бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Прогнозирование социально-экономического развития. Отечественный и зарубежный опыт

Курсовая работа: Прогнозирование социально-экономического развития. Отечественный и зарубежный опыт

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Кафедра управления экономическими и социальными процессами

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Прогнозирование развития хозяйства»

на тему: «Прогнозирование социально-экономического развития. Отечественный и зарубежный опыт»

Выполнил:

Ярофеева Е.Ю., ФаУ, 3курс,

541группа, 054088

Руководитель:

к.э.н., доц. Какосьян Э.К.

Санкт-Петербург

2008


Содержание

Введение

Глава 1. Методы прогнозирования социально-экономических систем. Отечественный и зарубежный опыт

1.1 Понятие социально-экономической системы и методы ее прогнозирования

1.2 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом

Глава 2. Анализ социально-экономического развития страны

2.1 Анализ социально-экономического развития России в 2000 2007г.г

2.2 Анализ социально-экономического развития Беларуси в 2004-2007гг

Глава 3. Прогнозирование социально-экономического развития страны

3.1 Прогнозирование динамики ВРП России методом разработки сценария

3.2 Прогнозирование динамики численности населения Беларуси в 2008-2009гг. методом экстраполяции

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Прогнозирование по своей сути является важным инструментом в руках управленца, т.к. с помощью прогнозов можно достаточно точно определить тенденцию развития предприятия, отрасли, целой страны.

Прогнозирование образования является немаловажным аспектом деятельности государства. Т.к. образовательная система включает в себя и социальные и экономические стороны развития государства, а значит, играет двойную роль. Имидж государства на мировой арене, его внутренняя стабильность и процветание зависит от правильно спрогнозированной тенденции, поставленных целей и выбора их достижения. Поэтому в управлении государством нужно использовать различные методы прогнозирования, чтобы достаточно точно предсказать дальнейшее развитие страны.

Целью данной курсовой работы является прогнозирование социально-экономического развития различных стран. Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решены следующие задачи: раскрытие понятия образовательной системы и методов ее прогнозирования, определение наиболее популярных методов прогнозирования образовательного развития в России и за рубежом, анализ образования, создание прогноза образовательной системы развития 2-мя различными методами.

Объектом исследования является образования в России.


Глава 1. Методы прогнозирования образовательной системы

1.1 Понятие образовательной системы и методы ее прогнозирования

Государство является сложной организационной структурой, элементы которой влияют на функционирование всей системы в целом. Поэтому очень важно правильно направить деятельность управленческого аппарата на процветание вей страны, а также ее граждан.

Система — это динамический комплекс взаимосвязанных между собой элементов (подсистем), упорядоченный по отношениям как между системой и ее элементами, так и между самими элементами, обладающий вполне определенными свойствами, наиболее существенными из которых являются единство системы, ее целостность.

Кроме целостности, система обладает такими свойствами, как структура, иерархичность, функциональность, непрерывность функционирования, целенаправленность, бесконечность, управляемость и ряд других [2, стр.8].

СЭС представляет собой большую систему, характеризующуюся многообразием составляющих ее элементов, которые можно объединить в достаточно широкие подсистемы — экономическую (производственно-технологическую) и социальную.

Рис. 1.1. Структура социально-экономической системы.


Экономическая система (экономика страны) — это система (комплекс) производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества. Можно сказать, что тип экономической системы определяется господствующим способом производства.

Социальная система — это система (совокупность) общественных отношений, организаций и форм, определяющих взаимосвязи между личностью, коллективом, организацией и обществом в целом[2, стр.10].

В соответствии с системным подходом на входе СЭС можно выделить такие элементы (объекты), которые влияют на функционирование и развитие СЭС и являются при разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»:

— мировая система, ее состояние, перспективы развития, основные характеристики, влияющие на функционирование и развитие СЭС;

природный потенциал (наличие и качество природных ресурсов и животного мира);

человеческий потенциал (уровень образования и здоровья людей);

научно-технический потенциал (искусственная природа);

экология (состояние сферы обитания людей, окружающей среды);

внутриполитическое устройство;

уровень морали, господствующей в стране;

религиозный фактор.

Резюмируя вышеперечисленное, можно выделить основные цели социально-экономической системы страны, которые должны быть осуществлены под эгидой государственных органов:

а) гармоническое развитие личности, обеспечение каждого члена общества минимальными условиями, обеспечивающими его свободу и безопасность по всем аспектам;

б) динамическое и эффективное бескризисное развитие страны;

в) обеспечение национальной безопасности страны: политической, экономической (в том числе продовольственной), социальной, экологической, военно-стратегической.

Наиболее значимыми для целей прогнозирования СЭС являются данные о следующих отраслях: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, здравоохранение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание.

В настоящее время существует огромное множество более-менее эффективных методов обоснования научных прогнозов.

При этом методы прогнозирования различаются не столько процедурой получения прогнозного результата, сколько способом описания объекта и среды, взаимным соответствием исходной информации и самого метода, а также соответствием прогностической силы и возможностей метода целям прогноза[2, стр.39].

По степени формализации различают интуитивные, формализованные и комбинированные (гибридные) методы прогнозирования.

Генератором множества допустимых прогнозных заключений при использовании методов интуитивного прогноза является эксперт либо группа экспертов. При этом механизм выработки заключения представляет собой интуитивно-логический анализ ситуации и может строиться на основе прямой оценки объекта прогнозирования (метод индивидуального интервью, коллективных комиссий и т.д.) либо включать механизм обратной связи (групповые экспертные оценки, метод мозгового штурма и т.д.).

Формализованные методы прогнозирования базируется на использовании преимущественно фактографических источников информации, однако в некоторых ситуациях возможно использование и экспертной информации. По своему содержанию они представляют собой генераторы прогнозной информации, построенные с помощью математических методов и моделей.

Комбинированные методы прогнозирования являются, по сути, специальными методиками (процедурами) проведения прогнозных исследований и реализуют с той или иной степенью успешности принцип системности прогноза (сценарный метод, метод анализа иерархий и т.д.). По своему существу, являясь гибридными, они могут объединять в рамках единой методики, как интуитивные, так и формализованные методы, основанные как на фактографической, так и на экспертной информации[2, стр. 40].

На сегодняшний день наиболее распространенными инструментами обоснования социально-экономических прогнозов с помощью методов математического моделирования можно назвать:

-      экономико-статистические (эконометрические) методы и модели;

-      математические методы обработки экспертной информации.

-      методы прогнозирования на основе дескриптивных моделей (статических и динамических).

Таблица 1.1

Сравнительные особенности базовых методов прогнозирования.

Характерные черты метода (подхода) Тип методов прогноза

Эконометрические методы и модели прогнозирования

Сценарный подход к прогнозированию

Экспертное прогнозирование
1

2

3

4
Видение тенденций будущего

Фокусированное

Системное

Фокусированное
Основополагающая парадигма

Инерционность

Изменчивость, неопределенность

Уникальность
Тип переменных факторов Количественные, объективно оценённые, известные Количественные и качественные, субъективно и объективно оценённые, известные В большей степени качественные, чем количественные, субъективно оценённые, известные
Взаимосвязи в рамках модели

Статические, фиксированной структуры

Динамические, развивающейся структуры

Рассматриваются при необходимости
Основание для объяснения будущего

Прошлое объясняет будущее

Будущее - причина действий в настоящем

Будущее – субъективное представление опыта, знаний, интуиции эксперта
Степень видения будущего

Однозначно и конкретно

Множественно и размыто

Однозначно либо субъективно вероятностно заданно
Характерные методы

Количественные, детерминированные

Структурно-целевой анализ, математическое моделирование

Интуитивно-логический анализ
Характер отношения к будущему

Пассивное или адаптивное (будущее происходит)

Активное и креативное (будущее осуществляется)

Определяется формулировкой задачи
Характерный период упреждения Краткосрочный, среднесрочный

Среднесрочный,

долгосрочный, дальнесрочный

Краткосрочный, долгосрочный, дальнесрочный

.

Анализ отраслей СЭС с помощью этих методов в совокупности дает представление о том, как развивается государство, насколько крепко экономическое положение как внутри страны, так и на мировой арене. Социальный аспект также очень важен, т.к. он является основной характеристикой при анализе стабильности той или иной страны, и неразрывно связан с экономическим аспектом. Поэтому анализ и прогнозирование социально-экономического развития очень важно для дальнейшего развития страны.

1.2 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом

Прогнозирование в зарубежных странах

В экономически развитых странах прогнозирование обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.)[4].

В США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении (отделов) по разработке прогнозов. Пик их организации пришелся на 60-е гг. XX в. Однако в дальнейшем выжило из них лишь около сотни. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х гг. созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Обмен прогнозной информацией осуществляется через различные научные общества типа «Мир будущего». Издается ряд журналов по вопросам теории и практики прогнозирования. Примечательно, что в США еще в 60-х гг. была предпринята попытка использования системы ППБ (планирования – программирования – бюджетирования), которая предусматривала совместные плановые действия ряда заинтересованных министерств. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможности планирования. Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. Поэтому перед современной теорией государственного регулирования в США остро стоит необходимость решения следующих ключевых вопросов:

• как обеспечить своевременное и эффективное государственное вмешательство в экономику, избежав бюрократии, коррупции аппарата чиновников и деформации решений на микроуровне;

• как обеспечить свободу конкуренции, инициативу и предприимчивость, должную мотивацию к труду, инвестиции и инновации, не допуская волюнтаризма бюджетно-налогового пресса и увеличения государственного долга[4].

С 1988 г. в США введена система финансирования федеральных целевых программ, она осуществляется в форме целевых трансфертов, которые предоставляются на условиях встречного финансирования. В настоящее время в США реализуется более 500 целевых программ финансирования нужд штатов и графств с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений связано с реализацией социальных программ. Большинство из программ попадают под действие федерального закона, некоторые полностью финансируются и контролируются федеральным правительством, но также много программ проводятся правительствами штатов (расходы разделяются между штатом и федерацией). В целом трансферты из федерального бюджета покрывают около 20 % расходов штатов и используются в первую очередь на цели повышения благосостояния населения.

В Германии используются целевые трансферты, которые специально предназначены для развития проблемных территорий. В Германии среди прогностических центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов.

Большое значение, как и в других странах, придается сети обмена информацией. В Великобритании создано несколько научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического прогнозирования.

В настоящее время в мире созданы мощные международные организации, осуществляющие прогнозирование в различных областях жизни общества, в том числе в экономике. Широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др.[4].

В экономически развитых странах особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых оценивается экономичная ситуация:

1) на рынке отдельного товара;

2) в конкретном секторе экономики;

3) на мировом рынке.

В прогнозах рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции развития, но и возможные последствия осуществления государственных мер по регулированию рынка.

Мировая система хозяйствования в настоящее время активно использует возможности не только прогнозирования, но и планирования. При разработке планов применяются:

а) макропланирование;

б)мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы;

в) территориальное планирование, т.е. прогнозы, бюджетные планы и программы региональных и местных властей;

г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно используется в ряде стран мира.

Зарубежная практика очень часто использует советский опыт планирования, но планы государств носят не директивный характер. Обращение к планированию в развитых странах во многом связано с тем, что в экономически развитых странах исчезла вера в совершенство и саморегулируемость рыночных механизмов. Среди специалистов стала преобладать точка зрения о наличии у рынка неустранимых дефектов, делающих экономическое равновесие труднодостижимым.

Поэтому в настоящее время многие государства активно используют прогнозирование, бюджетирование, программирование, и контрактацию (госзакупки на контрактной основе).

В государственном секторе Китая в настоящее время сохранено директивное планирование, но его жесткость существенно ослаблена. В негосударственном секторе применяются планирование и рыночные регуляторы. Гибкое сочетание плана и рынка обеспечило в Китае феноменальные экономические результаты и существенное улучшение всех показателей развития.

В Южной Корее сегодня особое внимание в государственных планах уделяется поддержке крупных финансово-промышленных групп, что способствует их превращению в транснациональные корпорации ("Хендэ", "Самсунг", "Деу" и др.).

В ЕС составляются кратко- и среднесрочные программы хозяйственного развития региона, на основе которых готовятся рекомендации для национальных экономик.

Страны мира в основном применяют индикативное, т.е. рекомендательное, планирование. За прошедшие три пятилетия в развитии индикативного планирования отмечено три этапа. На первом этапе планирование носило конъюнктурный, на втором – структурный и на третьем – стратегический характер.

В настоящее время экономически развитые страны имеют соответствующие службы, занимающиеся вопросами планирования на уровне государства. Во Франции – это Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде – Экономический совет, в Японии – Экономический совет, в Нидерландах – Центральное плановое бюро.

В настоящее время прогнозирование и планирование опирается на развитый математико-статистический инструментарий, и насчитывают сотни моделей, а также массу разнообразных приемов расчетов. Широко применяются методы оптимального программирования и исследования операций.

Прогнозирование в России

В России накоплен уникальный опыт государственного планирования социально-экономического развития. Планирование в СССР базировалось на принципах директивности, сочетания пропорциональности и выделения основного звена (приоритетов), интересов государства и предприятий, комплексности. При переходе к рынку одни принципы перестали действовать, другие подверглись модификации, а третьи пробивают себе дорогу, отражая специфику иных экономических условий.

Социально-экономические прогнозы целесообразно разделить на 2 группы: «социальные», «экономические».

«Социальные»:

- прогноз занятости населения;

- прогноз ЖКХ и быта;

- прогноз здравоохранения;

- прогноз образования;

- прогноз культуры и искусства;

«Экономические»:

- прогнозирование экономического роста;

- прогноз совокупного спроса;

- прогноз отраслевой структуры национальной экономики;

- прогноз уровня инфляции.

Все это в совокупности дает концепцию социально-экономического развития страны, что представляет собой пакет представлений о стратегических целях, задачах, приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений реализации намеченных целей[1, стр.70].

Прогнозные данные макроэкономических показателей, полученных в результате статистических разработок, используются в дальнейшем для разработки программ различной временной продолжительности. Затем разрабатываются способы реализации разных программ, выделяя основные препятствия, способные этому помешать.

Программно-целевое планирование является одним из методов государственного планирования. Оно применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач. Необходимость программно-целевого планирования обусловлена ростом и усложнением межотраслевых и межрегиональных связей. Программно-целевой метод в современных условиях становится одним из основных методов планирования, а целевая комплексная программа – основным плановым документом, содержащим увязанный по ресурсам, срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач. В тесной взаимосвязи с балансовым и другими методами планирования он позволяет рационально сочетать интересы отраслей и территорий с целями развития всей социально-экономической системы.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную думу. Анализ выполнения среднесрочной программы является составной частью ежегодного послания Президента Федеральному собранию России. Главная цель среднесрочной программы состоит в преодолении кризисных явлений, обеспечении возможностей возобновления экономического роста, создании реальных условий для повышения благосостояния граждан[1, стр.78].

Краткосрочный (годовой) прогноз является наиболее развернутым и детальным в системе прогнозных документов. Он представляется Федеральным Правительством в Государственную думу РФ одновременно с материалами, характеризующими итоги социально-экономического развития за прошедший период текущего года, проектом федерального государственного бюджета на предстоящий год, перечнем федеральных целевых программ, намеченных к финансированию, проектировками развития государственного сектора экономики, заданиями по объему поставок продукции для государственных нужд и другими документами.

При правильно спрогнозированной тенденции развития социально-экономической системы, а также правильно выбранных мероприятиях по стимулированию развития страны в целом, можно добиться долгосрочного роста всех основных экономических показателей, а так же улучшения уровня и качества жизни ее населения.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.