бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая: Рынок государственных ценных бумаг

- другие государственные ценные бумаги.

Все они регулируются различными правовыми актами, законами РФ. Наиболее

значимые из них:

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.08.2001г.) «О рынке

ценных бумаг»;

Федеральный закон от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения

государственных и муниципальных ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998).

В 1991г. Центральный банк России приступил к размещению облигаций

государственного внутреннего займа сроком на 30 лет исходя из условий его

выпуска, утвержденных Постановлением Президента Верховного Совета РСФСР от 30

сентября 1991г. №1697-1. Общая величина займа составляет 80 млрд. рублей. Он

разделен на несколько частей с различными условиями обращения на рынке ценных

бумаг: разные цены погашения при едином купонном доходе, различные плавающие

цены выкупа и реализации. Согласно последующим измененным условиям обращения

государственных долгосрочных облигаций они размещаются под 15% годовых с

ежегодной выплатой процентов; доход по ним освобожден от налогов [10, с.211].

Инвестор может погасить облигации досрочно по фиксированной цене, объявленной

заранее, что позволяет исчислить доходность и выбрать любой срок

инвестирования, не дожидаясь официального 30-летнего срока погашения.

Инвесторами могут быть только физические лица, которые имеют право

переуступать или продавать свои бумаги юридическим лицам. При этом должна

быть проведена регистрация сделки в том учреждении банка, где облигации были

первоначально приобретены, так как они являются именными.

Банкам предоставлена право получить в Центральном банке ссуду под залог

приобретенных ими облигаций. Причем ссуда выдается на срок до 3 месяцев в

размере до 90% от нарицательной стоимости принятых в залог ценных бумаг.

Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006г. в течение последующих 15 лет

ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются

только до 31 декабря 2021 года.

В условиях высокой инфляции и растущего дефицита федерального бюджета

Правительством РФ было принято Постановление «О выпуске государственных

краткосрочных бескупонных облигаций» (от 8 февраля 1993г. № 107).

Эмитентом именных государственных краткосрочных облигаций является

Министерство финансов. Номинальная стоимость ценных бумаг составляет 1 млн.

рублей. Они выпускаются в безбумажной форме, каждый выпуск оформляется

глобальным сертификатом, который хранится в Центральном банке, являющемся

генеральным агентом по обслуживанию выпуска ГКО.

Размещение ГКО осуществляется с дисконтом, который является видом дохода

(процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на

трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на

аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном

рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через

фондовую биржу.

ГКО – высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах

минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно

инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства.

Дополнительное преимущество инвестиции в ГКО состоит в том, что все виды

доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налога на

прибыль [8, с. 18].

Наметившаяся в 1995 году тенденция стабилизации финансового рынка позволила

приступить к выпуску новой государственной среднесрочной ценной бумаги –

облигации федерального займа (ОФЗ) с переменным купоном. Выпуск этих

среднесрочных ценных бумаг необходим для увеличения сроков государственной

задолженности.

Эмитентом облигации федеральных займов от имени государства выступает

Министерство финансов РФ. Порядок выпуска и обращения ценных бумаг определен

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995г. № 458 «О генеральных

условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов». Эмиссия ОФЗ

осуществляется в виде отдельных выпусков. Общий объем эмиссии определяется

Министерством финансов в переделах лимита государственного внутреннего долга.

Инвесторами могут быть юридические и физические лица. Генеральным агентом по

обслуживанию выпусков облигаций является Центральный банк РФ. Все сделки с

облигациями федеральных займов заключаются и исполняются в порядке,

установленном Центральным банком по соглашению с Министерством финансов.

ОФЗ – первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в России. Они

выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется особенностями

российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась

среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две недели). По

этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причем доход привязан к

доходу на рынке ГКО: берут четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя

взвешенная и по этой величине ОФЗ продается (в безбумажном виде) на аукционе

на ММВБ. Цены на ОФЗ ставят инвесторы, а Минфин определяет устраивает ли

министерство цена или нет [7,8,11].

Появление на фондовом рынке России казначейских векселей определено

Постановлением Правительства РФ от 14.04.1994г. «О выпуске казначейских

векселей 1994 года Министерством финансов РФ».

Министерство финансов выпустило в 1996 году векселя для восстановления взамен

централизованных кредитов погашенных с их корреспондентских счетов. Срок

обращения векселей – 8 лет, они погашаются ежегодно равными долями с 31

августа 1998 года с уплатой 10% годовых. Векселедержатели имеют право быть

Центральный банк РФ, коммерческие банки и юридические лица.

Государственные казначейские обязательства являются финансовым инструментом

переходного периода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом,

направленным на снижение инфляции и планомерное сокращение доходности по

основным финансовым инструментам.

Начало выпуска казначейских обязательств (КО) – август 1994 г., эмитентом

является Министерство финансов. КО выпускаются сериями в бездокументарной

форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Минфина).

Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения,

номинальную стоимость, процентную ставку, то есть представляет собой

самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка

процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока

начала погашения. Процентный доход выплачивается Минфином (Главным

управлением федерального казначейства) одновременно с погашением казначейских

обязательств. Владельцами КО могут быть юридические и физические лица. КО

могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые

услуги без ограничений или выступать в качестве залога. КО могут обмениваться

на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный

бюджет. В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР

на его счетах остались «замороженными» средства юридических и физических лиц.

Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего долга бывшего СССР

было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1

июля 1993г. в полном объеме, а задолженность перед юридическими лицами

покрывается облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ) со сроком

погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов

РФ валюта займа – доллары США, процентная ставка – 3 %.

Общий объем займа составил 7885 млн. долларов США. Номинал облигации – одна,

десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком

погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая

1993 года. Купонная ставка 3% годовых – выплачивается 14 мая каждого года [8,

c.40].

Сберегательная бумага для населения (СБН) внешне похожа на облигацию №%

займа, но с купонами на получение каждые три месяца (бумага выпускается на

год), при этом доход по купонам будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет

для населения, прибавляется еще один процент.

Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г. раньше ее не было смысла

выпускать, так как доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег

было очень много, а предложений со стороны Минфина – значительно меньше. В

таких условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена

долларовая бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для

инвестора [10, с. 71].

При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что по

бумагам для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая, но

близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс еще какой-нибудь

процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потер от

инфляции.

2.2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В 1993-2002 ГОДАХ

Для анализа состояния рынка государственных ценных бумаг обратимся к данным

Таблицы 1 (Приложение А). По данным таблицы 1 видно, что эмиссия

государственных ценных бумаг с 1993 по 1997 года вырастала с 02 до 605,5

трлн. Рублей, а с 1998г. заметно значительное сокращение объема выпуска до

19,5 млрд. рублей в 2000 году. Такая же тенденция прослеживается и по другим

показателям: объем размещения государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), объем

выручки от продаж ГКО, ОФЗ резко снижаются после 1998 года, а по показателю

«привлечение средств в бюджет от продажи ГКО, ОФЗ» видно, что с 1998 года

происходило изъятие средств из бюджета на погашение выпуска ценных бумаг и

выплату купонных доходов. В 1999-2000 годах объем выпуска ГКО, ОФЗ меньше

объема размещения, так как проводилась новация ценных бумаг и осуществлялось

доразмещение государственных ценных бумаг, предложенных Минфином России к

выпуску в обращение в предыдущие года [3, с. 4].

Сложившаяся ситуация на рынке государственных ценных бумаг в 2001 году

оказывала позитивное воздействие на конъюнктуру смежных секторов финансового

рынка и на настроение инвесторов. В целом в 2001 году рынок госдолга вернулся

к выполнению одной из своих традиционных функций: индикатора стоимости

безрисковых заимствований. При этом низкие ставки по государственным

облигациям способствуют движению инвестиций в реальный сектор [21, с. 4].

Министерство финансов Российской Федерации поддерживало измеренные темпы

роста рыночного портфеля ГКО-ОФЗ, размещая облигации в объемах, несколько

превышающих объемы погашения бумаг. В начале 2001 года сохранялся

понижательный тренд аукционной доходности, в дальнейшем этот показатель

стабилизировался. Аукционная доходность по долгосрочным выпускам

незначительно превышала текущий уровень инфляции в годовом исчислении, что

позволяет эмитенту нести умеренные расходы по обслуживанию внутреннего

госдолга. В 2001 году наблюдался рост срочности размещаемых облигаций.

Активизировался выпуск ГКО со сроком погашения от 6 до 12 месяцев, впервые за

послекризисный период были размещены долгосрочные ОФЗ. За январь-октябрь

Минфин России провел 16 аукционов по размещению государственных облигаций

общим объемом эмиссии 64 млрд. рублей, включая три трехлетних выпуска ОФЗ-ФД.

Концентрация облигаций в портфеле небольшого числа крупных участников в

сочетании с возобновлением активных заимствований Минфином России привела к

некоторому снижение ликвидности рынка ГКО-ОФЗ. Среднедневной объем торгов

(без учета крупных доразмещений Минфина) сократился с 600 до 700 млн. рублей

в 2000 году до 400-500 млн. рублей в 2001 году, причем данное снижение не

было связано с сокращением рынка (объем ГКО-ОФЗ в обращении за январь-октябрь

2001 года возрос с 184 до 189 млрд. рублей) [21, с. 4].

В 2001 году наблюдается тенденция к выравниванию доходности обращающихся

инструментов с различными сроками. Зависимость доходности гособлигаций от

срочности несколько ослабла, что свидетельствует о снижении субъективной

оценки инвесторами степени риска по мере увеличения срока до погашения. В

этом выражается сравнительно оптимистичный характер оценок перспектив

развития рынка государственных облигаций его участниками.

Доля нерезидентов в рыночном портфеле ГКО-ОФЗ в 2001 году неуклонно

сокращалась, достигнув 12,2% по сравнению на 1 ноября против 24,6% в начале

года в связи с продолжавшимся контролируемым выводом средств нерезидентов с

рынка ГКО-ОФЗ. Доля инвесторов-резидентов в рыночном портфеле ГКО-ОФЗ

составляла 15% и не имела тенденции к росту. Основная часть (около 70%)

гособлигаций приходилась на долю дилеров (банков и финансовых компаний).

Снижение доли нерезидентов способствовало принятие Банком России ряда мер по

либерализации использования средств, находящихся на счетах типа «С». В 2001

году Банк России провел 7 валютных аукционов (общая сумма проданной валюты

составила 400 млн. долларов США) и изменил режим указанных счетов,

предоставив нерезидентам возможность приобретения со счетов «С» облигаций

субъектов Федерации, свободной репатриации доходов, полученных в форме

купонов по облигациям, а также переуступки рублевых остатков на счетах типа

«С» между нерезидентами.

Во II квартале 2001 года Министерство Финансов Российской Федерации после

более чем 10-месяного перерыва возобновило практику доразмещения облигаций,

которые не были проданы на первичных торгах. В то же время с целью уменьшения

объема государственного внутреннего долга и сглаживания платежного графика

Минфин России практиковал досрочный выкуп облигаций [21, с. 14]. Ситуация на

рынке ОГСЗ не претерпела серьезных изменений. Эмиссии новых серий ОГСЗ в 2001

году не осуществлялось. Доходность ОГСЗ была несколько выше, чем доходность

по банковским депозитам сравнимой срочности, что способствовало поддержанию

устойчивого спроса на них. Подавляющая часть обращающихся ОГСЗ находилась в

портфеле Сбербанка России и предлагалась им к свободной продаже физическим

лицам, однако, по оценке экспертов, гражданами принадлежало не более 20% от

общего объема обращающихся ОГСЗ.

Конъюнктура рынка российских валютных государственных ценных бумаг в 2001

году определялась благоприятной внутренней макроэкономической ситуацией,

своевременным исполнением графика выплат по внешнему долгу, ростом

золотовалютных резервов Российской Федерации, активизацией структурных

преобразований в экономике, а также конъюнктурой мирового рынка

энергоносителей и общей ценовой динамикой гособлигаций стран с переходной

экономикой на мировых финансовых рынках.

На рынке облигаций государственного валютного займа в 2001 году в обращении

находилось 5 выпусков, эмитированных в 1993-1999 годах номинальным объемом

10,8 млрд. долларов США. По этим выпускам отличалась устойчивая повышательная

динамика котировок. За январь-октябрь цены ОВГВЗ возросли на 9,5-33

процентных пункта и составили на конец октября 43-89% от номинала.

В 2001 году на рынке обращались 11 выпусков еврооблигаций Российской

Федерации, эмитированных Минфином России в 1996-2000 годах с окончательными

датами погашения в 2001-2030 годах на общую сумму 36,4 млрд. долларов США по

номиналу. В октябре цены еврооблигаций достигли максимальных уровней за

посткризисный период. На конец октября доходность еврооблигаций России

составляла 6-13% годовых.

С начала 2001 года преобладала повышательная динамика котировок по всем

выпускам еврооблигаций России. Позитивным фактором, способствующим увеличению

интереса инвесторов к ОВГВЗ и еврооблигациям Российской Федерации, стало

повышение международными рейтинговыми агентствами рейтингов всех обращающихся

серий ОВГВЗ и еврооблигаций России. Среди других факторов, формировавших

повышательную динамику российских валютных облигаций, можно отметить еще

сохраняющуюся недооцененность некоторых выпусков относительно гособлигаций

других стран из группы стран с формирующимися рынками, а также сравнительно

слабую конъюнктуру рынков акций ведущих развитых стран.

По состоянию на август 2002 года доля ГКО/ОВЗ в общей емкости рынка рублевых

облигаций упала с 94 до 78% (Приложение Б).

Наблюдается исход массовых инвесторов с рынка ГКО/ОФЗ на рынок

негосударственных обязательств [20, с. 38].

Объем торгов госбумагами с начала 2001 года упал практически в 2 раза

(рыночный оборот подсчитан без операций Минфина по доразмещению ГКО/ОФЗ, так

как в последние месяцы Минфин продавал крупные объемы госбумаг Пенсионному

фонду, что серьезно искажало показатели активности торгов). Объем торгов на

рынке государственных облигаций составил всего 115 млрд. рублей в 2002 году.

2.3 ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНА ВЛАСТИ

В настоящее время в России не существует механизмов, гарантирующих выполнение

органами власти взятых на себя обязательств, в первую очередь в финансовой

сфере. В результате во многих региональных и муниципальных органах власти

«управление» долгами основывается на ожидании, что долги будут списаны или

кредиторы не смогут их взыскать.

Как показывает последние события, это бесплодные ожидания, поскольку

федеральное правительство заняло жесткую позицию и не намерено ничего

прощать.

Одним из показателей качества управления долгом органом региональной или

муниципальной власти может служить его кредитоспособность. В этой связи

становится принципиально важным дать комплексную оценку кредитоспособности

органа власти. Необходимо отметить, что этот процесс многократно сложнее, чем

оценка промышленного предприятия или коммерческой структуры.

Проблема заключается в неформализованности действий и операций,

осуществляемых органами власти. Если для оценки компаний можно использовать

уже устоявшиеся методики анализа финансового состояния, то применительно к

органам власти они не применимы.

Оценка кредитоспособности органа власти заключается в нахождении ответа на

вопрос: «Вернет орган власти заимствованные средства, или нет?» Ответ имеет

пять составляющих.

Первая из них – финансовая. Она объективна, то есть проблема только в том:

будут деньги в бюджете к назначенному сроку или нет.

Вторая – психологическая, то есть личные качества «первых лиц» приобретают

большое значение в условиях нерегламентированности, свойственной

отечественной системе управления бюджетными ресурсами. Личные качества могут

проявляться в предоставлении свободного доступа к бюджетно-финансовой

информации, точного исполнения прежде данных устных обещаний и заключенных

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.