бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПриемы обучения непроверяемым написанием на уроках русского языка - (диплом)

Приемы обучения непроверяемым написанием на уроках русского языка - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    - 2
    С О Д Е Р Ж А Н И Е
     ш1. 8

ВВЕДЕНИЕ............................................................................ 3 ГЛАВА I. ЛИНГВО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ

    ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
    § 1. Морфологический принцип как ведущий принцип

русской орфографии........................................... 7

§ 2. Орфограмма и орфографическое правило................ 11

    § 3. Основные виды алгоритмов, обучающих орфографии. 14
    § 4. Решение грамматико-орфографических задач на
    основе алгоритмических предписаний................... 21
    § 5. Методика использования разрешающих алгоритмов... 23

§ 6. Система работы по алгоритмам............................ 25

    § 7. Алгоритмы и программированное обучение............. 27
    ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
    ОРФОГРАФИИ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    § 1. Система уроков по обучению орфографии на
    различных стадиях свертывания алгоритма............ 38
    § 2. Организация экспериментальной работы по орфографии
    в начальных классах с применением алгоритмов

различных видов................................................ 44

    § 3. Изучение орфографических правил с использованием
    компьютерных программ, составленных на основе
    алгоритмических предписаний

(лабораторный эксперимент)............................... 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................... 60 ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 63 ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................... 67

С целью проверки эффективности обучения орфографии при помощи компьютерных программ нами был проведен лабораторный эксперимент по темам:

    1. "Непроизносимые согласные в корне слова".

2. "Употребление ь после шипящих на конце имен существительных".

Для эксперимента были подобраны дети 8-9 лет, обучающиеся в 3 классе по программе 1-3, в НСШ N6 г. Ельца.

К первой теме нами был разработан сценарий игры "Помоги утенку дойти до озера". Детям дается задание: помочь утенку добраться до озера, вставляя пропущенные буквы в данные слова. Угадывая каждое написание слова, учащийся помогает продвинуться утенку на один шаг. По окончании работы на экране появляется словесная оценка:

Эта работа помогает выявить уровень знаний учащихся, так как выполняют ее они самостоятельно, на этапе свертывания алгоритма до автоматизма.

К теме N2 нами был разработан сценарий игры "Автомобилист". Дети должны определить, пишется ли ь в предлагаемых им словах. При угадывании каждого написания слова, учащийся помогает проехать автомобилю на несколько метров. Если написание слова неверно, то автомобиль стоит на месте. По окончании работы на экране появляется словесная оценка:

Использовать эту программу следует при первичном закреплении правила, когда порядок действий еще не полностью усвоен.

Так как опыта в работе по компьютерной программе у учащихся не было, ребятам помогали студенты факультета ПиМНО ЕГПИ. В ходе эксперимента со студентами была проведена беседа, вывод из которой будет приведен ниже.

Перед началом работы с компьютерной программой в течении 3 минут был проведен инструктаж, во время которого дети познакомились с принципами работы на компьютере и общим содержанием своего задания.

Экспериментаторами и их помощниками был создан положительный эмоциональный фон, который помог детям освоиться в необычных условиях эксперимента, познакомиться с клавиатурой машины и особенностями работы с программой.

Результаты, полученные нами в ходе эксперимента, приведены в таблицах.

    ТАБЛИЦА 1.
    Время выполнения заданий по теме N1; оценки.

---------------------------------------------------------------- | Фамилии, имена | Непроизносимые согласные в корне слова

    | учащихся | Игра"Помоги утенку дойти до озера"
    | | время оценка время оценка
    | 1. Аброськина И. | 5мин. 5 4мин. 5
    | 2. Боев Р. | 15мин. 2 12мин. 3
    | 3. Макаренко М. | 11мин. 3 10мин. 3
    | 4. Моськин М. | 10мин. 3 7мин. 3
    | 5. Нестерова К. | 7мин. 5 5мин. 5
    | 6. Нестерова Н. | 10мин. 4 7мин. 4
    | 7. Панин С. | 12мин. 2 10мин. 3
    | 8. Рябцев С. | 11мин. 3 8мин. 3
    | 9. Смыкова Ю. | 13мин. 3 10мин. 4
    | 10. Цуцкин М. | 10мин. 3 9мин. 3
    | 11. Шишкова Л. | 12мин. 3 7мин. 4

---------------------------------------------------------------- |

Из таблицы 1 видно, что среднее время, затраченное в игре "Помоги утенку дойти до озера", в первый раз примерно 10-11 мин. , а во второй - 8-9 мин. , что находится в пределах допустимой нормы работы с электронно-вычислительной машиной с точки зрения психологии, физиологии и гигиены ребенка данного возраста. Кроме того, сыграли роль и положительная эмоциональная установка, заинтересованность самих детей, помощь и поддержка старших. Результаты работы детей по второй теме приведены в таблице N2.

    ТАБЛИЦА N2
    ----------------------------------------------------------

| Фамилии, имена | Употребление ь после шипящих на конце имен | учащихся | существительных. "Автомобилист"

    | время оценка время оценка
    | 1. Аброськина И. | 5мин. 5 5мин. 5
    | 2. Боев Р. | 9мин. 2 8мин. 2
    | 3. Макаренко М. | 7мин. 3 7мин. 5
    | 4. Нестерова К. | 5мин. 5 5мин. 5
    | 5. Нестерова Н. | 5мин. 5 5мин. 5
    | 6. Панин С. | 8мин. 3 7мин. 4
    | 7. Рябцев С. | 9мин. 2 8мин. 3
    | 8. Смыкова Ю. | 7мин. 4 6мин. 4
    | 9. Цуцкин М. | 7мин 4 6мин. 5
    | 10. Моськин М. | 9мин. 4 8мин. 4
    | 11. Шишкова Л. | 6мин. 4 5мин. 5

|-------------------------------------------------------- | Среднее время - примерно 6-7мин. , что находится в пределах допустимой нормы.

Сравнивая результаты таблиц N1 и N2, можно увидеть, что работа над темой "Непроизносимые согласные в корне слова" заняла больший объем времени, так как многие слова были трудными и некоторые дети не могли понять, от какого слова они образованы. Это такие слова, как чудесный, прекрасный, лестница, опасный, искусный.

Работа с алгоритмом не вызвала особых затруднений, так как ребята очень хорошо усвоили алгоритм данного правила и слова, используемые нами в сценарии, были знакомы детям.

В ходе экспериме была проведена беседа со студентами, помогающими детям в работе с компьютерной программой. Они были единодушны во мнении, что подобные занятия необходимы на уроках русского языка. Это расширяет кругозор детей, активизирует их познавательную деятельность. Ощущался переизбыток эмоций.

Таким образом, лабораторный эксперимент, проведенный нами, показал значимость и необходимость привлечения элементов работы с компьютером в начальной школе при обучении орфографии на уроках русского языка.

Работа по учебной компьютерной программе предусматривает постоянный контроль со стороны учителя, который должен направлять мысли учащихся, объяснять трудные места программы и контролировать порядок и правильность выполнения заданий.

Успешность выполнения заданий зависит также от того, насколько учащийся владеет знаниями, умениями и навыками, необходимыми для изучения данной орфограммы.

Этому может способствовать система компьютерных программ, которая позволит изучать материал последовательно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Данная система позволит устранить негативные моменты, присутствовавшие в эксперименте, где компьютерная программа была дана как единичный случай: устранит переизбыток эмоций, снизит время, отводимое на чтение заданий и работу с клавиатурой машины до минимума, так как у детей вырабатывается навык чтения с экрана дисплея и усовершенствуется умение пользоваться компьютером; устранит пробелы в знаниях, умениях и навыках, необходимых для усвоения правила, так как следующая программа будет введена лишь после полного усвоения ребенком программ предыдущих тем.

Замечание: распечатка компьютерных программ дана в приложении.

    - 3
    ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей задачей педагогической науки является совершенс твование планирования процесса обучения в целом и повышение эф фективности управления познавательной деятельностью учащихся. Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создание новой системы учебной работы, названной программирован ным обучением, одной из составляющих которого является алгоритми зация. В настоящей дипломной работе мы рассмотрим возможность применения в начальных классах алгоритмов при изучении орфографи ческих правил.

Но прежде всего необходимо отметить актуальность проблемы применения алгоритмизированного и программированного (компьютер ного) обучения.

В настоящее время наука и техника развиваются настолько быстро, что своевременное обобщение потока научной информации без применения кибернетических средств представляет значительную трудность.

Не менее сложным является сообщение учащимся знаний, так как их объем из года в год увеличивается, тогда как сроки и методы обучения остаются неизменными. В связи с этим все большее число преподавателей приходит к выводу о недостаточности традиционных способов обучения и необходимости их совершенствования на основе новейших достижений науки и техники.

В школах уже появились компьютеры, но этого недостаточно. Самый лучший вариант - оснастить подобным оборудованием каждый кабинет и включить элементы работы на компьютере в учебные прог раммы по всем предметам. Но для этого необходима техническая ба

    - 4

за. В настоящее время в начальных классах возможно использовать только элементы программированного и алгоритмизированного обуче ния при формировании орфографических навыков, так как большинство правил можно разложить в алгоритмическое предписание.

Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и составлении алгоритмического предписания. В таком случае они постигают смысл каждого шага алгоритма и легче запоминают после довательность шагов. При этом необходимо представить детям и зак репить путем повторений образец устного рассуждения по алгоритму. Для закрепления на письме орфографического навыка необходимо при произношении про себя (или вслух) алгоритмического предписания графически фиксировать его (стрелками, точками, выделением от дельных частей слова, подчеркиванием определенных букв). Для пол ной автоматизации орфографического навыка нужно выполнять опреде ленные упражнения при частичном и максимальном свертывании алго ритма.

     _МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Теоретический анализ методической литературы по проблемам исследования.

2. Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя в процессе обучения орфографии.

    3. Беседы с учащимися.

4. Анализ ученических работ и других материалов исследования. 5. Экспериментальная работа в начальных классах по определе нию эффективных способов применения алгоритмов при изучении ор фографии.

6. Лабораторный эксперимент по выявлению условий, в которых наиболее отчетливо реализуются преимущества компьютерного обуче

    - 5
    ния орфографии младших школьников.
     _ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Ознакомиться с концепциями современных методистов по ал горитмизации обучения.

2. Выявить теоретические основы и принципы методики формиро вания орфографических навыков с использованием алгоритмизации процесса обучения.

3. Выяснить сравнительную эффективность применения различных видов алгоритмических предписаний в процессе усвоения правил. 4. Разработать систему уроков по обучению орфографическим темам с помощью алгоритмов.

5. Определить возможности формирования орфографических навы ков учащихся с использованием компьютерных программ.

 _ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ . : разработать систему уроков, ориентирован ную на формирование орфографических знаний на этапе изучения и первичного закрепления правил, с использованием алгоритмизирован ного и программированного (компьютерного) обучения.

 _ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ . : содержание дидактического материала и способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению орфографических навыков с помощью алгоритмов.

 _ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ . : процесс формирования орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе в ходе алго ритмизирования и компьютеризирования обучения.

 _БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ . : Средняя школа - гимназия N 11 г. Ельца, Липецкой области, 3"Д" класс. Учитель - Яковлева Валентина Алек сандровна. Неполная средняя школа N 6 г. Ельца,

    - 6

 _ГИПОТЕЗА:  . Использование алгоритмов при изучении орфографи ческих тем в начальных классах будет способствовать формированию прочных навыков в том случае, если работа по применению алгоритма правила и алгоритма действия будет проводиться учителем система тически и доведена до автоматизма; а применение компьютерных программ будет активизировать учебную деятельность.

    - 7
     2ГЛАВА I. ЛИНГВО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ
     2ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
    § 1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
    КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Природу русской орфографии раскрывают с помощью ее принци пов: разные типы орфограмм подводятся под действие морфологичес кого, традиционного и других принципов, что помогает в выборе ме тодов и приемов обучения каждому конкретному типу орфографических явлений. Понять принципы орфографии - значит воспринять каждое ее отдельное правило как звено общей системы, каждую орфограмму уви деть во взаимосвязях всех сторон языка.

Каков же ведущий принцип русской орфографии? В отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного принципа русской орфографии: одни ученые (В. А. Богородицкий, А. Н. Гвоздев, А. И. Моисеев, Н. М. Шанский и др. ) считают морфологический (морфем ный, морфематический, фонемно-морфологический); другие (Н. Ф. Яков лев, Л. И. Зарецкий, М. В. Панов, Л. И. Булатова и др. ) - фонематичес кий (фонемный, фонологический).

"В сущности, между морфологическим методом понимания и груп пировки орфографических явлений и методом фонематическим нет про пасти. И тот и другой принципы во многих случаях легко объединя ются и приводят или к тождественным, или же к очень близким ре зультатам"[12, c. 16].

"Морфологический принцип заключается в том, что каждая зна чащая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание) пишется всегда одинаково, хотя произношение этой части слова в разных фо

    - 8
    нетических условиях может быть разным"[10, c. 12].

Морфологический принцип орфографии предполагает одинаковое написание морфем независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова. Сущность решения орфографической задачи по морфологическо му принципу состоит в том, чтобы и в искаженном произношении зву чащего образа слова узнать подлинный его образ, правильно пере дать его значение на письме.

Согласно морфологическому принципу орфографии, ключ к пра вильной передаче значения слов и словосочетаний на письме - в по нимании роли написания каждой морфемы, в первую очередь корня слова. Письмо по морфологическому принципу лишь внешне расходится с произношением: произносим [гот], [вада], [път'ин'ис'] - пишем "год", "вода", "подтянись". Написания по морфологическому принци пу сохраняют в буквенном составе морфемы, слова, словосочетания то исходное звучание, которое характерно для данного корня, прис тавки, окончания - любой морфемы. Решающую роль играет сильная позиция фонемы, что и определяет написание: для корня "год" - в словах "годик", "новогодний", "годовщина"; для корня "вод" - в словах "водный", "водник" (сильная позиция), "водовоз", "наводне ние" (слабая позиция) и пр.

Морфологический принцип помогает проверить и написание грам матических форм слова - безударные окончания имен существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов. Например, падежное окончание "-и" пишется в предложном падеже 3 склонения: "в тетради", "в ночи".

Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает в себя:

    - 9

1) понимание значения проверяемого слова или словосочетания, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, оп ределить падежную форму и т. д. ;

2) анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы - в корне, приставке, окончании, суффиксе, что важно для выбора и применения правила;

3) фонетический анализ, определение слогового состава слова, ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин;

4) грамматический анализ слова (словосочетания, предложения) - определение части речи, формы слова.

Но есть теория о фонологическом, или фонематическом, харак тере русского правописания. Наиболее последовательное и детальное изложение этой теории дано Р. И. Аванесовым и В. Н. Сидоровым, а так же А. А. Реформатским. Суть теории - в одну фонему включаются фоне тически обусловленные чередования звуков одной морфемы, причем основным видом фонемы признается звук сильной позиции, например, к фонеме а относятся звуки: а - - ъ в корне "сад": "сат" - "с ды" - "съд вот". Такое понимание фонем и послужило основанием для выдвижения фонематического принципа орфографии.

Другие представители этой теории не проводят такого разгра ничения фонематического и морфологического принципов; наоборот, эти термины понимаются ими, как конкурирующие.

В наиболее важных для орфографии отношениях морфологический принцип имеет явные преимущества перед фонематическим, и его сле дует считать основой нашего правописания. Что касается фонемати ческого принципа, то у него для такого признания недостаточно

    - 10
    данных, к тому же он опирается на спорную теорию фонем.
    Рассмотрим другие принципы русской орфографии.

Принято считать, что первоначально возникающая звуко-буквен ная письменность всегда бывает фонетической: каждый звук речи за писывается так, как он звучит. И в современном русском письме не мало написаний, где не возникает никаких расхождений между звуча нием и письмом: луна, мы, стол и др. В большинстве слов наряду с проверяемыми орфограммами остальные звуки обозначаются буквами по фонетическому принципу. В слове "вагон" звук [а] безударный, бук ва "а" пишется по традиции. Фонетические написания не вызывают у пишущего затруднений, поэтому обычно их просто не замечают, а сам принцип недооценивается, тем более, что фонетические написания не противоречат морфологическому принципу, они не ведут к неодинако вому написанию морфем. Но есть правила, которые опираются не на морфологический, а на фонетический принцип и которые противоречат морфологическому принципу. Эти правила вызывают затруднения. Это правила написания приставок. Приставки на "з" или "с" (из-, ис-, вз-, вс- и др. ) подчиняются фонетическому принципу, так как их написание соответствует произношению. Также и приставки раз-, рас-, рос- - под ударением "о", без ударения "а", т. е. как слы шится.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.