бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьОпережающее обучение Софьи Николаевны Лысенковой - (курсовая)

Опережающее обучение Софьи Николаевны Лысенковой - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Гланое управление администрации Омской области
    ГОУСПО Омское педагогическое училище №1
    Омск- 2001
    Оглавление.
    Введение 2
    Глава I. Теоретические основы ценностных ориентаций 6
    1. 1. Теоретический анализ ценностных ориентаций. 6
    1. 2. Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника. 17
    1. 3. Проблема формирования ценностных ориентаций. 22

Глава II. Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов. 35 2. 1. Общие аспекты изучения ценностных ориентаций (из опыта исследователей). 35 2. 2. Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов. 53 Заключение 63

    Литература. 66
    Приложение 70
    Введение

Проблема исследования ценностных ориентацией у учащихся старших классов остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее.

Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А. В.  Мудрик, И. С.  Кон, В. М.  Кузнецов, И. С.  Артюхова, Е. К.  Киприянова, Н. А.  Кирилова, А. С.  Шаров и другие.

Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А. Н.  Леонтьев отмечал: “… - это ведущий мотив–цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни”. [26, с. 117].

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Именно ценностная ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение /Б. С.  Круглов, В. А.  Ядов и другие/.

Ценностные ориентации –сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее– ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. З. И.  Файнбург отмечает “чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности… сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре” [ ]

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что ценностные ориентации старшеклассников имеют различную направленность, в зависимости от пола регулируют их поведение.

Объектом исследования является мировоззрение старшеклассников, а предметом – их ценностные ориентации. В ходе исследования была поставлена следующая цель: выявление психологических особенностей ценностных ориентаций и прослеживание их изменений в зависимости от пола.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: Изучение теории и практики становления ценностных ориентаций. Подготовка исследования ценностных ориентаций у старшеклассников. Проведение исследования ценностных ориентаций.

    Проведение сравнительного анализа полученных данных.
    Формулировка выводов и рекомендаций.
    В исследовании нами были использованы следующие методы:
    Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Методика исследования психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения.

    Методы математического анализа данных.
    4. Метод экспериментального ориентирования.
    5. Метод наблюдения.

Для проведения исследования нами были выбраны следующие базы: I. ГОУ СПО Омское педагогическое училище №1.

    Адрес: 644048 г. Омск – 48.
    ул. Вс. Иванова 13.
    II. Омский колледж транспортного строительства.
    Адрес: 644020 Омск – 20.
    ул. Лобкова 17.
    Глава I. Теоретические основы ценностных ориентаций
    1. 1. Теоретический анализ ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации –это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. [5; с. 23].

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру “Общее - индивидуальное”, либо по параметру “реально действующее рефлекторно сознаваемое” в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [5; с. 35].

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и “философию жизни”. Ценностные ориентации–способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности–это прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

Немов Р. С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [32]. Е. С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [10; с. 322]. Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С. А.  Рубинштейном [38; c. 130-160]. Ценности охватывают жизнь Человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу.

Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный “горизонт видения”, и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека /Б. Г.  Ананьев, А. Г.  Здравомыслов, В. Н.  Мясишев, Б. Г.  Ольшанский, В. А.  Ядов/.

Осознавая собственны ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

В современной науке понятие “ценностных ориентаций” соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности [33; с. 51]. Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.

Педагоги, как представители человеческой культуры, направляют старшеклассников на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя они и понимают, что рынок делает свое черное дело и втягивает подростков и поток лжеценностей.

Ценностное отношение –это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира. Когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека. Сам объект не всегда осознает личностную иерархию ценностей, меру значимости их для своей жизни. Столь же трудно это сделать и педагогам, старающихся прослеживать духовное становление подростков. Принято считать что экстремальная ситуация выявляет истинные предпочтения и ориентир. Но если учитывать, что в таких ситуациях часто нарушается психоравновесие человека, то они (экстремальные ситуации), пожалуй, не могут служить окончательной проверкой. Хотя, может быть, дело не в хитроумных способах обнаружения и фиксации ценностных ориентаций, а в динамичности отношений, которые как текущая река, не позволяют войти в себя дважды. Однако ценностные ориентации проявляют себя ежеминутно, только контролировать человеку производимый им выбор невозможно, так как он весь поглощен деятельностью и процессом взаимодействия с окружающей действительностью. Педагоги могли бы фиксировать реальные предпочтения и ориентиры учащихся в ходе событий и, прослеживая их пространство, делать определенные психологические выводы. Правда, при этом педагогам необходимо уметь видеть отношения, предпочтения там, где внешне их как бы не существует. Вслушиваясь и вглядываясь в поведение старшеклассников, педагоги обнаружат духовные ценности предпочтения. Проживание этих предпочтений составляет содержание жизни человека. Углублению понимания сущности ценностных отношений поможет сопоставление категорий “ценность” и “цена”, разведем эти понятия я на разные полюсные точки; рассмотрим ценность в противоположность цене. Цена–это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому она материальна, вполне определена и имеет предметную, доступную ощущениям (то, что можно потрогать, понюхать, увидеть и так далее) субстанцию. Ценность то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценности духовны, не имеют предметной субстанции, ощущениями ее не обнаружить. Пушкинское: “Не продается вдохновение, но можно рукопись продать” - предельно точно очерчивает границы цены и ценности. Для цены– сфера рынка, для ценности –душа. Ценность составляет содержание жизни человека: переживания, раздумья, действия, поступки. Взаимоотношения ценностные и лишены цены. Купить за определенную цену можно товар, но не человеческое чувство.

Понятие “ценность” широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности (О. Г.  Дробницкий, 1967; В. П.  Тугаринов, 1968). Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека (В. Н.  Тугаринов, 1968).

Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию “ценность”. Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.

Понятие “ценность” его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н. Ф.  Добрынин называет их “значимостью”; А. И.  Божович “жизненной позицией”; А. Н.  Леонтьев “значением” и “личностным смыслом”; В. Н.  Мясищев “психологическими отношениями”.

Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе–свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна. С. Л.  Рубинштейн говорил, что ценность –значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию–функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [38; с. 148].

Цена –это всегда нечто внешнее, распространенное за пределами субъекта, то, что приобретается из вне. Ценность располагается в самом субъекте, не приобретается, а рождается и функционирует благодаря усилиям субъекта. Поэтому обладать ценой достаточно легко: нужны только деньги, душа при этом не затрачивает сил. Цена исчерпаема, ценность же свободна от закономерностей, она не уничтожима и не исчерпаема. Можно уничтожить носителя ценности, но не саму ценность. Цена заменима: всегда найдется товар, который превосходит другой товар по качеству, способный вытеснить предшествующий. Ценность же не заменима: чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется, взгляд, брошенный тебе как поддержка не имеет другого дубля. Тютчевское: “Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется” - это как раз об уникальности и незаменимости мига ценностного проявления.

Подытоживая разведенные понятия, мы можем утверждать: цена –мир не свободы, борьбы за выживание, мир призрачного счастья, постоянное беспокойство за его потерю; ценности–мир свободы, творчества, игры, человеческих сил, автономии и независимости от случая, мир постоянного духовного обогащения. Достаточно удивительно то, что столь разительные различия тесно переплетаются в практической жизни, но еще большего удивления заслуживает то, что люди часто выбирают мир цены, несмотря на все преимущества ценностей. От чего это происходит. Найдем общее у этих двух разительно отличных явлений.

Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С. Л.  Рубинштейн указывал: “что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого”. /1976/. /с. 365/. И далее: “Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни”. У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишб при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания. [47; с. 42-48].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.