бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьНаблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы - (курсовая)

Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Московский государственный открытый
    педагогический университет
    им. Шолохова
    Дефектологический факультет
    Кафедра олигофренопедагогики и логопедии
    Наблюдения за изменениями в природе
    и ведение календарей природы
    в младших классах
    вспомогательной школы
    Курсовая работа
    по методике преподавания естествознания и географии в СОКШ
    Студента 4 курса
    Вечернего отделения
    Совы Григория Владимировича
    Научный руководитель: Профессор Лифанова Т. М.
    Москва – 2001
    Оглавление:

Введение ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 3

    Основная часть:

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 4

Глава 2. Знакомство нормально развивающихся детей с изменениями в природе... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 7 Роль курса природоведения в младших классах... ... ... 11

Глава 3. Знакомство умственно отсталых детей с изменениями в природе ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 13

3. 1. Дидактические игры – как средство обучения ... ... ... . 20 3. 2. Ведение календаря природы в младших классах вспомогательной школы. Его значение ... ... ... ... ... ... ... ... 22

3. 3. Внеклассная работа в младших классах ... ... ... ... ... ... 28 3. 4. Уголок живой природы... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 30 Заключение... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 32

Использованная литература ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 33

    Введение

Данная тема курсовой работы актуальна в условиях обучения как нормальных (в интеллектуальном отношении) детей, обучающихся в общеобразовательных школах, так и обучения умственно отсталых детей, которые в силу недостатков в своем развитии не способны усвоить программу обучения нормы и вынуждены заниматься по специальной программе во вспомогательных школах 8 вида.

Курс природоведения, по своей значимости для умственно отсталых детей, можно поставить наряду с такими предметами как математика, русский язык, развитие речи и другими, так как именно этот курс позволяет детям получить первоначальные понятия об окружающем их мире, формирует у учащихся определенные понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывает в детях любовь к природе и своей Родине, формирует у них бережное отношение ко всему живому. Особую роль в курсе природоведения играет ведение календаря природы, который преподносится в наглядной и доступной форме, так как он позволяет формировать представления детей о смене времен года, позволяет развивать эстетические чувства и чувство прекрасного, позволяет учителю наглядно делать обобщающие выводы. У умственно отсталых детей особенно страдает мышление и такие его операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Главная цель обучения во вспомогательной школе –коррекция нарушенных функций. Курс природоведения позволяет проводить коррекционную работу, а главное корригировать мышление таких детей, память, внимание, развивать речь, воображение и наблюдательность, воспитывать любовь к природе, а также воспитывать детей как личность. Но нельзя забывать о том, что такие дети никогда не достигнут уровня развития детей с нормальным интеллектом.

Кроме календаря природы необходимо вести дневник наблюдений. Это работа самостоятельная и каждый ученик должен вести свой дневник. Ведение дневника наблюдений помогает учителю выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка и на основе этого применять дифференцированный подход. Дневник наблюдений приучает детей к аккуратности, самостоятельности, практической деятельности. Трудно себе представить какими бы были умственно отсталые дети по окончании вспомогательной школы, если бы не было такого предмета как природоведение. Наличие этого предмета в программе вспомогательной школы позволяет решить множество проблем (образовательного, воспитывающего и коррекционного характера), которые описаны в данной курсовой работе.

1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей Прежде чем перейти к теме курсовой работы, необходимо выяснить, что собой представляют умственно отсталые дети и какие особенности психики данных детей необходимо учитывать учителю в его работе?

Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др. ) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. Исследования выше указанных ученых показали, что у умственно отсталых имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личность в целом. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем. Умственно отсталые дети приходят в школу, не имея усвоенных сенсорных эталонов. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. У учащихся общеобразовательной школы этого не наблюдается. Восприятие умственно отсталых школьников характеризуется: замедленным темпом (картинки хорошо известных предметов учащиеся узнают не сразу), сниженной подвижностью нервных процессов, сужением объема воспринимаемого материала (на одном и том же обозреваемом участке они обнаруживают гораздо меньше предметов, чем нормальные дети, то есть участок окружающего пространства воспринимается как сравнительно“пустой”). Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке, долго не могут уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными. Глядя на какой-либо объект, умственно отсталые школьники не стремятся основательно разобраться в его свойствах и особенностях; у них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и искаженными. Восприятием умственно отсталого ребенка необходимо руководить. Этим детям требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Характерно так же нарушение константности восприятия (узнавание предмета в разных плоскостях) из-за недостаточности аналитико-синтетической деятельности и отсутствия активности. Так, например, учащиеся младших классов не понимают явлений перспективы, не различают светотени, слабо дифференцируют промежуточные цвета и малонасыщенные цветовые оттенки. Для таких детей характерны трудности восприятия пространства и времени. Часто в девятилетнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Существенным препятствием в познании явлений и изменений в природе учащимися вспомогательной школы является характерное для многих из них (особенно в младших классах) отставание в физическом развитии (патологическая замедленность, нарушение зрительно-двигательной координации, расстройства мышечного тонуса, нарушение общей и мелкой моторики). Эти недостатки отрицательно влияют на воспитание детей, особенно во время проведения уроков. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала и не уловил главное, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. В результате нарушенного анализа они затрудняются определить связи между частями предмета; устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет; при анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов: выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфика операций сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез –а они нарушены. В итоге они проводят сравнение по несущественным признакам и часто–по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Мыслительные операции развиваются медленно и с трудом. Для мышления умственно отсталого ребенка характерна конкретность (ребенок во власти единичных образов), ригидность (плохая переключаемость с одного вида деятельности на другую), некритичность (дети не могут самостоятельно оценить свою работу). Они часто не замечают своих ошибок; как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи; у них позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Запоминание умственно отсталого ребенка замедленно, требуется много повторений. В процессе обучения запоминание может существенно улучшиться, но никогда не достигнет нормы. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения. Воспроизведение– процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Характерна незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания, что приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала (слабо развита опосредствованная смысловая память). У умственно отсталых чаще, чем у детей в норме, наступает состояние охранительного торможения, выражены недостатки внимания: сужение объема внимания, малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. С возрастом, под влиянием обучения и воспитания, объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но никогда не достигают нормы. Для успешного обучения таких детей необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается неточностью и схематичностью, так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны – формирование воображения идет на неблагоприятной основе. У умственно отсталых также отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др. ), у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, также снижена потребность в речевом общении. Также умственная отсталость проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей: недоразвитие эмоций, отсутствие оттенков переживаний, неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех–слезами и т. п. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику (патологические эмоциональные состояния– эйфория, дисфория, апатия). Учащиеся могут оставаться совершенно равнодушными к некоторым видам искусства. Иногда можно наблюдать у детей реакции, абсолютно неадекватные сложившейся ситуации. Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых–характерна слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость. Это отличительные качества умственно отсталых детей. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности. Психология деятельности глубоко изучена дефектологами Г. М. Дульневым, Б. И. Пинским и др. Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Умственно отсталые приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, “соскальзывают” на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей. Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых детей. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых учащихся. Психологи указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (пренатальный, натальный, постнатальный). Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений отмечается положительная динамика в развитии умственно отсталых детей. Но все же они никогда не достигнут уровня развития, характерного для нормы.

2. Знакомство нормально развивающихся детей с изменениями в природе

Природоведения как учебный предмет имеет большие возможности для образования и воспитания школьников. Образовательные задачи определены содержанием новой программы данного курса. Учащиеся начальных классов получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся с некоторыми производствами и трудом людей своей области (края), района, города, села. В содержание образования и воспитания данного курса входит непосредственное изучение детьми объектов природы путем проведения наблюдений, постановки опытов с растениями и животными, ознакомления школьников с трудовой деятельностью человека, а также практическое участие школьников в труде.

Природоведческий материал изучается учащимися уже начиная с 1 класса. При ознакомлении школьников с окружающим миром накапливаются и формируются знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их изменениях. Во 2 классе природоведческие знания расширяются, объекты природы изучаются в связи с сезонными изменениями, поэтому с многими явлениями в природе учащиеся знакомятся по временам года. Например, изучают растения в разные времена года. Особое место здесь уделяется наблюдению за изменениями в жизни растений осенью, зимой, весной. Программа 3-4 классов является прямым продолжением и развитием ранее полученных знаний, которые являются основой для усвоения естественнонаучных дисциплин в последующих классах. Поэтому содержание курса природоведения включает в себя элементы различных наук о растениях, животных, человеке, знания о поверхности Земли, ее недрах, почве, погоде, климате и др. Образовательные и воспитательные задачи в процессе обучения решаются комплексно. В единстве с обучением осуществляется всестороннее воспитание; оно включает в себя формирование у школьников научного мировоззрения; научно-атеистическое, патриотическое и интернациональное, экологическое и эстетическое, санитарно-гигиеническое, физическое и трудовое воспитание. Задачи, всестороннего воспитания: привить школьникам навыки культуры труда и любви к людям труда, познакомить с различными профессиями и на этой основе проводить профориентационную работу. Одной из задач воспитания является формирование научного мировоззрения. В содержании курса школьного природоведения заложены большие возможности для ее решения. Сообщая детям элементарные сведения о неживой и живой природе, о труде людей, учитель показывает, как взаимосвязаны объекты природы, какое влияние на природу оказывает трудовая деятельность человека.

Уже в 1 классе при изучении темы "Наша школа" проводится урок на пришкольном участке, где учащиеся знакомятся с изменениями в жизни растений осенью, а позднее убеждаются, что с наступлением холодов желтеют и опадают листья на деревьях, исчезают насекомые, многие птицы улетают на юг. В процессе дальнейшего общения с природой у детей накапливаются знания о том, что с наступлением тепла появляются новые листья, зеленеет и растет трава. Во 2 классе наблюдения за объектами живой природы продолжаются. На основе материалов экскурсий, кратких записей в "Дневнике наблюдений" устанавливаются взаимосвязи в неживой и живой природе. На конкретных примерах выясняется, какие сезонные изменения характерны для растений и животных в определенное время года. Знания об изменениях в природе учащиеся лучше усваивают в процессе проведения непосредственных наблюдений за растениями и животными. При этом очень важно учить детей самостоятельно выражать свои мысли, объяснять наблюдаемое явление. Понимание взаимосвязей в живой и неживой природе накапливается постепенно. В 3 классе при изучении данного курса учащиеся используют уже имеющиеся знания, полученные в процессе наблюдения за объектами природы. Школьники усваивают зависимость живых объектов природы от погодных условий и на этой основе устанавливают многосторонние взаимосвязи живой и неживой природы. Знания о взаимосвязях в природе позволяют учащимся самостоятельно делать выводы об изменениях в живой природе в зависимости от времени года. В 4 классе имеются большие возможности для формирования у учащихся научного миропонимания при изучении неживой и живой природы. На конкретных примерах показывается взаимосвязь целых экологических групп, например луга, леса, водоема, поля. Последовательное развитие знаний о природе, постоянное ведение "Дневников наблюдений" способствуют формированию у школьников убеждения в том, что развитие живой природы является закономерным явлением и вполне объяснимо. Содержание материала позволяет не только раскрыть перед учащимися основные закономерности изменений в природе, но и объяснить причинно-следственные связи и на этой основе придать каждому факту, процессу или явлению наилучшее истолкование и обоснование. Формирование научного мировоззрения тесно связано с осуществлением научно-атеистического воспитания учащихся, главная задача которого–научить детей правильно понимать и объяснять явления природы. Работу по научно-атеистическому воспитанию следует проводить на уроках, внеклассных занятиях по природоведению, в процессе общения учителя с родителями, индивидуально с учащимися, используя при этом разнообразные формы, методы и средства обучения, приобщая учащихся к самостоятельному осмыслению изученных явлений природы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.