бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьУчебное пособие: История экономических учений

Учебное пособие: История экономических учений

1.   ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ИЭУ

Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических воззрений различных идеологов социальных групп, школ, течений идеологов. Фигурально выражаясь, история экономических учений – это «научающее отражение отражения». При этом взгляды и течение экономической мысли, как правило, бывают трех типов: исторический; критический и логический.

Метод истории экономических учений, как и метод исследования вообще, состоит в своем ядре из ряда приемов способов, инструментов, применяемых в системе определений «философии истории» с целю вычленения их объект исследования своего «рамочного поля», т.е. своего собственного предмета исторического видения развития экономических теорий. Метод включает ряд принципов и конкретных исследовательских приемов.

Принцип истории состоит в последовательном и возможно более широком охвате взглядов, доктрин, концепций в течение исторического времени, с фиксацией хронологически появляющихся источников и их авторов.

Логический принцип состоит в фиксации развития внутренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа.

Принцип сравнения или компаративный метод состоит в сравнении теорий как друг с другим, так и действительностью с другом, так и с действительностью с помощью чего можно увидеть достижения той ил иной теории или ее специфичность.

Распространен эластический принцип, суть которого состоит в попытках синтеза различных теорий, их непротиворечивого толкования.


2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется «снизу» унаследованной еще от первобытных времен «традиций, «сверху» - государственной регламентацией, еще во многом основанной на той же традиции.

Памятники экономической мысли Д.В. – это как правило своды, законов и сочинения по искусству. Государственного управления, экономическое знание носит догматический, априорный характер. Периодичное повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.

Одним из первых дошедших до нас политиков экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, которое состоит между фараоном и населением. В сплоченности этого слоя, автор видит залог успешного царствования.

Грамотность в Египте была монополией господствующих сословий.

Основные течения общественной мысли. Др. Китая оформились в 4 – 3 веке до н.э. Огромную роль в истории сыграли докапиталистического Китая сыграло Конфуцианство. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись в целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая. Конфуций предложил программу тотального совершенствования человека. В 4 – 3 веке до н.э. у конфуцианских идеологов появилась оппоненты – пегисты. Пегизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственной развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления.

Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм. Основоположник – Дао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию приводит к управлению имущества. Социальная утопия даосов содержала элементы реакционности. Она по-своему отражал проходит народных масс, когда достижение цивилизации служили средствами их эксплуатации. Эти и многие другие идеи были присущи экономической жизни Древнего Востока.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях обосновывается необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати, всех выше-стоящих.

По его мнению, труд преумножает богатство народа и государства и что вполне оправдано сосуществование частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. Образованный правитель – это отец народа. Гарант и правильного действия и более равно-мерного распределения богатства и в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что общество разделилось на сословия богом и природой.

Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству, постигая естественные правила уважения к старшим.

Согласно учению Конфуция, у народа будет достаток, если умело хозяйствовать при регламентированных натуральных отношениях.

Гуань-дзы

В 4-3 в д.н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений, заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не рассматривались как восхитительные богатства. Богатством признается материальные блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром, служащим мерой исчисления ресурсов государства.

Отчетливо проводится мысль о необходимости стильного развития экономики и утверждается, что только там царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются. Для регулирования экономики в целом авторы трактата рекомендуют создавать государственные запасы хлеба, вести льготные кредиты земледельцам, заменить прямые налоги на железо и соль с их использованием.

В учении 3- косвенными, то есть распределить налоги на товары, которые производятся их мыслителей избыточная надежда сделать богатым государство путем более равномерного распределения национального богатства без поощрения торговцев и ростовщиков.

Место в обществе богом избранных знатных четко определено, а именно не будь знатных, страна осталась бы без дохода. Но не могут все быть знатными и поэтому должны трудиться.

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА

Сравнительная характеристика утопических идей Т. Мора и Т. Кампанелы.

Начало литературы утопического социализма было положено книгой «Утопия», опубликованной в 1516 г. английским писателем-гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором. Резко критикуя огораживания, которыми сопровождался аграрный переворот в Англии, он с возмущением писал, что овцы «пожирают даже людей, опустошают и разоряю поля, дома, города». Корнем всех общественных неустройств, по мысли Т.Мора, являются частная собственность и деньги. Основоположник утопического социализма подчеркивал, что «повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо».

Мор проповедовал грубоуровнительный коммунизм, не ставил проблему развития производительных сил, читал основой будущего общества ремесленное и сельскохозяйственное производство и не исключал существования рабства.

Основные идеи утопического социализма Т.Мора были восприняты видным итальянским философом, монахом-доминиканцем Томасом Кампанеллой. Как и Т.Мор, он осуждал частную собственность и праздную жизнь эксплуататоров. В книге «Город Солнца» Т.Кампанелла описал коммунистическое устройство будущего коммунистического общества на примере государства саляриев, будто бы существовавшего на острове Тапробана. Гордо Солнца управляется первосвященника, тремя соправителями и сменяемыми по воле на рода должностными лицами. Солярии живут общиной, у них нет никакой частной собственности и классов, распределение материальных благ является уравнительным и безденежным, монета чеканится лишь для послов и разведчиков.

Кампанелла не предусматривал существование в будущем обществе рабов. Солярии работают с использованием усовершенствованных средств производства, из чего следует, что Кампанелла придавал большое значение прогрессу техники. Однако, как и Мор, он видел условий и путем перехода к коммунизму и тех социальных сил, которые смогли бы осуществить преобразование общества. Коммунизм Кампанеллы был грубоуравнительным и содержал элемент примитивизма. В Городе Солнца не находилось места для инициативы личности, поскольку последняя полностью растворялась в общине.


5. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ АНТИЧНОГО МИРА

Особенности развития экономической мысли АМ можно проследить на примерах развития таких государств, как Греция и Рим.

Экономическая политика этот периода ориентировалась на широкую эксплуатацию рабов, развитие торговли и денежного хозяйства. В условиях кризиса рабовладельческого способа производства экономическая мысль Древней Греции становиться более реакционной, что выражается в ее ориентации на натуральное хозяйство и на защиту аристократных форм государственного устройства. Эти тенденции наиболее ярко проявлялись в экономической мысли Ксенофонта, Платона, а также в меньшей степени в учении Аристотеля.

Ксенофонт рабство считал естественной формой эксплуатации, а рабов – говорящими орудиями.

Однако он осознавал низкую производительность труда рабов и рекомендовал рабовладельцам шире использовать материальные стимулы. Заслугой Ксенофонта является то, что он , говоря о «ценности товара; рассматривал ценность как в смысле потребителей стоимости , так и в смысле меновой. Он был первым, кто поставил вопрос обо этих двух сторонах товара.

Интересные идеи были у Платона. Государство у него выступает как форма разрешение противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Наиболее важной отрасли экономики Платон считал зземледелиме, затем ремесло, а торговые объявлялись , вообще, занятием непочитаемым.

Аристотель смог значительно больше других своих современников углубиться в экономические проблемы. Он разработал проект идеального государства, в котором он рассматривает и признает необходимость деление общества на свободных и рабов. Экономика представляется им как важная и почетна деятельность.

Говоря о древнем Риме можно сказать, что было государство, в котором рабовладельческое производственные отношения были боле развиты, чем в Древнем Греции территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, к порабощению многих племен и народов. Положение римских рабов, происходящих в основном из военнопленных, было более тяжелым, чем рабов в античной Греции.

Экономическая мысль Древне Рима решал в основном аграрные проблемы, прежде всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.

Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства таким отражены в трудах римских агрегатов Варрона и Колутелы.

Огромные вклад в развитие экономической мысли внесли такие идеологи, как Гракхи, Цицерон, Сенека и др.

6. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КЛАССИЧЕСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

Основными произведениями Формы Аквинского являются «Сума против язычников» и «Сума теологии

Он дал свое толкование «справедливой цене». Обмен, на его взгляд должен происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем должно быть «установлена договоренность относительно равенства вещей». Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство».Справедливая цена, как считал Аквинат, должна вырабатываться н только с вещью, что продается, а и с убытком, которого мог бы потерпеть продавец от продажи. В током случае «позволено по праву продавать вещ дороже, чем она стоит сама по себе, хоть она не должна продаваться до роже, чем стоить ее качества».

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. На его взгляд, взимать проценты, давая деньги в долг, означало б продавать то, чего на самом деле не существует. Тут нет равенства, а поэтому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретены для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их употреблении или трате». Из-за этого несправедливо, кроме возвращения самих денег, получать еще и плату за пользование ими. Одновременно Аквинат соглашался с тем, что процент можно рассматривать, как награду за риск потерять одолженные деньги и как своеродное возмещение потерянных доходов, которые одалживатель мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию не только в вопросе торгового дохода, а и процента.

Никола Орем в своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег» он высказывал мысль о том, что деньги представляют собой инструмент, созданной людьми и для облегчения обмена товаров. Он пиал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег. Т.р. Орему принадлежит одна из первых попыток обоснования металлитической теории денег. Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты, справедливо оказывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов. Он подошел к пониманию существования объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не удалось.

7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Основными произведениями Формы Аквинского являются «Сума против язычников» и «Сума теологии». Природную основу этой иерархии видел в деле труда. По его словам, «одни должны обрабатывать землю, другие – строить дома, а часть людей, будучи свободной от людских хлопот, должна посвятить себя духовному труду ради спасения остальных». Частную собственность он рассматривал как необходимый институт человеческой жизни.

Он дал свое толкование «справедливой цене». Обмен, на его взгляд должен происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем должно быть «установлена договоренность относительно равенства вещей». Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство».

В своих взглядах на торговлю и торговый доход Фома Аквинский оправдывал торговлю с целью получения продавцом торгового дохода для обеспечения себе и своей семье средств существования и использования его для благотворительных дел.

Раздумывая про происхождение денег, Фома Аквинский придерживался мысли, что они возникли вследствие договоренности между людьми. Их назначение – улучшить справедливый обмен. При этом понятие денег и монеты он не рассматривал. Признавая необходимость денег как средства оборота. Он рассматривал их и как меру стоимости.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. На его взгляд, взимать проценты, давая деньги в долг, означало б продавать то, чего на самом деле не существует. Тут нет равенства, а поэтому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретены для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их употреблении или трате». Из-за этого несправедливо, кроме возвращения самих денег, получать еще и плату за пользование ими. Одновременно Аквинат соглашался с тем, что процент можно рассматривать, как награду за риск потерять одолженные деньги и как своеродное возмещение потерянных доходов, которые одалживатель мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию не только в вопросе торгового дохода, а и процента.

8. ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАННЕГО МЕРКАНТИЛИЗМА

Он возник до географических открытий и был актуален до середины 16 века. Торговые связи между странами были развиты слабо.

В наиболее полной форме рациональное содержание монетаризма выразил флорентийский банкир Б. Даванзатти. в совей работе «Чтение о монете» он метафорически сравни монету с кровью экономического организма, обеспечивающей его нормальную жизнедеятельность. Как большая потея крови ведет к ослаблению жизненных сил и даже смерти, так и недостаток звонкой монеты в стране тормозит ее развитие. «Любое богатство предстает как обратимое в деньги» – это вывод Б. Даванзатти показывает, что сущность меркантилизма – не примитивное отождествление богатства с деньгами, а открытие первой существенной связи в пестром мире продуктов и услуг, составляющих богатство, - связи между всеми его возможными предметами и одним поддающимся точному измерению предметов – деньгами.

Для достижения богатства ранние меркантилисты считали целесообразным:

Ø  Устанавливается так высокие цены на экспортные товары.

Ø  Всемерно ограничивать импорт товара.

Ø  Не допускать вывоза из страны золота и серебра.

Превращение денег, в условные знаки фиксируемое соотношение находящихся в обращении золота и серебра денег, оправдывались фактами неполноценных денег и тем, что серебро и золото является деньгами в силу свих природных свойств.


9. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ И РОЛЬ государства по А.Смиту

Государству же остается 3 важных обязанности:

1.         Издержки на общественные работы.

2.         Издержки, обеспечивающие военную б безопасность.

3.         Издержки на отправление правосудия.

Т. о. по его мнению, в каждом цивилизованном обществе действуют всесильные экономические законы. Непременным условием их деятельности является закон свободной конкуренции. Чем больше продавца, тем меньше монополистов. Монополисты поддерживают постоянный недостаток на рынке, никогда не удовлетворяя полностью спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы.

Смит защищал свободную конкуренцию, осуждал привилегии торговых компаний. Законы о бедных он считал, что они ограничивают рынок труда, мобильность рабочей силы. Он был убежден, что «как только представители одного и того же вида торговли и ремесла собираются вместе, из разговор редко не заканчивается заговором против публики или каким либо соглашением о повышении цен».

10. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЗДНЕГО МЕРКАНТИЛИЗМА

Н охватывает период со 2-й половины 16 века по 2-ю половину 17 века. На этом этапе торговые связи между странами становятся развитыми и регулярными. Чтобы достичь активность торгового баланса рекомендовалось:

Ø  Завоевывать внешнего рынка.

Ø  Допускать импорт товара при сохранении активного торгового баланса

Ø  Вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок.

Признавалась товарная сущность денег их ценность они усматривали естественные свойства серебра и золота. Не смотря на это поздний меркантилисты обеспечивали переход от количественной теории денег. Если ранние меркантилисты определяли функцию денег как функцию накопления, то поздние – рассматривали функцию денег как средство обращения. По убеждению поздних меркантилистов ценность денег находится в обратной зависимости от их количества и уровнях цен на товары они получали, что увеличение предложения денег стимулирует торговлю. Эти положения отражены в трудах таких ученых меркантилистов, как М Тенем. Джон Леон, Ричард Констильон.

Концепции поздних меркантилизма были направлены к практике хозяйственной жизни, к сфере обращения.

Во Франции активным проводником меркантилизма был Жан Батист Когльберн. В этом период в странах создалось мощная сеть мануфактур, запрещался вывоз хлеба, и свобод ввода товара. Все концепции меркантилизма опираются на позиции меркантилизма, на участия государств у управлении экономикой и обеспечении оптимального использования ресурсов для промышленного импорта и при умножении богатства страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.