бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьИспользование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников - (диплом)

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА
    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
    И МЕТОДИК ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
    Использование проблемных

ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
    031200 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Студент-дипломник _________________________________________ Научный руководитель ______________________________________ Консультант _______________________________________________ Рецензент _________________________________________________

    “Допустить к защите”
    Зав. кафедрой __________
    “___”______ 2000 г.
    Абакан, 2000
    ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 03 Глава 1. Психолого-педагогические основы развития твор

    ческого мышления детей ……………………………………………………………………………… 07
    1. 1. Понятие творческого мышления ………………………………………………… 07
    1. 2. Проблема развития творческого мышления ……………………… 13
    1. 3. Условия формирования творческого мышления млад
    ших школьников …………………………………………………………………………………………… 15
    Глава 2. Возможности проблемного обучения в развитии
    творческого мышления учащихся …………………………………………………………… 19
    2. 1. История развития теории проблемного обучения ……… 19
    2. 2. Современная технология проблемного обучения ………… 25
    2. 3. Реализация и анализ использования проблемных
    ситуаций в методике преподавания математики в
    начальной школе ………………………………………………………………………………………… 33
    Глава 3. Экспериментальное исследование проблемных ситу
    аций на уроках математики и их влияние на развитие
    творческого мышления младших школьников ………………………………… 40
    3. 1. Изучение творческого мышления младших школьников
    с помощью тестов Е. Б. Торренса ………………………………………………… 40
    3. 2. Использование проблемных ситуаций на уроках ма
    тематики в развитии творческого мышления учащихся 45
    3. 3. Обработка результатов педагогического исследо
    вания …………………………………………………………………………………………………………………… 58
    3. 4. Рекомендации по совершенствованию процесса фор
    мирования творческого мышления младших школьников 60

Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 66 Библиография ………………………………………………………………………………………………………………… 68 Приложение ……………………………………………………………………………………………………………………… 73

    ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности–устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального“я”. В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность–это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе– возникновение порядка из хаоса.

Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности–это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни–стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и“я”.

Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е. П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных: Даниловой В. Л. , Гальперина П. Я. , Калмыковой З. И. , Богоявленский Д. Б. , Пономарева Я. А. , Пушкина В. Н. , Шадрикова В. Д. , Тютюнника В. И. , Медника С. , Алиевой Е. Г. , Гнатько Н. М. , Дружинина В. Н. , Хозратовой Н. В. , в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

    индивидуализация образования;
    исследовательское обучение;
    проблематизация.

В дипломной работе мы хотим доказать, что в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления. Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А. В. Брумменский, А. М. Матюшкин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. Оконь, Т. В. Кудрявцев и др. Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческого мышления? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках математики?

    На эти вопросы будет дан ответ в нашей дипломной работе.
    В связи с этим выделили.

Объект исследования – развитие творческого мышления школьников на уроках математики. Предмет исследования –использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

Цель исследования: разработать систему карточек с разной степенью проблемности для повышения уровня творческого мышления.

    Задачи:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;

проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики в начальной школе;

выявить, способствует ли проблемное обучение математике развитию творческого мышления школьников;

выработать систему мер по совершенствованию творческого мышления младших школьников на уроках математики.

Гипотеза: уровень творческого мышления младших школьников повышается при использовании на уроках математики системы заданий с разной степенью проблемности. Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий), статистическо-математический метод обработки результатов.

Практическая значимость нашей исследовательской работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления. В разработке тематического плана внеклассных занятий по математике и развернутого конспекта занятия факультатива по теме“Сложение и вычитание в пределах 100”. 2 класс, I четверть. База исследования: средняя школа №4 г. Саяногорска, 2 в класс. Учитель: Платонова Н. К. Апробация: результаты исследования сообщались на “Катановских чтениях-2000”, где нашей исследовательской работе было присуждено III место. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии из 67 источников, приложения.

    ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
    ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
    1. 1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Следуя цели и задачам нашей дипломной работы, мы рассмотрим воззрения разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это мышление; определим те, на которые будем основываться в своем педагогическом эксперименте.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином “креативность”. В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е. П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта– как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового. Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:

беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени; гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую; оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов; любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире; способность к разработке гипотезы;

ирреальность – логическая независимость реакции от стимула; фантастичность –полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу; способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

    и так далее.

Е. П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе; точность выполнения заданий.

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. И. Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

С точки зрения Д. Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.

По В. Н. Дружинину, творческое мышление –мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческого мышления сводится, по Я. А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, В. Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением“побочного продукта”, который и является творческим результатом. Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Второй признак творческого мышления – спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело –оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

В качестве “ментальной единицы” измерения творческости мыслительного акта, “кванта”творчества, Я. А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.

И. Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других. Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность– “они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую” [1 Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М. : Знание, 1974. – 64 с. , с. 10-17. ] .

Д. Б. Богоявленской была выделена (1983 г. ) единица измерения творчества, названная“интеллектуальной инициативой”. Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

В. А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;

способность к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами;

способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами; гибкость мыслительных процессов в математической деятельности; стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения; способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);

    математическая направленность ума.

Так же к творческому мышлению В. А. Крутецкий относит следующие “не существенные”компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

Структура творческого мышления представлена в формуле: “математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума” [2 Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М. : Просвещение, 1968. – 432 с. ] .

Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области.

Таким образом, творческое мышление –мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые мы будем основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса –это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе. На этих же показателях основаны тесты Е. П. Торренса на вербальное и невербальное творческое мышление, которые мы предлагаем использовать на первом этапе эксперимента.

Далее мы уделим внимание раскрытию проблемы развития творческого мышления и посвятим ей следующий пункт первой главы.

    1. 2. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

в психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) генотип–средового взаимодействие, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Мы в своей работе будем придерживаться 3 подхода, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.

Однако и этом подходе существует несколько направлений. В. Н. Дружинин, В. И. Тютюнина и другие считают необходимым для развития творческого мышления: отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца, регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения;

создание условий для подражания творческому поведению и планированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

    социальное подавление творческого поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.