бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьОсновы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)

Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    - 2
     2СОДЕРЖАНИЕ
    Стр.

ВВЕДЕНИЕ........................................................................... 3 1. Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого

на процесс познания и обучения....................................... 7 2. Единство обучения и воспитания как условие целостного

педагогического процесса................................................ 23 3. Сотношение светского и религиозного в образовании.......... 33 4. Целомудрие как основа нравственного воспитания............... 53 5. Роль учителя в реализации педагогических принципов....... 72 6. Воспитательное влияние семьи на ребенка......................... 85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................ 104 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 113 .

    - 3
     2ВВЕДЕНИЕ

В наше время наблюдается неуклонно растущий интерес к духов ным основам православного воспитания. И это не случайно, посколь ку нельзя оставить без внимания тот факт, что христианство с мо мента его принятия нашими предками стало духовной доминантой жиз ни и оказало огромное влияние на способы постановки и пути реше ния педагогических проблем. Православная педагогика задала иной смысл воспитания, суть которого - дать личности ребенка раскрыть ся в полноте ее сил, осуществить то, что заложено Творцом в глу бине, в основе ее своеобразия и особенностей, выдвинула приоритет духовного над естественным.

Система русского православного образования и воспитания кор нями уходит в византийскую педагогическую традицию, видевшую смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в нас тавлении его на путь спасения, что возможно было достигнуть двумя способами: путем познания и образа жизни. Для наших предков, как отмечали К. Н. Леонтьев, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, "византизм не был мертвым грузом, а живым настоящего и будущего", не просто средневековой культурой, а вселенским феноменом. Православная пе дагогическая традиция Руси вобрала в себя византийскую, отбросив католический рационализм как нечто внешнее, рассудочное и обрати лась к внутреннему, направленному к Богу, идущему от сердца высшего и совершенного органа богопознания. Таким образом, насле дие Византии послужило ориентиром России в вопросах веры и соот ветственно педагогики;

В этом наследии ведущее место занимает один из образованней ших и авторитетных Отцов Церкви - Иоанн Златоустый. Труды святи

    - 4

теля представляют собой неисчерпаемую сокровищницу для педаго га-христианина и для обычного современного учителя или воспитате ля.

Много веков назад творения Златоуста были предметом чтения и письма, высоко оценивались нашими предками. Стиль изложения отли чается ясностью, естественностью, простотой, психологической приспособленностью к душевному состоянию читателей, богатством внутреннего содержания.

Не случайно среди сонма святых только трех Православная цер ковь называет вселенскими учителями - Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоустого. Вряд ли кто может сравниться с последним по высоте жизни, по силе слова, по способности донести до понимания каждого человека истины Священного Писания.

Для нас особенно важно то, что этот великий проповедник и писатель древней церкви довольно часто и во многих местах своих творений обращается к вопросам педагогики. Отметим, что исследо вания творений Иоанна Златоустого имели место до революции, но их трактовка не всегда понятна современному читателю. Необходимо но вое, более приспособленное нашему времени прочтение его трудов, что позволит обрисовать общую картину православного образования и воспитания, ответить на насущные вопросы педагогики прошлого и современности.

Исходя из вышеизложенного,  _темой . исследования мы предлагаем: "Православные основы педагогики Иоанна Златоустого".

 _Объект исследования . : педагогическая теория воспитания Иоанна Златоустого.

 _Предмет исследования:  . православные основы педагогики Иоанна Златоустого.

    - 5

 _Цель исследования . : раскрыть православный педагогический аспект творений Иоанна Златоустого, показать возможность исполь зования его педагогических взглядов в современной практике воспи тания и обучения.

     _Задачи исследования . :

1) Проанализировать философские и психологические взгляды Иоанна Златоустого на воспитание.

2) Рассмотреть специфику процессов познания, обучения, вос питания в трактовке Иоанна Златоустого.

3) Раскрыть педагогическую концепцию святителя Иоанна Злато устого с точки зрения ее использования в современном православном и светском воспитании и обучении.

 _Основные методы исследования:  . теоретический анализ творений святителя Иоанна Златоустого, святоотеческой, философской, психо лого-педагогической литературы, современных работ по православной педагогике; сопоставительный анализ, элементы герменевтики. В качестве источников использованы труды святителя Иоанна Златоустого "О воспитании", "Беседы на Книгу Бытия" (первый и второй тома), "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова", слово третье "К верующему отцу", а также ряд других посланий, бесед, входящих в двенадцатитомное собрание творений святителя, текст Евангелия и Апостольских деяний, работы по православной педагоги ке В. В. Зеньковского, Г. И. Шиманского, Г. Каледы, психолого-педаго гическая литература.

 _Научная новизна и теоретическая значимость . : педагогические представления святителя Иоанна раскрыты с учетом современного пе дагогического контекста, определены условия освоения и внедрения в современную педагогическую практику наследия святоотеческой ли

    - 6

тературы, прежде всего представленной творениями святителя Иоанна Златоустого.

 _Практическая значимость . : проведенного исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы в практике совре менных православных гимназий, школ; в курсе преподавания истории педагогики в высших учебных заведениях.

 _Апробация работы.  . Фрагменты исследования были представлены на студенческой конференции в ЕГПИ (апрель 1998 г. )

Работа состоит из введения, шести разделов, заключения и списка литературы.

    .
    - 7
    1. ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА
    ЗЛАТОУСТОГО НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Предварим наше исследование процесса познания и процесса обучения рассмотрением теории познания. С точки зрения современ ной педагогической науки теория познания связана с отражением объективной действительности в сознании человека. Познание су ществует как активность человеческой психики, направленная на приобретение знаний о законах развития материального мира. Актив ность человека носит осознанный характер, опосредуется целеполо ганием и самосознанием таким образом обучение ставит целью раск рыть и передать детям истину, сформировать научно теоретическое мышление.

Научная педагогическая концепция предполагает знание относи тельной и абсолютной истины. Относительная истина или, точнее сказать, истины оформлены в виде теории, раскрывающих процес раз вития чувственного мира. Как отмечает А. А. Радугин, - они (научные теории) формируют истину в каких-то исторических конкретных, при ходящих формулах, высказываниях, теориях. Развитие познания, с этой точки зрения, можно представить как длительный, непрекращаю щийся процес движения относительных истин, которые приводят к на коплению и обогащению человеческого знания. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных ис тин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой могут претендовать на роли истины [Радугин А. А. Философия. Курс лекции. - М. , 1996. - С. 230]. Так процесс познания в научном понимании представляет собой непрерывно движе

    - 8

ние: от овладения относительной истиной человек приближается к абсолютной истине, не достигая ее.

Познание и обучение взаимосвязаны, хотя каждый из этих про цессов имеет свою специфику. Процесс познания предполагает откры тие объективных истин и создание нового, а процесс обучения сосредоточение всех сил ребенка: духовных, интеллектуальных, эмо циональных, физических на основе знаний. Православная педагогика дает иную трактовку теории познания и, следовотельно, процессам познания и обучения. Коренное отличие состоит в понимании истины, которую необходимо раскрыть и присвоить. В христианстве нет отно сительной и абсолютной истин. Под истиной понимается не просто сумма абстрактных понятий; логических выводов, материальных объ ектов, это не какое-то человеческое состояние или мысль. Истина не может быть процессом или результатом человеческой деятельнос ти. Истина абсолютна: она имеет духовное, разумное, личностное начало "Аз есмь путь и истина, и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня, если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца моего, и отныне знаете Его, и видели Его. Видевший Меня видел От ца моего, ибо Я во Отце и Отец во Мне [Ин 14, 6-7, 9, 11], таковы евангельские слова Спасителя, позволяющие понять суть истины в христианстве.

Познание в христианской философии рассматривается шире неже ли обычное животное познание окружающего мира с последующим прис пособлением к нему. Христианское познание отвергает строгие рамки научного подхода, опирающегося только на чувственный опыт, то есть на то, что мы слышим, видим, осязаем и обоняем. В основе христианского вероучения лежит учение о двухприродности челове ка, о его душевно-телесном составе. Приоритетное место принадлежит

    - 9

душе. А высшее предназначение человека - подчинять желания тела желаниям души, созидать свою душу по образу и подобию Божию, стремиться жить по законам духа. Если человека рассматривать как творение Божие, его образ и подобие, то смысл человеческой жизни в Богопознании. Этот аргумент подтверждается тем, что подобное всегда подобным, а творение познается в Творце. Так познание в христианской педагогике трактуется прежде всего как Богопознание. Богословы, Святые Отцы обозначают Богопознание еще одним термином - откровение, то есть то что дается, открывается кем-ли бо и через что-либо. Различают общее, индивидуальное и естествен ное откровение. Общее познание совершается через людей и Священ ное Писание. Индивидуальное познание Бога встречается в единичных случаях и носит сверхъестественный характер. Индивидуальное поз нание происходит через посещение Богом, святыми.

Целесообразно будет остановиться на естественном Богопозна нии. Естественное Богопознание можно определить как стремление к присвоению знаний о Боге. Этот тип познания опирается на естест венные потребности человеческой души. Термин "естественный" взят из Священного Писания, где говорится: "Языцы не имущие закона, естеством законное творят", (Бог) сотворил весь род человеческий, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя он и не далеко от каждого из нас, ибо мы им живем и движемся и сущест вуем [Деян 17, 26-27] отсюда следует, что в каждом человеке зало жен Закон Божий, способность ощущать Бога и жаждать Его [Пс 41, 3] знание того, что Бог существует всеяно в нас естественным обра зом- говорит Иоанн Дамаскин [Точное изложение православной ве ры. - СПб. ,1894. - Кн 1. - Гл. 13. - С. 24)]. Закон Божий проявля ется в каждом человеке, но в разной степени. Даже люди неверую

    - 10

щие, "языцы" (язычники), как обозначают их строки Священного пи сания, имеют естественную потребность совершать добро, жить по законам совести, соблюдать заповеди, не будучи осведомленными в вопросах христианской веры.

Одним из компонентов естественного Богопознания является познание объективного материального мира. Этот аспект познания подробно рассматривается светителем Иоанном Златоустым. Под чувс твенным миром подразумевается окружающий человека мир живой и не живой природы. Объекты неживой природы - небо, звезды, небесные светила, земля, вода, живая природа - растения и животные. Объекты природы существуют не разрозненно, они взаимосвязаны и взаимо действуют между собой, динамичны: изменчивы, переходят из одного состояния в другое. Материальный мир развивается согласно опреде ленным закономерностям, которые доступны человеческому познанию. С одной стороны, это познание необходимо для реализации потреб ностей практической жизни. И это понятно, потому что человек жи вет на земле и совершенно естественно, что для него нужным явля ется знание для жизни или практическое знание. Однако христианс тво, признавая практическое знание как одну из первых форм челове ческого знания, не считает его единственным. Высшей формой позна ния является Богопознание, как мы уже отмечали ранее. Оно возмож но, по мнению светителя Иоанна через познание, идущее изначально от единичных творений, например, человек познает Творца, получая представление о солнце, "великом светиле. ".... Оно создано для уп равления днем. Оно делает день яснейшим, бросая лучи свои, как какие-либо молнии, ежедневно показывая во всем блеске свою красо ту, появляясь вместе с утром и пробуждая всех людей к исполнению своих дел.... Оно не только греет, но и сушит; и не только сушит,

    - 11

но жжет, доставля нам многую и разнообразную пользу. Говорю так и превозношу эту стихию не для того, чтобы ты, возлюбленный оста навливался на ней, но чтобы от нея восходил выше, и перенес свое удивление на Творца этой стихии. Чем большею представляется сти хия, тем более дивным является Создатель [свт. Иоанн Златоуст. Бе седы на Книгу Бытия. - VI. - С. 45].

"В самом образе творения открывается божественная приро да.... Смотря на сотворимое будем удивляться Художнику. Невидимая бо Его, говорит Писание, от создания мира творении помышляема ви дима суть [Римл 1. 10] - пишет святитель Иоанн. В природе нет ни чего бесполезного: животные: млекопитающие, пернатые, пресмыкаю щие, растения: плодоносные и бесплодные - создания Творца, су ществуют в природе для конкретной цели, занимают свое место в жи вом мире, жизнь одного творения неразрывно с жизнью другого и ни когда не нарушает гармонии его существования. Это одна сторона, или точнее дополнение к первой - приспособленность сотворимого к потребностям человека. В этой связи можно отметить эстетическое удовлетворение от восприятия красоты природы и "удивительную пользу.... , потому что из них мы приготовляем дома и многие другие удобства, способствующие нашему покою, да и вообще нет ничего, что бы создано было без цели, хотя человеческая природа и не в состоянии узнать цели всякой вещи, - и так как между деревами, так и между животными, одни годны нам в пищу, а другие для рабо ты. Да и звери и гады доставляют нам не малую услугу, и если кто захочет рассмотреть дело добросовестно, найдет, что и теперь, когда мы за преслушание первого человека, лишились власти над ни ми, много бывает нам от них пользы. Врачи, например, из них берут много такого. из чего составляют лекарства, полезные для здоровья

    - 12

нашего тела" [свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. С. 55]. От пользы и "от величества бо красоты созданий сравнитель но радоделатель их познавается [Прем. XIII, 5]. От единичных тво рений человек переходит к познанию связей между творениями, от части к познанию целого: от семени к цветку, от одного создания ко всему сотворенному. О Боге уже говорит всем и каждому весь ви димый мир, начиная с последней былинки и ничтожного цветка [Мф 6, 28, 30] до звездных миров. Итак, "один способ богосознания (дос тигается) через рассматривание всего творения", - утверждает свя титель Иоанн. Обозначим, что все созданное иначе можно назвать совокупностью всего сотворенного, вселенной.

Другой способ благопознания - самосознание. Суть его состоит в следующем: человек внешнего чувственного мира обращается к собственной душе и телу. Если взгляд на красоту неба возбуждает благомыслящего созерцателя к славословию Творца, то тем более ра зумное это животное, человек, размышляя о своем устройстве, о вы сокой чести, данной ему, о великих дарах и несказанных благодея ниях, может постоянно восхвалять Виновника возносить посильное славословие Господу - пишет Иоанн Златоустый, дополняя пророка Давида: Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Самопознание в христианском понимании связано с осознанием своего греховного состояния и с одновременным стремлением к восстановлению целост ной природы, обретению - образа и подобия Божия, познание перво образа

Один из путей самопознания - совесть. Совесть - это голос Божий в человеке, внутренний закон, благодаря которому "возникает у нас познание доброго и недоброго. Совесть - совершенно немате риальное чувство, "нелицеприятный судья", неумолкаемый обличи

    - 13

тель, восстающий, взывающий, упрекающий, показывающий тяжесть преступления. "Хотя бы учинивший грех и совершивший беззаконное дело успел укрыться от всех людей, - от этого судии он скрыться не может, напротив, всегда носит внутри себя этого обличителя, который беспокоит его, мучает, карает, никогда не утихает, но на падает на него и дома, и на площади, и в собраниях, и за столом, и во время сна, и при пробуждении, требует отчета в поступках. Вряд ли можно дать емкое пределение понятия - совесть. Совесть это не только антиматериальное, но и душевное, а скорее духовное качество человека. Это тот мостик, который связывает человека с Богом.

При прочтении трудов святителя Иоана и ряда других отцов Церкви мы встречаемся еще с одним понятием - "сердце. " Совесть терзает сердце" - пишет Иоан Златоуст. Так мы подошли к следующе му пути самопознания, который можно обозначить как очищение серд ца. Слово "сердце" уже с древнейших времен у греческих, римских еврейских и других народов означало не только физиологический ор ган, но и душу, настроение, взгляд, мысль, ум, убеждение. Священ ное Писание также представление о сердце как о центре телесной и душевной жизни. Сердце способно скорбить, веселиться, негодовать, быть гневным, завистливым, гордым, надменным, вмещать чувства любви, упования на Бога, сокрушения, кротости и смирения. Сердцем человек отзывается на впечатления из внешнего мира и на свои пе реживания. Кроме этого Священное Писание утверждает сердце как высший и совершенный орган богопознания, познания и восприятия духовного мира. В сердце находятся все познавательные силы души. Сердце обеспечивает связь со всем существующим. Естественно, что общение с Богом совершается именно в сердце [Мф. 5, 8].

    - 14

Сердце является органом проявления человеческого духа, слу жит основой богоподобной жизни и веры в Бога Но здесь важным яв ляется условие соблюдения чистоты сердца, так "блаженни чистии сердцем яко тии Бога узрят". Святитель Иоанн, объясняя эту (шес тую) заповедь блаженств, говорит, что "чистым сердцем Иисус Хрис тос называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собой никакого лукавства, или тех, которые проводят жизнь в целомудрии. Ибо для того, чтобы видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в этой добродетели" [свт. Иоанн Зла тоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 15 // Творе ния. - Т. 7. - С. 154]. Только чистому возможно познать Чистого, то есть Бога. Под очищением сердца понимается - искоренение зла, познание себя, своих грехов, памятование смерти, истинное смире ние и сокрушение, любовь к Богу и людям. По словам Иоанна Злато уста, "распахивая свое сердце, вы открываете врата Божии". Чистым сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей; а все вместе, слившись, так сказать, в едину добродетель", - говорит Симеон Новый Богослов [Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы, 82 // Слова. Вып; 2. - С. 532]. Таким образом, путь очищения сердца определяет способность человека к богопозна нию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.