бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьЗадачи педагогики спорта и связи с проблемой социализации

p>Приведенные Мауссом примеры ясно показывают, в какой степени техника владения телом, чувство тела, вообще отношение к телу формируются под воздействием культуры. Таким образом, та или иная культура участвует в решении вопроса о том, как осуществляется физическая социализация человека. Поэтому было бы ошибкой говорить о "естественных', "нормальных" двигательных процессах. Стереотипы и техника движение формируются под влиянием культуры и в силу этого носят искусственный характер. То, что именно установки и ценностные представления о спортивно-игровой двигательной активности обусловлены влиянием культуры, попытался совсем недавно доказать, в частности, политолог и историк культуры Айхберг. На примере принципа эффективности он опровергает тех, кто молчаливо считает этот принцип универсальным критерием для занятий спортом. Игровое поведение некоторых народов Суматры и индейцев-пуэбло, то есть представителей различных культур, делает несостоятельным широко распространенное мнение, что игровая культура ориентируется на идею эффективности, соревнования, конкуренции и стремления к рекордам. Глядя на отношение жителей Западной Суматры к игре, Айхберг признает: "В традиционной игровой культуре Западной Суматры главное—не личный, индивидуальный успех, не личное достижение, а создание различных связей и взаимодействий между личностями —танцевальные жесты и движения, танцевальный поединок, передача мяча.... Там нет ни легкоатлетических клубов, ни ям для прыжков, ни дорожек для бега на длинные дистанции. Отсутствуют и столь характерные для развития современного европейского спорта виды, связанные с преодолением определенной дистанции за возможно более короткое время (гребля, велосипедные гонки и т. д. ), за исключением импортированных голландцами скачек на лошадях, хотя велосипед и рыбачья лодка являются распространенным средством транспорта". В немалой степени благодаря именно этим культурно-антропологическим данным прилив уверенности в собственной правоте должны были бы испытать те педагоги спорта, которые выступают за альтернативное, "неспортивное" преподавание физкультуры. Именно в этой области культурно-антропологические исследования предоставляют материал для доказательства и обоснования этого принципа преподавания, но в гораздо большей степени он подтверждает, конечно, обусловленность физической социализации культурными факторами.

В программе Маусса, кроме того, содержится важный пункт, позволяющий приступить к систематическому рассмотрению физической социализации —биографический принцип изучения физического развития человека. У Маусса этот биографический подход охватывает период от рождения до взросления, включая также детство и отрочество. Интересующаяся физическим развитием человека педагогика спорта должна была бы, конечно, проследить историю этого развития вплоть до самой глубокой старости— ведь именно "старому человеку" свойственна специфическая манера двигаться и владеть своим телом. Создание "физической биографии" индивидуума, складывающейся под влиянием культурных факторов, — весьма серьезная и ответственная задача, возникающая на основе культурно-антропологических исследований и требующая в дальнейшем еще более тонкого и углубленного подхода.

    Общество

Если под социализацией понимать становление человека членом общества, причем основной и первоочередной задачей этого процесса является глубоко сознательное усвоение им определяющих для данного общества ценностей и норм, в результате чего становится его адекватная ориентация в обществе, то совершенно понятно, в силу каких причин общество предстает одним из детерминантов социализации, в силу чего социализация, в конце концов, определяется не только культурными, но иобщественными факторами.

Зависимость процессов социализации от общества сказывается и на физической социализации. Вследствие этого преобладающие в обществе ценности и нормы отражаются на спортивной и игровой двигательной активности членов данного общества. Поскольку спорт и игра не существуют вне общества, они являются его отражением. Структурные признаки общественной системы определяют и характер спорта как одной из подсистем общества. Это дало, например, Плесснеру основания для следующего остроумного высказывания: "Спорт не лучше и не хуже того общественного устройства, порождением которого он является, представляя собой средство компенсации определенных дефицитов, существующих в обществе. Нельзя одновременно утверждать спорт и отрицать общество. Что дозволено одному, должно быть разрешено и другому. Их невозможно отделить друг от друга—страсть к рекордам, которой одержим спорт, это та же самая страсть, которой одержимо общество. Нельзя изменить спорт, не обладая необходимой силой и решимостью, чтобы изменить и общество. Спорт и общество являются зеркальным отражением друг друга, и тот, кто проклинает спорт или восхищается им, в равной мере проклинает или восхищается обществом".

Высказанная Плесснером мысль о неразрывной связи между спортом и обществом представляется неоспоримой. Именно наше современное, сложное индустриальное общество то и дело демонстрирует впечатляющее "зрелище" того, как тесно соединены между собой спорт и общество. Достаточно вспомнить хотя бы о типичных для современного индустриального общества процессах дифференциации и специализации, в том числе и о все большей его сциентификации, которые, в конце концов, определяют и облик современного— не только так называемого большого — спорта. Насколько далеко зашла основанная на принципе разделения труда специализация в современной системе большого спорта, свидетельствуют отдельные виды спорта, убеждая нас в этом на все большем количестве примеров (возьмем хотя бы горнолыжный спорт, в котором постоянно растет число всевозможных советников и экспертов, специализирующихся на вопросах обеспечения надлежащей лыжной мази, надлежащей обуви, оптимальной спортивной формы и множестве других подобных проблемах). Другой основополагающей, глубинной отличительной чертой современного индустриального общества является техника и технизация. И она уже довольно давно проникла в большой спорт, став его неотъемлемым признаком. Вне связи с ситуацией, сложившейся в большом спорте, Айхберг (1979) дал общее определение роли техники в современной физической культуре, выделив при этом пять ее функций: "Во-первых, роль техники проявляется в контроле над спортивными достижениями, во-вторых — в строительстве различных сооружений, в-третьих — в различного рода приборах и оборудовании, в-четвертых — в существовании некоторых видов спорта, невозможных без применения специальной техники, и в-пятых — в самом образе действий, в поведении спортсменов". Технизация, отличительный признак нашего современного общества, проявляется в современном спорте, не ограничиваясь рамками одного лишь большого спорта, спорта рекордных достижений. Ни любительский, ни школьный спорт не свободны от этого процесса, хотя именно современный большой спорт наиболее ярко символизирует процессы технизации. Технизация несет с собой, разумеется, и этические проблемы—факт, о котором нельзя умолчать. Следующее замечание Айхберга свидетельствует о том, что технизация оказывает на большой спорт огромное моральное воздействие: "Техника в наше время перестает быть только вспомогательным средством, когда ее используют для так называемого изотонического тренинга, увеличивающего с помощью электростимуляции мышечную силу. В России и США соответствующая аппаратура уже применяется в целях увеличения физических возможностей рекордсменов". Ленк также не обходит этическую проблематику, связанную с технизацией. Так, он замечает, что технизация большого спорта, связанная с измерением и оценкой спортивных достижений, буквально попирает принцип справедливости в спорте, создавая взамен видимость справедливости.

Данные современных исследований в области игры могут подтвердить, как сильно типичные моменты развития и структуры определенного общественного устройства сказываются на характере спорта и игры, оказывая на них тем самым детерминирующее влияние. Саттон-Смит в своей работе “Диалектика игры”(1978) выдвинул, в частности, тезис о том, что игровое поведение находится в зависимости от структуры общества: чем сложнее общество, тем сложнее игровое поведение его членов. Согласно этому тезису, существуют сложные общества, отличающиеся большим разнообразием форм игрового поведения, и простые, с несложной структурой, игровая культура которых носит упрощенный, куда менее яркий и многоцветный характер. Сложность общественной структуры проявляет себя в качестве мерила игрового поведения, подтверждая в то же время справедливость утверждения, что информация, поступающая от общества, в принципе может оказывать воздействие на двигательную активность человека.

Нельзя, разумеется, недооценивать и значение воспитания вместе с его практикой. Здесь точно так же наблюдаются заслуживающие упоминания различия, обусловленные влиянием общества. Каждое общество предпочитает определенные стереотипы воспитания — будь то патриархальные, авторитарные, жесткие и недостаточно индивидуализированные способы воспитания или "мягкие", то есть уступчивые, уважительные, исходящие из интересов ребенка и т. д. Эти представления о воспитании, как предполагает Саттон-Смит, влияют и на игровое поведение детей. "Родители как члены этих институтов передают детям в процессе воспитания собственные ценностные представления, которые имеют важное значение для их жизни в рамках этих институтов (послушание, недоверчивость и т. д. ). Эти ценности предстают как образец для подражания в играх, которым родители обучают своих детей и с которыми они соглашаются, узнав, что их дети играют в них. Так, спортивные игры требуют обыгрывания противника и противодействия его игровым действиям. Они, однако, призывают к самоограничению, строгому соблюдению правил и полной отдаче сил, в том числе и интеллектуальных".

Не составляет особого труда продемонстрировать дальнейшие примеры отношений между воспитанием и обществом и их совместного влияния на характер двигательной активности. И без того уже достаточно ясно—общество, в которое должен вписаться индивидуум, действует в качестве неотъемлемого фактора его телесно-физической социализации. Социальная принадлежность

Общество предъявляет индивидууму свои требования, постоянно вынуждая его поступать в соответствии с ними, это сложная, многосоставная структура, в сущности которой необходимо разобраться. Результатом одной из таких попыток является, в частности, создание модели общества, учитывающей специфику различных его слоев. В основе ее лежит предположение, что западные индустриальные общества в отличие от примитивных обществ после распада феодального строя характеризуются глубокой социальной дифференциацией составляющих его слоев. Социальный слой, являющийся основой дифференциации общества, является той сферой, в которой осуществляются бесчисленные процессы социализации и где начинаются процессы формирования личности. Принадлежность к тому или иному социальному слою кардинальным образом влияет на биографию личности. "Социальная дифференциация влияет на самые основы нашей жизни. Многослойная структура общества увековечивает различную степень пользования такими благами, как доходы, богатство, власть, статус (престиж, репутация, авторитет), стиль жизни, состояние здоровья, жизненные перспективы, число детей, круг интересов, потребности, место и район проживания, знакомства, компании, досуг, уровень образования и развитие способностей (развитие талантов), жизненные возможности, социальная мобильность и — "последнее, но не в последнюю очередь" —различные возможности получения такой работы, благодаря которой и возможны все эти блага"

Перечень этих факторов производит более чем убедительное впечатление —процессы социализации вплетаются в контекст этой многослойной социальной реальности, оказывающей на них решающее воздействие.

Результат этих социологических исследований, о котором традиционная педагогика и теория физического воспитания явно не имела ни малейшего представления, лишь с момента переориентации общественных наук в конце 60-х годов стал одной из кардинальных тем педагогики, теории спорта и вообще педагогики спорта. С тех пор почти не было другой проблемы, которая так же сильно привлекала бы к себе внимание, как обусловленные социальной спецификой поведенческие стереотипы во всем разнообразии их проявления. Поспешность и решительность, с которыми ученые обратились к изучению специфики социальной структуры общества, явно были продиктованы реформаторскими устремлениями к уравниванию возможностей всех членов общества в использовании их творческого потенциала (см. разд. 1). Круг проблем, связанных с многослойностью общества, действительно явился для исследователей благодатной областью для изучения вопросов, до сих пор не находивших разрешения. Так, объектом научного анализа стали взаимосвязи между социальным слоем и языком, эмоционально окрашенным поведением, ориентацией на рекорд и целевыми установками школы, а также вопросы, имеющие отношение к интеллектуальным способностям, сексуальным и потребительским запросам, установкам школы, характеру двигательной активности, стилю воспитания и многому другому. Большинство ученых, исследующих социальную специфику процессов социализации, исходят из той оценки социальной стратификации, для которой принадлежность к определенной профессии, уровень доходов, образование, полученное в школе, и в известной степени место жительства представляются решающими критериями социальной принадлежности.

Эта схема предполагает деление социальных слоев на верхние, средние и нижние, причем более тщательное изучение вопроса позволяет провести различия между этими слоями. Разумеется, может возникнуть вопрос, соответствует ли эта градация уровню сложности современного индустриального общества и в какой степени на социальную принадлежность индивидуума влияет профессия отца, заработок и школьное образование?

Недостаточная дифференцированность существующей классификации связана с тем, что убедительная теория социальной стратификации пока еще является делом будущего. И поскольку никто не хочет ждать, пока такая многообещающая теория будет создана, приходится удовлетвориться дихотомией общества на нижние и средние слои. Оба слоя отличаются разнымкачеством жизни, что выражается в несходстве работы, ценностных ориентации полученного воспитания, речевого поведения, социальных жизненных перспектив и вообще круга общения.

Опираясь в своих рассуждениях на недостаточно разработанные социологические теории социальной стратификации и ограничиваясь рассмотрением прагматического аспекта этой проблематики, а именно вопроса о том, какую пользу может извлечь учитель физкультуры из результатов исследования проблем социализации, связанных с социальной стратификацией, мы все же можем обеспечить для себя, по меньшей мере, две возможности: во-первых, получить общее представление о взаимосвязи между социальным слоем и двигательной активностью и, во-вторых, ознакомиться с результатами исследований, касающихся преподавания физкультуры в его отношении к стратификационно обусловленной социализации. Вопросы о социологически релевантных типах поведения современного человека в контексте его двигательной активности рассматривает, например, "социология тела". Поскольку эта концепция исследует проблему социальной обусловленности физической активности, очевидно, что она касается и стратификационной проблематики. Используемая ею терминология свидетельствует об этом с неоспоримой ясностью.

Аналогичных взглядов придерживается и М. Больтански (1976). Для него тело обусловлено как индивидуальными, так и социальными факторами. Телесное бытие человека связано с самыми различными ценностными критериями, нормами и принципами, отражающими специфику конкретного социального слоя. Тело окружено целой системой культурных ценностей, на основе которых возникает такой феномен, как этос тела. В отношении человека к своему телу, в осознании своей телесности и даже в самом знакомстве с фактом существования этой телесности различные социальные слои явно отличаются друг от друга. "Интерес и внимание, которые индивидуумы уделяют своему телу, то есть физическим проявлениям— приятным или неприятным —собственного бытия, а также своим собственным ощущениям удовольствия или неудовольствия, растут по мере того, как данный человек поднимается по лестнице социальной иерархии..., а его физическая выносливость и физическая сила, то есть та польза, которую он может извлечь из собственного тела, уменьшается". Связанный с физической активностью "кодекс хороших манер" как воплощение правил и норм, регулирующих представления о двигательной активности и ее характер, позволяет, по мнению Больтански, сделать вывод о различном отношении разных социальных слоев к этой проблеме. "Правила, существующие в низших классах общества и определяющие характер высказываний о физических ощущениях демонстрации своего тела посторонним, в которых, с известными оговорками, существует много ограничений на это, точно также выражаются и в отношении к болезням и к разговорам о различного рода болезненных ощущениях, как и в отношении к сексуальности и ее проявлениям". Представители средних слоев с большим пониманием относятся к физической стороне своего существования, уделяя "культуре тела" больше внимания.

Физическая активность и отношение к физической, телесной природе человека наглядно проявляются и в отношении к проблемам здоровья, которое для современного человека, измученного стрессами и бешеным ритмом жизни, приобретает все большее значение. И в отношении к проблемам здоровья, считает Больтански, наблюдаются различия, обусловленные социально-стратификационной спецификой.

Кроме того, стратификационные различия проявляются и в совершенно иной сфере —в отношении к спорту. Представители средних и высших социальных слоев гораздо чаще занимаются спортом, чем люди, принадлежащие к низшим социальным слоям. Число тех, кто никогда не занимался спортом, в низших социальных слоях значительно выше, чем в более высоких. Также установлено, что представители более высоких социальных слоев затрачивают больше времени на спортивную и игровую активность, чем представители низших слоев. Выясняется также, что спортивные интересы представителей различных социальных слоев качественно отличаются друг от друга. Представителям высших слоев нравятся одни виды спорта, представителям низших слоев—другие. Можно утверждать, что существуют виды спорта, на которые у различных групп населения наложено табу.

В качестве особого аспекта этого общего утверждения следует упомянуть еще и о том, что различия, обусловленные стратификационной спецификой, наблюдаются и в системе большого спорта. Пфетч вместе со своими коллегами сумел доказать, что среди "спортивной элиты" количество представителей высших социальных слоев исключительно велико. Современный немецкий рекордсмен "все чаще является представителем высших слоев общества, он преимущественно протестантского вероисповедания, учится в высших учебных заведениях, очень много разъезжает.... Большой спорт —это своего рода привилегия, и набор его участников происходит в принципе так же, как формирование любой элиты".

Необходимость того, что учитель физкультуры не должен оставаться равнодушным к такого рода результатам эмпирических исследований, обостряется еще и тем обстоятельством, что и в процессе преподавания физкультуры в рамках совершенно особой институциональной структуры могут возникнуть проблемы, связанные с социальной стратификацией. Учитель физкультуры часто имеет дело с учениками, происходящими из различных по своему социальному положению семей. "Нередко моторные навыки, приобретенные в процессе социализации детьми из низших социальных слоев, становятся настоящим препятствием для их обучения". Хотя в чисто количественном отношении данных эмпирических исследований относительно немного, можно считать доказанным тот факт, что двигательная активность детей из рабочих семей ограничена по сравнению с представителями средних слоев.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.