бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПрофессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы - (курсовая)

p>2. Художественно-эстетические (повышение культурного уровня) 94, 0%

    31, 0%
    29, 0%

3. Потребление различного вида художественной культуры (театр, кино, музей) 92, 0%

    87, 0%
    85, 0%
    4. Художественное творчество
    74, 0%
    27, 0%
    27, 0%
    5. Техническое творчество
    68, 0%
    18, 0%
    18, 0%

Нравственные потребности (справедливость, совесть, милосердие, порядочность) 78, 0%

    34, 0%
    32, 0%
    Табл. 12

Таким образом, с конца 80ых гг... в российском обществе особенно среди молодежи, началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время незначительному спаду подвержены познавательные и образовательные ценности, которые все же служат основой жизненного успеха. Не слишком упал престиж также и маскультуры и авангардистского искусства. Правда, для значительной своей части слово“культура” и “искусство”вряд ли подходят т. к. из-за стирания нравственных, моральных и культурных норм и границ в молодежном обществе часто путаются понятия“культура” и “псевдокультура”. Особое место в иерархии ценностей занимает отношение молодежи к закону, преступлению закона, криминальному миру.

Один из вопросов опроса, опубликованного в журнале “Социс” №3 1998 в статье Лисовского В. Т. , звучал так “Современная жизнь трудна и жестока. А потому как вы относитесь к перспективе работы в криминальных структурах? ” Ответили: для меня это неприемлемо – 66, 5%, если жизнь прижмет, то можно заняться и этим – 21, 7%, сегодня это нормальный способ зарабатывать деньги – 10, 4%. В общей сложности ~30% опрошенных так или иначе “легализовали”в своем сознании возможность преступить закон (примерно такое же количество респондентов отличаются беспринципностью, алчностью в определении общечеловеческих ценностей см. Табл. 7, примерно столько же респондентов оценивают свое материальное положение) как бедственное или близкое к такому). Что касается возможности заняться проституцией, опрошенные девушки заявили: это для меня неприемлемо– 83, 9%, если жизнь прижмет, можно временно заняться – 11, 8%, это вполне нормальный способ зарабатывать деньги – 4, 3%… …Отвечая на вопрос: “Если вы не совершаете правонарушения, то по каким причинам? ” (1997) указали собственные моральные устои –73, 3% и лишь 10% назвали страз перед последующим наказанием. Кроме того, 10, 7% сослались на влияние общественного мнения и 6% назвали другие причины. Признали то, что преступали закон 42, 8% респондентов.

Налицо качественное обесценивание закона, как регулятора общественных отношений, которое негативно сказывается на дальнейшем жизненном и профессиональном самоопределении молодежи.

В заключение хотелось бы сказать, что несмотря на то, что, из-за экономического кризиса 90ых, кардинальной ломки ценностей общества и обесценивания нравственных и культурных основ общества, в молодежном обществе сформировался довольно многочисленный асоциальный слой молодых людей, все же подавляющее большинство молодежи руководствуется нормальными морально-нравственными принципами демократического общества, для него стоят на первом месте общечеловеческие ценности (семья, друзья, образование и т. п. ). В то же время наблюдается резкое падение культурного уровня молодежи, подмена традиционной классической культуры”разновидностями субкультур и появлением псевдокультур, наносимых из западного образа жизни. Но наметились и положительные тенденции в развитии общества. Так по сравнению с поколением 80ых молодежь 90ых стала более самостоятельной, независимой и прагматичной. Наблюдается процесс более осознанного восприятия своей социальной значимости и роли (отношение к браку, гражданским обязанностям).

“Как отмечают исследователи… в нашей стране мир ценностей в том числе молодежи, чрезвычайно противоречив. “В социокультурном и ценностном плане сложившуюся в России ситуацию можно было бы представить как единство противоположностей ценностей, находящихся на разных стадиях институционализации”. Это, в частности, означает, что молодые люди не всегда могут верно ориентироваться в социальной действительности…Существуют две полярные ценностно-целевые установки в обществе–либеральная и традиционная… Но лишь часть общества, причем с обеих сторон не очень значительная, агрессивно настроенная по отношению к альтернативной системе ценностей. Остальная– подавляющая – соединяет в себе и те и другие ценности…”1 [1 Журнал “Социс” №12. 2000. ]

    Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи.

Рассмотрев социально-экономические условия жизни молодежи, актуальные проблемы молодого поколения, проанализировав ценностные ориентации молодежи, на основе этого материала перейдем к рассмотрению непосредственно профессиональных ориентаций молодежи.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Существуют различные варианты определения понятия “выбор профессии”, однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Процесс профессионального самоопределения начинается с достижением человеком возраста, когда у него начинают формироваться первоначальные мировоззренческие ориентиры (5-7 лет). Тогда у ребенка только начинает формироваться первоначальное представление о будущем роде деятельности, потом этот процесс проходит 3 этапа. Первый этап заключается в принципиальном самоопределении на счет будущей жизни. Обычно на этом этапе человек принципиально выбирает свой жизненный путь. Он выбирает между законопослушной жизнью и асоциальной, противозаконной, выбирает работать ради денег или ради работы, долга, выбирать между личной выгодой или долгом перед обществом.

В прошлом разделе мы говорили об отношении молодежи к нарушению закона. По результатам этого опроса можно заключить, что на данный момент существует довольно многочисленная, по меркам нормального общества, группа молодежи выбравшая работу в криминальных структурах(~5-10%). По опросам башкирской молодежи с 1993 по 1999 годы профессию мошенника или вора выбрали соответственно по годам (1993, 95, 97, 99)– 2-2-4-4% опрошенных. Работать ради денег или работы (интересность, долг) - другая дилемма, стоящая перед молодежью. Исходя из Табл7. Можно сделать вывод, что все же честность и справедливость играют большую роль для молодежи при выборе профессии. Так 56% опрошенных посчитали, что лучше не достигнут богатства, но никогда не переступят норм закона или морали, 67% выступают только за честные доходы, 59% посчитали, что только на занятие интересной работой можно потратить жизнь. Но все же для большой части молодежи не важен путь получения дохода и они спокойно поступиться нормами морали– 32% и 43% соответственно.

Проблема выбора между материальным аспектом и долгом перед людьми следующая проблема молодого поколения. Сейчас ни для кого не секрет, что в нынешней России профессии в сфере образования, здравоохранения, науки, охраны государства не являются высокооплачиваемыми, более того ситуация с финансированием некоторых сфер здравоохранения, ВС и науки просто бедственная. Для примера старший научный сотрудник сейчас получает меньше чем рядовой дворник. Но это не мешает 17, 6% одиннадцатиклассников выбрать профессию в сфере системы народного образования, 11, 8% - профессию в сфере здравоохранения, 2, 3% - в научной сфере, 1, 4% - в военной сфере. 1 [1 Гендин А. М. , Сергеев М. И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. №8. С. 66-72. ](опрос проводился в 13 школах Красноярска, число респондентов ~975 чел. ) 7% девушек выбрали профессию учителя, хотя престижность такой работы признали только 2%. Но все же самой многочисленной сферой по предпочтениям оказалась сфера системы планирования и учета, финансовой сферы. (33%) После того, как человек уже определил как и ради чего он будет жить и работать, он выбирает сектор экономики, где он собирается работать. Существует два основных сектора экономики–частный и государственный. Но в последние годы набрал силу также и теневой сектор экономики, соперничающий с частным по объемам денежного капитала. В основном это нелегальное производство, контрабанда, рэкет.

Хотя по сравнению с 1990 годом число молодых людей, занятых в частном секторе, выросло на 15%, главным каналом интеграции молодежи является государственный сектор. 1 [1 Зубок Ю. А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования 1998. №8. С. 47-56. ]Отмеченный в начале 90ых всплеск предпринимательской деятельности, с которой молодежь связывала воплощение мечты об экономической самостоятельности, постепенно пошло на убыль. Этому есть много причин. С одной стороны это перегрузка рынка экономистами и финансистами, с другой– непредсказуемость экономической ситуации в стране, с третьей –высокая интегрированность частного сектора в криминальные структуры. 67% попробовавших себя в частном секторе испытали разочарование. Именно поэтому 60% молодых людей предпочли надежность и спокойствие риску и неопределенности, а частная деятельность, как известно, невозможна без риска.

После того, как человек определился с сектором экономики, где он будет работать, он начинает выбирать конкретную сферу деятельности и профессию.

Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи.

    Позиция родителей
    Позиция друзей и сверстников

Авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы - главная цель

    - “жизненная перспектива”
    - внешние условия достижения целей
    представление о собственных возможностях.
    Уровень притязаний на общественное признание
    Информированность
    Склонности к тем или иным видам деятельности.

К концу школы у человека наступает период его окончательного самоопределения относительно его будущей сферы деятельности. Здесь и наступает“кризис мысли”у молодых людей, когда они не могут выбрать свой путь. По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы:

    определившихся – 30%
    колеблющихся – 30%
    неустойчивые – 15%
    пассивные – 25%

Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних выпусков. Дело таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.

Исследования показывают1 [1 Зубок Ю. А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования. 1998. №8. С. 47-56. ], что несмотря на значительный рост инструментализации мотивов труда, важнейшими его составляющими после уровня заработной платы (93%) были названы возможность чувствовать себя при деле (85%) и перспектива профессионального роста (83%). Показательно, что стремление не утруждать себя работой в структуре мотивов оказалось на последнем месте (33%). Однако то обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремиться реализовать себя в труде, свидетельствует об отсутствии для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации.

Системный кризис сузил сферы использования квалификационного труда, прежде всего в массовых профессиях. Как следствие, половина молодых людей работает не по специальности, 17, 8% не имеют возможности повысить квалификацию, 30, 1% реальную зарплату и 30, 5% - продвинуться по службе.

Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг серьезных проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень широк. С одной стороны это непредсказуемая экономическая ситуация в стране не способствующая стабильному развитию частного сектора, с другой это бедственное материальное положение государственного сектора, не дающего возможности для нормальной жизни и карьерного роста.

Что же выбирает нынешнее поколение? Какие профессии являются престижными и нужными? Далее будут приведены данные различных опросов в различных городах и регионах России, в разных социальных и возрастных группах молодежи. В табл. 13 приведены результаты социологического опроса учащихся выпускных классов 13 школ Красноярского края, проведенного Центром социологических исследований Красноярского края. 2 [2 Гендин А. М. , Сергеев М. И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. №8. С. 66-72. ] Распределение ответов на вопрос: “Если вы выбрали профессию, то какую? ” Табл. 13

Как видно из таблицы молодые люди неохотно хотят идти в чисто коммерческую сферу деятельности (3, 75%) и также неохотно они выбирают государственные структуры. Особенно молодежь не жалует промышленность, армию, науку, с/х. (0, 25%, 1, 5%, 1, 15%, 1, 9% соотв. ) Они выбирают“золотую середину” - работу в финансовой сфере в государственных органах –это работники министерств, органов исполнительной власти, фискальных органов, бухгалтерий (25, 25%). Неожиданно много процентов набрали традиционно малооплачиваемые профессии в сфере здравоохранения и образования. Здесь, по моему мнению, играет роль социальной значимости этих профессий и главное большой социальной ответственности российской молодежи.

По данным опроса, проводившегося в республике Башкортостан в период с 1993 по 1999 гг... по всем нечетным годам и опубликованного в журнале“Социс”. №12. 2000, профессиональные ориентации башкирских школьников выглядели так: (Цифры соотв. разным годам опроса 1993, 95, 97, 99 соотв. ) “…Среди юношей на первое место выходит желание стать предпринимателем, бизнесменом (13-15-14-15%), а так же шофером, машинистом (16-14-14-10%). Далее предпочтения видов распределяются в следующем порядке: юрист, работник правоохранительных органов (3-6-9-8%); военный (3-5-6-8%); инженер, конструктор (5-4-7-5%); медработник, врач (3-4-4-5, 5%); артист, писатель, художник (1-3-2-5, 5%, но таких становится все меньше. ); менеджер (7-7-5-4%); ученый исследователь (2-2-2-4%); профессиональный вор или мошенник (2-2-4-4%); дипломат (2-6-4-3, 5%); летчик, моряк (3-4-4-2%); домохозяин (6-4-4-2%); рабочий (4-4-3-2%); торговый работник, коммерсант (6-3-2-4%). Несколько возросло число желающих стать фермерами (1-. -. -2, 5%), учителем или воспитателем (0-0-1-1, 5%) Выбор профессий среди девушек представляет собой следующую картину: юрист, работник правоохранительных органов (5-16-12-15%); медработник, врач (10-12-9-12%); предприниматель, бизнесмен (8-5-10-10%); учитель (15-13-9-9%). Достаточно популярно желание заниматься домом и хозяйством (14-13-9-7); Реже названы руководитель менеджер (5-5-8-8%); артист, писатель, художник (6-8-8-6%); торговый работник, коммерсант (12-5-6-5%); намерение нигде не работать, но иметь кучу денег отметили соответственно (5-4-4-3, 5%) В 1996 году был проведен опрос студентов МГУ им. М. В. Ломоносова, некоторые результаты представляют интерес. 2 [2 Баздырев К. А. Рынок и жизненные планы студентов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1998 №1. С. 93-102] Был задан вопрос: “Какие сферы деятельности после окончания ВУЗа привлекают вас больше всего? ” На первом месте у девушек оказалась “работа в коммерческой структуре”(66, 7%), потом “аспирантура”(17, 9%) и на третьем свободное творчество(8, 3%). Поступить на государственную службу намериваются 6% студенток, преподавать в ВУЗе 4, 8% и преподавать в средней школе 1, 2%.

У мужчин предпочтения не слишком отличаются от предпочтений женщин. На первом месте также работа в коммерческой структуре (54, 8%), аспирантура (16, 6%), свободное творчество (15, 3%), госслужба (7, 6%). Далее добавились новые ответы: “Профессиональная политическая деятельность” (7%), “Церковная деятельность” - 2, 5%, преподавание в ВУЗе (1, 9%), “служба в армии” (1, 3%), “собственное дело” - 0, 1%. Результаты данного опроса радикально отличаются от общероссийских только по двум позициям. Во-первых, здесь гораздо больший процент тех, кто хочет работать в коммерческих структурах. Это и понятно, ведь МГУ–самый престижный ВУЗ России, и иметь диплом этого университета, значит наполовину решить вопрос с трудоустройством. Причем выпускник может рассчитывать на самые престижные (для начинающего конечно! ) должности в самых престижных и стабильных частных организаций. Этим объясняется и очень низкий рейтинг профессий преподавателя в ВУЗе и средней школе. Кроме того, в данном рейтинге профессий присутствует довольно экзотический вариант ответа– “Профессиональная политическая деятельность”, который имеет довольно высокий рейтинг. Табл. 14 Социальная ориентация выпускников 9-ых классов и социальное положение родителей, %

В таблице №14 приведены данные опроса выпускников школ, опубликованные в журнале“Социс” №10. В статье М. Н. Руткевича.

Первый вывод, который можно сделать, проанализировав данную таблицу, это то, что в большинстве семей существует преемственность поколений. Ярче всего это выражено в семьях, где родители с в/о или коммерсанты. Только в семьях рабочих и служащих в сфере управления дети больше предпочитают другие профессии. По престижности ведущая для подавляющего большинства респондентов сфера деятельности–это быть специалистом с в/о. Только дети из семей коммерсантов больше предпочитают трудиться в коммерческих структурах. Оно и понятно, дети должны наследовать бизнес своих родителей.

Все сферы деятельности, если следовать этой таблице, можно разделить на три “родственных”группы. Родственность заключается в том, что дети родителей, принадлежащих к какой-то сфере из этой группы, охотно переходят из сферы в сферу. Так можно объединить сферы промышленного производства и торговли, сферы услуг. Другая группа это работники сферы управления и коммерсанты. Это можно объяснить имущественном расслоением в российском обществе. Так промышленное производство не дотягивает по доходам до сферы торговли и услуг, но эти сферы далеки от сферы управления и коммерции, поэтому они и ассоциируются между собой. Особняком стоят специалисты с в/о. Подавляющее большинство детей из этих семей идут по стопам родителей.

Престижность –еще один фактор, наряду с семейным, во многом определяющий выбор будущей профессии. Вот как выглядит в глазах молодых степень социального статуса следующих видов деятельности (наивысший бал - 10). Первые 10 мест занимают: юрист (8%), владелец коммерческого банка (7, 9%), врач (7, 1%), менеджер (6, 9%), журналист (6, 6%), бухгалтер (6, 6%), владелец магазина (6, 4%), телохранитель (5, 9%), криминальный авторитет и школьный учитель получили одинаковое количество процентов (5, 2), рабочий (3, 9%), тракторист (3, 6%) и, наконец, инженер (4, 5%). 1 [1 Роганов Е. , Зуев А. Работа как способ добывания денег // Человек и труд. 1994. №6. С. 10-12. ] Анализ этого опроса показывает, что наряду с ожидаемыми ответами “юрист” и “коммерсант”, соседствует профессия “врач”, что говорит о высокой социальной значимости данной профессии и об осознании молодежью этой значимости, что, в свою очередь, говорит о том, что ценностные ориентации молодого поколения не деградировали в такой степени, в какой об этом говорится.

Особенно хочется сказать о том, что “криминальный авторитет”к сожалению приобретает какую-то степень социальной значимости, оттесняя по престижности профессии школьного учителя и инженера, что говорит об интенсивной интеграции криминала в общественное сознание как вполне нормального явления. Падение престижности и доходности в сознании молодежи некоторых важнейших с социальной точки зрения профессий не означает падения престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а лишь означает смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного труда. Это хорошо видно на примере ответов молодежи на открытый вопрос о наиболее престижных и прибыльных профессиях. (Табл15)2 [2 Опубликовано в уч. пособии “Социология молодежи”. 2001. “Феникс” Под ред. Проф. Волкова Ю. Г. ]

    Табл. 15

Как видно из данной диаграммы, первые 5 мест занимают профессии сферы коммерции и бизнеса, если не считать, конечно, юриста. Но в предыдущих опросах, которые были показаны в прошлых частях, данные профессии не доминировали так сильно. Это объясняется тем, что получить образование для престижной профессии, а тем более получить престижную работу, в нынешней России очень не просто. Во-первых, из-за дороговизны обучения в ВУЗах, даже государственных. Во-вторых, из-за отсутствия цивилизованного рынка труда, прежде всего для молодых специалистов. В-третьих это нестабильная экономическая ситуация в стране, которая не способствует нормальному развитию частного сектора экономики. И, наконец, в-четвертых, высокая криминализованность экономики.

Важно заметить, что, при ответе на вопрос о самых прибыльных профессиях, профессия юриста резко сдает свои позиции, остальные параметры остаются примерно на тех же местах, что в опросе по престижности. Но теперь появляется профессия сферы криминала и проституции, которая по доходности, в понимании молодежи, перекрывает даже профессию врача-стоматолога, актера или певца, милиционера и военного.

Заключение: Характеристика профессиональных ориентиров молодежи. Проблемы самоопределения и самоутверждения.

Обобщая, можно сказать, что молодежь считает наиболее престижными те профессии, которые обладают особой значимостью в условиях перехода к рыночной экономике. Как в 60-70ые годы наиболее престижными были профессии (от физика-ядерщика до космонавта), отражавшие приоритеты поддержания статуса СССР как великой державы и сохранения его позиций в гонке вооружений, так и сейчас молодежь в своих приоритетах вполне адекватно отражает запросы российского общества, только сами эти запросы изменились. Не случайно на первом месте среди всех вариантов ответа на вопрос о том, что помогает получить хорошую работу, молодежь поставила“наличие высокой квалификации, знаний”, что никак не может свидетельствовать о падении престижности знаний и квалификации. Хотелось бы также сказать, что выбор молодежью социально значимых профессий независимо от их популярности и оплачиваемости, говорит об серьезном осознании молодежью своей социальной роли, своих обязанностей. Морально-нравственные устои молодежи поколеблены не так серьезно, как об этом говорится и пишется. Мир ценностей нынешней молодежи соответствует миру ценностей нормального общества, хотя и здесь есть много проблем.

Сейчас наше общество переживает эпоху перемен, смену идеологии и мировоззрения, реформирования всех сфер общественной жизни. Этот процесс происходит довольно медленно и главное болезненно. Экономический кризис, кризис культуры и идеологии, появление псевдокультур, стремительное проникновение в российское общество навязанных западных ценностей, дегуманизация личности породил в российском обществе, особенно в молодежном, такую группу людей, которым чужды общечеловеческие ценности, они не гнушаются нарушать закон, спокойно поступаются принципами и моралью ради достижения личной выгоды. Что больше всего настораживает, так это вялая реакция общества на это явление, оно как бы соглашается с существованием такого слоя общества и невольно интегрируется в него. Ярчайшим примером этому служит проникновение“зонной”, “преступной”лексики в обиходный язык. Однажды дело дошло до того, что даже высшие лица государства употребляли такую лексику. Чего там говорить о мелком звене. В общественную мораль и негласные кодекс взаимоотношений проникают также и своеобразные“понятия”, действующие в преступном мире. Криминальный авторитет сравнился по значимости с авторитетом школьного учителя! Кого тогда детям слушать? Это далеко не полный список проблем существующих сейчас в современном молодежном обществе, и именно теперь важно государству и обществу в целом уделить пристальное внимание проблемам молодежи. Тогда т только тогда (") возможно стабильное развитие нашего общества в рамках цивилизованного, демократического государства.

    Запольский Антон. г Москва. 2001.
    11. 05. 01 03: 37
    Список использованной литературы.

Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов. г “Социология молодежи”. Изд-во “Феникс” (оформление г). Ростов-на-Дону. 2001. Журнал “Социологические исследования” №12. 2000г.

    Журнал “Социологические исследования” №2 2001г.
    Журнал “Симптом” №11. 1996г.
    P. S.

Авторы, чьи материалы были использованы в работе, выделены жирным шрифтом или занесены в сноски.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.