бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьРеферат: Правовые основы организации и деятельности бирж

становление фьючерсного рынка с постепенным отказом от сделок с наличным

товаром. На основе заключаемых между биржами соглашений о совместных торгах

происходит создание единых биржевых пространств, что само по себе является

важным вкладом в рыночную экономику страны.

3.2. Биржевое законодательство и регулирование биржевой деятельности

По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается

система его регулирования. Согласно (11) идея разработки отечественного

биржевого законодательства появилась едва ли не вместе с биржами. В июле 1990

г. был подготовлен первый проект Закона РСФСР “О товарной бирже и биржевой

торговли”, вошедший в программу “500 дней”. Затем появились проекты биржевого

законодательства в других республиках (Казахстан, Латвия), а также проекты

нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект

постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект

постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ. И

несмотря на то что все они так и остались проектами, тем не менее их

разработки определили основные подходы к проблеме.

Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России

базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, с

помощью которых осуществлялся переход от командно - административной системы

управления к рыночной экономике.

Среди этих документов выделяются:

1. Основы гражданского законодательства, определяющие организационно -

правовую структуру рынка.

2. Закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” от 25

декабря 1990 г. Этим законом определялись акционерные общества закрытого типа

, товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядок

учреждения предприятий и их государственной регистрации.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 161 “О

деятельности товарных бирж в РСФСР”, которым утверждено временное положение о

деятельности товарных бирж в РСФСР. Этим положением была разрешена реализация

на товарных биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх госзаказа

и обеспечения межреспубликанских обязательств, т.е. было положено начало

свободной торговли. Этим актом была регламентирована деятельность бирж по

некоторым вопросам . В частности:

· введена обязательность регистрации сделок, заключаемых на товарных биржах;

· запрещена товарно - посредническая деятельность самих товарных бирж;

· размер уставного фонда биржи должен быть не менее 10 млн. руб;

· введена выдача лицензий

31 мая 1991 г. приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике и

поддержке новых экономических структур (ГКАП) № 28 было утверждено Положение

о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Этот документ

содержал ряд новых существенных моментов. Был введен запрет на участие

наемных служащих биржи в биржевых торгах, на создание собственных брокерских

контор, а также на переход служебной информации другим лицам. Был определен

порядок лицензирования, состав документов, требования к Уставу биржи и

правилам биржевой торговли.

Следующим важным документом стало Положение о выпуске и обращении ценных

бумаг и фондовых биржах в стране (утверждено постановление Правительства

РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78). В нем дано определение ценной бумаги,

установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризованы

участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа. Также было утверждено

Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг.

Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых

бирж на право совершения операций с ценными бумагами (разработано на основе

постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78) были

установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации

и контроль за неиспользованием ими выданных лицензий.

Основным документом регулирующим деятельность товарной биржи и биржевой

торговли стал Закон Российской Федерации “О товарных биржах и биржевой

торговле” от 20 февраля 1992 года. Данным законом созданы правовые гарантии

для торгово - посреднической деятельности; учтены реальные процессы, которые

происходят на современных биржах. Согласно этого документа биржа организует и

ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой

счет.

Она не может также осуществлять торговую, торгово - посредническую и иную

деятельность непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли

(ст 3 Закона). Предприятия и организации не отвечающие этим положениям не

имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии

слов “товарная биржа” или “биржа” и не подлежит регистрации в качестве

биржевых структур (ст 5 Закона). Согласно ст 6 п 2 Закона предметом биржевых

сделок не может быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной и

промышленной собственности, а также произведения искусства. Также данный

Закон определяет участников биржевых торгов и их право.

Порядок валютного регулирования и общие понятия, необходимое для совершения

сделок с валютой определены принятом в октябре 1992 г. Законом РФ “О валютным

регулировании и валютном контроле”.

11 мая 1993 г. было принято Постановление Правительства РФ № 452 “О мерах по

стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров через

товарные биржи”. Этим постановлением подтверждается, что развитие биржевой

торговли является важнейшим фактором формирования российского рынка, им

предусмотрена необходимость разработки механизма проведения на товарных

биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и поставку товаров для

государственных нужд, прежде всего мяса, зерна, сахара, нефти, леса, хлопка,

шерсти, металлов.

Деятельность фондовых бирж регулируется Федеральным Законом РФ от 22 апреля

1996 года “О рынке ценных бумаг”. В данном законе даются определения

брокерской, дилерской деятельности, а также говорится о том, что фондовой

биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг,

не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами.

Исключения допускаются только для депозитарной деятельности и деятельности по

определению взаимных обязательств. Торговля организуется только между членами

биржи, другие лица могут в ней участвовать через посредничество членов. Кроме

того, служащие биржи не могут быть учредителями и участниками

профессиональных участников рынка ценных бумаг - юридических лиц, а также

самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности

фондовой биржи.

Представляет интерес рассмотрение вопроса контроля за деятельностью бирж со

стороны государства. В соответствии со ст. 33 Закона РФ “О товарных биржах и

биржевой торговле” для осуществления государственного регулирования и

контроля при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике

создается Комиссия по товарным биржам (КТБ), Положение о которой было

утверждено постановление Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 152. В

состав КГБ входят представители государственных союзов предпринимателей и

эксперты. Комиссия выдает лицензии на организацию бирж, контролирует

лицензирование брокеров и посредников, следит за выполнением законодательства

о биржах, вырабатывает предложения по совершенствованию биржевого

законодательства КТБ имеет право:

· лишить биржу лицензии;

· применять к бирже санкции;

· назначать на биржу Государственного комиссара;

· организовывать аудиторские проверки биржи;

· требовать от бирж представления учетной документации и т.п.

Комиссия по рынку ценных бумаг регулирует фондовый рынок в России. В ее

состав входят представители Минфина РФ, Центрального Банка РФ, Комитета по

антимонопольной политике.

Регулирование биржевой деятельности со стороны государства может быть

представлено следующей схемой (3):

Реферат: Правовые основы организации и деятельности бирж Реферат: Правовые основы организации и деятельности бирж Федеральное собрание Президент

Законодательные акты Указы

Реферат: Правовые основы организации и деятельности бирж

Правительство

Централь ный банкКомиссия по рынку ценных бумагКТБМинистерство финансовМинистерство экономики

Комитет

по антимо нополь ной политике

Схема 1. Органы, регулирующие биржевую деятельность в РФ

Лицензированные биржи и индивидуальных посредников является составной частью

государственного регулирования. Согласно Положения о порядке лицензирования

деятельности товарных бирж КТБ уполномочена выдавать, аннулировать и

приостанавливать действие биржевых лицензий.

Для получения лицензии в комиссию представляются внутрибиржевые документы

(Устав, учредительный договор, Правила биржевой торговли), свидетельство о

государственной регистрации, документ удостоверяющий право пользования

помещением; документ, подтверждающий внесение в уставной капитал товарной

биржи не менее 50% объявленой суммы; список учредителей.

Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течении 2-х месяцев. Если она

отказывает в выдаче лицензии, то при повторном обращении принимается в

течении месяца.

Лицензирование биржевой торговли ценными бумагами включает лицензирование

биржевых посредников и лицензии инвестиционных институтов.

При этом, чтобы получить лицензию инвестиционному институту, ему необходимо

иметь в штате сотрудников с квалификационными аттестатами. Последнии выдаются

при условии сдачи соответствующего экзамена.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” Указом

Президиума РФ № 1009 от 1 июля 1996 года Федеральная комиссия по ценным

бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ была преобразована в

Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Этим же Указом было

утверждено “Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг”, в

котором определено что ФКЦБ является федеральным органом исполнительской

власти, подчиняется непосредственно Президенту РФ и состоит из 6-ти членов.

ФКЦБ вправе (ст. 10 Положения):

1. Выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования

профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление

контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительской власти;

2. Устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных

бумаг (за исключением кредитных) нормативы достаточности собственных средств;

3. В случаях нарушения законодательства приостанавливать или аннулировать

лицензию, выданную на осуществление профессиональной деятельности с ценными

бумагами;

4. Проводить проверки, назначать инспекторов для контроля на рынке ценных бумаг;

5. Направлять предписания, обязательное для исполнения и др.

По вопросам лицензирования ФКЦБ издает распоряжения, которые принимаются при

согласии не менее половины ее членов и подписываются председателем.

Для рассмотрения межведомственных вопросов в ФКЦБ России имеется

совещательный орган - коллегия, состоящая из 15 членов. Кроме того, при

комиссии имеется консультационно - совещательный орган - Экспертный совет (25

членов).

14 декабря 1996 года своим Постановлением № 22 Федеральная комиссия по рынку

ценных бумаг утвердила Временные Положения: “О лицензировании брокерской и

дилерской деятельности на рынке ценных бумаг” и “О порядке осуществления

брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг”. В них установлены

условия и порядок выдачи, приостановления и аннулированием лицензий на

осуществление брокерской и дилерской деятельности, а также установлены

требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, имеющим лицензию

профессионального участника на осуществление брокерской (дилерской)

деятельности. Постановление обязывает коммерческие организации, имеющие

лицензии на осуществление деятельности в качестве финансового брокера,

выданные Министерством финансов, в срок не позднее 1 октября 1997 года

получить лицензии в соответствии с временным положением о лицензировании

брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.

Постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 года № 23 было утверждено Временное

положение о требованиях предъявленных к организаторам торговли на рынке

ценных бумаг и Временное положение о лицензировании видов деятельности по

организации торговли на рынке ценных бумаг. В них устанавливаются

обязательные требования, предъявляемые к фондовым биржам и к их деятельности,

а также определяется порядок получения, приостановления и аннулирования

лицензии фондовой биржи.

Следует отметить, что наиболее полно принципы государственного регулирования

рынка ценных бумаг, были отражены в “Концепции развития рынка ценных бумаг в

Российской Федерации”, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года

№ 1008.

В частности среди них можно выделить:

· функциональное регулирование в сочетании с институциональным по

вопросам контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников

рынка;

· использование механизмов саморегулирования;

· поддержка конкуренции на рынке и др.

Также сформулирована стратегия государства на рынке ценных бумаг, определены

цели и задачи - государственной политики, рассмотрены вопросы

налогообложения, развития нормативно - правовой базы рынка ценных бумаг.

3.3. Органы управления биржей. Основные биржевые институты

Для управления внутренними делами биржи и установления внешних связей с

другими субъектами права образуются органы биржи. Органы управления биржи

состоят из общественной и стационарной структур. Общественная , в свою

очередь, представлена Общим собранием членов биржи и выборных органов -

биржевого комитета (совета) и Ревизионной комиссии.

Общее собрание - это законодательный орган внутрибиржевой деятельности

который осуществляет общее руководство; определяет цели, задачи, стратегию

развития биржи; утверждает и вносит изменения в учредительные документы;

проводит прием новых членов биржи, и определяет количество мест на ней.

Биржевой комитет, который выбирается на Общем собрании биржи является

постоянно действующим органом. Из его состава формируется Президиум и

Правление. Биржевой комитет является котрольно - распорядительным органом

текущего управления , охраняющим интересы членов биржи.

Одновременно с Биржевым советом на Общем собрании членов биржи избирается

Ревизионная комиссия, которая осуществляет контроль за финансово-

хозяйственной деятельности биржи и ее обособленных подразделений. Она вправе

оценивать правомочность решений, принимаемых органами управления биржей.

Стационарная структура биржи представлена специализированными и

исполнительными органами. В специализированные органы входят комиссии биржи и

ее коммерческие организации. Среди комиссий необходимо выделить Котировальную

и Арбитражную. Первая организует учет различных видов цен при заключении

биржевых сделок, на основе которых определяются котировальные цены. Эти цены

публикуются в биржевых бюллетенях и рассматриваются в качестве биржевого

справочника.

Арбитражная комиссия - это третейский суд в который могут обращаться

покупатели, продавцы и брокеры в случае возникновения между ними споров в

ходе заключения или исполнения биржевых сделок. Данная комиссия не может

принимать решения, обязательные к исполнению сторонами конфликта.

При неудолетворении какой-либо из сторон итогами разбирательства в

Арбитражной комиссии дело передается в судебные инстанции.

В стационарную структуру биржи может входить Расчетная палата для

оперативного и точного проведения расчетов по биржевым сделкам, а также

регулирования процедуры платежей. (На отечественных биржах подобным

подразделением является расчетно-финансовые центры).

Исполнительные органы весьма разнообразны и зависят от вида ссделок

совершаемых на бирже, количества брокерских контор и вида товаров.

3.4. Биржевые сделки

Основываясь на определениях биржевых сделок, данных в Законе “О товарных

биржах и биржевой торговли” и Федеральном Законе РФ “О рынке ценных бумаг”,

можно выделить основные признаки таких сделок; которыми являются:

· место совершения - биржевое собрание;

· субъекты - члены, постоянные и разовые посетители;

· преджет-товары и ценные бумаги допущенные к котировке;

· регистрация сделки в определенные сроки и в определенном порядке.

Важной особенностью биржевых сделок является то, что они лишь заключаются на

биржи, но исполняются всегда вне ее, т.к. наличный товар на бирже

отсутствует. Биржевые сделки подлежат регистрации на бирже.

В зависимости от срока и иных условий исполнения биржевые сделки

подразделяются на кассовые, срочные, на разность и с премией (1).

Целью кассовых сделок является действительное приобретение (отчуждение)

товаров или ценных бумаг, предполагающее немедленное использование. По своей

юридической природе это типичный договор купли-продажи.

Срочные сделки, в отличии от кассовых, предполагают значительный промежуток

времени между заключением сделки и ее исполнением. Юридической природой таких

сделок является договор поставки.

Для срочных сделок правилами биржевой торговли устанавливается определенный

период исполнения: на конец месяца (per ultiom), на середину (per medio) или

до двух месяцев.

Сделки на разность (условные) являются разновидностью срочных, имеющих целью

не действительное приобретение или отчуждение предмета сделки, а

исключительно получение разности в цене: между ценой, установленной при

совершении сделки, и ценой, установившейся на биржевом рынке к моменту

исполнения сделки. Продавец, как правило, не имеет продаваемых товаров,

бумаг, а покупатель денег, которые он должен заплатить.

Разновидностью сделок на разность являются репорт и депорт или так называемые

пролонгационные. Они совершаются исключительно с ценными бумагами. При этом

репорт соединяет покупку на наличные деньги и продажу в кредит с обязанностью

передать бумаги того же рода к определенному сроку. То есть одно лицо

покупает на наличные бумаги и одновременно продает их тому же лицу к

определенному сроку по повышенной цене. Разница в цене составляет

вознаграждение за пользованием кредитом. Цель сделки - продлить возможность

биржевой игры на повышение.

Депорт - это продажа бумаг на наличные с покупкой их на срок. Разница с

репортом в том, что кредитор и заемщик меняются местами, а целью сделки

является продление игры на понижение курса.

Еще одной разновидностью срочных сделок с ценными бумагами являются

арбитражные сделки в которых стороны, имея сведения об условиях на различных

биржах, стремятся использовать разницу в ценах. При этом расчет строится на

разности курса не во времени, а в пространстве.

По сделке с премией той или иной стороне срочной биржевой сделки

предоставляется право выбрать одно из нескольких намеченных сторонами

действий. За это данная сторона должна уплатить другой стороне обусловленное

вознаграждение - премию. Целью такой сделки является ограничение риска при

совершении срочных сделок.

Существуют следующие разновидности сделок с премией: простая сделка с

премией, двойная сделка с премией, каткая сделка и сделка по востребованию.

Одной из распространенных сделок с премией является стеллаж. По ней одна

сторона за премию приобретает право одновременно обязывается в определенный

срок продать бумаги по условленной низшей цене или же купить их по

установленной высшей цене. Стеллаж представляет соединение двух простых

сделок с премией. Причем сторона покупающая право выбора, одновременно

выступает продавцом и покупателем.

Законом “О товарных биржах и биржевой торговле”, ст. 8 предусмотрены

следующие виды биржевых сделок:

1. с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

2. с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с

отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

3. с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных

контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

4. уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении

биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные

сделки).

Также предусматриваются и другие сделки, при условии их установления в

Правилах биржевой торговли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав состояние биржевой деятельности зарубежных стран можно

говорить, о том, что при развитии российских бирж всячески используется

накопленный ими исторический опыт.

Современным российским биржам присущи многие основные черты классическим

биржевым институтам.

Вместе с тем, отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их

универсальность, когда одновременно на территории одной биржи совершаются

операции и товарные, и фондовые. Причем это характерно как для бирж

дооктябрьского периода, так и для советских бирж периода НЭПа.

Количество бирж, аукционный принцип торговли, биржевой бартер, продажа

единичных или мелкосерийных партий товаров и услуг - основные черты, присущие

только биржевой системе России. Они связаны, прежде всего, с необычной

экономической ситуацией в стране, сложившейся сегодня.

Несмотря на то, что российский биржевой институт находится в стадии

становления, уже можно говорить о полученных позитивных результатах.

Прежде всего, возникнув из государственной собственности, биржи сами

превратились в катализатор ее преобразования в частную.

Уставной капитал биржи состоял из финансовых ресурсов бывших государственных

структур, а также денежных средств частных юридических лиц, она уже не имела

характер госсобственности, а представляла собой типичную рыночную структуру,

действующую на свой страх и риск.

Следует отметить, что развитие биржевой деятельности создает благоприятные

условия для иностранных инвестиций, которые обогатят рынок пользующимися

спросом товарами.

Развитие биржевого дела предусматривает массовый приток квалифицированных

кадров, стимулирует развитие теории биржевого дела.

В настоящее время практически создана соответствующая законодательная база,

которая определяет порядок организации бирж, их функционирование,

использование капитала. С помощью Закона РФ “О товарных биржах и биржевой

торговли” “Федерального Закона РФ “О рынке ценных бумаг” установлен порядок

государственного регулирования деятельности товарных и фондовых бирж, созданы

специальные органы государственного контроля к которым относятся комиссия по

товарным биржам и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

В общем случае, можно сделать вывод о том, что развитие биржевой деятельности

стимулирует развитие биржевого законодательства. При этом важно, чтобы

принятие соответствующих законов не отставало от быстро меняющихся условий

рыночной экономики.

Подводя итоги, можно выделить следующие позиции биржевого движения в стране:

· нарастание экономической мощи крупных специализированных бирж;

· стандартизация и типизация правил биржевой торговли, биржевых

контрактов и брокерской документации;

· рост числа фондовых и валютных бирж;

· нарастание форвардных и фьючерсных сделок;

· постепенный отказ от бартерных сделок и аукционных принципов торгов;

· страхование биржевых сделок, превращение биржевых структур в

некоммерческие организации;

· формирование единого биржевого пространства в стране;

· детализация биржевого законодательства.

Таким образом, биржевой институт затрагивает многие основные сферы рыночной

экономики, оказывая существенное влияние на развитие законодательства в сфере

предпринимательства. Поэтому его становление и развитие может и должно

рассматриваться в контексте проводимых демократических преобразований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авилина И.В. Биржа - правовые основы организации и деятельности М:

Экономика и право, 1993, 93с

2. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. М: 1991 г.

3. Биржевая деятельность (Под редакцией А.Г. Грязновой) М: “Финансы и

статистика”, 1996 г.

4. Биржевая деятельность (сб. нормативных актов и рекомендаций) М:

“Знание”, 1992, 96с.

5. Биржевая школа. Сборник материалов по курсу “Основы торговли на товарных

и фондовых биржах” М., 1991.

6. Биржевой портфель (под ред. Д.И. Акуленка и др) М.: СОМИНТЭК, 1993 - 690с.

7. “Биржевые и банковские системы” Международная выставка М: МЦНТИ, 1993 -

115с.

8. Биржи Практ. пособие (сост. С.А. Цветков и др) Спб: Интерпринт, 1992 -

248 с.

9. Справочник брокера Х.: изд-во ХГУ, 1993 г.

10.Шварц, Феликс Биржевая деятельность Запада (фьючерсные и фондовые биржи,

системы работы и алгоритмы анализа) М.: 1992 - 174 с.

11. Яковлева А.А. Биржи в СССР: первый год работы М.: Ин-т исслед. организов.

рынков, 1991 -190 с.

12.Энциклопедия российского права. Правовая система на CD-ROM М. февраль 1997 г.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.