бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьМолодая семья - (реферат)

Молодая семья - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Государственный Университет Управления
    Институт Национальной и Мировой Экономики
    Специальность: Антикризисное Управление
    Кафедра Государственного и Муниципального Управления
    Реферат по теме:
    “Молодая семья”
    Выполнен студенткой: Крупкиной О. А.
    Студенческий билет № 95/122-99а
    Дата выполнения: 02. 11. 2000.
    Руководитель: Стадолин М. Е.
    Москва
    2000
    План:
    1. Введение
    2. О стереотипах женского и мужского поведения.
    3. Супружеские отношения: процесс формирования.
    4. Роль родительской семьи в становлении молодого брака.
    5. Основные функции семьи.
    6. Что должна знать молодежь, вступая в брак.
    7. Когда наступает зрелость?
    8. Заключение.
    Введение.

Молодость трудный период. Личность как бы находится на перепутье. Нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Старшие учат дают советы но вместе с тем часто ограничивают самостоятельность, личную инициативу, поиск. Постоянна опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только делятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязывают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения. Однако, как оказывается, все стараются понять, но не все понимают. Нет определенного социального положения, зато есть раздумья о себе, о жизни, о людях. Есть сомнения в своей значимости, привлекательности. Постоянные вопросы, в чем найти свое признание? Как определить свой жизненный путь? В юности каждый человек впервые встречается с любовью- новым, не всегда понятным и объяснимым чувством.

В молодости все находится в становлении, развитии, формировании, и важнейшие жизненные вопросы нужно решать одновременно.

А молодая семья? Необходимо приспособиться к привычкам своего партнера, но возникает желание его“переделать”, “перевоспитать”, заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям. Мысль о том, что “перевоспитывать”, “переделывать”, “переламывать”придет позже - после размолвок с любимым человеком, после понимания того, что каждый человек имеет право на свою индивидуальность, самобытность. Только с годами появится жизненный опыт, который подскажет многое. Самобытность дана человеку от природы, у каждого свой характер, и нет никакого смысла, например, меланхолика перевоспитывать под свой собственный холерический темперамент.

Молодости свойственен максимализм, и так хочется, чтобы милый (милая) был (была) идеальным человеком. Если он любимый, то обязательно должен быть“рыцарем без страха и упрека”. Мы, как правило, непримиримы к чужим недостаткам, хотя часто прощаем их самим себе. В молодости мы часто ищем себе в спутники жизни идеального человека, хотя сами можем быть заурядными.

Правильные и гибкие взаимоотношения с другими людьми вырабатываются, к великому сожалению, после того, как мы наделаем немало ошибок и нам в конце концов придется признать, что поступали опрометчиво, нетактично. Такое осознание со временем приходит, но иногда слишком поздно, когда потерян любимый человек, брак разрушен.

Трудности молодой семьи - это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т. д. - все это общая направленность современной молодежи.

Когда мы говорим о психологической зрелости человека, то так или иначе, подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности. Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях.

Волевые качества, без сомнения, являются решающими в ряде жизненных ситуациях, особенно в семейной жизни. Молодым супругам порой требуются большое самообладание, выдержка, терпение как по отношению друг к другу, так и к ребенку. Известно, что материальные средства молодой семьи весьма скромны. Единственный выход из создавшегося положения - готовность и умение ограничить собственные потребности, временно отказаться от желаний, привычек, “хобби” и др. Большое внимание я постараюсь уделить социально- психологическим основам брачно-семейной адаптации, влиянию характера личности на супружеские взаимоотношения.

    2. О стереотипах мужского и женского поведения.
    Проблема подготовки молодежи к браку многогранна.

Когда ее следует проводить? Какими качествами должны обладать девушки и юноши, чтобы стать супругами и родителями?

Хотелось бы отметить, что вся жизнь девочки- девушки, мальчика- юноши должна естественно и просто подводить к материнству и отцовству. Если воспитатели всех рангов, начиная от родителей и заканчивая преподавателями вузов, вовремя не выполнили свой долг, молодежь вступает в брак не подготовленной к важнейшим социальным функциям. Молодые супруги неизбежно столкнутся с трудностями, из-за которых может потонуть их“брачный корабль”, несмотря на то, что, казалось бы, он надежно скреплен узами взаимной любви, уважения, привязанности.

В период ухаживания, в первый брачный месяц и в дальнейшей супружеской жизни молодые люди должны учитывать особенности поведения своего партнера. Поведение мужчины и женщины имеет свою специфику, свои отличительные черты. Женщина не должна измерять мужчину своими мерками. Психология, характер у мужчин и женщин разные, и это всегда стоит учитывать. Иными словами, существуют стандарты и стереотипы мужского и женского поведения, созданные всем ходом развития человечества.

Мужчина и женщина - противоположности, но противоположности взаимодополняющие и в своем сочетании образующие гармонию.

Они выступают прежде всего как два противоположных пола. Отсюда различия в динамике полового созревания, в физиологических циклах и ритмах. Известно, например, что целый ряд заболеваний характерен только для женщин. Однако в каждом человеке присутствует как мужское, так и женское начало, так как в зачатии плода участвуют как мужские, так и женские половые клетки. Следовательно, у женщин в той или иной мере присутствуют мужские черты, а у мужчин - женские. Поэтому, употребляемые социологами выражения“мужественные женщины” и “женственные мужчины”имеют под собой не только социальную, но и, прежде всего физиологическую природу.

Окончательное оформление стереотипов мужского и женского поведения происходит через семейное и общественное воспитание. Стандарты мужского и женского поведения закрепляются в семье, где растет ребенок. Именно родители являются для него первым образцом поведения. Манера общения, особые нюансы матери и отца отпечатываются на психике ребенка. Даже детские игрушки, будь то кукла для девочки или конструктор для мальчика, закрепляют стандарты и поведения полов. То же самое относится и к одежде.

В обществе сложились определенные образцы, “модели”мужского и женского поведения. Культура разных народов формировала, так сказать свои различия в женском и мужском поведении. Однако мы часто недооцениваем роль обычаев, народных нравов, моральных норм- этих важнейших регуляторов нашего поведения. А именно они и определяют стереотипы мужского и женского поведения. Женский или мужской стереотип поведения - это сложившийся в ходе культурно исторического развития стандарт, предписанный общественным мнением и формирующийся в процессе воспитания. Это дает нам основание в определенной мере говорить о культуре мужского и женского поведения, которая характеризует конкретный образ осуществления“в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка”.

Среди некоторой части населения бытует представление, что половое воспитание сводится лишь к санитарно- гигиеническим знаниям, касающимся половой жизни человека, к разъяснению детям анатомических и физиологических различий полов. Этим должны, мол, заниматься школа и различные медицинские учреждения. Подобное понимание полового воспитания крайне ограничено и односторонне. Что же говорят по этому вопросу ученые?

Д. Н. Исаев и В. Е. Каган считают, что половое воспитание “должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем- роли не только мужчины или женщины, но и мужа и жены, отца или матери в соответствии с общественно- моральными принципами и гигиеническими требованиями”.

Утрата четкости и определенности в стереотипах мужского или женского поведения может приводить к различным патологиям. Разумеется, это крайние случаи. Однако любое нарушение чувства пола затрудняет общение с другими людьми, ведет к неудачам в и семейной жизни.

Таким образом, подготовка молодежи к браку начинается с осознания своего пола, с усвоения стереотипов мужского и женского поведения.

    3. Супружеские взаимоотношения: процесс формирования.

Брак и семья- разновидность групповой или коллективной жизни, и все закономерности психологии малых групп в той или иной степени подходят к анализу брачно-семейных отношений.

Брачные партнеры, как правило, действуют на основе неписаных правил, которые не являются четкими и тем более жесткими. Часто супруги сами договариваются о взаимных обязанностях, о разделении труда в семье, о распределении семейного бюджета. Так постепенно складывается система взаимодействия и сотрудничества. Естественно, что поступки мужа и жены определяются тем, как они понимают основные цели, задачи семейной жизни. Каждый из супругов вносит свой вклад в семейную кооперацию. Поведение мужа или жены организуется в ответ на те требования, которые предъявляет брачный партнер. Если же это поведение не соответствует этим ожиданиям и требованиям, то возникают конфликтные ситуации, взаимные обвинения в том, что обязательства не выполняются. Совместная жизнь требует от каждого члена семьи постоянной оценки собственных поступков с точки зрения того, как их оценивают другие. Ожидаемые реакции заранее включаются в поведение другого брачного партнера. С годами супруги четко представляют, какова будет реакция другого партнера на те или иные поступки или действия.

Гибкая координация в семье становится возможной лишь в том случае, если каждый из его членов постепенно меняют свое поведение в зависимости от поведения других членов семьи, их намерений, желаний. Успешная жизнь в семье требует высокой пластичности, гибкости и, что особенно важно, высоко развитых адаптационных способностей.

Муж и жена способны координировать свои действия и поступки только в той степени, в какой между ними существует согласие. Иными словами, успешность брачной жизни во многом определяется тем, что у супругов имеется какой-то минимум общих представлений.

Взаимное непонимание часто возникает потому, что муж и жена могут оценивать различные явления, исходя из своей системы ценностей. Например, разные проблемы семейного быта иногда имеют неодинаковое значение для супругов. Супружеские отношения являются разновидностью межличностных отношений. Рассмотрим их в этом аспекте

По мнению советского психолога Н. Н. Обозова, межличностные отношения охватывают широкий диапазон явлений: восприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность (притяжение и симпатия), взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое). Главным регулятором устойчивости, глубины, интимности межличностных отношений является“ привлекательность человека для человека”. Восприятие и понимание друг друга, взаимопонимание и поведение их могут иметь широкий диапазон вариаций, но соотношение“удовлетворенность - неудовлетворенность”- основной критерий оценки межличностных отношений. (Обозов Н. Н. Межличностные отношения Л. , 1979, с. 6. )

Естественно, что эти отношения между супругами строятся на общении, в процессе которого обязательно реализуется взаимный обмен мыслями, чувствами, воспоминаниями и т. д.

Для характеристики межличностных отношений важное значение приобретает привлекательность, которая может быть двусторонней и односторонней. “Межличностная привлекательность- это двунаправленное явление, связанное с взаимностью отношений”(Там же, с. 7. ). Она особенно проявляется в отношении друзей, товарищей, супругов.

Межличностная привлекательность- предпосылка супружеских отношений и их первый, основной компонент. Она может принимать различные формы- симпатии, дружеской привязанности, влюбленности, страстной любви. Однако следует заметить, что иногда простая симпатия может переходить во влюбленность, любовь. В процессе совместной жизни любовь переходит в дружескую супружескую привязанность, в привычку и даже в так называемую любовь-ненависть.

Н. Н. Обозов отмечает, что взаимодействие, общение сопровождается совместимостью (несовместимостью) или срабатываемостью (несрабатываемостью), что в той или иной мере и определяет межличностные отношения. Возможность совместимости людей может определяться определенным набором качеств, например, общительность, добродушие, податливость и др.

Межличностные отношения в браке формируют постепенно общие для обоих супругов социально- психологические установки, взгляды, вкусы и привязанности. Согласование потребностей супругов - задача сложная, так как, с одной стороны, возникают совместные потребности, достаточно хорошо сопряженные с желаниями каждого из брачных партнеров, с другой - определенная часть потребностей сохраняет индивидуальный, автономный характер. Таковы, например, потребности в получении образования, профессиональной деятельности, в проведении досуга и т. д.

Супружество предполагает определенные требования к поведению и поступкам партнеров, оно ограничивает индивидуальную свободу. Возникновение обид, упреков происходит в силу сложности согласования обязанностей, которые должны быть распределены с учетом возможностей и желаний партнеров.

Так, например, Н. Н. Обозов, проанализировав работы зарубежных исследователей по проблемам психологии супружеских отношений (Е. Бургесса, П. Воллина, Л. Термана, М. Одема, Г. Роланда), выделяет следующие качества партнеров, определяющие удовлетворенность супружеством.

В счастливых браках супруги характеризуются: В несчастливых браках супруги характеризуются:

Эмоциональной стабильностью Эмоциональной неуравновешенностью Согласием с другими людьми Критичностью к другим людям

    Покладистостью Стремлением к доминированию
    Общительностью Замкнутостью (отчужденностью)

Доверчивостью, искренностью Подозрительностью Эмоциональной непринужденностью Эмоциональной скованностью

Американский психологГ. Роланд выделяет следующие качества, свойства и ценности, которые необходимы для удовлетворенности отношениями в семье: общительность как отсутствие скованности, непринужденность общения; высокая степень взаимопонимания в семье;

    сексуальная удовлетворенность супругов;
    доверительность отношений взаимная
    инструментальная и, главное, эмоциональная поддержка;

“дом”как место, где совместное существование семьи оптимально (имеется в виду психологическое восприятие супругами своего жилища как постоянного места отдыха, досуга, организации быта и места удовлетворения потребностей). Иногда бывает, что та или иная супружеская пара обнаруживает, что брак принес не то, чего от него ожидали. Расхождение между брачными ожиданиями и действительностью может быть различной степени остроты. В одних случаях оно воспринимается болезненно, в других - более или менее хладнокровно, с достаточной долей самообладания и выдержки. Все зависит от социальной и психологической зрелости супругов. Чаще романтические иллюзии характерны для девушек. Известно, что молодая семья сталкивается со многими практическими проблемами: финансовой, жилищной, устройства своего очага, скорого рождения ребенка, необходимости закончить образование, найти более высоко оплачиваемую работу и т. д. К этому можно добавить, что в браке мужчины и женщины имеют различные потребности или же потребности различной силы и интенсивности. Известный психиатр Б. Фурст обратил внимание на то, что в случае, когда спорные вопросы между мужем и женой обостряются, они часто прибегают к неправильным методам борьбы:

“1. Муж все в большей мере проявляет свое мужское превосходство, отказывается принимать участие в ведении домашнего хозяйства и предъявляет жене соответствующие требования.

2. Жена в ответ на это пытается проявить женское превосходство и осуществляет контрэксплуатацию мужа.

    Положение вырождается в борьбу полов.
    Партнеры обвиняют во всех бедах друг друга, не сознавая

того, что, с кем бы они ни вступили в брак, перед ними встала бы весьма значительная часть этих же проблем, с которыми они встретились в отношениях друг с другом. Партнеры по браку приписывают свои беды особенностям личности или неврозу того или другого из них, не представляя себе, что возникшие в их отношениях проблемы по природе своей в основном объективного, социального характера.

    Супруги могут винить в своих трудностях детей и
    направлять свой гнев на них.
    Муж и жена ведут борьбу между собой по

Второстепенным вопросам вкуса и выбора или по незначительным личным вопросам. 7. Слишком часто спор между мужем и женой ведется с чисто индивидуалистических, эгоистических позиций; каждый добивается своего за счет интересов партнера и не пытается уладить дело в соответствии с общими интересами семьи в целом”. Если один или оба супруга чувствуют себя ущемленными, обиженными, оскорбленными, то это порождает целый ряд отрицательных чувств, которые могут постепенно накапливаться и закрепляться.

Чувство неудовлетворенности брачными отношениями само по себе сложно и внутренне противоречиво.

Многое зависит от того, с какими идеальными представлениями мы вступаем в брак, как мы себе представляем супружеское счастье. Между идеальными представлениями и реальными взаимоотношениями людей всегда были, есть и будут значительные расхождения. Это самый распространенный источник неудовлетворенности супружеской жизнью.

Несмотря на всевозможные трудности, которые встречаются в семейной жизни, в конечном счете, брак и семья являются значительными ценностями для каждого человека. “Брак и семейная жизнь представляют самую большую меру подлинной порядочности, любви и близости, которую человек может найти в отношениях с другими людьми”. Удовлетворенность супружеской жизнью также зависит и от того, насколько человек удовлетворен или неудовлетворен жизнью вообще. Здесь предстоит выяснить, доволен ли он своей профессией, работой, карьерой, своим статусом на работе, взаимоотношениями в коллективе, отношением к нему руководства, коллег и т. д. А теперь зададимся вопросом: почему при примерно равных материальных и жилищных условиях, уровне образования и культуры, при наличии взаимного чувства любви одним людям удается создать хорошую семью, а у других людей такая попытка в конце концов заканчивается неудачей и даже разводом; почему для создания благополучной семьи явно недостаточно взаимного влечения, взаимной симпатии и любви?

Оказывается, что успешная совместная жизнь супругов требует особых способностей от каждого его участника. В чем же сущность этих способностей? Какова их роль и значение?

    Как происходит формирование этих способностей?

Уже отмечалось, что любое взаимодействие в семье требует минимума каких-то общих представлений, минимума“согласия”. В браке, как и в любой другой малой социальной группе, возникает принципиально новая форма поведения, которую можно назвать кооперативной. Эта совместная деятельность разнообразна, поэтому личность, которая включена в нее, должна иметь определенные способности, навыки, умения.

Способность к кооперации и сотрудничеству с другими людьми всегда предполагает понимание своей роли в совместной деятельности, принятие определенных обязательств и их выполнение. Важно, чтобы сотрудничество с другими людьми было наиболее эффективным, рациональным, продуктивным. Очень часто от этого зависят наши успехи и достижения.

Каждому хочется добиться максимального единства взглядов и эмоционального настроя с другими людьми. Обычно, когда говорят о способностях, то очень часто (если не всегда! ) понимают их как способности профессиональные (музыкальные, художественные, технические и т. д. и т. п. ). Когда мы говорим, что человек способный и талантливый, то прежде всего характеризуем его умственные способности. В нашем же случае мы будем говорить о способностях особого рода, которые обнаруживаются в общении, взаимодействии, сотрудничестве с другими людьми.

К таким социально- психологическим адаптационным способностям относятся: 1) способность к общению; 2) способность к пониманию других людей; 3) способность к сотрудничеству и кооперации вообще; 4) способность контроля за своим поведением; 5) способность ( в зависимости от жизненных обстоятельств) выбирать тип поведения.

В той или иной степени способностью к общению, к пониманию себя и других людей, к умению контролировать себя обладает практически каждый психически здоровый человек. Правда, у одних эти способности развиты очень сильно, а у других слабо. Мы имеем в виду такие навыки и умения, которые помогают устанавливать контакт, дают реальную возможность участвовать в кооперативном действии. Социально- психологические способности являются решающим условием для успешного участия человека в различных группах и коллективах. Для нас важно выявить такие черты, качества и свойства конкретного индивида, которые необходимы


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.