бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьСемья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам - (диплом)

Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации
    Иркутский педагогический колледж № 2

Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

    (Дипломная работа)
    Выполнила: Зюзина Н. С.
    студентка 4 курса 5 группы,
    специальность 0314
    "Социальная педагогика"
    Научный руководитель:
    Деревцова Е. Н.
    Иркутск 2002
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические подходы, рассматривающие проблемы влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков

    1. 1. Семья – главный социальный институт
    1. 2. Влияние семьи алкоголиков на социализацию подростка

1. 3. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение подростков к алкоголю

1. 4. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков

Глава 2. Алкоголизм семьи как фактор риска, обусловливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

    2. 1. Отношение подростков к алкоголю
    2. 2. Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков

2. 3. Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам

    РЕКОМЕНДАЦИИ
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Введение

Семья –древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней человек усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако современные семьи переживают кризис, существуя в мире жестокого обращения с детьми, насилия в браке, алкоголизма и других проблем.

На сегодняшний день в России отмечается рост числа семей алкоголиков. Такие семьи–острая социально-педагогическая проблема, так как они не выполняют основную общественную функцию–воспитательную. По результатам различных исследований (Л. С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А. С. Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное влияние алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие подростка. Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье находящейся в кризисе.

Цель исследования: выявить обусловленность отношения подростка к спиртным напиткам от факторов риска, существующих в неблагополучной семье алкоголиков. Объект: отношение подростков к спиртным напиткам.

Предмет: отношение подростков к спиртным напиткам из семьи-алкоголиков. Гипотеза: одним из факторов риска, обуславливающим положительное отношение подростков к спиртным напиткам является семья алкоголиков, в которой: родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков, периодическое употребление алкоголя родителями,

    в семье приняты алкогольные традиции,

подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные напитки и др.

    Задачи:

Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на социализацию подростка.

    Изучить отношение подростков к спиртным напиткам.

Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам.

Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-профилактические мероприятия. Во введении дипломной работы включены актуальность проблемы и понятийный аппарат исследования.

В теоретической части исследования рассмотрены вопросы влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков.

Во второй главе изучены факторы риска в семье алкоголиков обуславливающие положительное отношение подростка к спиртным напиткам.

В выпускной квалификационной работы представлены рекомендации предлагаемые социальным педагогом родителям по антиалкогольному воспитанию подростков.

Глава 1. Теоретические подходы, рассматриваемые проблемы влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков

    1. 1. Семья – главный социальный институт

Семья –это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Т. А. Куликова рассматривает семью как малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Исследователь считает, что семья–это специфический социальный институт, в котором определяются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности [ ]. Семья– это “дом”, объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая социализация личности [ ]. Семья, по признанию ученых, –одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. По мнению В. И. Курбатовой, “семья –это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью”[ ]. Ф. Адлер определил семью как общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества [ ]. Для одних семья –оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других–своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывает прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме [ ]. Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов [ ].

В понятие “семья”изначально входили представления о питании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья является первичной защитной средой индивида [ ]. Семья– это и результат и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья –важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство– человека [ ]. Основное значение семьи –удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и воспроизводства населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общественные (групповые) потребности [ ].

Семья –ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека [ ]. Семью характеризует несколько факторов. Первое, что характеризует как фактор воспитания –это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и прежде всего со средой социальной, микросредой, усвоение им“созданной человечеством культурой”(А. Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной пищей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам и т. д. [Стефан, с. 58].

Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

Особенность воспитательной деятельности семьи –в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные“мероприятия”, направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализированно; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. Активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности–основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Это тоже характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда–подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т. д. Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает “качественным”в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др. )

Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, говоря языком науки, –воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие “воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал семьи”появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка [ ].

А. С. Макаренко в “Книге для родителей” развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье –это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети– это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом. Семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни […...].

Таким образом, будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд функций (от лат. functis– действие), важна для общества, необходима для жизни каждого человека […...]. Семья –сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается остальной мир и свое место в нем […...]. Характеризуя современную семью как целостное образование, следует выделить ее основные особенности.

Преобладание городских семей. Число семей в городах выше, чем в селе. Город в определенной степени снижает, во-первых, значимость родственных связей; родственники чаще встречаются только на юбилеях, свадьбах, похоронах. Во-вторых, в городе ослабевает социальный контроль за поведением молодежи со стороны родственников, что влечет за собой более легкомысленное отношение к добрачным связям, бракам с малознакомыми людьми, спешности и массовости разводов и т. д. В-третьих, наблюдается усиление материнского влияния на детей и снижение отцовского (“скрытая безотцовщина”), что в конечном счете свидетельствует о снижении воспитательных функций семьи.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие […...]. Между функциями, по мнению исследователей, существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость; поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой […...].

    Галогузова выделяет следующие функции.

1) Репродуктивная (продолжение рода) –это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться и воспитывать их. Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и т. д. Дело заключается в том, что для поступательного развития человечества важно и количественное, и качественное воспроизводство населения.

2) Хозяйственная функция –обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупку продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи, уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т. п. Для многих семей в понятие“домашняя деятельность”входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность. Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера.

Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга.

3) Функция организации досуга –имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня“Социального самочувствия”показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив. Особая роль восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово“досуг” появилось в XV в. , произошло оно от глагола “досегать”, буквально означало –время, когда можно что-то достичь. Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Важно, чтобы досуг был коллективным, тогда ему с радостью предаются все члены семьи. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т. д. Содержательный досуг, доставляющий радость всей семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое привыкание и отчуждение.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.