бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьСОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ - (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. Р. ДЕРЖАВИНА
    Кафедра социальной педагогики
    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
    по СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
    СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ
    СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ
    Студентки 5 курса 51 группы
    Факультета социологии
    и социальной работы
    И. В. Яркиной
    Научный руководитель –
    кандидат педагогических
    наук, доцент
    Л. А. Каримова
    Тамбов 2001
    Содержание
    Введение
    3
    Глава I Теоретические основы деятельности школьного
    социального педагога
    8

§ 1. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

    8

§ 2. Из истории становления социально-педагогической деятельности в нашей стране.

    17

§ 3. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении

    23

§ 4. Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся

    32

§ 5. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога

    35

Глава 2 Передовой опыт социально-педагогической деятельности в учреждениях образования и центрах социального обслу

    живания и социальной помощи семье и детям
    44
    § 1. Зарубежный опыт социальной работы
    44
    (А) Общие положения социальной работы в США.
    Социальная работа с группами
    44
    (Б) Социальная работа в школах
    48
    § 2. Центры социального обслуживания семьи и детей
    52
    (А) Центр социальной помощи семье и детям
    “СЕМЬЯ” г. Клин Московской обл.
    Общие положения и направления работы центра
    57
    57
    2. Организация семейного досуга
    59

(Б) Опыт совместной работы школы и социальных институтов общества. Деятельность в данном направлении социально-педагогического комплекса школы №59 г. Ярославля

    61

§ 3. Проект летнего пришкольного семейного реабилитационно-оздоровительного центра “Веселая семейка”

    67
    Глава 3 Из опыта работы социальных педагогов в школах
    г. Тамбова
    73

§1. Социально-воспитательная направленность деятельности социального педагога школы № 6 г. Тамбова

    73

§ 2. Анализ работы с неблагополучными семьями социального педагога школы № 17 г. Тамбова

    77

§ 3. Деятельность социальных педагогов средней общеобразовательной школы № 33 г. Тамбова

    81

§ 4. Обобщение опыта социально-педагогической деятельности в школах г. Тамбова

    83
    Заключение
    88
    Литература
    91
    Приложения
    93
    Введение
    Понимание, великодушие, мило
    сердие, терпимость и вера в
    ребёнка - вот наши главные
    лекарства. И ещё – полнокров
    ная, радостная, яркая, напол
    ненная трудом, общением и за
    ботой о других, жизнь.
    Дубровский А. А.

Социальный педагог –ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.

Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия“социальный педагог”появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь на Руси существовала всегда. В настоящее время для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание имеется необходимая нормативная база. В соответствии со статьёй 55 закона“Об образовании” ставка социального педагога –организатора, как и социального педагога, составляет 36 часов педагогической работы в неделю. Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052). [1 Гурьянова М. П. Новая профессия в социальной сфере//ПК Консультант. - 1997, июль. С. 14. (Приложение к газете “Педагогический калейдоскоп”). ]

Но далеко не каждый человек, не каждый студент готов к столь специфической работе. Недаром в ряде зарубежных стран социальным педагогом можно стать лишь по достижении двадцати семи лет, когда человек делает свой выбор уже осознанно, со знанием дела. Главные качества, необходимые социальному педагогу, - любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми. Необходимо постоянно изучать своих подопечных, их быт, традиции, национальные особенности, культуру. Какое же оптимальное количество людей должно приходиться на одного социального педагога? Вряд ли можно ответить на этот вопрос. Всё зависит от условий и возможностей того или иного региона, конкретного учреждения, наличия не только финансовых возможностей, но и квалифицированных специалистов. В Швеции, например, к 1994 году один социальный педагог приходился на 100 человек, в Германии–один на 4 тыс. В школе может быть более 20 социальных педагогов, а есть регионы, где о них пока и не слышали.

Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Школьные социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся. Это неотделимая часть их работы. Об этом пишет Лодкина Т. в своей статье “Социальный педагог приходит в семью”. 1 [1Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью//Воспитание школьника. - 1996. № 5. - С. 35-38. ]

Важен также обмен с другими странами. “Энциклопедия социальной работы” в переводе с английского, на мой взгляд, обширный источник проблем и их освещения деятельности социальных работников в США. 2 [2Энциклопедия социальной работы. Пер. с Англ. Т. 1-3. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994]Также в моей работе использована статья Михайловой А. “Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается”. 3 [3Михайлова А. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. - С. 1-2. ]

В ней уделяется внимание обмену опытом Тамбовского Государственного Университета с Индианским Университетом США по вопросам обучения будущих социальных педагогов.

При написании данной работы использовалась книга следующей группы авторов: Нагавкина Л. С. , Крокинская О. К. , Косабуцкая С. А. “Социальный педагог: введение в должность”1 [1Нагавкина Л. С. , Крокинская О. К. , Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов– СПб. : КАРО, 2000. – 272 с. ]. Данный сборник является первым шагом к созданию серии информационно-методических материалов, которые помогут начинающим социальным педагогам на пути их профессионального самоопределения. Книга выделяет следующие ориентиры должностного самоопределения:

- современное состояние и перспективы развития специальности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга; - нормативно-правовая база деятельности социального педагога в системе образования; - некоторые условия и показатели результативности профессиональной деятельности специалистов.

В дальнейшем в этой работе будет рассматриваться содержание и формы работы социального педагога в школе.

АКТУАЛЬНОСТЬданной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей в различных учреждениях, в том числе и в школе. Но актуальность данной проблемы широка, и более детально этот вопрос будет рассматриваться далее.

В моём исследовании ОБЪЕКТОМисследования является работа социального педагога в учреждениях образования, аПРЕДМЕТОМ –формы, содержание, методы и технологии работы школьного социального педагога. Так как эта профессия относительно молодая, мало изученная, и пока имеется не богатый опыт работы социальных педагогов в

школе, то ЦЕЛИ моей работы –проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в школах; сравнить его с опытом работы социального работника в школе за рубежом. ЗАДАЧИданного исследования следующие: разработать критерии и условия повышения эффективности деятельности школьного социального педагога; выявить содержание и формы деятельности социального работника в школах; изучить воспитательную работу как один из аспектов деятельности школьного социального педагога; рассмотреть опыт совместной работы школы и социальных институтов общества. В ходе исследования использовались следующие

МЕТОДЫ: наблюдение, беседы, изучение школьной документации, анализ и обобщение передового социально-педагогического опыта.

БАЗОЙпроведения исследования являлись средние общеобразовательные школы города Тамбова № 33 и №17.

Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы из 26 источников и двенадцати приложений.

    Глава I Теоретические основы деятельности
    школьного социального педагога
    § 1. Актуальность работы социального педагога в
    школе в современных условиях

Ключевой фигурой данной работы является социальный педагог. Но не будем здесь говорить о понятии“социальный педагог”в широком смысле, а, в первую очередь, коснёмся деятельности социальных педагогов, работающих в образовательных учреждениях, а точнее, в школах. Итак, школьный социальный педагог –действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности. 1 [1Куличенко Р. М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М. ; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. 1998. 240 с. , - с. 151]

Социально-педагогическая деятельность –это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. 1 [1Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М. , 1998, - стр. 14]

В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

Ш Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

Ш Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

    Ш Влияние на человека.

Процесс влияния на человека –это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Выделю, что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога– предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы – интерната или группы продлённого дня. Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности. Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе– особый вопрос. В различных странах существуют два подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является её штатным работником. Сотрудничая со школой, прикреплённый социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

В Германии социальный педагог введён в штаты школы. Он работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, создаёт детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей. Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые. Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае–научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность. Сегодня актуальна нехватка различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. То есть в настоящее время мало занято в организационном плане внеучебное время школьника. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит очень остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.

Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные“школьные” завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы. Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Так, в некоторых школах Волгоградской области введена должность социального педагога, разработано положение об его обязанностях.

Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом:

    · Изучает семью;
    · Помогает семьям в кризисных ситуациях;
    · Помогает в оздоровлении среды;

· Помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды;

    · Защищает интересы ребёнка;
    · Налаживает контакты.

Работа с семьёй также должна строиться у школьного социального педагога, так как многое ребёнок выносит именно оттуда. 1 [1Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М. , 1998, стр. 373-375. ] Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту дело не легкое. Как же помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Актуальным является наличие у социального педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.