бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПсихологический анализ самосознания личности подростка - (диплом)

Психологический анализ самосознания личности подростка - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Содержание
    Введение 2
    Глава I. Софья Николаевна Лысенкова. Педагог-новатор. 4
    §1. Идея опережения 4
    §2. Приемы обучения, используемые
    С. Н.  Лысенковой 11
    §3. “Мне учебник нужен как текст” 18

Глава II. Использование методики С. Н.  Лысенковой на практике. Опорные схемы. 25 §1. Классификация опорных схем. 25

    §2. Фрагменты уроков с использованием опорных схем. 29
    Заключение 35
    Литература 37
    ПРИЛОЖЕНИЕ I……………………………………...……. 39
    ПРИЛОЖЕНИЕ II………………………………...……...…. 45
    Введение

ЛЫСЕНКОВА Софья Николаевна (р. 1924), российский педагог, народный учитель СССР (1990), с 1974 учитель начальных классов средней школы N 587 (Москва). Разработала основы методики "перспективного обучения" учащихся начальных классов.

Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их исполнительские способности. Но нарастающая потребность общества в развитии творческих способностей людей все более и более ощутима и школа уже делает первые шаги в этом направлении. На это направлены и реформа школы 1984 года, и решение о введении курса по изучению компьютерной техники, и поиски учителей-новаторов - В. Ф. Шаталова, М. П. Щетинина, С. Н. Лысенковой и других, удивляющие нас раскрывающимися возможностями детей. Познания закономерностей развития творческих способностей является сдвигом развития детей в сторону БОЛЕЕ РАННЕГО, открывает огромные резервы способностей, которые не всегда достаточно хорошо развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Уделение большего внимания этой проблеме позволит ликвидировать перегрузку учащихся в школе, угрожающую сейчас их здоровью; освободит детям ВРЕМЯ для занятий теми важными видами человеческой деятельности, для которой сейчас его не остается, в первую очередь на производительный ТРУД, затем на спорт и на техническое и научное творчество; позволит резко повысить уровень школьной подготовки; поможет создать условия, при которых станет возможным развитие всех творческих сил человека. Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

В этом направлении и работала С. Н.  Лысенкова, предложив в итоге “идею опережающего обучения”, о которой и пойдет речь в данной работе. Глава I. Софья Николаевна Лысенкова. Педагог-новатор.

    §1. Идея опережения

На освоение темы одним детям нужно пять уроков, другим –пятьдесят. Исподволь, заранее подбираясь к будущей сложной теме, С. Н.  Лысенкова дает всем детям необходимое время для созревания мысли. При этом сильные дети получают возможность отвечать на вопросы, которые еще не изучались в классе, пользоваться интуицией, догадкой, отчего они быстро развиваются и не скучают среди более слабых детей, не отвлекают от работы, как это часто случается. Можно ли закончить с шестилетками программу начальной школы за три года вместо четырех? А с семилетками– за два вместо трех?

Искушенные учителя и родители горько усмехнутся: кому это надо? По восемь уроков в день, ничего, кроме школы и непомерной домашней работы для детей? А те, кому удалось увидеть это близко, просто возмутятся: “Видели бы вы этих учеников: сначала отбирают самых способных и здоровых, а потом и у них начинаются от перегрузок носовые кровотечения, обмороки. При этом тех, кто не справляется, приходится отсеивать, переводить в обычные классы, где проходят программу в общем темпе”.

Может быть, кто-то и называет это опережением, но сейчас речь идет не об этих амбициозных опытах, а о реальном педагогическом открытии народного учителя Софьи Николаевны Лысенковой. Полностью оно называется так: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом, а коротко – по ключевому, заметному даже непрофессионалу результату – опережение. Опережение Лысенковой –это не гонка вперед любыми средствами. Это не шесть часов на тему вместо отведенных по программе восьми, а как раз наоборот: значительное увеличение времени на прохождение каждой сложной темы!

Опережение Лысенковой –это не класс вундеркиндов, а самые обычные дети обычной школы без всякого отбора и отсева. Софья Николаевна умеет учить успешно всех, а классы коррекции считает преступлением против детей.

Опережение Лысенковой –это не загруженные школьными уроками и домашними заданиями с утра до вечера ученики. Это учеба, при которой дети, по словам самой Софьи Николаевны, могут и должны пользоваться всеми благами жизни в столице–музеями, театрами, спортивными секциями, музыкальным и художественным образованием–и просто гулять. У Лысенковой строгое правило: вторая половина дня принадлежит детям, и школа не должна на нее посягать.

    Но как? [3]
    Самое занятное занятие – управлять своим временем!

Открытию Софьи Лысенковой уже больше тридцати лет. В 1968/69 учебном году была введена новая программа–тогда четыре года начальной школы были сокращены до трех, арифметика стала математикой. Для многих этот переход от трудного к еще более трудному оказался непосильным. Все кричали о провале.

В это время в журнале “Начальная школа” уже лежала первая статья Софьи Лысенковой “Использование опорных схем на уроках математики в первом классе”. Это был шаг навстречу трудностям детей.

Казалось бы, парадокс: опережать, чтобы справиться с непроходимыми программами, чтобы не оставить позади отстающих.

Опережение, по Лысенковой, –это замена обычной и привычной линейной последовательности в изложении программы наложением тем. Всегда новая тема начиналась только тогда, когда завершена предыдущая: прошло объяснение, закрепление, проверка-контрольная, потом приклеивается следующая тема, потом еще–до тупика. В опережающем обучении к новой теме начинают подходить задолго до того, как придет ее час по программе, –по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям хорошо войти в новый материал. Для этого нужно 5–7 минут урока, хорошо – 10, а Софье Николаевне удается иногда выиграть и 15 минут. Сильные ученики пробивают трудный путь всем остальным, а к намеченной цели приходят все вместе. Девиз опережающего обучения: через знающего ученика учить незнающего.

Получается, что дети от урока к уроку учат друг друга. Важно каждого спросить в его время, и тогда отметки у всех будут хорошими, а к тому моменту, когда перспективный материал станет программным, его освоят все, всем хватит времени и внимания учителя.

Пять часов было в первом классе на сложение и вычитание с переходом через десяток. Надо объяснить, потренироваться, дать задание для самостоятельного выполнения. Это очень трудно. И для многих в классе тема оставалась неосвоенной. А это причина многих затруднений в старших классах. Учителя математики часто жалуются: дети не могут действовать с многозначными числами, потому что не владеют навыками сложения и вычитания с переходом через десяток. У Софьи Николаевны 60 уроков эта тема изучается только в перспективе, а потом еще четыре вместо пяти положенных по программе. В эти часы идет обобщение. И тут пяти часов оказывается даже много. Все ребята в классе активны: тема-то уже освоена.

Программное время экономится (по этой теме –1 час). Одна за другой перспективы дают значительное опережение в прохождении программы. Это время используется для закрепления, создания навыка–для развития быстроты реакции в устных ответах и в выполнении письменных упражнений.

Метод опережения экономит не только школьные часы, но и домашнее время ученика – на чтение и досуг. А главное – у учителя и ученика хорошее настроение, потому что дела идут успешно. Экономит он и время учителя. Когда-то проверка тетрадей занимала у Софьи Николаевны, как еще и сейчас у многих, 2, 5 часа в день. Но уже три десятка лет все иначе. Лысенкова тетради домой не носит, проверяет в школе 25–30 минут (в классе тридцать учеников). Для этого нужно только одно – чтобы почти не было ошибок. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что настроение играет для здоровья огромную роль. Ровное душевное состояние, уверенность в себе, удовольствие от каждого дня– когда утром хочется идти в школу, – так необходимо и учителю, и ученику. Успех –один из самых важных результатов опережающего обучения. Софья Николаевна повторяет: “Дети любят учиться, но важно уточнить: дети любят хорошо учиться”. От учителя зависит: путь к знаниям будет для ребенка серым и злым или розовым и добрым. Этот настрой остается с детьми при выходе из начальной в среднюю школу.

Опережение имеет варианты –от возраста учеников, от целей и направленности обучения, государственных и частных, задумок самого учителя.

Опережение Софья Николаевна прорабатывала и с восьмилетками (было и такое), и с семилетками, и с шестилетками и снова с семилетками. Классы называла разными буквами. Класс “Э”–класс эстетики. Кроме основных программных предметов дети занимались музыкой, изо, артистическим искусством, фольклором, английским языком. Все это входило в расписание, а время экономилось за счет опережения. В первом классе эшки учились совсем без домашних заданий

Класс “Я” (Я читаю, я считаю, я пишу) –это класс, который Софья Николаевна взялась готовить за год до школы: два урока по 35 минут один раз в неделю вместе с родителями. Подготовка– это был ответ Софьи Николаевны на веяния времени –повсеместное введение экзаменов при приеме в первый класс. Жалко было детей, хотелось им помочь поступить в любую школу, какую они с родителями выбрали, но для класса Софьи Николаевны выигрыш был иной: 1 сентября, когда дети пришли уже в большую, настоящую школу, на партах были учебники второго (! ) класса. Переход к глубокому опережению у яшек прошел более мягко, чем с классом “Э”. Большая перспектива – это связь между годами обучения, мостик в новый учебный год. Какие же темы выбирает С. Н.  Лысенкова для большой перспективы? По математике: из первого во второй год большая перспектива “Табличное умножение–деление”. Уже в первом классе эта тема полностью дается, но, конечно, только по первому кругу.

Из второго в третий –“Действия с многозначными числами: сложение, вычитание, умножение, деление”, все операции в пределах трехзначных чисел.

По русскому языку: из первого во второй –углубление, развитие темы “Безударные гласные в корне слова”, “Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова”. Нелишним Софья Николаевна считает углубление тем: “Мягкий знак разделительный”, “Двойные согласные”, “Предлоги”, “Связь слов в предложении”.

Годы обучения словно сворачиваются пружиной: первый учебный год за три четверти подает руку помощи второму, второй помогает третьему. Между начальной и средней школой тоже проложен мостик.

В третьем для пятого (по программе “1–3”) по математике в качестве большой перспективы –“Десятичные дроби”. В течение 40 уроков Лысенкова постепенно подводит детей к этой центральной теме пятого класса.

По русскому Софья Николаевна, оставила в третьем классе все, что было срезано в новой программе для разгрузки. Оставила тему “Сложное предложение”, взяла “Сложные слова”, оставила “Прямую речь”, “Наречие”, дети легко разбирают предложения по членам, обозначая названия второстепенных членов. Шестилетки, эшки, яшки, глубоко опережая, выдали к концу второго года обучения мостик в год и в третьем уже учились по пятому! Образовалась новая система, новое сцепление: в первом и по второму, во втором и по третьему, в третьем и по пятому.... в десятом и по одиннадцатому.

Как это помогает ребятам в средней школе, Софья Николаевна сама убедилась, когда по просьбе родителей перешла в 5 класс (в третий по пятому) со своим классом “Э”. В этом году эшки закончили школу, а должны были бы только переходить в 11 класс. При этом в 9 классе не потеряли ни одного ученика, все перешли в 10-й.

Обязательно надо еще раз оговориться, что опережение –это не бездумная гонка за счет спрессовывания детского времени ценой отставания слабых. Это гениальное педагогическое открытие–удивительно простое и одновременно сложное. Потому что, работая по этой системе, учитель не может приходить на урок неподготовленным, не может бездумно отбарабанить очередную тему, закрепить ее, опросить по ней. Учитель одновременно управляет приводными ремнями нескольких ближайших месяцев и даже лет обучения–ювелирная работа, вдумчивая. Кроме того, учитель творчески подходит к сегодняшнему уровню знаний каждого ученика: успех нужен каждому ребенку для продвижения вперед, и учитель об этом должен помнить.

Вес пятерок и четверок за перспективный и за закрепленный уже материал, конечно, разный. Но веру в себя нельзя отнимать ни у кого. И методика опережения позволяет это.

В последние годы Софья Николаевна стала применять десятибалльную систему оценок. Детям это нравится, они клюют на это. А все, что детям нравится, – это игра, помогающая в учении. Работая по системе опережения, учитель не может приходить на урок неподготовленным, ведь он одновременно управляет приводными ремнями нескольких ближайших месяцев и даже лет обучения– ювелирная работа, вдумчивая. [3] §2. Приемы обучения, используемые С. Н.  Лысенковой

.... Как мы работаем с первоклассниками? Весь первый год мы учим их находить противоречия и разрешать с помощью волшебной палочки - идеальности. [6] Благодаря перспективному обучению удается значительно сэкономить время. В результате создается общее опережение в прохождении программного материала. Четко вырисовываются основные этапы работы по трудной теме. Первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы при комментируемом управлении. При ответах учитывается желание ребят. Активны в ответах на этом этапе, как правило, сильные ученики. Второй этап - работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Задается домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходит опережение, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены. Третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.

Контрольные работы по теме проводятся в программные сроки (вовремя! ) на фоне глубоко, всесторонне изученного материала. И главное, ни на одном этапе нет напряжения в работе учителя и учеников. С первой до последней минуты урока дети активны: с опорными схемами и без них, устно и письменно, под управлением и самостоятельно. Каждому ученику посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы! ). Так осуществляется дифференцированный подход у нас на уроках. И все 45 минут соблюдаем основной принцип - делать все обоснованно, аргументировано. “Доказываю, вспоминаю правило, проверяю”, - звучит голос отвечающего. Ни шагу без мысли!

В школе №587 (Москва) в классе учительницы Софьи Николаевны Лысенковой учатся необычно радостно и увлеченно и не только хорошо подготовлены (показывают хорошие знания), но и высоко развиты. В этой школе в 1979 году по новой методике была проверена эффективность “опережающего” обучения методики С. Н.  Лысенковой. Какую разницу в продуктивности работы покажет класс в сравнении с нормой? В 1-м "В" классе было 33 ученика, средний возраст их - 8 лет, а продуктивность их работы оказалась как у 9-летних. Значит, дети ее класса получили за год такое развитие, какое другие приобретают за 2 года. Второе такое измерение в 1984 году, но уже в 3-м "В" классе С. Н.  Лысенковой поразило еще больше: 23 ученика, средний возраст которых был 10 лет, показали такую продуктивность, на какую способны дети в 12, 5 года. Значит, можно не менее чем вдвое быстрее развивать "творческий компонент" способностей. Значит, современная методика работы в начальной школе может быть усовершенствована и весьма значительно. [7].

Жаль только, что меру этого совершенства никто больше не измеряет и удивительные успехи учительницы С. Н. Лысенковой известны немногим. Дети-дошкольники имеют большую возможность решать "новые" задачи, которым их не обучали, так как могут находить их в жизни, особенно в тот период, когда взрослые еще не могут давать им объяснения (так как дети не умеют еще говорить). Они располагают для этого и достаточным свободным временем, и поэтому ранний расцвет их творческих способностей встречается нередко. Но стоит им пойти в школу и начать систематическое обучение, как количество "новых" задач резко сокращается. В школе ни одному учителю не придет в голову мысль дать задачу, не объяснив предварительно, как ее решать. Значит, в школе ребенок почти не встретит задач, способных продвинуть его в развитии творческих способностей, а свободного времени у него становится все меньше и меньше, пока к старшим классам его совсем не остается. Значит, поступление в школу и переключение на усиленное формирование исполнительских способностей неизбежно приводит не только к остановке, но и к угасанию ярко вспыхнувших творческих способностей. Проблемное обучение, которое способствует в какой-то мере развитию творческих способностей учащихся, только начинает разрабатываться, и его значение в школе пока мало ощутимо.

А как объяснить многочисленные факты, когда младшие по возрасту дети обгоняют в развитии своих старших братьев и сестер, или что получается, если дети разного возраста попадают в одинаковые условия? Если условия благоприятны для развития - младшие выигрывают больше старших. Вот примеры этого. Сережа и Саша Беленькие в один год поступили в 5-ю школу Киева, хотя Сережа на два года моложе. Уже в 3-м классе стало заметно превосходство младшего, а в 4-м он значительно ушел от брата. Жора Агзамов, одиннадцатилетний ученик 1-й алмалыкской школы Ташкентской области, стал чемпионом города Алмалыка по шахматам. В соревнованиях, в которых принимали участие перворазрядники, он набрал 16 очков из 17 возможных.... На очко меньше юного чемпиона набрал его старший брат Валерий. Х. Р. Капабланка в 4-летнем возрасте с одной партии научился правилам игры в шахматы. Экс-чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили с пяти лет играла в шахматы с отцом и пятью старшими братьями. Условия для развития способностей, видимо, были в семье примерно одинаковые для всех, но высших результатов достигла младшая - Нона. Эти последние факты, видимо, нельзя считать строгой закономерностью, потому что, кроме возраста, на весь ход развития влияет еще и напряженность деятельности, а это уже продукт увлеченности самого ребенка. Суть проблемного обучения в том, что преподаватель наводящими вопросами помогает ученику самостоятельно решить проблему, сделать некоторый вывод и т. п. , а не дать в готовом виде. Но каждый раз преподаватель, зная результат, подводит к нему ученика. Никакой закономерности в постановке вопросов нет. А задача состоит в том, чтобы ребенку дать метод, с помощью которого он мог прийти к результату, которого и учитель не знает. Учителя такого не могут, а у нас есть аппарат, с помощью которого это можно сделать, - ТРИЗ. В частности, методика решения исследовательских задач. Какая бы ни была исследовательская задача, вопросы, которые необходимо задать для решения, одинаковы. Этим вопросам и надо научить ребенка. Иначе проблемное обучение превращается в метод проб и ошибок.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.