бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьМетодика составления тестовых заданий по курсу "Механика" - (реферат)

Методика составления тестовых заданий по курсу "Механика" - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ рОССИйСКОЙ фЕДЕРАЦИИ
    Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
    ИНСТИТУТ ФИЗИКИ И ХИМИИ
    КАФЕДРА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ
    УТВЕРЖДАЮ:
    Заведующий кафедрой
    к. ф. - м. н. , доцент __________ НИЩЕВ К. Н.
    КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
    Методика составления тестовых заданий
    по курсу “Механика”
    Автор квалификационной работы: КОЗЛОВ А. А.
    САРАНСК 2001г.
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ
    1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
    КОНТРОЛЯ
    ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ОБЪЕКТИВНОЙ
    ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
    Организация тестирующих программ
    Технология создания компьютерных тестов
    КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ТЕСТОВ
    Надежность тестов
    1. 3. 2. Валидность тестов
    РАЗРАБОТКА ПАКЕТА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ

ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ “МЕХАНИКА ВЫВОДЫ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные технологии в последние годы прочно вошли в арсенал методов обучения. Сегодня уже совершено ясно, что решение проблемы улучшения качества, повышения активности и обеспечения индивидуализации обучения достижимо лишь на основе органичного применения компьютерной техники в учебном процессе наряду с традиционными методами педагогики. Информационные возможности и быстродействие современных ПЭВМ открывают неограниченный простор для педагогического творчества преподавателей, позволяя модернизировать старые и внедрять новые технологии и формы обучения. Анализ мировой педагогической практики позволяет выделить следующие классы педагогических программных продуктов: компьютерные учебники;

    обучающие программы;
    имитирующие и моделирующие тренажеры;
    электронные справочники, словари, энциклопедии;
    системы самоподготовки и самоконтроля;
    системы контроля знаний и тестирования.

Основными преимуществами компьютерных систем контроля качества знаний является их оперативность и технологичность обработки данных тестирования. Целью настоящей работы является создание методического обеспечения для допускового лабораторного контроля и текущей академической деятельности студентов по курсу“Механика”.

    1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    1. 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания студентов. Являясь важной частью процесса подготовки специалистов, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении, применительно к процессу подготовки специалистов, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность преподавателя и обучаемого. [1] Предмет педагогического контроля в ВУЗе - это оценка результатов организованного в нем педагогического процесса, то есть это процесс измерения уровня знаний студентов. Этот процесс основан на принципах метрологии, что позволяет выделить в нем следующие этапы: построение модели объекта измерения (состояния знаний обучаемого); разработка методики измерения;

    создание средств измерения (тестов, контрольных заданий);

построение измерительной шкалы и выбор плана контроля знаний. В зависимости от времени обучения педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. Текущий контроль мотивирует обучение в результате осуществления дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим студентам. Используются устный опрос, письменные контрольные работы, ознакомление с дневниковыми записями и документами, с текущими отчетами по учебной и производственной практике, с данными самоконтроля. Цель тематического контроля — оценка результатов изучения определенного раздела или темы программы. Осуществление этапного контроля, зачеты по разделам программы, степень готовности курсовых проектов, дипломных работ — задача рубежного контроля, в котором выявляются учебные достижения каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к изучению следующей части учебного материала. В текущем, тематическом и рубежном контроле целесообразно как можно шире использовать стандартные тестовые программы и технические средства, позволяющие каждому студенту самому выявить имеющиеся у него пробелы в знаниях и принять меры по их устранению. Итоговый контроль осуществляется преподавателем после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу и педагогов, и студентов. Здесь подводится итог изучения учебной дисциплины, выявляются индивидуальные достижения, Способности отдельных студентов углубленно изучать данный предмет. На старших курсах оцениваются результаты научно-исследовательской практики, дипломной работы. Заключительный контроль проводится обычно в составе комиссии, которая призвана коллегиально принять окончательное решение о результатах подготовки. Это относится к экзаменам при переводе студентов с курса на курс, к выпускным экзаменам, к защите диплома или дипломного проекта. Присвоение квалификации производится на основании решения государственной экзаменационной, комиссии. Выделяют четыре основные функции педагогического контроля в ВУЗе: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую.

Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки и принятие по итогам контроля управленческого решения. Педагогическая диагностика – это важнейшая часть научной системы педагогического контроля, которая непосредственно связана c процессом выявления уровня знаний, умений, навыков, воспитанности. Обучающаяфункция. Появление программированного обучения, а вместе с этим и программированного контроля знаний повлекло за собой существенное расширение функций контроля; последний стал органичной частью учебного процесса, незаменимым средством обеспечения обратной связи между студентом и преподавателем. Обучение стало дифференцированным в полном смысле этого слова: каждый студент приступает к изучению нового материала независимо от других только после освоения предыдущего. В случае неправильного ответа на контрольные вопросы он возвращается к повторному изучению тех разделов курса, которые оказались им неосвоенными. Тем самым индивидуализируется темп обучения: более способные двигаются быстрее, менее способные вынуждены прилагать дополнительные усилия для преодоления возникающих затруднений.

Организующаяфункция педагогического контроля проявляется в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса. В зависимости от результатов контроля принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий и консультаций, об оказании помощи неуспевающим студентам, о поощрении хорошо потрудившихся студентов и педагогов. Центральным организующим моментом педагогического процесса является активизация, под которой понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности студента в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике. Воспитывающаяфункция. Хорошо организованный педагогический контроль обладает хорошим воспитательным эффектом. Уже не раз отмечалось, что проверка помогает совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления. В учебно-воспитательном процессе все четыре рассмотренные функции, как правило, тесно взаимосвязаны. Например, семинары выполняют диагностическую, обучающую и воспитывающую функции, метод программированного обучения – обучающую, организующую и диагностическую; вместе с тем, имеются формы контроля, в которых четче проявляется та или иная ведущая функция. Так, зачеты, экзамены, коллоквиумы и тестовые проверки выполняют преимущественно диагностическую функцию. Это нередко расценивалось как недостаток. На самом деле монофункциональность метода часто оборачивается преимуществами в достижении качества контроля, быстроты, экономичности, более эффективного выполнения той функции, для которой тот или иной метод специально разрабатывался. [2]

    1. 2. ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ОБЪЕКТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ
    КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Тест —система заданий специфической формы, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности студентов.

Тестирование является одной из форм массового контроля знаний студентов, который осуществляет преподаватель после изучения ими всей программы учебной дисциплины. Тесты представляют собой задания, сформулированные в форме утверждений, которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или ложные высказывания. [3]

    1. 2. 1. Организация тестирующих программ.
    Возможны две формы организации тестов:

организация теста по принципу “выбери ответ из предлагаемых вариантов”обеспечивает относительно простой диалог с тестируемым и, как следствие, быстроту прохождения теста, так как не требует особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Следующее преимущество в простом критерии правильности ответа: совпадение номеров действительно правильного ответа на вопрос теста и ответа, данного тестируемым. Однако такая организация теста имеет и недостатки: наличие“скрытой” подсказки на вопрос – выбирать ответ гораздо легче, чем писать его полностью самостоятельно; организация теста по принципу “напиши правильный ответ”предполагает хорошую начальную подготовку испытуемого как пользователя персонального компьютера. Решение этих технических проблем может отвлечь испытуемого от предметной сути работы с программой. Таким образом, скорость прохождения теста во многом зависит от развития навыков работы за компьютером. Помимо этого, ответ на каждый вопрос теста может иметь различную степень подробности. [4]

    1. 2. 2. Технология создания компьютерных тестов.

Учебный процесс, как сложная система, включает в себя четыре составные части: учебный план, структуру и содержание курса, обучающую среду (педагог, средства и технологии обучения) и контроль образовательного процесса. Первые две части образуют педагогическую модель знаний предметной области.

Контроль обучения осуществляется путем оценки соответствия между педагогической моделью знаний и личностной моделью знаний обучаемого с помощью промежуточных и итоговых измерений уровней знаний, умений и навыков личностной модели знаний. Педагогическая модель знаний является, как правило, линейной структурой которую можно представить в виде совокупности последовательно взаимосвязанных модулей знаний.

Каждый модуль предполагает входящую информацию из других модулей и генерирует собственные новые понятия и свойства. Модуль может быть представлен в виде базы данных, базы знаний, информационной модели.

    Модульное представление знаний помогает:

организовать чёткую систему контроля с помощью компьютерного тестирования, поскольку допускает промежуточный контроль (тестирование) каждого модуля и итоговый по всем модулям и их взаимосвязям;

осуществлять наполнение каждого модуля педагогическим содержанием; выявлять и учитывать семантические связи модулей и их отношения с другими предметными областями.

Проектирование модели знаний играет важную роль для образовательного процесса. От этого, в конечном счете, зависит обучающая среда: преподаватель с его квалификацией и опытом, средства и технологии обучения, а главное– контроль обучения с помощью компьютерных тестов. Главная цель тестирования –обнаружение взаимного несоответствия этих моделей и оценка уровня их несоответствия.

Сложной задачей эксперта по контролю является задача разработки тестовых заданий, которые позволяют максимально объективно оценить уровень соответствия или несоответствия педагогической модели знаний и личностной модели знаний. Построение компьютерных тестов можно осуществить по следующим последовательным шагам:

    формализация экспертной целевой модели знаний;
    нисходящее проектирование тестового пространства;
    формирование и наполнение тестовых заданий;
    формирование полного компьютерного теста;
    тестовый эксперимент;
    выбор эффективного теста;

анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации. На рис. 1. 1 приводится схема создания теста. Множество тестовых заданий (тестовое пространство), согласно принципу исчерпывающего тестирования, вообще говоря, может быть бесконечным. Однако очевидно, что существует конечное подмножество тестовых заданий, использование которых позволяет с большой вероятной точностью оценить соответствие личностной модели знаний экспертным моделям знаний (полный тест). Важнейшим элементом в подготовке тестов выступает класс эквивалентности тестовых заданий.

Для создания тестов по предметной области существуют и разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие вырабатывать компьютерные тесты путём формирования базы данных из набора тестовых заданий.

В большинстве случаев тестовые оболочки (ТО) построены на принципах однозначного распознавания ответов тестируемого: выбор, шаблонный ответ, конструирование ответа.

Другим важным свойством ТО должно быть наличие возможности передачи результатов и протокола тестирования какому-либо статистическому пакету для дальнейшей обработки, что в некоторых существующих ТО представлено неполно. [5]

    1. 3. Критерии качества тестов

Научно обоснованный тест – это метод, соответствующий установленным стандартам надежности и валидности. Традиционно выделяются два основных критерия качества тестов. Первый из них связан с понятием точности измерений и известен, главным, образом, в виде понятия надежности теста. Качество педагогического контроля в вузе зависит не только от надежности используемых методов, но и от их валидности. Валидность теста —его пригодность для достижения поставленной цели: пригодность по содержанию, пригодность к применению в конкретных обстоятельствах, пригодность по какому-либо критерию или, что то же самое, характеристика его способности изучать то, что он должен изучать по замыслу авторов. [1]

    1. 3. 1. Надежность тестов.

Существует несколько практических способов определения надежности теста. Самый безупречный со статистической точки зрения метод определения надежности – это коррелирование двух параллельных тестов, созданных для измерения одного и того же свойства.

Суть корреляции состоит в том, что из полученной каждым студентом суммы баллов вычитается ровно то число, которое может быть угадано в соответствии с теорией вероятностей. Корреляция осуществляется с помощью соотношения:

    ,

где - скорректированный на догадку тестовый балл испытуемого; - число правильных ответов, полученных испытуемым в тесте;

    - число неправильных ответов;
    - число готовых ответов в заданиях теста.

Эта формула применяется к заданиям с одинаковым числом готовых ответов. Интуитивно наиболее понятный и простой способ определения надежности теста –это двукратное, по меньшей мере, использование одного и того же теста в той же самой группе студентов. Результаты обоих опросов анализируются с целью поиска корреляции между ними. Данный метод имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства заключаются в сравнительной простоте его использования, ясности основных посылок, лежащих в определении надежности, простоте расчетов. К недостаткам можно отнести неопределенность в выборе временного интервала между первым и вторым опросами. Этот интервал может колебаться от нескольких минут до нескольких дней, месяцев и даже лет. Надежность тестов достаточно просто оценить в гомогенных тестах. Однако, оценка надежности заметно осложняется в гетерогенных тестах. Осложнение вызвано главным образом некоррелируемостью (или слабой коррелируемостью) гомогенных тестов между собой. Соответственно ответы студентов на задания одного гомогенного теста, как правило, редко коррелируют с ответами на задания другого. Отсутствие же корреляции мешает всякой надежде на мало-мальски заметную надежность теста в целом. Все методы оценки надежности теста основаны на разных теоретических положениях, но все они призваны ответить на один и тот же вопрос –насколько точны проведенные измерения? Само понятие "точность" в каждом случае оценки приобретает несколько отличающийся смысл.

Имеются, по меньшей мере, два источника погрешностей, мешающие говорить об абсолютной надежности теста. Первый источник связан с выборкой испытуемых. Вряд ли можно найти две такие выборки, в которых тестовый опрос был бы одинаково надежным. Скорее всего, значения варьировали бы от выборки к выборке в некоторых пределах в соответствии с законом нормального распределения. Уже одно это призывает к осторожности в интерпретации коэффициента надежности. Вместо выражения “надежность теста” мы вынуждены использовать другое, более точное – "полученная в данной выборке оценка надежности теста". Второй источник погрешностей –в формулировании и отборе заданий. Если мы примем небезосновательное предположение о детерминации (в статистическом смысле) или, иначе, о зависимости конкретных результатов измерения от истинных, присущих данным испытуемым в идеальных условиях, то коэффициент надежности удобно интерпретировать как коэффициент детерминации. [1]

    1. 3. 2. Валидность тестов.

вотличие от надежности, определение которой сводится к выбору одной из множества расчетных схем, обоснование валидности теста представляет собой задачу методологического характера. Как и обоснование любой деятельности, процесс валидизации начинается с уточнения цели и конкретных задач педагогического контроля. Если ставится цель проверить знания студентов по какой-либо дисциплине и при этом не важно, каким методом это надо будет сделать, то легко понять, что эта цель может быть достигнута посредством использования зачетов, экзаменов, курсовых и дипломных работ. Эти и другие методы неравноценны с точки зрения объективности и качества оценки, и потому вопрос о валидности легко переводится в прагматическую плоскость оценки сравнительной пригодности того или иного метода для достижения поставленной цели.

Тест может быть валидным, если помимо прочих требований средние результаты соответствуют большей части студентов, а сами данные распределяются по нормальному закону. Если это условие не выполняется, то тест считается невалидным с точки зрения соответствия стандартам распределения. Именно отсюда возникает стремление разработчиков тестов добиваться нормальности распределения за счет варьирования числа легких и трудных заданий.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.