бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьНравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - (реферат)

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. И. Герцена

Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения.

    Выпускная квалификационная работа по
    теме:

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

    студентки IV курса 2 группы
    дневного отделения
    Четвертных Светланы Ивановны
    Научный руководитель - к. п. н. , доцент Смирнова Р. Н.
    Санкт-Петербург
    1998
    ПЛАН.
    Введение. 3-5
    Глава 1. Теоретические основы проблемы
    нравственно-эстетического воспитания
    младших школьников на архитектурных
    образцах православных памятников Санкт
    Петербурга. 6-47
    Анализ психолого-педагогической,
    методической и искусствоведческой
    литературы. 5-17
    Исторический очерк. 17-32
    Роль учителя в ознакомлении детей
    с произведениями искусства. 32-35
    Глава 2. Основные задачи, гипотеза,
    методика и организация исследования. 35-44
    Подготовительный этап. 36-38
    Констатирующий эксперимент. 38-44
    Библиография. 44-45
    ВВЕДЕНИЕ.

Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания. Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.

Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса.

В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание школьников на архитектурных образцах православных памятников. В отличие от других - это совсем неизученная проблема. Раньше рассматривалась только историческая и, отчасти, художественная сторона русского Православия. Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону православной культуры. Сейчас возрождается традиции христианской религии, открываются церкви, вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию. Даже в некоторых обычных школах появились факультативы, занимающиеся изучением Христианства. Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравственно-эстетического воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности, поэтому религиозное воспитание надо рассматривать в контексте эстетического. Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности.

Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

В своей работе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-религиозное воспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства. В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с дворцами, великолепными городскими ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашем городе есть множество православных соборов и церквей. Хотя город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов других религий, Санкт-Петербург прежде всего православный город.

Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В отличие от малых городов, сел и деревень, школы нашего города могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у одного или нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эстетического воспитания. Таким образом нравственно-эстетическое воспитание детей на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - это достаточно сложная, ввиду ее мало изученности, но необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания.

    ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

1. 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С. А. Герасимов поясняет это так: “Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного....

В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти .... от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла”. 1 [1Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С. А. Герасимова. М. , 1983 г. Стр. 12. ]

Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте. Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, как отмечает С. А. Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выделяет два принципа: “…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой”. 2 [2 Там же. Стр. 13. ] На этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что“ нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической частью любого…воспитания”. 3 [3 Там же. Стр. 13. ] Мысль об эффективности комплексного нравственно-эстетического воспитания подтверждается и в статье А. Ф. Кузуба“Комплексное воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического воспитания”. 4 [4Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л. , 1989 г. ]

Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию. Б. Т. Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: “Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития нравственно-эстетического восприятия и формирования эстетического отношения к жизни”. 5 [5 Б. Т. Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. М. , 1985 г. Стр. 35. ] Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений. В современной литературе рассматриваются некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания средствами искусства на уроках. Н. А. Яковлева в своей работе “Искусство в школе будущего”1 [1Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л, 1985 г. ]поднимает проблему старого и нового подхода к нравственно-эстетическому воспитанию. Автор утверждает, что“ в сегодняшней массовой школе, ориентированной на использование искусства как средства обучения, из произведений искусства выхолащивается главное - его художественный образ. Старые программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненных имен, произведений и понятий), умений и навыков в рисовании, ограниченных рамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического творческого метода”. 2 [2 Там же. Стр. 17. ]

Таким образом у детей формируется адаптивно-научный подход к искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-эстетического воспитания происходит потому, что в старой системе учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока.

Школу Нового Н. А. Яковлева видит в создании новой системы педагогического процесса, где уровень воспитательной работы будет высоким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут интегрированы. О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишет И. А. Химик в статье“Организация самостоятельной работы на занятиях по мировой художественной культуре”. 1 [1 Там же. Стр. 21. ] Автор пишет: “В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обучению…пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов этого нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить интерес к предмету, организовать деятельность учащихся по добыче знаний”. 2 [2 Там же. Стр. 21. ] Автор предлагает новую форму проведения уроков типа “диалог искусств” с опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках. И. Л. Набок в статье “Идеологическое воздействие искусства как фактор эстетического воспитания личности”3 [3 Там же. Стр. 29. ] разрабатывает понятия “идеологическая функция искусства” и “идеологическое воздействие искусства”, которым, по мнению автора, не уделено должного внимания в исследованиях по нравственно--эстетическому воспитанию.

Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в новых школьных программах, отвечающих новым требованиям современной школы. Принимая во внимание межпредметные связи, нравственно-эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения искусства и литературы, так и через собственное творчество. Во многих школах существуют факультативы с эстетической и искусствоведческой направленностью: “История города”, “Искусствоведение”, различные художественные и музыкальные кружки. В них проводятся беседы об искусстве, музыке. Внеклассная работа так же может быть направлена на воспитание нравственно-эстетических потребностей. Нравственно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с восприятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т. д... Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности. Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др. , составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п...

Внутрисистемные отношения зависят от возраста, индивидуально-типологического склада, уровня художественной образованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и школьным образованием, информацией, получаемой от средств массовой информации и др... Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-эстетическим нормативам, критериям нравственно-эстетического вкуса.

Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру нравственно-эстетических потребностей. Возросшие способности в области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов личности в сфере нравственно-эстетических ценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной организации индивида. Сенсорный аппарат организма - это “входные”ворота, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов, чувство“хорошей фигуры”и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может, и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности.

“Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, которая является критерием истины”. 1 [1 Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М. , 1964 г. Стр. 104. ] Таким образом чувственное познание объединяет все психические процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия предметов и влияют на наши органы чувств.

Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.

Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи: наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его свойства; наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;

наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;

наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между предметами или между разными этапами явления.

Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Но это качество необходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у младшего школьника. Для развития наблюдения обязательно пройти все этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для младшего школьника: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки можно устранить, если вести систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим индивидуальный подход.

Некоторые особенности эстетического восприятия, характерные для младшего школьника.

Сфера нравственно-эстетического отношения ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все его мироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собой поверхностность его нравственно-эстетического отношения. Открывая мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного.

Несмотря на конкретно-сказочное восприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира дошкольника. На грани возрастов переоцениваются прежние ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Эти переходные процессы происходят и в сфере нравственно-эстетических отношений.

Несмотря на ряд положительных преобразований, в этом возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяет фотографичность, диффузность построения образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению. Если говорить о более конкретных видах искусства, например, об архитектуре и скульптуре то здесь младший школьник никогда не обращается к такому моменту, как выбор материала для произведения или какого-либо фрагмента здания в качестве его смыслового знака. Учитывая возрастные особенности, можно успешно в системе развивать ребенка как личность, поднимая уровень нравственно-эстетической воспитанности. Это можно сделать, обращаясь к произведениям искусства, тем более что мы живем в таком прекрасном городе, где нас на каждом шагу окружают великолепные образцы искусства: живописи, скульптуры и архитектуры.

Моя работа в большей степени посвящена архитектуре Петербурга, поэтому я, рассмотрев эстетические и психологические предпосылки восприятия искусства младшим школьником, обращусь непосредственно к восприятию ребенком архитектуры.

    ВОСПРИЯТИЕ АРХИТЕКТУРЫ.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.