бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьРоль долговременной памяти в формировании орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка - (диплом)

p>Особенно эффективен на первой стадии обучения сразу после объяснения правил. Он развивает орфографическую зрелость. При орфографическом разборе надо найти орфограмму, назвать ее, указать условия действия правила, объяснить написание. По объему орфографический разбор бывает полным, частным или тематическим. Регулярно проводимый орфографический разбор облегчает работу над ошибками.

    СПИСЫВАНИЕ

Передача в письменной форме зрительно-воспринимаемого слова, предложения, текста.

Чаще всего сочетается с выполнением грамматического, лексического или словообразовательного задания.

    Списывание делится:
    на сплошное или выборочное;
    на учебное или контрольное;
    на простое или сложное;
    по вопросам;
    самодиктант;
    творческое.
    ДИКТАНТ

Упражнение, которое строится на соотношение устной речи и письменной. Диктант способствует переходу от письма под диктовку к произвольному, творческому письму, при котором благодаря действию долговременной памяти– удержанию и повторению – происходит словесный синтез, оформляемый в речь письменную.

    Диктанты классифицируются:
    по структуре текста для диктанта:
    словарные;
    состоящие из отдельных предложений;
    представляющих связные тексты;
    по назначению:
    обучающие;
    контрольные – проверочные;
    контрольные – контрольные;
    по сообщению объяснения орфограмм к моменту письма:
    предварительный;
    комментируемый;
    объяснительный;

по характеру деятельности учащихся при записи диктуемого текста: диктанты с изменением текста: выборочный, творческий, свободный; диктанты с продолжением текста;

    ИЗЛОЖЕНИЕ

Вид работы по развитию речи, представляющий собой устное или письменное воспроизведение прослушанного текста.

    Различают:
    зрительные или слуховые;
    полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые;

повествовательные, описательные, художественные, деловые, творческие; обучающие и контрольные;

    с грамматическим заданием и без него.
    ЛЕКСИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ
    СОЧИНЕНИЕ
    Творческая работа, требующая наибольшей самостоятельности.

В сочинении важным является орфография. После написания сочинения в соответствии с заданием, учащиеся письменно объясняют написание слов с теми орфограммами, над которыми, по мнению учителя, нужно работать в данный момент. Сочинения как устные так и письменные классифицируются:

    по источникам материала:

сочинения о пережитом, виденном, слышанном (непосредственный опыт); сочинения на книжном материале, по картинам, рассказам учителя (опосредованный опыт);

    сочинения, где используются разные источники;
    по степени самостоятельности:
    коллективные;
    индивидуальные;
    по жанрам:
    повествование;
    описание;
    рассуждение;
    по стилю:
    эмоционально-образные (художественные);
    деловые (научные).

Благодаря упражнениям, которые проводится систематически, мы можем достичь автоматизма. Автоматизм орфографического навыка формируется в результате многократных повторений действий, то есть использования упражнений. В результате упражнений образуется прямая связь между грамматическим характером орфограммы и ее письменным оформлением. Возникает такое положение, при котором ученик пишет по правилу, не создавая этого правила, и поэтому может быстро, по ходу письма, выполнять сложные учебные задания.

“Упражнения в применении правил не только закрепляют правильные образцы слов, но, что для морфологической орфографии особенно существенно, в упражнениях обрабатываются те мыслительные операции, те приемы умственной работы, которые необходимы для рассказывания грамматической природы орфографии и для выбора соответствующего правила, дающего правильный образец письма” [6Богоявленский Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии//Русския язык в школе. – 1976. - №4. – с. 18. ].

После того, как учитель объяснил суть орфографического правила, указал опознавательный признак соответствующей орфограммы, рассмотрел способ применения изучаемого правила, дал образцы устного и письменного анализа в соответствии со схемой орфографического разбора, что данному правилу, учащиеся приступают к выполнению орфографических упражнений.

Т. О. успешное формирование орфографических навыков у младших школьников возможно при выборе упражнений учителем по предлагаемому порядку действий (выяснение орфограммы и психофизиологические факторы, лежащие в основе формирования; учесть стадию обучения; преемственность и перспективность в изучении данной темы; другие факторы, обусловленные подготовленностью класса) и выполнении упражнений в определенной системе. А также если эти упражнения систематически используются и дополняют друг друга.

Не разнообразие упражнений, а их целесообразность, определяемая задачами правильного становления навыка и его неуклонного развития приносит положительный эффект.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

    3. 1. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
    ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ, СФОРМИРОВАННОСТИ
    ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для выяснения сформированности орфографического навыка и уровня развития долговременной памяти у младших школьников были проведены эксперименты. Базой для исследования послужила Абаканская школа №25.

В эксперименте участвовало два вторых класса: экспериментальный (2г) и контрольный (2в). Первоначально был проанализирован уровень сформированности орфографического навыка. С этой целью учащимся было предложено написать диктант. После проверки диктанта мы разделили работы учащихся на уровни. Учащиеся, написавшие диктант:

    2 в
    2 г
    На “5” - высокий уровень (III)
    1 чел.
    5 чел.
    На “4” - средний уровень (II)
    13 чел.
    10 чел.
    На “1” - “2” низкий уровень (I)
    6 чел.
    5 чел.

Эксперимент показал, что учащиеся еще недостаточно хорошо владеют основами правописания (см. Приложение 1).

С целью выявить уровень развития долговременной памяти, мы провели методику А. Р. Лурия“Заучивание 10 слов”.

Были подобраны слова, не имеющие связи между собой. Их названия фиксировались в бланке“-”, “+”.

1 этап – читаются 10 слов и ребенок сразу после прочтения их называет. 2-5 этапы – слова читаются и через некоторый промежуток, учащиеся должны их воспроизвести. После проведения этой методики, мы также выявили уровни запоминания слов учащимися.

Если после 3 этапа, учащиеся запоминали слова и кривая запоминания постоянно возрастала, то запомнившие

7-10 слов – это дети с высоким уровнем развития долговременной памяти (III); 5-7 слов – со средним уровнем (II);

    1-5 слов – с низким уровнем (I).

Данные эксперимента показали, что с числом повтора растет число правильных ответов (см. Приложение 2).

    2 в
    2 г
    Высокий уровень (III)
    1 чел.
    5 чел.
    Средний уровень (II)
    13 чел.
    10 чел.
    Низкий уровень (I)
    6 чел.
    5 чел.

Чтобы доказать, что долговременная память влияет на формирование орфографического навыка, мы использовали формулу Пирсона, которая помогла нам выявить коэффициент корреляции.

Коэффициент корреляции –это математический показатель силы связи между двумя сопоставляемыми статистическими признаками.

По какой бы формуле не вычислялся коэффициент корреляции, его величина колеблется в пределах от–1 до +1.

Смысл крайних значений состоит в следующем: если коэффициент корреляции равен +1, значит связь между признаками однозначна, по типу прямо пропорциональной зависимости.

Всякое вычисление должно быть проверено на статистическую значимость. Если эмперическое значение меньше или равно табличному, корреляция не является значимой. Если вычисленное значение больше табличного, корреляция значима. Для выявления значимости корреляции мы пользовались таблицей, которая представлена А. А. Сосновским.

Исходя из этой таблицы коэффициент корреляции значим при выборке для 20 человек, когда.

    Используя формулу Пирсона , мы получили:
    2г
    2в – r=

Как видно, наш коэффициент, больше табличного значения. Следовательно корреляция между долговременной памятью существует и она значима (см. Приложения 3 и 4).

Таким образом, анализ результатов экспериментов позволил наметить пути работы для успешного формирования орфографического навыка и развития долговременной памяти, способствующей формированию орфографического навыка.

3. 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Как мы говорили ранее, что задача формирования орфографического навыка может успешно решаться при условии:

если в течении учебного года систематически и умело проводить повторение изученного;

если происходит развитие долговременной памяти на основе повторений.

Поэтому, как убедили нас наши исследования, чтобы сформировать орфографический навык, нужно постоянно, систематически повторять пройденный материал. Так как наибольшая потеря информации происходит на протяжении первого дня после изучения, учителю необходимо работу по предупреждению забывания начинать сразу.

А так как мы выявили, что связь между развитием долговременной памяти и формированием орфографического навыка существует, то систематические упражнения, направленные на развитие долговременной памяти способствуют формированию орфографического навыка и наоборот.

    Для этого можно использовать следующую систему упражнений.

В начале учебного года, например, при выполнении упражнений по правописанию безударных гласных в словах, учащимся могут быть предложены такие задания, в процессе которых они приводят в систему знания о гласных звуках и буквах. Например, дается текст упражнения:

На дв_ре тр_ва, на тр_ве др_ва. На пушистом чистом снегу сл_ды зайца и л_сицы. Задания:

    а) списать текст, вставляя пропущенные буквы;

б) пропустив строчку, записать буквы, которые были пропущены в словах; в) вспомнить правило правописания безударных гласных.

После изучения темы “Безударные гласные”, упражнения по ней могут быть основными на уроке, однако, они проводятся систематически, почти ежедневно.

а) выборочный диктант с записью слов, имеющих безударные гласные в корне, и последующим анализом их по составу;

    б) предупредительные диктанты с разбором слов по составу;

в) запись под диктовку текста с выделением графики тех корней, которые имеют безударную гласную;

    д) диктант по памяти:

записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов; записать по памяти слова, в написании которых в безударном слоге есть гласная буква Е;

е) зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся проговаривают написанное слово с выделенной безударной гласной и записывают по памяти; ж) индивидуальные карточки с заданиями направило правописания без гласных в корне:

выпишите слова с безударными гласными: поляна, смелый, больница, вьется, молоко, посадки, моряк. Сделайте проверку;

    выберите правильный ответ:
    Слова
    1
    2
    3
    4
    П_ртрет
    О
    О
    О
    О
    Агр_ном
    О
    О
    А
    О
    Г_ризонт
    А
    О
    О
    А
    з) можно использовать дидактические игры.

Например, игра “Подбери слово”: играющие делятся на две группы. Участник игры из первой группы произносит слово с безударным гласным. Один из играющих второй группы должен ответить словом, проверочным для данного.

При повторении темы “Парные звонкие и глухие согласные звуки”. Можно использовать следующие типы упражнений: а) определите слова, которые нужно проверить: костер, завод, сноп, клуб, нож. Произведи проверку;

б) чтение связного текста и отыскивания в тексте слов, которые, подходят под изучаемое правило в проверке; орфографическое и комментированное письмо этих слов;

в) написать по памяти слова из словарика с парной звонкой или глухой согласной на конце;

г) к каждому из данных слов подобрать слова так, чтобы в нем была парная звонкая или глухая согласная, требующая проверки при письме: рассказывать, обедать, соседи, возит, грызет.

В теме “Разделительный мягкий знак”предусматриваются упражнения в обнаружении слов разделительным мягким знаком в тексте:

    а) наудите в тексте 5 слов с разделительным Ь;

б) изменить данные слова так, чтобы появилась необходимость написать разделительный Ь: ручей, птица, кровать, друг;

в) выпишите из словарика слова с разделительным мягким знаком.

Тема “Двойные согласные в словах”. Это единственная тема, которая полностью опирается на запоминание. В работе с такими словами необходимо:

    понять значение слова;
    понять механизм словообразования.

Полезно после знакомства с правилом применять такие упражнения: а) спишите, вставляя одну или две согласные:

    к (кк) р (рр) л (лл)
    а__орд ко__идор га__ерея
    ре__орд те__итория арти__ерия
    а__ратно ди__ектор кава__ерия

б) составить словарик с двойными согласными буквами, подчеркнуть их; в) найти в тексте слова с двойными согласными;

г) диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с удвоенной согласной. Это постукивание заставляет ученика думать.

Перед проведением диктантов изложений, сочинений следует проводить словарную работу. Выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая работа. Дети читают эти слова хором и индивидуально, запоминают или объясняют их написание, объясняют орфограммы.

Все эти упражнения применяются мною после ознакомления учащихся с правилами, включаются в текущее и итоговое повторение. Но нельзя забывать, что все эти упражнения должны носить самостоятельный характер выполнения. Они используются не один год и дают хорошие результаты.

Но, так как долговременная память способствует формированию орфографического навыка, то без упражнений на развитие долговременной памяти, мы не сможем способствовать формированию орфографического навыка. Поэтому помимо этой системы упражнений по формированию орфографического навыка, я использую упражнения по развитию долговременной памяти. Эти упражнения могут проводиться как на уроке русского языка, так и во внеурочное время.

    “Трудное – запомни”.

Учитель показывает ученикам на 25-30 с. десять слов с трудным написанием и убирает их. Затем ученики пишут эти слова на листке. Выигрывает тот, кто записывает все слова правильно.

Это упражнение можно использовать при словарной работе и при повторении любой темы.

    “Домино”

Это упражнение можно применить после знакомства с любой темой. Для проведения этой игры понадобятся или набор открыток, или картинки от детского лото, или карточки разрезной азбуки. Участники садятся вокруг стола. Каждому раздают по несколько карт, но так, чтобы изображенное на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть сказка, что угодно, но обязательно включающее в свой сюжет изображенную на картинке вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру прикосновением передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает сюжет так, чтобы он обязательно захватил и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку, и ряд выложенных в кругу изображений становится все длиннее до тех пор, пока не выйдут все карты. По окончании игры ведущий может по памяти восстановить последовательность их расположения.

    “Заблудившийся рассказчик”

участники рассаживаются в круг. Ведущий определяет тему разговора. Один из участников начинает ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше“запутать”свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого пал выбор должен“распутать”разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке–от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам“запутывает” разговор, передает слово кому-то, и так далее. “Бег ассоциаций”

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово– уже четвертое в этой цепочке –передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в“забеге”на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.

    “Разведчик”

Выбирается один из участников – “разведчик”. Ведущий произносит: “Замерли! ” - и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а “разведчик” старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, “разведчик”закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-либо еще. После того как изменения сделаны, “разведчик” открывает глаза, его задача – обнаружить все перемены.

    “Тахистоскоп”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.