резьба по дереву сопровождает человека по жизни. В эпоху Петра I наши плотники удивляли голландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работать с деревом. Но делать все это можно было только очень хорошо понимая дерево и ощущая его как живой, одушевленный материал. Любой кусочек дерева неповторим, живет своей жизнью. Почувствовать душу дерева, передать пространству его энергетику и старается автор в своих изделиях, особенно при работе с иконой, как можно меньше при этом добавляя от себя. Дерево вдохновляет, а резное изделие наполняет живительной силой наш дом.

Тема "резьба по дереву" встречается в большом количестве литературы. Традиция резьбы очень древняя. Это и резная мебель и всякие резные мелочи вроде шкатулок, игрушек и ювелирных украшений - перечень применения резьбы по дереву очень большой. Отдельно в этом ряду стоит церковная резьба - иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы. Нынешнее представление об иконе связано только с живописью. О древнерусской иконописной традиции, в отличие от резной, написано много, огромно количество полиграфических репродукций писаных икон. О резной же традиции известно мало. В статье "резьба" (Толкового словаря живого великорусского языка В.Даля, т.4.): "Резь, или резьба - узорочная отделка от руки дерева, кости", "резчик" (у Даля через "еръ") - "вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева", "резчик иконописный"- режущий иконы.

В некоторых музеях России хранятся уникальные произведения - резьба по дереву. Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.). Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии, вместе с христианством. В Эрмитаже хранятся образцы византийской резьбы: иконы, кресты. По Православному канону сложилось, что резное изображение иконы обычно рельефно (в отличие от католичества, отдавшего предпочтение скульптуре).

По началу, малое количество, русских иконописцев, обилие резьбового материала, традиция славянской резьбы способствовали распространению резной иконы на Руси. Почитались именно резаные из дерева Божьи лики. В церкви Ризоположения в Москве хранятся иконы святых и деревянные резные надгробия московских митрополитов. Представлен там и самый трудоёмкий и кропотливый вид резьбы - резная миниатюра. Миниатюрная резьба по дереву и сейчас не часто встречается у резчиков. Резьба изделий размером 3-6 см редка в настоящее время.

Изображения небесных покровителей новорожденного будут располагаться на том пространстве, которое соответствовало телу новорожденного, как бы в его границах. Родители тем самым устанавливают особую, личную, нерушимую связь между иконой и новорожденным. Связь, возможно, более сильную, чем та, которая возникает при покупке именной иконы или получении ее в подарок. Иконы с изображением тезоименитых святых могут приходить к человеку в течение всей его жизни разными путями и в разное время, сколько таких икон будет у человека зависит только от воли Божьей. Мерная икона – одна. Мерная икона принадлежит только одному человеку от рождения до смерти, и связана только с одним человеком, даже если по каким-то причинам владелец лишится ее. Она может принадлежать другому человеку юридически, но никогда не станет ЕГО иконой, поскольку духовная, высшая связь между мерной иконой и ребенком устанавливается навсегда. Как правило, мерная икона тесно связана с таинством крещения, с теми людьми, которые дарят икону новорожденному, с их любовью и добрыми чувствами. Мерную икону можно получить в любом возрасте, в зависимости от того, когда совершалось таинство крещения, вскоре после рождения или позжe. Заказывая мерную икону для ребенка, близкие ему люди фактически сами создают ее, поскольку могут принимать непосредственное участие в определении сюжета мерной иконы. Какова же традиционная иконография мерных икон? Сюжет иконы, выбор изображаемых святых покровителей новорожденного определяется датами рождения и крещения ребенка. Самый лаконичный сюжет мерной иконы – изображение святого, имя которого дается ребенку при крещении. Возможно наряду со святым, имя которого дано новорожденному при крещении, одновременное изображение святых, в день празднования которых родился ребенок. Если день рождения или крещения ребенка совпадает с днем празднования какой-либо чтимой иконы (допустим, чтимого образа Богородицы), то в центре иконы может быть изображен образ Богородицы, а на полях мерной иконы располагали образы святых, имена которых связаны с днями рождения и крещения. В любом из рассмотренных вариантов иконографии могло также присутствовать изображение ангела-хранителя.

Для древнерусского человека незримое, духовное единство между младенцем и иконой, для него предназначенной обретает своё воплощение в размере образа. Мерная икона как бы закрепляла тождество человека с миром сакрального, с его небесным покровителем.

Крещению младенца предшествует обряд наречения имени. Именно с этого момента, по Православным воззрениям, жизнь человека превращается в шествование к земному храму, где должно совершаться спасение. Имя человека несёт в себе глубокий духовный смысл, выделяет его из множества других людей, утверждает неповторимость его личности, ибо и за него Господь наш Иисус Христос распялся. Во все времена имя Православного человека считалось святым, поэтому с самого детства христианина учили уважать своё имя, поэтому родилась и традиция называть крещаемого так же, как одного из святых, который становился небесным покровителем и заступником. Таким образом, идея слияния (даже "во плоти") новорожденного с данным ему святым именем, может обретать своё зримое воплощение в создании иконы в меру роста младенца.

Впоследствии мерная икона воспринималась именно как особая реликвия и была тесно связана со всей судьбой своего владельца, постоянно сопровождая его в жизни. Дальнейший путь её по смерти хозяина не совсем ясен. Однако известно, что "родимые" образа представителей царского рода, как правило, обретали постоянное место в иконостасе над гробницей. Об этом говорит наличие нескольких мерных икон в царской усыпальнице – Архангельском Соборе Кремля, а также в церквах Новодевичьего монастыря, в котором жили и умирали московские царевны. Здесь сохранились мерные образа многочисленных сестёр Петра I, в том числе "Св. мученица София".

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.