бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПрофессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы - (курсовая)

p>Анализ показывает, что почти половина всех лиц, привлеченных за совершение преступлений, - это молодежь в возрасте от18 до 30 лет. И их доля постоянно растет. Если в 1991 году она составляла в структуре всех лиц, привлеченных к уголовной ответственности в Москве, 42, 5%, то в 1993– 48%. При этом доля лиц старше 30 лет увеличилась лишь на 1, 2%. “Омоложение” преступности произошло за счет лиц в возрасте от 18 до 24 лет. Каждое 9-10 преступление совершается учащимся. Более половины учатся в ПТУ, студенты ВУЗов– 1, 1%.

…Весьма значимым показателем неблагополучия общей криминологической ситуации в Москве надо признать опережающий рост преступности несовершеннолетних (при относительно низком общем удельном весе). Число преступлений, совершенных подростками, с 1988 по 1994 годы выросло на 33, 6%, а если сравнивать с 1981 годом, то более чем в 2 раза.

… Поскольку рост преступности несовершеннолетних в Москве происходит параллельно с общим ростом преступности, можно говорить об общем комплексе причинно-следственных обстоятельств данного явления, главным компонентом которого следует считать коренную реконструкцию всех политических и социально-экономических отношений в обществе.

Формирование нынешнего поколения 14-17-летних подростков пришлось на вторую половину 80ых начало 90ых годов–годы перестройки, ознаменовавшиеся ломкой не только политических и экономических основ общества“развитого социализма”, но и разрушением ряда нравственных устоев, переоценкой многих основополагающих принципов и критериев жизни, провозглашением большой свободы в выборе мировоззрения и форм поведения.

…Немалую роль в воспитании молодежи сыграл буквально хлынувший на экраны кино и телевизоров, газет и журналов поток информации, пропагандирующей насилие, свободу половых связей, меркантилизм– все, что в сознании подростков ассоциировалось с западным образом жизни. …На предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних и молодежи большое воздействие оказывает организация свободного времени… Билеты на культурно-зрелищные мероприятия из-за их высокой цены стали недоступными малоимущим. Помещения, где ранее располагались и бесплатно работали кружки и секции, отданы коммерческим структурам. А те кружки, которые еще функционируют стали платными и недоступны большинству подростков и их родителям. Поэтому не случайно любимыми местами времяпрепровождения стали чердаки, подвалы, где подростки предоставлены сами себе. ”

Интересны данные микроисследования Жигалова А. Н. МГУЭСИ, проведенного им среди старшеклассников двух московских школ (предполагаемая выборка - ~160-200 чел. ).

По этим данным 51, 2% старшеклассников не удовлетворены тем, как организован их досуг. Для 30, 9% - это нехватка свободного времени. Для 8, 3% - денег. Для 5, 9% отсутствие учреждений культуры. Для 1, 2% - влияние родителей. Также были получены следующие результаты:

    54, 8% - проводят досуг на уличной “тусовке”.
    3, 6% - в подвалах и чердаках
    7% - употребляют наркотики
    14% - нуждаются в приработке

Более половины опрошенных респондентов не имеют достаточных средств для собственных нужд.

Досуг имеет доминирующее значение для 10% опрошенных. Учеба является доминирующей для 39, 3%, учебы и досуг равнозначны для 47, 6%, затруднились с ответом 3, 1%

Продолжение: Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов. Социология молодежи. “Феникс”, Ростов-на-Дону, 2001 // Социализация молодежи: данные исследований. : “…Ослабление мотиваций труда происходит одновременно с усилением досуговых ценностей в молодежной среде… В условиях неразвитой экономики и кризиса производства противоположность трудовых и досуговых ценностей в сознании молодого поколения будет обостряться, принимая извращенные формы, поскольку не уравновешивается другими составляющими мотивации, среди которых соответствующая этика труда и приверженность закону.

Нарушение связей между различными сферами жизни молодежи (трудом, потреблением, досугом) отразилось не только на ее социальном положении, но и в структуре сознания. Это привело к возникновению нескольких параллельных, нередко противоположных друг другу систем ценностей. В сфере труда заметно усилилась инструментальная ориентация. Отношение к труду как к средству достижения других целей или вынужденной необходимости характерно для 51, 2% молодых людей и является важным условием интеграции молодежи в рыночные структуры… Лишь 13% респондентов отвечают, что стали бы работать, если бы имели достаточно средств для комфортного существования. В 1990 году такое мнение высказывали 21, 5% респондентов. Это значит, что и без того невысокий уровень этических ориентаций в труде молодых россиян продолжает снижаться. Для сравнения отметим, что в США в 1998 году также ответили 85% опрошенных1 [1 Казакино М. П. О чем мечтают сегодня американские подростки // Педагогика. 1995 №5. С. 97]… …Причины многих явлений и проблем в молодежной среде видятся в противоречии, вызванном несоответствием мотивационных структур в сферах труда и потребления. Высокая неудовлетворенность материальным положением конфликтует в сознании молодежи с низким уровнем потребности в труде. Особенно рельефно это проявляется в гос. секторе…

… Данные исследований указывают на существование в молодежном сознании противоположных тенденций социализации. Первая (пока преобладающая) несет в себе все те позитивные жизненные ориентации, которые так важны для любого общества и которых оно ждет от молодой смены. Среди этих ориентаций стремление продуктивно и честно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстной дружбы. Но набирает силу другая тенденция, связанная с потребительством и развлечениями, где для их достижения годятся любые методы.

Характеризуя поколение 80ых, мы говорили об инфантилизме, незрелости, полной зависимости молодежи от взрослых. За прошедшие годы молодежь заметно“повзрослела”в социальном плане. Изменилось представление молодых людей о критериях зрелости. Хотя оценки формальных признаков“взрослости”в самосознании молодежи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными, сегодня юноши и девушки в качестве вех социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату и в 2 раза чаще– создание собственной семьи, т. е. современная молодежь свое представление о “взрослости”больше связывает с социально-ролевыми изменениями, прежде всего с началом трудовой деятельности и обретением экономической самостоятельности… В условиях рынка ролевые системы, сопутствующие социализации молодежи, значительно усложнились. Молодые люди сегодня имеют более разветвленную ролевую структуру, вынуждены выполнять одновременно несколько различных, часто противоположных по своему характеру ролей. Процесс социализации ускоряется, накапливается социальный опыт. Все это основные признаки зрелости, которые являются основополагающими для определения характера межпоколенных отношений. ”

Проанализировав статистические данные, данные социологических исследований, мнения специалистов и общую социально-экономическую ситуацию в стране, можно сделать вывод, что молодежное общество находится в кризисе, как в духовном плане, так и в материальном. Причин столь неутешительной ситуации довольно много. Во-первых, это невостребованность в молодежной рабочей силе, незаинтерисованность государства в подготовке кадров, неэффективная молодежная политика государства. Во-вторых, это отсутствие каких-либо молодежных организаций общенационального масштаба, которые бы занимались проблемами молодежи, организацией досуга молодого поколения, просвещением и социализацией. Из-за невнимания общества к проблемам молодежи постоянно растет молодежная преступность, в рамках молодежного общества стираются нравственные и моральные границы, забываются традиции, развиваются псевдокультуры, девиантное поведение (наркомания, алкоголизм, беспорядочные половые связи, нарушение закона, суицид) постепенно становится нормой жизни. Налицо тенденция к деградации молодежного общества.

Но все это еще только тенденция. Далеко не большинство представителей молодого поколения потеряны для общества или не приносят ему пользы. Сейчас, когда возросла личная ответственность за свою судьбу, личная инициатива приветствуется, существует свобода выбора, молодые люди более серьезно подходят к выбору будущего. Это стимулирует молодых людей к получению наилучшего образования, сохранению здоровья, это развивает в них чувство ответственности, как перед собой, так и перед обществом, это стимулирует нормальную социальную и политическую социализацию. Но какими бы оптимистическими ни были прогнозы и какими бы положительными ни были тенденции проблем еще слишком много и они нуждаются в решении, причем заинтересованность в их решении должна быть у государства, ведь молодежь– это наше будущее.

Основные ценности и принципы жизни, смысложизненные ориентации молодежи России 90ых как основные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение.

В прошлой части были рассмотрены социальные, экономические, культурные и политические условия, в которых живет и развивается молодежь в России в 90ые годы, проблемы молодого поколения. Каким изменениям подверглось наше общество в последние годы и как это отразилось на молодежной жизни и культуре. В этой части будут рассмотрены некоторые основные принципы и ценности, которых придерживается молодое поколение, прямо зависящие от социально-экономических условий, которые диктует им новое время. Это является необходимым для полного раскрытия темы о профессиональном самоопределении молодежи, так как выбор сферы, характера будущей деятельности и профессии напрямую зависит от ценностных ориентаций молодежи.

Наиболее полными данными, на мой взгляд, по теме определения ценностей молодежи располагают результаты социологических исследований, Опубликованных в учебном пособии“Социология молодежи” в разделе “Ценностные ориентации молодежи”. Далее буду приведены некоторые результаты этих исследований с комментариями авторов учебного пособия:

“…Первым основным вопросом исследования стал вопрос о том, как тот или иной представитель молодежи ощущает себя в обществе. 78, 4% назвали себя представителями поколения надежд, 21, 6% респондентов считают себя представителями потерянного поколения. С октября 1996 года по февраль 1997 года в ВУЗах проводилось исследование, в результате которого было установлено, что 40, 5% студентов смотрят в будущее оптимистично, 26, 5% готовы к активным действиям. Неуверенность в будущем испытывают около 20% опрошенных, страх и безысходность– 2, 4%, апатию и безразличие – 2, 1%1 [1 Голубкова Н. Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологические исследования. 1998. №9. ]…

…Важно подчеркнуть, что у “благополучной” и “неблагополучной”молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди“благополучных”считают, что они уже стали богатыми 11, 7% и еще 63, 2% считают, что добьются этого. В это же время среди“неблагополучных”число тех, кто рассчитывает разбогатеть, всего 25, 7%, а большинство (52, 3) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные 22, 0% считают, что богатство им не нужно. 2 [2 Морально-ценностные ориентации студента // http: //members. xoom. com/sscientist/cennosti. htm]

Стоит также отметить наблюдение, которое сделали в результате анализа результатов исследований ценностных ориентаций уральских студентовпрофессорами кафедр социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний Тагил) Вишневским Ю. Р. и Шапко В. Т. :“… Наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех, возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц)… Сопоставление полученных данных с результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксировать преемственность старых ценностей, и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию… На смену патерналистским и в какой-то мере настроениям 80ых– (прим. авт. ) – “Я могу чего-то добиться только благодаря помощи из вне” происходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий – “Мой успех зависит от меня, от моей предприимчивости”. Серьезная роль в установках студентов отводится образованию, которое выступает в качестве основы, фундамента для будущей успешной жизни. Все более определенно в студенческой среде проявляются ориентации на достижение личного успеха. Установка на успех в 70ые годы была характерна для 10-15% студентов, в 90ые– для 60-70%…”

Данные показывают нарастание индивидуалистических настроений в молодежном обществе. Смена коммунистической идеологии повлекла за собой смену ценностей в сторону ценностей капиталистического общества (см. стр. 3). Тяжелая экономическая ситуация заставляет молодежь больше думать о собственном благосостоянии и успехе. Малый спрос на молодую рабочую силу, общая безработица заставляет молодежь“вертеться”, проявлять большую инициативу и напористость (см. стр. 4-5). В то же время “приблатненность”, семейность в среде работодателей заставляют молодых так же и искать высоких покровителей и друзей, что сильно колеблет моральные устои молодого поколения. В то же время наблюдается положительная тенденция к возрастанию сознательности и“повзрослению”молодежи, что способствует цивилизованной социализации молодежи и подготовки ее к взрослой жизни.

    Табл. 5

Для наиболее полного раскрытия данного аспекта темы стоит представить некоторую часть результатов опросов, проведенныхв республике Башкортостан в течение 1993-1999 гг... Его объектом была старшая подростковая группа –молодежь от 14 до 17 лет включительно. Исследование проводилось в нечетные годы по единой методе и анкетам в школах, училищах техникумах, рабочей молодежи по гнездовой пропорциональной квотной выборке, допускающей репрезентацию свыше 90%. В разные годы в опросах участвовало от 600 до 1000 чел… Итак, приведем результаты исследований относительно предпочтений коллективистского и индивидуалистского типов общественного устройства. “Одна из важных для будущего общества проблем –соотношение предпочтений, отдаваемых коллективистскому и индивидуалистскому типу общественного устройства– раскрывалась на основе ряда вопросов. Так, в1997 году на вопрос “как ты хотел бы работать – один, рассчитывая только на себя, или в хорошем коллективе”81 % опрошенных ответили, что предпочли бы работу в коллективе, а 10% ответили, что одни…

…Другой вопрос: “Что бы ты выбрал: какое-то коллективное, общее дело (с друзьями, родными, сверстниками всей страны) или собственное материальное положение? ”. Это довольно сложная альтернатива для городских подростков, особенно в сегодняшней экономической ситуации. Наиболее приемлемой оказалась позиция“попытаюсь совместить и то, и другое”, набравшая от 50% ответов респондентов 1993 года, до 42% в 1999, ; вариант “общее дело, могу для этого пожертвовать собственным благосостоянием” привлекает 8% в опросе 1993 года, до 12% - 1997, и 9% - в 1999 году. Позиция “всегда выберу собственное благосостояние” - в конечном итоге набирает от 13% в 1993 и до 10% в 1999. Анализ ответов на эти вопросы позволяет сделать вывод, что, несмотря на возросший прагматизм современной жизни, жесткие условия социальной действительности принципиальных изменений в сторону индивидуализма пока нет. Носителей индивидуалистских устремлений оказывается около одной десятой опрошенных, столько же и коллективистов…”

“Социология молодежи” продолжение: “…Следующий вопрос опроса исследовал тему главной цели в жизни молодых людей. У подавляющего большинства опрошенных (70%) есть главная цель. Нет ее только у 9, 0% молодых людей и 21, 0% над этим и не задумывались1 [1 Данная статистическая информация подготовлена исследовательской группой РНИСиНП под руководствомМ. Горшкова. ]. На поставленный вопрос, в чем именно заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы изТабл5…” Как видно из данной таблицы желания молодого поколения довольно противоречивы. Например, людей, которые хотят зарабатывать много денег более чем в 6 раз больше чем тех, кто хочет иметь дорогие вещи! Вопрос: где они собираются доставать на них деньги? Наверное, много денег подразумевается. Примерно поровну молодых людей ставят главной мечтой материальные блага и непреходящие человеческие ценности, с небольшим перевесом последних.

Следующий вопрос анкеты звучал так: “К чему вы стремитесь и чего уже добились в жизни”. Были получены ответы представленные в Табл. 6: Ї Полученные данные свидетельствуют о том, что нынешняя молодежь больше всего уверена в том, что создаст прочную и счастливую семью(59, 9%). Очень велик процент тех, кто уже создал такую семью(27, 7% - третье место). Это говорит о том, что нынешняя молодежь, несмотря ни на что, дорожит и ценит семьей и относится к ее созданию с большой серьезностью. Этим, наверное, и объясняется нежелание рано вступать в брак, не имея достаточной материальной и моральной опоры. Видимо влияет и фактор неблагополучия и в собственной семье. Молодежь не хочет повторять ошибок взрослых и, испытав на себе жестокость в своих семьях, не желает данной участи своим детям.

Примерно одинаков процент тех, кто считает, что ему по силам получить хорошее образование, работу и потом заниматься любимым делом. Примерно половина опрошенных уверена в том, что им по силам побывать в разных странах. В то же время примерно равен процент тех, кто считает, что ему по силам и не по силам стать богатым человеком. Значительно по сравнению с началом девяностых молодежь охладела к созданию собственного бизнеса.

Около 6 % не хотят создавать собственную семью, в пределах этой цифры процент тех у кого не входит в планы получение образования, профессии. Не входит в планы занятие любимым делом у 35% респондентов.

    Табл. 6.
    Сферы достижения успехов
    Уже добились
    Пока не добился, но считаю, что мне это по силам
    Хотел бы, но уже вряд ли добьюсь
    В моих жизненных планах этого нет
    Итого
    Получить хорошее образование
    33, 40%
    48, 20%
    11, 40%
    7, 00%
    100
    Получить хорошую работу
    15, 50%
    59, 50%
    19, 40%
    5, 60%
    100
    Создать прочную счастливую семью
    27, 80%
    59, 90%
    6, 90%
    5, 40%
    100
    Создать собственный бизнес
    5, 90%
    28, 30%
    26, 30%
    39, 50%
    100
    Стать достаточно богатым человеком
    2, 00%
    40, 40%
    37, 80%
    19, 80%
    100

Стать знаменитым человеком, чтобы привлечь к себе внимание общества 1, 60%

    13, 30%
    11, 40%
    73, 70%
    100
    Заниматься любимым делом
    27, 70%
    55, 60%
    13, 20%
    35, 00%
    100
    Побывать в разных странах мира
    7, 60%
    49, 40%
    34, 50%
    8, 50%
    100

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.