бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Региональная политика Бразилии

Курсовая работа: Региональная политика Бразилии

Содержание

Введение                                                                                                   3

Глава 1. Характеристика региональной политики Бразилии                5

1.1. Основные аспекты регионального управления                               5

1.2. История формирования РП Бразилии                                             6

1.3. Правовые основы РП Бразилии                                                       8

1.4. Характерные черты РП Бразилии                                                   10

Выводы                                                                                                     12

Глава 2. Сферы РП Бразилии                                                                 13

2.1. Региональная экономическая политика                                           13

2.2. РП в социальной сфере                                                                     15

2.3. Региональные аспекты национально-этнических отношений         16

Выводы                                                                                                     20

Глава 3. Проблемы современной РП Бразилии и перспективы их решения22

3.1. Социальное неравенство и несовершенство социальной политики       22

3.2. Неравномерное развитие регионов                                                 24

3.3. Экологические проблемы Бразилии                                                25

Выводы                                                                                                     26

Заключение                                                                                               28

Список использованных источников и литературы                               30


Введение

Для России региональная политика имеет исключительно большое значение из-за огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий страны. Развитие регионов острейший вопрос современной государственной политики России. Проблемными являются вопросы отношений Центра и регионов, взаимодействия между федеральными ведомствами и российскими регионами в процессе реализации стратегических планов развития территории и многие другие. Существующие программы регионального развития более или менее успешны, однако эффективность их далеко не запредельная.

Современная Россия имеет много общих региональных проблем не только с развитыми, но и с развивающимися странами, которые уже достигли довольно высоких масштабов развития экономики и сохраняют динамизм социально-экономических преобразований, в том числе в региональном разрезе[1].

Бразилия – крупнейшая страна Латинской Америки – является одной из самых быстроразвивающихся стран мира. Последние два десятилетия для Бразилии – время стабильности и быстрого экономического роста. Региональная политика (РП) Бразилии считается в целом успешной моделью, поэтому может в той или иной мере быть образцом для подражания для многих стран, состоящих из неравномерно развитых экономически районов. Именно как источник идей, методов и механизмов развития регионов и интересно изучение региональной политики Бразилии.

25 ноября 2008 года на встрече деловых кругов России и Бразилии, президент России Д. А. Медведев заявил, что Россию с Бразилией связывают стратегические отношения: «У нас сегодня отношения, которые можно, по сути, назвать стратегическими отношениями или отношениями стратегического партнёрства: обе страны развиваются по сходному сценарию, демонстрируют убедительные примеры того, как могут развиваться современные государства»[2]. Очевидно, что заинтересованность в опыте Бразилии понимают даже на самом верхнем уровне власти.

Соответственно, объектом исследования в данной курсовой работе стала современная бразильская модель регионального развития, предметом – характеристики этой модели.

Целью данной работы является выделение положительных характеристик РП Бразилии, то есть тех, которые стоит брать за образец.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

– рассмотреть РП Бразилии в ретроспективе;

– охарактеризовать современное состояние РП Бразилии с точки зрения социально-экономического развития;

– рассмотреть важнейшие составляющие РП – экономика, общество, национально-этнические отношения;

– описать отрицательные характеристики (проблемные места) РП Бразилии.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы. Основная часть состоит из трех глав, в которых последовательно рассматривается РП Бразилии сначала в общем (глава 1), затем по трем основным сферам (глава 2), затем рассматриваются проблемы и недостатки современной РП Бразилии с описанием возможных путей их решения (глава 3). В заключении описываются результаты выполнения поставленных задач, выводятся все те положительные характеристики, которыми обладает РП Бразилии.


1. Характеристика региональной политики Бразилии

1.1. Основные аспекты регионального управления

В настоящее время во многих зарубежных странах растет децентрализация государственного управления, его регионализация. Наиболее важным элементом организации управления региональным развитием являются отношения «центр – регион». Они во многом обуславливают отличительные качества региональной политики, а также применение инструментов и методов управления[3].

При этом можно выделить следующие принципиальные положения и методы проведения региональной политики в развитых странах мира:

– региональная политика является составной частью национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития страны;

– наличие специальных региональных программ по развитию промышленности, транспорта, сферы услуг и других сфер экономики, отсталых регионов;

– разработка специальных экономических, организационных и производственных механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие того или иного региона.

К числу обязательных требований, которые должны быть реализованы в условиях устойчивой экономики региона, следует отнести:

– увеличение численности населения;

– развитие системы местного самоуправления;

– развитие малого предпринимательства;

– развитие сферы услуг;

– повышение профессионального и общеобразовательного уровня населения;

– развитие национальной культуры;

– исключение межнациональных конфликтов.

Переход на уровень устойчивого развития потребует устранить такие негативные тенденции и факторы в экономике региона, как:

– низкий уровень доходов значительной части населения;

– наличие безработных;

– низкие объемы выпускаемой промышленной и сельскохозяйственной продукции и ее низкую конкурентоспособность;

– финансовую несостоятельность многих предприятий;

– дотационность субъектов.

Таким образом, между центральным правительством и регионами возникают экономические отношения, которые в наиболее концентрированном виде отражаются в разделении полномочий в экономической сфере между правительством и региональными властями, в организации бюджетной системы, а также в государственной региональной экономической политике[4].

Одним из ключевых моментов в управлении регионами зарубежных стран также является решение вопросов размещения производства и согласование этих решений с населением региона. Эффективность природоохранных мероприятий в регионе подтверждается статистическими данными об увеличении срока жизни населения, улучшение природных условий существования[5].


1.2. История формирования РП Бразилии

Необходимость проведения политики в сфере регионального развития стала серьезно рассматриваться правительством Бразилии только в ХХ веке. С 1960 РП Бразилии последовательно прошла три этапа.

Первый этап (1960-е – 1980-е годы): основным направлением региональной политики было предоставление венчурного капитала для финансирования новых инвестиций в бедных регионах.

Правительство создало три региональных фонда венчурного капитала для финансирования новых инвестиций в трех беднейших регионах страны – Северном, Северо-восточном и Центрально-западном. Средствами этих фондов управляли три региональных агентства развития – по одному в каждом бедном регионе (СУДАМ, СУДЕНЕ и СУДЕКО). В своей политике эти региональные агентства учитывали также предложения губернаторов штатов. Эти фонды и соответствующая региональная политика неплохо работали вплоть до середины 1980-х годов. В 1990-е годы региональные агентства развития были постепенно ликвидированы, а фонды венчурного капитала упразднены.

Второй этап (1988-2003 гг.): региональная политика предусматривала предоставление субсидированных кредитов частным предприятиям и увеличение денежных выплат бедному населению.

В соответствии с Конституцией Бразилии были созданы три новых региональных фонда финансовой поддержки (ФНЕ, ФНО и ФСО) и разработаны многочисленные программы, предусматривавшие выплату денежных пособий населению. Эти фонды стали предоставлять субсидированные кредиты для финансирования инвестиций в Северном, Северо-восточном и Центрально-западном регионах. Государство постепенно увеличивало денежные выплаты бедному населению – сельским работникам и пожилым людям.

Третий этап (2006-2008 гг.): разработка новой региональной политики.

В течение президентского срока Луиша Инасиу Лула да Силва (2003-2010 гг.) правительство решило возродить региональные агентства развития. Однако это решение до сих пор не выполнено. Закон о создании агентств регионального развития был утвержден в конце 2006 г., однако правительство наложило вето на многие инновации, одобренные Сенатом, включая формирование нового фонда венчурного капитала для финансирования важных инвестиционных проектов в Северном, Северо-восточном и Центрально-западном регионах Бразилии.

Сейчас в Сенате обсуждается налоговая реформа, которая должна ограничить для штатов стимулы к привлечению новых инвестиций. Однако формирование политической коалиции, необходимой для утверждения налоговой реформы, будет зависеть от твердости намерений федерального правительства в части предоставления средств для финансирования регионального развития. Несмотря на недавнее возрождение региональных агентств развития, принятие реально работающих законов слишком мало делается на самом деле. Необходимо реальное осуществление новых идей, заложенных в законе, который был одобрен Сенатом[6].

1.3. Правовые основы РП Бразилии

Стабильное развитие регионов и надежное функционирование систем «центр – регионы» в развитых странах во многом определяются четким разделением предметов ведения между центральной, региональной и муниципальной властями, отлаженной системой бюджетного федерализма, применением разнообразных форм и инструментов государственного регулирования. Большое значение имеет изучение практики последовательной корректировки правовых основ, институциональных структур и экономических механизмов в соответствии с меняющимися ситуациями[7].

Бразилия – это федеративная республика, административно разделённая на 26 штатов и Федеральный округ. Правительство штатов имеет схожую с федеральным правительством структуру и пользуется всеми полномочиями (закреплёнными и их собственных Конституциях), за исключением тех, которые относятся к компетенции федерального правительства или входят в функции Муниципальных советов. Главой исполнительной власти штатов является губернатор, избираемый прямым голосованием на срок 4 года. Законодательная ассамблея и судебная власть штатов выстраиваются по федеральной схеме. Юрисдикция последней чётко определена с тем, чтобы избежать возникновения конфликтов с федеральными судами. Главой исполнительной власти муниципалитетов является мэр, также избираемый прямым голосованием на четыре года. На законодательном уровне интересы населения муниципалитетов представляют Палаты депутатов. Помимо этого существуют более 4400 Муниципальных советов, пользующихся автономией в решении местных вопросов. Муниципальные советы действуют в рамках, установленных Основным законом о муниципалитетах.

Институт федерального вмешательства, который распространён в законодательстве большинства федераций мира, в Бразилии расписан весьма подробно: «Республика не может вмешиваться в дела Штатов или Федерального округа за исключением случаев:

1. Сохранения целостности государства;

2. Иностранной интервенции или интервенции одного субъекта Федерации в другой;

3. Серьёзного нарушения общественного порядка;

4. Обеспечения свободной деятельности ветвей власти в субъектах Федерации;

5. Реорганизации финансов субъекта Федерации, который: а) прекратил платежи консолидированного долга за более чем два последовательных года, за исключением случаев форс мажорных обстоятельств ;

6. Обеспечения действия федерального закона, судебного ордера или судебного решения;

7. Обеспечения следующих конституционных принципов: а) республиканской формы правления, представительной системы и демократического порядка; б) прав человека; в) муниципальной автономии; г) отчётность правительства.»

1.4. Характерные черты РП Бразилии

В настоящее время Бразилия подразделяется на 5 крупных экономических регионов (называемых также макрорегионами). Это деление было введено Бразильским институтом географии и статистики и основано на общности природных, культурных, экономических, исторических и социальных условий в штатах, входящих в эти регионы. Несмотря на некоторую условность и невысокую точность с научной точки зрения, это деление постоянно используется в официальных данных, и поэтому имеет достаточно широкое распространение.

Север, включающий обширный бассейн Амазонки, занимает 45% площади страны, при этом в нем проживает около 7% от общего населения страны. Несмотря на наличие нескольких промышленных очагов, преобладает сельское хозяйство, особенно возделывание сахарного тростника, хлопчатника и какао, а также животноводство.

Северо-Восток (18% площади и 29% населения страны) – густонаселенный сельскохозяйственный район, специализирующийся на выращивании сахарного тростника. Является курортным центром, поэтому основное занятие населения – туристический сервис.

Юго-Восток (11% площади) самый развитый район, производящий более 80% промышленной продукции Бразилии и являющийся деловым центром страны. Высокоразвитые в промышленном отношении области вокруг городов Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро и Бело-Оризонте составляют главный экономический стержень Бразилии. В этом районе сконцентрирована значительная часть населения страны (43% населения). Область богата полезными ископаемыми, а ее сельское хозяйство, самое передовое в стране, поставляет кофе и зерновые культуры на экспорт, а также производит бóльшую часть кофе, соевых бобов, свежих и переработанных продукты, молоко, сахар и мясо для внутреннего потребления. В структуре бразильского ВВП на долю юго-востока приходится 58%.Сан-Пауло – крупнейший промышленный центр Бразилии, где производится 37% ВВП. Сан-Пауло нередко называют локомотивом, который тянет всю экономику Бразилии.

Юг (7% площади и 15% населения) важный сельскохозяйственный район, производящий рис, пшеницу, соевые бобы, вино и мясо. Здесь также находятся быстро развивающиеся промышленные центры. Это также высокоразвитый район Бразилии, где сохраняется здоровое равновесие между сельским хозяйством и промышленным сектором. На расстоянии менее 20 км. на реке Парана, разделяющей Бразилию и Парагвай, находится крупная ГЭС Итайпу.

В районе Центро-Запад (19% площади и 7% населения) ведущая отрасль – сельское хозяйство с преобладанием животноводства; в отдельных местностях возделывают соевые бобы, рис и другие культуры. Здесь все еще много малонаселенных районов. Хотя до сих пор это один из самых изолированных районов страны, за короткое время здесь отмечен стремительный рост сельскохозяйственного производства и появление новых отраслей промышленности. В этом районе находится столица страны – Бразилиа, основанная в 1960 году. Специально для индейских племен, которые традиционно проживали на этой территории, федеральное правительство выделило обширные участки земли под резервации.

Бразилия имеет огромный гидроэнергетический потенциал. Энергетика на 99% основана на ГЭС. Гидроресурсы расположены неравномерно более 70% их сосредоточено на севере страны и только 12% – на юго-востоке. В Бразилии находится крупнейшая в мире ГЭС Итайпу. В 2005 году выработано 546 млрд. кВт·ч. В сфере энергетики Бразилия развивает альтернативные источники. Этанол, который уже более 30 лет приводит в движение автомобили в Бразилии, готов стать крупным энергетическим "предметом потребления" в мировом масштабе.

ВЫВОДЫ

Бразилия – в меру децентрализованная страна. У административно-территориальных единиц (штатов) есть собственные Конституации и довольно много полномочий, причем властные полномочия четко разделены между Центром и регионами.

Экспансия мировой экономики, начавшаяся в XVI веке, успешно превратила северо-восток, Минас-Жераис, север, центр-юг (Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Парана) в экспортные экономики, включив их в структуру и развитие мировой капиталистической системы. Каждый из этих регионов пережил то, что можно было бы назвать экономическим развитием во время золотого века каждого из них. Но это было сателлитное развитие, которое не было ни самопорождающимся, ни самоподдерживающимся. Когда рынок или производство в первых трех регионах терпели крах, зарубежная и внутренняя экономическая заинтересованность в нем падали, и им оставалось лишь развивать неразвитость, в которой они живут сегодня.

Территория Бразилии разделена на пять регионов. Два региона – Северный и Северо-восточный – по-прежнему значительно отстают от общенационального среднего уровня по показателям социально-экономического развития. На долю Юго-восточного региона, где проживают 42% населения страны, приходится 58% ВВП Бразилии, в то время как вклад Северо-восточного региона, где проживают 28% населения, составляет всего лишь 13%.

Около 50 лет назад бедным регионом также считался Центро-запад, однако политика развития этого региона принесла свои плоды, в настоящее время этот район производит, по разным оценкам.

Последние два года РП Бразилии находится в подвешенном состоянии. Правительство обновляет РП, но переход на новую РП еще не состоялся.


Глава 2. Сферы РП Бразилии

2.1. Региональная экономическая политика

С начала 90х годов краеугольным камнем политики, проводимой правительством, является проведение экономических реформ, направленных на снятие торговых барьеров, появление открытой экономики и поощрение развития экспорта бразильских товаров, приватизация индустриальных предприятий, а также профедение реформ социального обеспечения с целью решения проблем бедности и формирования среднего класса[8].

Автомобильные дороги, хотя и являются самыми протяженными в Латинской Америке и перевозят большую часть пассажиров, не отвечают потребностям страны, к тому же они неравномерно распределены по территории страны. В развитии внешнеторговых связей исключительную роль играют морской (98% всех внешнеторговых грузов) и авиационный транспорт. В сфере межрегиональной инфраструктуры РП Бразилии недостаточно эффективна. Из имеющихся 1 751 868 км дорог только 96 353 км (5%) имеют твердое покрытие[9]. Из-за неудовлетворительного состояния дорог последние годы много внимания уделяется строительству новых и улучшению качества имеющихся[10].

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.