бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьЗадачи педагогики спорта и связи с проблемой социализации

Задачи педагогики спорта и связи с проблемой социализации

Дата добавления: март 2006г.

    СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 3 ВАЖНЫЕ ИНСТАНЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ 5

    Семья 5
    Школа 7
    СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ 10
    Культура 10
    Общество 13
    Социальная принадлежность 15
    Пол 18
    Пол и воспитание 19
    Пол и преподавание физкультуры 20
    Занятия спортом и половая принадлежность 22
    ОСНОВНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ 23
    ИТОГИ 25
    ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Если образование и воспитание считаются расхожими терминами теорий физического воспитания, особенно традиционных, то этого никак нельзя утверждать о понятии социализации. Оно не имеет давних традиций в педагогике спорта; его "история" начинается всего лишь с конца 60-х годов. Тем удивительнее бурное развитие этого термина. В течение короткого времени он завоевал почти не знающие конкуренции позиции, став фаворитом в спортивно-педагогической иерархии понятий. Образование и воспитание, в течение десятилетий бывшиеосновными понятиями теории физического воспитания, были неудержимо оттеснены им на второй план. Начиная с 1970 г. среди теоретиков спорта считается "хорошим тоном" говорить о важности социализации.

Рост популярности этого понятия и связанных с этим исследований проблем социализации совпал по времени с охватившей общество реформаторской эйфорией 60-х годов. Исследования проблем социализациитакже являются детищем реформаторского мышления, в особенности энтузиазма, связанного с реформами в области образования. Требование о предоставлении всем детям равных возможностей, связанная с ним перспектива устранения барьеров в образовании для детей, обделенных в социальном отношении, неизбежно привели к постановке проблемы социализации. С того времени стало считаться необходимым изучение механизмов, факторов и воздействия социализации.

Кроме того, все больше стали говорить о том, что в течение многих десятилетий, даже столетий в ходу было ложное представление об одаренности —"ложное", поскольку длительное время господствовавшее понятие одаренности в силу идеологических причин оценивало феномен одаренности односторонне, рассматривая его как естественный дар, как совокупность генетически обусловленных Качеств натуры. Того, что одаренность развивается в результате взаимодействия природных задатков и окружающей действительности, что (если воспользоваться сентенцией X. Рота) "одаренность можно приобрести", этого традиционное восприятие не замечало. Опубликованные под руководством X. Рота результаты исследований Немецкого совета по вопросам образования (1966) произвели на консервативных исследователей проблем образования и педагогов одинаково пугающее впечатление. Ведь если развитие одаренности определяется не только природными задатками, но в еще большей мере обусловлено окружающей действительностью, то необходимо изучать саму эту действительность. Это дало резкий толчок для развития исследований в области социализации. К этим двум носящим несколько более общий характер причинам, влияющим на развитие гуманитарных наук в целом, в педагогике спорта добавляется еще два побудительных мотива.

С одной стороны, это расширенная интерпретация спорта, все шире утверждавшаяся с конца 60-х годов. Она утверждала, что в обществах, отличающихся весьма высокой степенью сложности, спорт функционально выделяется в виде самостоятельной частной системы. Спорт оформляется как самостоятельная подсистема общества, такая же, как экономика, воспитание, наука и тому подобные подсистемы. Была открытасвязь спорта с обществом и его политизация как в любительском спорте, которым люди занимаются в часы досуга, так и в большом. Осознание взаимосвязи между спортом и обществом, равно как между спортом и политикой, способствовало росту интереса к проблемам социализации в области игры и спорта.

Наконец, готовность заняться изучением проблем социализации стимулировалась спортивно-педагогической спецификой —стремлением выстроить педагогику спорта на социально-научном фундаменте. Внимание, которое уделялось исследованиям проблем социализации, несомненно, было связано с общей переориентацией педагогики спорта. Растущий интерес к проблемам социализации является однимиз ярких примеров происходившего на широком фронте отхода от традиционной педагогики спорта, основные аргументы которой опирались на идеи антропологии. В значительной степени обращение к вопросам социализации является признаком новых веяний и критического пересмотра задач педагогики спорта как социальной. Насколько прочно социализация в первой половине 70-х годов вошла в круг главных проблем педагогики спорта, определяя ее проблематику, можно видеть на примере того факта, что регулярно создаваемый конгресс АДЛ (Комитет немецких преподавателей физического воспитания) избрал в 1973 г. своей главной темой проблему социализации. Явная привлекательность проблемы социализации легализировала союз педагогики спорта и социальных наук и лишь в самых общих чертах разработанной социологии тела. С полным правом мы можем констатировать— благодаря более интенсивному изучению различного рода вопросов социализации неизбежно расширяется и междисциплинарный горизонт педагогики спорта. Если традиционные теории физического воспитания почти никогда сознательно не переступали своих собственных рамок, то с начала 80-х годов педагогика спорта сближается с другими науками, пользуясь их результатами. Изучение феномена социализации ярко иллюстрирует эту тенденцию. Назвав некоторые причины перехода педагогики спорта к исследованию вопросов социализации, мы перейдем в интересах научной добросовестности к определению самого понятия "социализация".

Социализация при первом рассмотрении может быть определена как феномен, имеющий отношение к взаимосвязям между индивидуумом и обществом. Она состоит во включении человека в жизнь общества, в превращении его в общественное существо и отражает то обстоятельство, что развитие человека и как отдельной личности, и как представителя рода не происходит изолированно. Социализация отражает процесс врастания человека в общество. Процесс этот в высшей степени сложен, почему в теории социализации существуют, по меньшей мере, две версии этого понятия: в широком смысле слова социализация означает процесс, длящийся всю жизнь, а в узком—процесс, часто связанный с каким-то определенным периодом в человеческой жизни. В настоящее время это понятие в большинстве случаев связывается со всей жизнью человека.

Социализация, несомненно, оказывает определенное воздействие на какие-то стороны человеческой натуры, причем это воздействие может происходить и совершенно неосознанно—в силу самого факта совместного проживания и общения человека с другими людьми.

Социализация, кроме того, делает акцент на стремлении индивидуума приспособиться к обществу, которое предъявляет к нему свои требования. Чтобы существовать в обществе, человек неизбежно должен приспосабливаться к нему, что часто ведет к тому, что социализацию рассматривают как "выработку представлений о механизмах приспособления" (Вурцбахер). Развитию этой точки зрения немало способствовал Дюркгейм, поскольку именно он интерпретировал процесс социализации как детерминирование индивидуума посредством существующих общественных структур.

Чтобы отойти от такой интерпретации, заменив ее более точным и детальным определением, Вурцбар, в частности, ввел наряду с понятием социализации понятие приобщения личности к культуре окружающего его общества и персонализации. Именно понятие персонализации должно подчеркнуть то обстоятельство, что социализация не является лишь чистым приспособлением индивидуума к существующим структурам общества, но и должна признавать за индивидуумом право на личную активность и самостоятельность. Часто предпринимается попытка отграничить социализацию от воспитания. При этом выдвигаются два противоположных воззрения—одни рассматривают воспитание как частный аспект социализации, как подчиненное по отношению к ней понятие, другие отстаивают противоположную точку зрения, считая, что воспитание "выше" социализации.

Если вспомнить о данной нами дефиниции, то можно сделать вывод: оба определения отличаются тем, что воспринимают социализацию как процесс, ограниченный во времени, поскольку воспитание в узком смысле слова не может длиться всю жизнь. Далее мы установили, что воспитание в узком смысле слова представляет собой сознательный, планомерный, методичный процесс воздействия на подрастающее поколение. Цель, которую стремится достичь воспитатель, заключается для него в том, чтобы у воспитанника отпала необходимость в воспитателе. Кроме того, ответственность воспитателя по отношению к воспитаннику является основополагающей, конститутивной для процесса воспитания в узком смысле слова. К тому же воспитание в узком смысле слова является межличностным процессом, чем социализация вовсе не обязательно должна быть. Конечно, и весь окружающий мир может иметь социализирующее значение для индивидуума. Педагогика спорта исследует, прежде всего, процессы физической социализации, поскольку она ставит типично педагогические проблемы, при этом всегда имея в виду общую социализацию человека. Ведь физическая сторона является лишь одним из моментов процесса социализации вообще. Частое и общее здесь вновь взаимосвязаны. Превращение физической социализации в изолированную тему неминуемо поведет к неверным оценкам. ДИАПАЗОН ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РУСЛЕ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА В центр нашего рассмотрения мы хотим поставить вопрос о тех инстанциях и факторах социализации, на которые при обосновании понятия социализации, имеющего отношение к педагогике спорта, должно обращаться особое внимание. Необходимо обсудить вопрос о том, где происходит физическая социализация и какие факторы являются определяющими для нее. Возникает мысль о рассмотрении, прежде всего двух особенно важных для социализации индивидуума инстанций—семьи и школы, не желая при этом умалить значения других "агентов социализации", как, например, детского сада, группы ровесников, профессии, средств массовой информации, творческих или профессиональных союзов и т. д. ВАЖНЫЕ ИНСТАНЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    Семья

Пожалуй, нет ни одной работы по теории социализации, в которой бы отсутствовало указание на социализирующее воздействие семьи. Несмотря на изменение функций современной семьи по сравнению с традиционной, семья по-прежнему является такой инстанцией социализации, которая благодаря близким отношениям, связывающим членов, имеет фундаментальный характер для социализации. Ребенок и сознательно, и бессознательно воспринимает множество установок родителей, братьев и сестер. При этом постоянно указывают на значение отношений между матерью и ребенком в первые годы его жизни, что, впрочем, является "поздним" подтверждением принципа Песталоцци, согласно которому "жилище" и отношения между матерью и ребенком оказывают решающее воздействие на развитие человека.

Несомненно, семья является зародышевой клеткой социализации и воспитания, в силу чего ее часто называют также 'первичной инстанцией социализации". В семье приобретаются первые важные установки, манеры поведения, ориентиры эмоционального и мотивационного поведения. Кроме того, семья оказывает большое влияние на другие инстанции социализации, в которых находится ребенок. Какую школу будет посещать

ребенок, к какой группе ровесников примкнет, в какой союз вступит —все это вопросы, решение которых в значительной степени зависит от семьи. Семья, таким образом, подготавливает ребенка к включению в другие "секундарные инстанции социализации". В семье, которая в свою очередь имеет доступ к определенному типу культуры и является членом определенного общества, происходит нечто вроде предварительной социализации. Но если признать, что семья является такой инстанцией социализации, которая расставляет вехи для всех последующих, по мере становления личности человека все усиливающихся социализирующих влияний и факторов, то нельзя отрицать и того, что и физическая социализация обретает некоторые важные черты также внутри семьи. Можно предположить, что именно семья влияет на двигательную социализацию, побуждая, требуя и ограничивая двигательную активность ребенка. Если мы говорим "можно предположить", то делаем это сознательно, поскольку еще не разработано точных и убедительных теорий, изучающих тему семьи, двигательной активности и социализации. Если не считать немногих, хотя и весьма конкретных работ (Преннер и Кемпер, в трудах конгресса АДЛ, 1974; Кемпер, 1976; Квель и Заттель, 1976; Курц, 1977; Хайнеман, 1980; из новейших публикаций —Баур, 1982), эта проблематика еще не привлекла к себе необходимого внимания, которое она по праву заслуживает.

Но ведь учителю физкультуры, а также тренеру наверняка важно знать, что он постоянно имеет дело с учащимися или спортсменами, двигательное поведение которыхтакже может определяться различной моторной социализацией в рамках семьи. Вообще к социализации относится также выработка определенных мотивов, установок и позиций в соответствии с определенными критериями, нормами и ценностями. Поэтому понятно, что семья, будь то сами родители или братья и сестры, помогает формировать представления ребенка о спорте, закладывая их "на всю жизнь".

Например, Хайнеман ссылается на результаты исследований, позволяющие предположить, что пример родителей, активно занимающихся спортом, оказывает влияние на развитие у детей интереса к спорту. Между прочим, установлено, что 55% опрошенных спортсменов сообщили, что и их родители занимались спортом, а 22% даже выступали в большом спорте и ставили рекорды. Хайнеман, в частности, указывает на исследование, проведенное Аргусом, который при опросе девушек установил, что родители спортивно активных дочерей часто занимались спортом. Если среди отцов неактивных в спортивном отношении девушек только 8% сами занимались спортом, то среди спортивно активных девушек таких отцов 25%.

Насколько известно, увлеченность спортом растет по мере увеличения социального статуса человека, одновременно с этими, в зависимости от того, к какому слою общества принадлежит человек, часто меняется и стиль воспитания. Он сам по себе может пробудить у детей ярко выраженный интерес к спорту, а не только пример родителей, занимающихся спортом. Это предположение в высшей степени интересно в педагогическом отношении. Хотя в немецкоязычных странах еще нет детальных результатов исследования вопроса о том, может ли стиль воспитания, практикуемый родителями, повлиять на развитие у детей интереса к спорту. Подтверждение этой гипотезы явилось бы, несомненно, весьма содержательной задачей для эмпирически ориентированной педагогики спорта.

Исследования Крэтти позволяют предположить, что установка и пример родителей в их отношении к спорту определяющим образом влияют на спортивные поведенческие стереотипы молодежи. Другая интересная точка зрения, также имеющая значение для моторной социализации внутри семьи, показывает, что существенное значение имеет и позиция, занимаемая братьями и сестрами ребенка. Было, в частности, установлено, что мальчики, у которых есть только сестры, в своих движениях и игровых навыках проявляют чаще характерно женские черты в противоположность мальчикам, которые имеют только братьев. На основе этих и других аналогичных исследований Хайнеман делает вывод: "Существует эмпирически доказанная связь между спортивными интересами родителей, братьев и сестер, интересами различных возрастных групп ровесников и увлеченностью спортом отдельной личности" (там же, с. 161). И делает уточняющее дополнение: "Эта связь объяснима не одним лишь воздействием чужого примера и внутрисемейных стимулов; она возникает из различных, обусловленных спецификой определенного социального слоя ценностных представлений, различия в биографии (например, сказывающихся в более продолжительном школьном образовании), вообще из различных условий для занятий спортом, групповых пристрастий и требований и т. д... .. "

Подведем здесь предварительный итог —семья как первичная инстанция социализации может самым различным образом и способствовать, и препятствовать физической социализации. Это относится как к самим моторным действиям, так и установкам на физическую деятельность. Правда, нельзя также умолчать о том, что исследовательский материал, накопленный в этой области, как теорией спорта, так и педагогикой спорта, все еще очень недостаточен. Можно только согласиться с Бауром, поставившим пять первоочередных вопросов, которые должны дать повод для дальнейших глубоких размышлений. — При каких условиях происходит двигательная социализация в семье? — Какие процессы социализации происходят при этом?

    — На какой социализирующий эффект можно рассчитывать?

— Как изменяется двигательная социализация в семье по мере подрастания ребенка? —Как можно разграничить двигательную социализацию в семье и двигательную социализацию за пределами семьи; или

наоборот — как эти процессы социализации могут соединяться друг с другом? Школа

Вряд ли кто-то будет отрицать, что наряду с семьей школа является основополагающей инстанцией социализации индивидуума. Школа —это сфера (как назвал ее Лангефельд в своей интересной работе "Школа как путь ребенка", 1963), где происходит формирование личности, составная часть ее культурно-личностного бытия. Поступление в школу для каждого ребенка означает начало нового периода в жизни, особенно важного именно в аспекте социализации. В рамках этой инстанции, следующей за семьей, почему ее часто и называют'! "секундарной инстанцией социализации", ребенок приобретает новый опыт, связанный, например, с тем, что планомерное усвоение знаний предполагает вхождение школьника в союз одноклассников, его умение подчиняться существующим в нем правилам, учит беречь и поддерживать порядок в помещении. Он сталкивается с такими новыми для себя ценностными критериями, как стремление к успеху, соревнование и конкуренция, которые в его дошкольной жизни в семье не имели значения или, во всяком случае, имели не столь большое значение. Ребенок может также узнать, как часто воспитательная практика семейной социализации вступает в конфликт со школьной практикой социализации. Школа может предстать для него местом, где господствует принуждение, сильно влияющее и на физическую социализацию.

К этой специфической структуре социализации относится и планомерное проведение преподавания физкультуры. Его следует рассматривать как область, где происходят самые различные процессы социализации. Поэтому вряд ли покажется удивительным, что педагогика спорта почти исключительно ограничивает свои исследовательские интересы к такой инстанции социализации, какой является школа, областью преподавания физкультуры. Более того, с тех пор как социализация была признана узловой проблемой спортивно-педагогической теории, доминировала дидактическая точка зрения на этот феномен.

Здесь воспринята и продолжена та традиция, в соответствии с которой занятия спортом и преподавание физкультуры имеют социально-воспитательные значения. Но что сильно изменилось в отношении к прежним воззрениям наряду со сменой понятий— социального воспитания на социализацию, это критическая точка зрения на позитивные функции социализации, которые теперь не просто декларируют, а пытаются подтвердить эмпирически. Да и все теоретическое сознание претерпело изменения; объем теоретических исследований значительно вырос. Расширился и тематический диапазон, наметивший новые направления исследований. Одним словом, современные исследования проблем социализации, связанные с преподаванием физкультуры, носят по сравнению с традиционными подходами более углубленный, более критический и реалистический, а также широкий характер, расширяющий круг рассматриваемых проблем. Поскольку преподавание физкультуры позволяет осуществить множество процессов социализации, почти естественным следствием этого является создание таких дидактических концепций, главный аспект в которых делается на проблематике социализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.