бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПедагогический контроль за физической подготовленностью школьников - (диплом)

Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

Ростовский – на – Дону Государственный педагогический Университет

    Институт Физической Культуры
    Кафедра “Теоретических основ физического воспитания”
    ДИПЛОМНАЯ
    РАБОТА

“Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников” (на примере учащихся школы №92 г. Ростова-на-Дону)

    Студента V курса
    Черняева Владимира Александровича
    Научный руководитель:
    Кандидат педагогических наук,
    доцент Рябцева Е. Н.
    г. Ростов – на – Дону
    2000 год
    ПЛАН ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
    Введение …………………………………………………………. стр. 3-5

Обзор литературы по физической подготовлен-ности…………………………………………………………...стр. 6-17

    а) Общая физическая подготовка
    б) Специальная физическая подготовка

Задачи, методы и организация исследова-ния…………………………………………………………...стр. 18-21 Физическая подготовленность учащихся школы №92…стр. 22-23

    Результаты обследования и их обсуждение……………. стр. 24-38

а) Анализ результатов физической подготовленности в процессе возрастного развития……………………………………...стр. 24-28

б) Разработка программы направленных педагогических рекомендаций и физической подготовки учащихся школы №92…………………………………………………………стр. 28-38 Выводы и предложения………………………………….... стр. 39-41

    Указатель литературы……………………………………. стр. 42-43
    ВВЕДЕНИЕ.

В “Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся” на период до 2000 года , подчеркнуто значение охраны здоровья детей и подростков, как важнейшего условия оздоровления всего населения.

Реализация реформы общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся, ее характер и масштабность потребуют значительного времени. На ближайшие годы первостепенным станет совершенствование действующих форм школьной физкультуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.

Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания с 1-11 класса должен быть “физически совершенный” человек.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.

К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров–разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.

Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием организма, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме детей. Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.

Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков.

Например, чем лучше у подростка будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее будет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. То же можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства. Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки.

I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

Под “физическим совершенством” прежде всего понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность.

Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос о физической подготовленности в процессе возрастного развития школьников. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку.

Специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью, например, футболиста, подготовка водолаза, пожарника, лыжника, гимнаста, конькобежца и т. п. Общая физическая подготовка включает в себя уровень знаний и навыков. В процессе формирования двигательных умений и навыков развиваются физические качества: ловкость, скорость, выносливость, сила и др. Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности–это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов.

Знание возрастного развития основ движений должно способствовать улучшению методики работы со школьниками.

В настоящее время уже накоплены объективные данные о возрастном развитии физических качеств (Б. А. Ашмарин, 1979, В. П. Богословский, 1984; В. к. Бальсевич, 1988; и др. ), но еще мало исследований, посвященных развитию движений, прежде всего основных, начиная с 1-го класса и кончая выпускниками средней школы.

В последние годы есть общественное мнение, что в нашей стране требуется оценивать работу по физической культуре в школе не только по “кубкам”, “грамотам” и различным призам, завоеванным в спортивных соревнованиях, а оценивать постановку физического воспитания в школе по данным физической подготовленности всех учащихся, их состоянию здоровья и физического развития. Особое внимание к физической подготовке учащихся средней школы привлекается в настоящее время. Оценка здоровья и физического развития школьников не вызывает больших трудностей, так как врачи, медицинские работники время тратят немного, имеют подробные инструкции и указания Министерства здравоохранения поэтому поводу. Оценка же физической подготовленности школьников крайне затруднительна. Затруднительна потому, что нет опробированной методики ее определения и мало опубликованных данных для сравнения уровня подготовленности учеников ( Г. И. Кукушкин, 1962; Н. А. Лупандина, 1969; Е. И. Рябцева, 1987).

Настоящее исследование было проведено группой студентов 3-4-го курсов во время педагогической практики в начале 1996/97 и 1997/98, 1998/99 учебных годов в школе №92 г. Ростова– на – Дону.

В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность.

В ряде литературных источников (Л. П. Матвеев, 1959, 1967; Н. Г. Озолин, 1960, 1962; А. О. Романов, 1964; В. М. Заумерский, 1966, 1970; З. И. Кузнецова 1970, 1974, 1979 гг. ). физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь– сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А. Д. Новиков (1967) считает, что физическая подготовка спортсмена –это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности, совершенствование физического развития, укрепление и закаливание организма.

Н. А. Лупандина (1967, 1985гг) подразделяет ее на общую и специальную. Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков; основных жизненно важных или, как говорят, прикладных естественных видов движений. Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей, отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спорта. Н. Г. Озолин (1970), Б. А. Ашмарин (1984), так же как и Лупандина делит физическую подготовку на общую и специальную, но предлагает подразделить последнюю на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, и основную, цель которой–более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта.

Таким образом, Н. Г. Озолин предлагает трехступенчатость в процессе достижения наивысшей физической подготовленности, причем, на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая физическая подготовленность и специальный фундамент.

Такая точка зрения согласуется с исследованием ряда авторов прежних лет (А. Н. Крестовников, 1952; Н. В. Зимкин, 1956; Н. Н. Яковлев, 1960; А. В. Коробков, 1965; З. И. Кузнецова, 1976 и др. ).

Понятие “физическая подготовленность” и “тренированность” тесно связаны и в определенной мере характеризуют степень здоровья.

Г. М. Куколевский и Н. Д. Граевская (1971), В. Л. Карпман (1980) отмечают, что в прочессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженной с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей.

Физиологические сдвиги в организме в процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельно с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой в избранном виде спорта. Авторы определяют тренированность как состояние, развивающееся в организме спортсмена в результате многократного повторения физических упражнений и характеризующее его готовность к наиболее эффективной мышечной деятельности.

Проблема изучения развития движений школьников привлекала и привлекает многих исследователей. Одни изучали “моторную одаренность”, как бы независимую от воспитания и обучения (Н. М. Гуревич, Н. Озерецкий, 1930). Другие изучали “простые, жизненно необходимые движения, приобретенные в повседневной жизни”. Для обследования ими предлагались “тесты”, с помощью которых выявлялись умения одеться, умыться, завязать узел, вдеть нитку в иголку и др. (Я. В. Ермоленко, 1931).

Некоторые авторы изучали “моторную деятельность” Р. И. Тамуриди, 1927; И. М. Яблоновский, 1949, 1972г.

По методике А. В. Ермоленко (1931) изучались: ходьба по прямоя, по кругу, хватания, перепрыгивания (в длину с разбега), умение быстро встать и лечь, переноска тяжестей и др.

И. М. Яблоновский, 1949, 196, 1972, М. В. Серебровская, 1934 при изучении двигательной деятельности школьников применяли испытания по таким видам движений, которые в какой-то степени отражали физическую подготовленность учащихся.

Они изучали: бег, прыжки с места в длину и в высоту, метание и др. Но в различных возрастных группах в их методиках предлагались разные задания и требования: в беге– разные дистанции, в метаниях –разные метательные предметы, неодинаковое расстояние до цели и т. п. Отсюда крайне затруднялось выявление особенностей возрастного развития по некоторым видам движений. Однако эти работы в свое время послужили некоторым обоснованием к программе по физическому воспитанию школьников. Развитию движений у киевских школьников были посвящены работы Р. И. Тамуриди (1935). Автор изучала развитие таких движений, как прыжки, метание и др. В результате была показана по некоторым движениям возрастная динамика. Т. С. Попова (1940) в своей работе по анализу развития ходьбы у детей в возрасте от 3 до 10 лет убедительно показала особенности развития и структуры движений у детей.

За последние годы выполнен ряд работ физиологами (В. С. Фарфель, 1962, Н. В. Зимкин, 1964; В. В. Васильева, 1972, 1976; З. И. Кузнецова, 1967, 1974, 1984г).

В “основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” определены задачи и пути перестройки среднего образования, формирование мировоззрения и высоких гражданских качеств учащихся, улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Этот документ дает конкретные направления физического совершенствования учащихся. Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования, мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос физической подготовленности в процессе физического воспитания школьников.

В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных, прикладных, естественных, основных видах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника и т. п. )

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности–это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов. Все это является фундаментом к выполнению нормативов комплекса “ГТО”.

Первостепенное значение для успешной сдачи норм комплекса ГТО учащимися имеет разносторонняя физическая подготовленность, базирующаяся на высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и т. п. ), которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно-массовой работы.

Человек, в отличие от животных, не рождается на свет с готовой способностью выполнить естественные для него движения. Движения в ходьбе, беге, метаниях, прыжках, лазании выработались в процессе эволюции человека, в результате взаимодействия его с окружающей средой. Этим движениям человек научился в процессе жизни. всем известно, как дети любят бегать, бросать, метать, ловить предметы, лазать.

Физическую подготовленность школьников, как указывает З. И. Кузнецова (1977) характеризуют два показателя:

    Степенью владения техникой движений;
    Уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Физическая подготовленность (двигательная) у учащихся осуществляется в результате обучения на уроках. Но лишь при одном условии, если учитель обучает детей правильно выполнять двигательные действия, воспитывает у них и физические качества.

Чтобы управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы, нужно вести контроль за двигательной подготовленностью школьников.

Однако этому вопросу до сего времени не уделяется должного внимания в научных исследованиях. Имеющиеся литературные данные изучения основных движений детей школьного возраста показывают на отсутствие единой опробированной методики обследования. Обследование по различным заданиям в возрастных группах у мальчиков и девочек и в различных условиях испытаний не дает возможности выявить характерные особенности возрастно-полового развития. Давно уже выдвигается настоятельная необходимость разработки единой методики учета развития основных движений и сбора материала могущего послужить отправными данными для оценки физической подготовленности школьников разных возрастных групп.

Двигательные навыки и физические качества, приобретаемые школьниками в процессе физического воспитания в школе, имеют исключительное значение в практической работе учителей физического воспитания.

Ряд исследователей (Н. Н. Бинчук, 1959; А. П. Кашин, 1967; Л. И. Гендзегольскис, 1969, 1990; Х. В. Тийк, 1976) указывают на недостаточность физической подготовленности у молодежи, поступившей на 1-е курсы в Вузе и объясняется это тем, что в школах еще высок процент учащихся, освобожденных от занятий физической культурой без достаточных на то оснований, а организация процесса физического воспитания во многих из них находится не на высоком уровне. В последние годы в центре внимания исследователей, считающих необходимым дальнейшее совершенствование системы физического воспитания школьников (Э. С. Громадский, 1969; Г. И. Кукушкин, 1965, Н. А. Лупандина, 1967) находятся вопросы совершенствования нормальных требований. С целью более эффективного развития физических способностей школьников. Так, А. Р. Джамаловым (1969) было проведено исследование физического состояния школьников и установлено, что наиболее эффективным в развитии физической подготовленности является более высокий режим двигательной деятельности, достигаемой применением комплекса разнообразных средств физической культуры и спорта. А пока учитель лишен возможности объективно оценивать достижения своих учащихся по основным движениям по сравнению со сверстниками города, области, республики.

В литературе есть данные по физической подготовленности учащихся московских школ, полученные в 1949г. ЦНИИФК и 1967 г. В Ростове в 1987г. Рябцевой Е. И. С тех пор прошло много времени. Неоднократно менялась программа по физической культуре, с 1987г. семь программ по физической культуре, введен в 1972г новый комплекс ГТО. Очень интересно проверить физическую подготовленность школьников в настоящии время, установить взаимосвязь физической подготовленности с физическим развитием и работоспособностью.

В данной работе мы поставили перед собой задачу –ответить на вопрос какое состояние физической подготовленности школьников младшего и среднего возраста конкретной школы №92 г. Ростова– на – Дону. Физическое воспитание как вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям и управление развитием физических качеств человека. Когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, оборонной и иной деятельности говорят о физической подготовке.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.