бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПроблемы русской национальной школы и изучения русской математики - (реферат)

Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    - 2

Проблема русской национальной школы наиболее важная и ее ре шение имеет первостепенное значение для всего нашего общества, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений нашей страны, их воспитания и духовного формирования, так как наши мо лодые современники должны не только обладать должным объемом зна ний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Бытовой материализм продолжает все больше давлеть над об ществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо лодом поколении качества во все времена отличавшие русский харак тер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Русская национальная школа призвана заботиться о формирова нии психологии ребенка, воспитании его в духе братской любви ко всем людям, школа обязана научить молодых людей умению различать зло, коренящееся в сердце человека.

Существует две тенденции для осмысления уроков в националь ной школе :

1) Онтимистическая , то есть российские мыслители всегда об ращали свое внимание на образование как на фактор возвеличивающий Россию. Прогрессивные деятели образования, известные педагоги России возвысились до государственно мыслящих граждан России. 2) Пессимистическая, славу отечеству приносили образованней шие граждане России, но во многих случаях образование развивалось вопреки государственным мужам .

Если русское общество еще живо и жизнеспособно, если оно та ит в себе семена будущего, то жизнеспособность должна проявиться прежде всего в готовности и способности учиться у истории, так

    - 3

как история - это не только хронология, но еще и жизненный опыт добра и зла, составляющие условия духовного роста. Но существует вопрос - есть ли у нас идеи и принципы русского образования, мо гут ли быть они сформулированы сегодня или в ближайшее время. Ис тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра зованию, но обращать внимание на образование лишь с точки зрения социологии и педагогики, недостаточно для сегодняшнего рассмотре ния теории образования, так как это не педагогический и не социо логический термин.

Образование - это прежде всего историко-культурный феномен, но и социально-педагогическая система, функционирующая по собс твенным законам. Образование - это уникальная система, в которой жили одновременно, общались, взаимодействовали люди разного воз раста, социального положения: дети, подростки, взрослые, школьни ки, дошкольники, учителя - от министра, ректора, до лаборанта. Смысл русской школы человек, его гармония отношений с миром, с самим собой, с другими людьми, его духовное становление, содер жание образования определяется его народностью, православием и наукой.

Народность - это отечественная культура, русский язык, род ная литература, отечественная история, география, родная природа. Православие - это не только отдельные уроки или лекции по религии, это построение процесса воспитания и обучения на идеях православия.

Наука - это учебные дисциплины, которые представляют основ ные отрасли научного знания. История развития отечественной и ми ровой науки, жизнь и деятельность выдающихся ученых, разумное со ответствие гуманитарным и естественным дисциплинам.

    - 4

Среди наук, которые обслуживают образование, особое место занимает педагогика. В последнее время она притерпела ряд серьез ных изменений. Сегодня важно понять, что педагогика обогащается разными языками и вырастает на основе христианства. Ушинский го ворил: "Для нас не христианская педагогика- есть вещь не мысли мая, деятельность без цели, без результатов впереди. " В последнее время не хватает исторически сложившихся терминов в науки психо логии, педагогики, философии, как личность, индивид. Сегодня есть потребность возвращаться к такой категории как человек, целостная составная, часть природы, от разумной жизнедеятельности которого устанавливается взаимоотношение общества и космоса, и если мы это поймем, тогда возвратимся к таким словам, как святость, совесть, стыд и многим другим забытым понятиям, без которых педагогика бе зумна, холодна, и тем самым поймем, что сознание и быт человека определяется не политической и экономической, не конституцией, а культурой, духовной жизнью, добрыми деяниями каждого.

Весь смысл возрождения русской национальной школы представ ляется борьбой за активное функционирование русской народной пе дагогики, так как именно она определяет глубинные процессы, про исходящие в духовно-нравственном мире русского человека, именно она показывает, что прошлое мудрее настоящего.

Особенностями русского народного воспитания - это естествен ность, непрерывность, действенность, изобретательность, именно в русской народной педагогике обобщается опыт, и вся духовно-нравс твенная жизнь концентрируется вокруг двух явлений человеческого существования - воспоминание и мечты, но народная педагогика тер пимо относится к другим народам, нациям, так как ей чужды расовые предрассудки, ирония. Понять народы можно только поняв истоки

    - 5
    формирования их национального характера.

Для возрождения русской национальной школы требуется разра ботка этно-педагогической концепции русской школы :

1) приоритетность русского языка, с сохранением высокого уровня изучения, владения, употребления;

2) замена или дополнение школьного курса истории историей народа;

3) учет национальных, интеллектуальных, художественных тра диций;

4) восстановление художественных промыслов, искусства, на родных праздников, игр, зрелищ, возрождение культуры воспитания; 5) меры по обогащению духовной культуры ( книги );

    6) фольклор;
    7) воспроизведение жизни русского народа с учетом традиций
    разных народностей, проживающих на территории страны;
    8) укрепление межнациональных связей.

В русской национальной школе должны учитываться традиции, движение жизни. Если говорить о русской национальной школе, то должны иметь в виду всю систему специализированного института об разования от яслей, школы, ВУЗа, и должны рассматривать этот спе циализированный институт образования в конспекте воспитывающих факторов: от семьи, средств массовой информации, улицы и так да лее.

Национальное воспитание - это воспитание добра, то есть ум как доброта, а доброта как ум, то есть любой ребенок рассматрива ется как прежде всего человек, гражданин.

    Сфера образования есть основа мировоззрения, национального
    - 6

самосознания и гражданского воспитания, источник духовного, ин теллектуального развития человека и народа в целом, и сообщества как духовной опоры государства.

Система образования в России не должна быть основана на оче редных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель создание системы обра зования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос сии через воссоздание русской национальной школы и на приобщении граждан к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система образования должна способствовать выработки преемственного мышле ния, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и откры тости ко всем другим системам и традициям. Данное образование предпосылка к формированию целостного видения многообразного ми ра. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуж дает человека с уважением относиться к чувствам других, так как безнациональный, нечуткий к трагедиям отечества и народа совре менный человек - это продукт безрелигиозного образования, и по этому на быстрый успех надеяться не приходится, но пытаться сто ит.

Все человечество кормится русской наукой, русскими достиже ниями, русской духовностью, но это все проходит незамеченным, многие русские люди уехавшие за рубеж, являются носителями самой высокой научной культуры.

Любая наука имеет две фазы. Одна - общечеловеческая, вторая фаза сугубо национальная. Приведу пример - русский космизм. Возь мем таких ученых как Циолковского, Федорова, ведь эти люди прони кали в науку со своей русской позиции, которая определяется вели

    - 7
    чайшей духовностью, контактом с народом.

Существует специальная комплексно-целевая программа "Разви тие", которая находит активное применение при создании и развитии русских национальных школ, наработанный материал пользуется боль шим успехом, так как в его содержание вошли программные статьи, научные разработки задач и перспективного развития русской нацио нальной школы, учебные программы и методики.

1. Информационное обеспечение: собраны документы, используе мые в учебно-воспитательном процессе, обобщения опыта, результатов творческой и исследовательской работы.

2. Работа с педагогическими кадрами: включение учителей в педагогический поиск и развитие на основе профессионального мас терства и педагогического творчества.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- формирование нового содержания образования, отвечающее требованиям современности и будущего;

    - модернизация учебного процесса;

- приобщение учащихся к цивилизованной традиции, предполагаю щей единство гуманитарного, естественно-научного и прикладного знания;

- раскрытие умственных, душевных и физических способностей, восстановление и приумножение душевности и нравственно-духовной силы;

- создание систематической школы усовершенствования челове ка;

- установление и укрепление "внешних" связей школы ( с роди телями, разными организациями, различными ВУЗами и так далее). 3. Особое место должно занимать диагностика результатов обу

    - 8

чения, так как цель исследования состоит в изучении уровня знаний и умений, навыков.

Обучение математике является одним из составных элементов обучения учащихся в русской национальной школе. При поверхностном наблюдении математика представляется плодом трудов многих связан ных индивидуальностей, разбросанных по континентам, векам и тыся челетиям, но внутренняя логика ее развития больше напоминает ра боту одного интеллекта, непрерывно и систематически развивающего свою мысль, использующего как средство многообразие человеческих личностей.

Любая деятельность, лишенная цели, тем самым теряет и смысл, но если сравнить человечество с живым организмом, то математика окажется непохожей на осмысленную, целенаправленную деятельность, она аналогична инстинктивным действиям, которые могут стереотипно повторятся, пока работает внешний и внутренний возбудитель. Не имея цели, математика не может выработать и представления о своей форме, ей остается в качестве идеала ничем не регулируе мый рост, а вернее - расширение по всем направлениям. Математика радикально отличается от других форм культурной деятельности, но ее объекты более абстрактны, поэтому в математике различимы зако номерности.

Математика - одна из древнейших наук. За долгую историю сво его существования она знала периоды расцвета и длительного зас тоя. Чрезвычайно расширились связи математики с другими наука ми. Грандиозны и разнообразны практические приложения математики, но этим не ограничивается значение науки математики. Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению.

    При обучении математики в школе особое место уделялось зада
    - 9

чам, особенно занимательным, так как считалось, что элемент зани мательности облегчает обучение. К занимательным задачам относятся задачи с интересным содержанием или интересным способом решения, математические игры, Задачи, касающиеся интересных свойств чисел или геометрических тел.

В XVI-XVII веках в России начинает появляться и распростра нятся рукописная математическая литература ( этого требуют меже вание и измерение земель, система податного обложения, градостро ительство и военное дело, развивающиеся торговые отношения, мно гие из этих рукописей перешли в учебники по арифметике и алгебре. Данные рукописи сыграли большую роль в распространении математи ческих и практических знаний, они явились той основой, на которой создавались современные учебники математики.

Перестройка государственной, общественной и культурной жизни страны подняла вопросы образования, требовались специалисты для создания армии, флота, развития промышленности и так далее, для распространения в стране математических знаний, для подготовки кадров нужны были учебники. Одним из таких учебников был учебник Магницкого.

Рассматривая тот или иной раздел систематического курса ма тематики в школе учащимся надо предлагать исторические задачи, а также интересные заметки о многих ученых.

История математического просвещения в нашей стране знает не мало славных имен, среди них имя Леонтия Филипповича Магницкого занимает особое место, следовательно, в русской национальной шко ле обязательно надо рассказать о его жизни и деятельности и пре доставить для решения многие его задачи .

    - 10
    Л Е О Н Т И Й Ф И Л И П П О В И Ч М А Г Н И Ц К И Й
    И Е Г О " А Р И Ф М Е Т И К А"

В семье крестьянина Осташковской слободы Тверской губернии Филиппа Теляшина в июне 1669 года родился мальчик, которого наз вали Леонтием.

Уже с детских лет Леонтий стал выделяться многообразием умс твенных интересов среди своих сверстников, он самостоятельно нау чился читать, писать. Желание знать как можно больше побудило Ле онтия изучать иностранные языки. В итоге упорных занятий он овла дел несколькими языками: латинским, греческим, немецким, итальян ским.

Основным же предметом самостоятельных занятий Леонтия Филип повича была математика, он тщательно изучал русские арифметичес кие, геометрические и астрономические рукописи XVII века. Это позволило значительно расширить его кругозор.

Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих, им заинтересовался и царь Петр I.

В России быстро развивались промышленность, торговля, осу ществлялась перестройка военной техники, стране нужны были обра зованные люди различных специальностей, Петр решил открыть ряд технических учебных заведений, но этому мешало отсутствие рос сийских кадров учителей и полноценной учебной литературы по физи ке, математике, техническим дисциплинам.

При встрече Леонтий Филиппович произвел на царя очень силь ное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными поз

    - 11

наниями. В знак почтения и признания достоинств Петр жаловал ему фамилию Магницкий.

В январе 1701 года появился указ Петра о создании в Москве школы математических и навигацких наук. В данной школе и начал свою учебную деятельность Л. Ф. Магницкий, одновременно он присту пил к созданию учебника арифметики. "Арифметика" Магницкого уви дела свет в январе 1703 года, она положила начало печатанию мате матических учебников в России, в дальнейшем Магницкий активно участвовал в публикации математической и астрономической литера туры, которая требовалась для новой школы.

В 1715 году в Петербурге открыли Московскую академию, изуче ние военным наукам перенесли в академию, а Московская же школа основное внимание стала уделять обучению учащихся арифметике, ге ометрии, тригонометрии. В это же время Магницкого назначили заве дующим учебной частью и старшим учителем математики Московской школы. В Московской школе Магницкий трудился до дня своей смерти, до октября 1739 года.

Магницкий умер, но остались его учебники, они предназнача лись не только для школы. В учебнике Магницкого использованы тра диции русских математических рукописей, но его труд не копирует рукописи, в нем значительно улучшена система изложения материала: вводятся определения, осуществляется плавный переход к новому, появляются новые разделы, задачи, приводятся дополнительные све дения. Магницкий стремился заинтересовать своего читателя изуче нием математики. Современники Магницкого очень ценили.

На протяжении полувека, до середины XVIII столетия, "Арифме тика" Леонтия Филипповича служила учебником для учащихся, Магниц кий на страницах своей знаменитой книги высказал пожелание: " И

    - 12
    желаем, да будет сей труд
    Добре пользовать русский весь люд".

Задачи из учебника Магницкого оказались весьма жизнеспособ ны, многие из них перешли в последующие учебники, и до настоящего времени они часто приводятся авторами арифметических и алгебраи ческих задачников. Эти задачи весьма интересны, они дают возмож ность почувствовать колорит и особенности языка той эпохи. Расс мотрим некоторые из эти задач.

    1. ТОРГОВЕЦ

Некий торговец купил 112 баранов старых и молодых, дав 49 рублей 20 алтын, за старого платил по 15 алтын и по 2 деньги, а за молодого по 10 алтын, сколько старых и молодых баранов купил он.

Примечание. Алтын равен 3 копейки, а деньга равна половине копейки.

    РЕШЕНИЕ: Х - количество молодых баранов,
    112-Х - количество старых баранов,
    15 алтын 2 деньги = 46 копеек
    10 алтын = 30 копеек
    49 рублей 20 алтын= 4960 копеек
    Получили уравнение 46*(112-Х)+30*Х=4960

решая уравнение имеем, что молодых баранов было 12, а старых-100.

    2. РАБОТНИК И КАФТАН
    Некий человек нанял работника на год, обещав ему дать 12
    - 13

рублей и кафтан, но тот проработал 7 месяцев, захотел уйти и поп росил достойной платы с кафтаном, а хозяин дал расчет 5 рублей и кафтан, сколько стоит кафтан?

РЕШЕНИЕ: если годовая оплата труда работника составляет 12 рублей и кафтан, то за один месяц он зарабатывает в 12 раз мень ше, а именно 1 рубль и 1/12 стоимости кафтана.

    3. СЛИВЫ

Двое ели сливы, один сказал другому: "Дай мне свои две сливы, тогда будет у нас слив поровну", - на что другой ответил: "Нет, лучше ты дай мне свои две сливы, -тогда у меня будет в два раза больше, чем у тебя". Сколько слив у каждого?

РЕШЕНИЕ: так как передача двух слив уравнивает число слив у собеседников, то у одного из них на четыре больше, чем у другого, если же человек у которого слив меньше отдает человеку у которого больше, следовательно разница увеличивается да 8 слив, поскольку второй человек тогда будет иметь слив в два раза больше, то у од ного из них после передачи будет 8 слив у другого 16 слив, следо вательно, до передачи у одного из собеседников 10 слив, а у дру гого 14 слив.

    4. КОМУ ПАСТИ ОВЕЦ ?

У пятерых крестьян - Ивана, Петра, Якова, Михаила и Герасима - было 10 овец, не могли они найти пастуха, чтобы пасти овец, и говорит Иван остальным: "Будем пасти овец по очереди - по сколько дней, сколько каждый из нас имеет овец". По сколько дней должен пасти каждый крестьянин, если известно, что у Ивана в два раза меньше овец , чем у Петра, У Якова в два раза меньше овец, чем у

    - 14

Ивана, Михаил имеет овец в два раза больше, чем Яков, а Герасим вчетверо меньше, чем Петр ?

РЕШЕНИЕ: из условия следует, что и у Ивана и у Михаила вдвое больше овец, чем у Якова, у Петра в двое больше, чем у Ивана, значит, вчетверо больше, чем у Якова, но тогда у Герасима столько же овец, сколько имеет их Яков, общее число овец в (2+4+1+2+1)=10 раз больше, чем число овец у Якова, следовательно, у Якова 1 ов ца, у Ивана и у Михаила по 2 овцы, у Петра 4 и у Герасима 1 овца.

    5. ЧЕРЕЗ СКОЛЬКО ДНЕЙ ВСТРЕТЯТСЯ ПУТНИКИ ?

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.