бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьЗдоровый образ жизни студентов в высших учебных заведениях как фактор достижения профессиональной готовности

Здоровый образ жизни студентов в высших учебных заведениях как фактор достижения профессиональной готовности

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации
    АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Кафедра Медико-социальной работы
    РЕФЕРАТ

На тему: Здоровый образ жизни студентов в высших учебных заведениях как фактор достижения

    профессиональной готовности
    По курсу: Валеология
    Выполнил:
    студент гр. 922
    Ю. А. Берестнев
    Проверил:
    ст. преподаватель
    А. В. Лейфа
    Благовещенск 2002
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3
    1. Основы здорового образа жизни студента 4
    2. Физическая культура в обеспечении здоровья студента 9
    3. Значение режим в здоровом образе жизни студентов 10
    Заключение 11
    Список использованных источников 12
    Введение

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Многие студенты высших учебных заведений пренебрегают таким важнейшим аспектом как здоровый образ жизни. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает в учёбе выполнять поставленные планы, успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , а если придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь .

    1. Основы здорового образа жизни студента

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма. Здоровый образ жизни студентов, особенно высших учебных заведений включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п. Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость). Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему: - потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя; - нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т. п. ) и функций внутренних органов. Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т. п. ), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку. Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др. ), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела. Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях голода. - Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела. - Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей. Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. 2. Физическая культура в обеспечении здоровья студента

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения. Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. При заболевании органов дыхания рекомендуют лишь общеразвивающую гимнастику. Нельзя делать физические упражнения при выраженном сердцебиении, головокружении, головной боли и др. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу. При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. 3. Значение режим в здоровом образе жизни студентов

Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. Важно соблюдать следующий распорядок дня:

Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время! Ибо одно из главных средств, предупреждающих многие болезни. На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Заключение

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. К сожалению, многие студенты высших учебных заведений не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни . Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение , другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения , склероза сосудов , а у некоторых - сахарного диабета , третьи не умеют отдыхать , отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов . Некоторые люди , поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю , активно укорачивают свою жизнь. Еще раз необходимо пересмотреть свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья. Список использованных источников

    Л. А. Лещинский "Берегите здоровье"
    Г. И. Куценко , Ю. В. Новиков
    "Книга о здоровом образе жизни"
    В. И. Воробьев "Слагаемые здоровья"
    Н. Б. Коростелев "От А до Я"
    И. П. Березин, Ю. В. Дергачев "Школа здоровья"
    Министерство образования Российской Федерации
    БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    РЕФЕРАТ
    на тему Физическая культура личности учителя
    Выполнила
    студентка 3 Б группы
    Гребенщикова А. Г.
    Руководитель
    Юречко О. В.
    Благовещенск
    2002
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3

1. Задачи учителя физической культуры в Организации ориентации на спорт 6 2. Цель физкультурного образования 10

    3. Направление педагогической работы 12
    4. Основные методы используемые в учебном процессе 19
    Заключение 21
    Библиографический список 22
    Введение

Наверное вы знаете, что в школе уроки физической культуры именуют пренебрежительным словцом "физра". "Пойдешь на "физру? " - Не-а, лучше в "футболян" погоняем". Абсурдный диалог? Нет. Действительно трудно гореть желанием посещать уроки предмета, который и называется-то так противно: "физра". Как же так случилось, что немногие часы отведенные в школе на совершенствование тела превратились в необязательный, нудный и обременительный как для педагогов, так и для учеников довесок к "настоящим" предметам - гуманитарным и точным наукам? Осмелюсь предположить, что иначе произойти и не могло, ибо сам стиль, смысл и методика преподавания физкультуры в школе отвращают от нее большинство ребят и девчонок. Самый грустный парадокс заключается в том, что в той жизни, к которой готовит детей школа, им, зачастую, совершенно не надобятся те знания, которые они так напряженно приобретали за партами. Не многим шибко пригодились познания в химии, алгебре, мало кто смог постичь иностранный язык или научился петь в рамках школьной программы. Однако спрос по всем этим дисциплинам велик. Между тем, отсутствие физической культуры дает о себе знать уже через четыре-пять лет после окончания школы. Еще более жесткий по сравнению со школой ритм обучения в институте или нагрузки производства делают свое дело и… Большинство хронических болячек, мучающих нас всю жизнь, мы приобретаем еще в юности; старательно закладываем основы своих недугов, хотя могли бы заниматься прямо противоположным - созиданием фундамента телесного здоровья и долголетия. Вспомним, как строится физвоспитание в школе. В начале года школьники дружно сдают школьные нормативы. Это бег, различного рода прыжки, гимнастические элементы. Причем, как правило, сдача нормативов затягивается у класса на месяц- полтора, против отведенных на нее одного-двух уроков. Хотя редко у кого зачет не принимается, но то этот не пришел, то у того "освобождение", так и тянется волынка. Затем в течение года идет "учебный процесс", и по физкультуре, между прочим, тоже. За год учебы дети должны научиться быстрее бегать, дальше прыгать, больше подтягиваться и т. д. И вот наступает конец года. И снова нужно сдавать нормативы, демонстрируя свои спортивные успехи. Но чудо! После года занятий ученики, как правило показывают результаты худшие по сравнению с началом года. Изнанку это "чудо" имеет простую. За три месяца летних каникул дети успевают вволю отдохнуть, передраться, набегаться, набеситься (тем более, что многие уезжают на природу - на дачу и в деревни). К первому сентября ребята приходят в неплохой физической форме. При сдаче осенних нормативов их тела выплескивают энергию, накопленную за лето. А дальше - дальше за время учебного года, проведенного в согбенном виде за учебниками и телевизором, они полностью теряют контакт со своим телом, со своими детскими мышцами и сухожилиями. И никакая "физра" не спасает от гиподинамии. Очень важную роль тут играет личность учителя физической культуры, или "физрука" по-школьному. Стать "физруком" проще простого. Это как бы профессия для тех, кто ничего не умеет. Я учился во многих школах, и помню, что в каждой школе был по крайней мере один физрук (обычно их несколько) - толстый дядя в спортивном костюме, на пузе у дяди болтается свисток, в который он умеет громко и резко свистеть, в чем его преподавание физкультуры, собственно, и заключается. Чему он может научить? Вопрос риторический. Есть и другие физкультурники - настоящие подвижники (простите за невольный каламбур), с горящими глазами объясняющие детям, что жизнь - это на самом деле движение, готовые сами первыми выполнить эти злосчастные нормативы, а то и показать ребятам какой-нибудь потрясающий спортивный трюк. Как правило, эти люди сами спортсмены. Но увы, таких, как показывает опыт, немного. Не следует забывать и о том, что физическая культура - один из немногих предметов, традиционно преподаваемых мужчинами (хотя я знаю и прекрасных учителей физкультуры - женщин). Это особенно важно, ибо подтянутый, интеллигентный (да-да в понятие подлинной спортивности входит и интеллигентность, в лучшем значении этого слова), способный многое продемонстрировать на личном примере учитель может послужить ролевой моделью для мальчиков и сформировать образ настоящего мужчины у девочек. А ведь сколько у нас неполных семей без отцов, или семей с запойными, вульгарными родителями! Именно мужчина-учитель должен стать авторитетом и защитником для таких детей, именно он должен привить им вкус к справедливой силе. К сожалению, в сознании многих из нас - родителей или собирающихся стать таковыми, живет пренебрежительное отношение к культу телесного совершенства. Мы считаем само собой разумеющимся приоритет духовного над физическим, и в мыслях не допуская, что это грубое "физическое" не только может, но и должно быть в тонкой гармонии с этим подчас весьма смутно понимаемым "духовным". Отсюда и поговорочки типа: "Были у отца три сына, двое умных, а третий - спортсмен". Для меня такой образ мыслей - один из самых отвратительных вариантов обывательщины и косности. Спорт превозносили и практиковали величайшие сыны человечества. От философа и борца Платона и поражавшего однополчан в годы крымской войны недюжинной силой Льва Толстого до Юрия Власова и Никиты Михалкова. 1. Задачи учителя физической культуры в Организации ориентации на спорт

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.