бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьЗадачи педагогики спорта и связи с проблемой социализации

p>Те теории, которые стремятся сделать социализацию главным пунктом дидактики спорта, не только до сих пор сохранили свое программное значение, но и проявляют индивидуальные различия. Объединяет их, в конечном счете, намерение "сознательно сделать процессы социализации и социальное обучение, обретение социальных навыков предметом преподавания физкультуры", а также изменить "отношения между обретением моторных и социальных навыков в пользу последнего". Для большинства представителей дидактики спорта, заигрывающей с теориями социализации, качество преподавания физкультуры проявляется не в том, насколько успешно усваиваются учениками спортивно-моторные навыки, а в том, обеспечиваются ли при этом процессы, способствующие усвоению социальных навыков. Приобретение моторных навыков является поводом и средством для приобретения навыков социальных. Приобретение социальных навыков, которые мы будем рассматривать в разделе 5, учитель физкультуры может сознательно направлять и планомерно организовывать, но это может происходить с равным успехом и неосознанно. При этом такое неосознанное, неуправляемое обучение может привести к результатам, прямо противоположным тем, которые должно дать целенаправленное и сознательное обучение. Об этом заставляет задуматься идея скрытого учебного плана. Если мы рассматриваем этот оригинальный феномен именно сейчас, то это происходит потому, что на этом материале мы можем верифицировать наш тезис, согласно которому современные исследования в области преподавания физкультуры в рамках той инстанции социализации, которой является школа, носят более углубленный, критический и реалистический характер, чем традиционные подходы, а также охватывают более широкий круг проблем.

Представление о скрытом учебном плане основано на том, что институт школы обусловлен современно определенными структурами, не считаться с которыми не может ни один учитель. К таким структурным "предпосылкам" относятся, например, бюрократические предписания, иерархия отдельных членов системы, коллегия, жесткое расписание занятий, система оценок, и прежде всего учебный план. Официальный, утвержденный государством учебный план определяет, что, как и когда должно преподаваться; он дает учителю своего рода ориентиры. Кроме того, учебный план является важнейшим инструментом социализации.

Наряду с официальным и обязательным учебным планом существует и еще один, скрытый, который не удается распознать с первого взгляда и вся "сила" которого состоит в его скрытости и секретности. Постараемся дать более точное объяснение.

Если утвержденный учебным ведомством учебный план содержит, главным образом, сведения о целях и материале учебного процесса по каждому отдельному предмету, то неофициальный, скрытый план предусматривает сообщение учащимся основных знаний "о правилах поведения в обществе, существующих нормах и общепринятых обычаях". В дополнение к официальному учебному плану, который направляет процесс преподавания знаний, умений и навыков, скрытый учебный план отвечает за развитие у учеников навыков социального общения и корректного поведения в обществе". Социальная и социализирующая функция скрытого плана, согласно этой интерпретации, состоит в непроизвольном, именно скрытом воспитании социальных навыков, в ходе которого происходит неосознанное усвоение учащимися норм и ценностей общества. Скрытый учебный план исходит из признания общезначимости норм, существующих в обществе, из факта стабильности и прочности социальных отношений; он обращает внимание на то, что преподавание явно преследует и такие цели, о которых не было заявлено официально, хотя они и могут приобретать очень важное значение. Распорядок, существующий в школьной структуре, может принудить ученика сделать то, чего ему делать, возможно, не хочется. Официально заявленным целям противостоят латентные, протекающие неконтролируемо процессы социализации, в ходе которых учащиеся знакомятся с нормами социального поведения, даже не отдавая себе в этом отчет. Характерным примером этого могут служить так называемые школьные ритуалы. Ритуалы — это чисто внешнее проявление определенных действий, "в ходе которых их участникам сообщаются основные требования данного общественного института, не получающие прямого словесного выражения". Такие ритуалы служат для передачи институционно обусловленных требований руководящих инстанций. Скрытый план благодаря своей секретности выполняет руководящую нормативную функцию. С этой точки зрения он является важным инструментом школьной социализации. Речь в данном случае идет об отношении между латентным преподаванием социальных навыков и общественной оценкой приобретенных при этом навыков поведения. Особо важное "достижение" скрытого учебного плана часто усматривается в том, что он способствует глубоко личностному, искреннему усвоению учащимися социальных заповедей, подчиняя индивидуальные интересы интересам группы. О еще одном "достижении" скрытого учебного плана, заключающемся в подавлении у учеников спонтанного выражения их запросов и потребностей, свидетельствуют уроки, на которых детей учат вести себя в классе тихо.

Если скрытый учебный план определяет характер всех школьных мероприятий, всегда присутствуя в скрытой форме хотя бы на заднем плане, то используется он и в процессе преподавания физкультуры, которое следует "законам" этого плана в специфических формах. Это предположение сделала, в частности, Мараун (1977) в одной из своих интересных работ. В ней она утверждает, что существуют неоспоримые доказательства использования тайного плана в преподавании физкультуры. Как классический пример школьных ритуалов, которые строятся в соответствии с этим планом, она называет спортивный праздник, который должен подтвердить принадлежность школы к обществу, движимому желанием успеха и высоких достижений. Конечно, в официальных учебных планах об этом прямо не говорится; эта цель замалчивается. Другим признаком эффективности скрытого учебного плана в преподавании физкультуры исследовательница считает ограничение моторных действий чисто спортивными движениями. Ею выдвигается упрек, что преподавание физкультуры сводится лишь к приобретению учениками спортивных навыков, в силу чего единственным принципом и ориентиром, которыми руководствуется учитель физкультуры, становится спорт, ставящий во главу угла достижение рекордов, нацеленный исключительно на победу, то есть определяющей для уроков физкультуры становится идея соревнования и конкуренции. Преподавание физкультуры выполняет социализирующие функции в силу этого тайно, поскольку образ действий, определяющий характер внешкольного спорта, строго придерживающийся идеи соревнования, в неизменном виде, без каких-либо альтернатив воспринят школой.

Какие же следствия вытекают из акта существования скрытого учебного плана для учителя физкультуры? Учитель физкультуры должен, прежде всего, осознать существование скрытого учебного плана. Официальный учебный план умалчивает о том, что позволяет осуществить на практике скрытый учебный план. Тем самым учитель физкультуры оказывается как бы между двух огней: в точке пересечения сфер влияния официального и скрытого учебного планов, конкурирующих друг с другом. Например, может случиться, что такие благородные, официально предписанные цели, как самостоятельность, ответственность, свойственная совершеннолетнему человеку, способность к самостоятельным действиям и эмансипация личности в результате занятий спортом, могут проиграть в сравнении с целями скрытого плана, если они способствуют развитию конформизма, конкуренции, приспособленческих тенденций и принципов строгой дисциплины, носящей характер муштры.

Вряд ли можно всерьез рассчитывать на то, что скрытому учебному плану сразу же удастся избавиться от требований, навязываемых официальной системой образования. Но учитель физкультуры все же мог бы попробовать ослабить нежелательные побочные влияния, оказываемые на скрытый учебный план. Этого можно было бы достичь, например, посредством соответствующей системы коммуникации, общения между учениками и учителем. В этих целях следует вести контролируемый диалог, групповую работу и предлагать участникам этого процесса брать на себя определенные роли в нем. Важно обратить внимание участников на само наличие скрытого учебного плана, что, конечно, нужно делать с учетом их возраста. Поэтому ни в коем случае нельзя уклоняться от разъяснения учащимся сверхзадач преподавания физкультуры. Учитель должен сообщить им, что помимо спорта, ориентирующегося на такие критерии, как конкуренция, достижения, соревнования, соперничество, возможны и другие формы двигательной активности. В высшей степени желательной и разумной является установка, требующая от учителя физкультуры ослабить господствующее влияние общепринятого представления о спорте с помощью разного рода альтернативных возможностей, чтобы изменение этого представления позволило бы сузить диапазон применения скрытого учебного плана. Другой вопрос, возможно ли осуществление этой задачи. Один лишь факт предварительной социализации может быстро сделать абсурдными любые благие намерения. Ведь, с одной стороны, предварительная социализация оказывает на ребенка столь сильное и глубокое воздействие, что от ее последствий не удается отделаться легко, а с другой—именно эта моторная предварительная социализация в большинстве случаев характеризуется конвенциональным, ориентирующимся на принципы большого спорта, спорта рекордов и высоких достижений пониманием задач и целей спорта. Поэтому было бы нереалистично для учителя физкультуры не замечать этого факта — он также принадлежит к структурным предпосылкам его деятельности. Осознание факта существования скрытого учебного плана способно помочь учителю физкультуры дать реалистическую оценку возможностей социализации в ходе преподавания физкультуры. С этим связан и критически анализирующий взгляд на его собственную деятельность, причем, как доказывает пример скрытого учебного плана, учитель вправе рассчитывать на помощь и рекомендации ученых, ведущих исследования проблем социализации с педагогической точки зрения.

Объем исследований ни в коем случае не должен ограничиваться такими инстанциями социализации, как школа и семья; необходимо исследовать также профессиональную деятельность, жизнь спортивного клуба, возрастных групп, чтобы выяснить, в какой степени они влияют на физическую социализацию. Бесспорно, что они оказывают влияние на моторную социализацию, но обширных и надежных эмпирических данных на этот счет в сущности пока нет. Здесь перед педагогикой спорта открывается широкое поле для исследований, ждущее усердной — как концептуальной, так и эмпирической — обработки. Только приступив к такого рода изысканиям, можно будет заглянуть в сущность отношений между такими различными инстанциями социализации, как семья, школа и спортивный клуб, а также дать оценку качеству процессов, протекающих в различных инстанциях социализации. Намерение наметить область, в которой велось бы исследование проблем социализации в интересах педагогики спорта, нельзя ограничивать лишь выявлением важных инстанций социализации. В этом случае игнорировался бы факт, что все инстанции окружены социализирующими детерминантами, которые влияют на любой вид социализации, не только на физическую. Это главным образом культурные, общественные, социальные и половые факторы. Вследствие этого педагогически закрепленная теория физической социализации должна строиться в пространстве, определяемом взаимодействием факторов культуры, общества и пола. СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    Культура

Если культура рассматривается как фактор, детерминирующий социализацию, то это свидетельствует о том, что существует культурно-обусловленная социализация. Важными сведениями о культурном бытии человека, в особенности о многообразии человеческих культур, мы обязаны антропологии культуры, получившей весьма интенсивное развитие с 20-х годов нашего вею преимущественно в англо-американских странах. Антропология культуры, в которой длительное время лидирующее положение занимали исследования Маргарет Мид, изучает своеобразие "примитивных культур", которые в качестве объем исследования ценятся благодаря незначительной степени их сложности и относительной обозримости. Задача антрополога! культуры заключается в том, чтобы исследовать влияние культуры общества на все жизненное поведение живущего в этом обществе человека. К крупным, наиболее значительным, имеющим непреходящее значение достижениям культурной антропологии относится прежде всего тот общепризнанный факт, что многое из того, что представляется нам естественным, подаренным природой, подверглось культурной обработке. Н1е менее значительна и мысль о том, что поведение человека и его представления о мире не только обусловлены влиянием культуры, но и поражают разнообразием своих конкретных проявлений. Хотя с большой степенью вероятности можно утверждать существование таких культурных универсалий, как работа, игра и воспитание, все они, однако, носят специфическую окраску, характерную для того или иного типа культуры. В разных культурах воспитание осуществляется по-разному, далеко не во всех культурах игра осуществляется одинаково.

Взгляд на культурно-антропологические исследования Мид, Клукхона (1974) и Бенедикта (1955) выявляет, например, культурно-специфические различия в представлениях о морали, политических системах, речевом поведении, половых отношениях, способах и типах мировосприятия, практике сексуальной жизни, стилях воспитания, болевых ощущениях, эмоциональных проявлениях и двигательной активности. То обстоятельство, что обусловленные культурными влияниями характерные особенности присущи и сфере двигательной активности, имеет немаловажное значение для физической социализации. Для моторики, множества разнообразных двигательных стереотипов, отношения к телу вообще характерна определенная культурная специфика. Поэтому манера двигаться и отношение к собственному телу, принятые в индустриальных обществах с высокосложной структурой, не является общераспространенной и единственно возможной, а всего лишь одной из прочих. Одним из первых, кто занялся этим вопросом, был Маусс, открывший тем самым для современной теории спорта, "признающей значение тела", круг тем, до сегодняшнего дня не разработанный даже при ближайшем рассмотрении. Маусс сделал в 1934 г. доклад "Техника владения телом". На примере понятия "техника владения телом", легко приводящего к недоразумениям, он доказывал тезис о том, что физическое поведение зависит от культуры. Поскольку Маусс является одним из немногих, кто исследовал взаимосвязи между телесностью, культурой и обществом, мы проследим за его аргументацией более детально. Объясняя свой выбор понятия "техника владения телом", он замечает: "Я говорю именно об определенной технике владения телом, ибо теория владения телом может исходить из исследования, определения и очень простого описания техники владения телом. Под этим я понимаю способы, с помощью которых люди, живущие в том или ином обществе, традиционно владеют своим телом".

Однако социо-культурный процесс усвоения техники владения телом не связан с техникой спортивных достижений в узком смысле слова. В равной степени все сказанное применимо к бегу (постановка ног, рук, дыхания), ходьбе (общее положение и движение выпрямленного корпуса, бедер) и метанию. Принципиальная сторона вопроса заключается в следующем: Маусс твердо убежден, что, например, положение рук (как плеч и предплечий, так и запястий и кистей) во время ходьбы отражает социальное положение индивидуума, его социальную специфику и ни в коей мере не является врожденным качеством. Культурное окружение и социальная среда решающим образом влияют на манеру держаться, на умение владеть своим телом. Каждая индивидуальная манера держаться и владеть своим телом обусловлена как социальными, так и культурными факторами. Следовательно, нельзя говорить о естественной, прирожденной походке, естественной технике бега и т. д.

Чтобы иметь возможность классифицировать различные виды умения владеть своим телом, Маусс использует такие критерии, как пол, возраст, физические возможности и усвоенные индивидуумом традиции и обычаи. Специфический для данного пола набор движений он иллюстрирует на следующем примере: "Возьмем, например, способ, каким люди сжимают пальцы в кулак — мужчина обычно сожмет кулак так, чтобы большой палец находился с внешней стороны ладони, а женщина уберет его внутрь ладони". Другим моментом, обусловливающим различия в движениях, является для Маусса возраст человека. Сравнивая движения ребенка и взрослого, он приходит к выводу, что дети двигаются иначе, чем взрослые, иначе владеют своим телом. Это он демонстрирует на примере приседаний. "Ребенок приседает, как правило, ниже, чем взрослый, мы не можем присесть ниже его". Третьим критерием классификации видов техники владения своим телом для Маусса являются физическая подготовленность, физические возможности человека. По степени физической подготовленности можно различать качество и характер движений, уровень умения владеть своим телом. Так, например, в большом спорте, нацеленном на рекордные достижения спортсмена, требуется особая быстрота и ловкость, вовсе не обязательная для обычной повседневной моторики.

Одну из последних форм классификации движений Маусс связывает с усвоением традиционных навыков движения. Он замечает по этому поводу, что часто двигательные стереотипы воспринимаются в процессе подражания, в результате имитации движений других людей.

Другая возможность типизации видов техники владения телом носит биографический характер. Основная мысль, стоящая за этим, формулируется Мауссом следующим образом: "За немногими исключениями мы проследим возрастные этапы жизни человека, нормальную биографию индивидуума, чтобы классифицировать технику движений, которой он владеет или которой его обучают". В полном соответствии с заявленной им задачей он начинает с рассмотрения техники родов и родовспоможения, которая носит на себе яркие следы самых различных культурных влияний и особенностей. Так, например, существуют культурные традиции, приверженцы которых рожают детей стоя. Та позиция, которую принимает при родах женщина нашей культуры и которая в нашем кругу считается совершенно нормальной, в принципе ничем не нормальнее других форм деторождения. Вторым этапом нарисованной Мауссом картины генетического развития человека, в ходе которого он учится владеть своим телом, обретает двигательные навыки, является его детство, представляющее собой прежде всего фазу воспитания индивидуума. Еще задолго до распространения практики психоанализа было известно значение связей, существующих между матерью и ребенком, о которых Маусс говорит следующее: "Что касается ребенка—кормление грудью, ношение его на руках или на спине и т. д.... Ношение ребенка матерью имеет очень важное значение для его дальнейшей биографии. Ребенок, которого мать в течение двух или трех лет носила на груди или за спиной, плотно прижимая его прямо к своему обнаженному телу, совершенно иначе относится к своей матери, чем ребенок, которого мать не носила таким образом. Такой ребенок вступает с матерью в совершенно иной контакт, чем наши дети" (там же). И здесь Маусс констатирует многочисленные различия в характере движений, обусловленных спецификой культурной ситуации. Третьей жизненной фазой человека Маусс считает отрочество, так называемый пубертатный период, отмечая и здесь (как до него это сделала, например, Мид) различные установки и возможности для приобретения навыков владения своим телом, обусловленные особенностями различных культур. Как считает Маусс, существуют общества и культуры, в которых именно отрочество является временем приобретения двигательных навыков и умений. Вполне последовательно Маусс заканчивает свое биографическое исследование периодом совершеннолетия, когда человек становится взрослым. Этой стадии человеческой жизни свойственно множество характерных особенностей, обусловленных культурными влияниями. В качестве примера упоминается отдых, досуг. В рамках нашей культурной общности, нашей культуры люди часто отдыхают в полном бездействии, лежа неподвижно и вытянув уставшие члены. Но ведь наряду с этим существуют возможности и иного, более активного отдыха, например танцы. Это интересно в том плане, что отдых означает отсутствие движений. Но существует, однако, немало культур, в которых движение является характерной особенностью и отдыха.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.