бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПсихология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде - (книга)

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде - (книга)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации
    Костромской государственный университет
    им. Н. А. Некрасова
    Кафедра психологии
    М. В. Коврова

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Методическое пособие
    Кострома
    2000
    Министерство образования Российской Федерации
    Костромской государственный университет
    им. Н. А. Некрасова
    Кафедра психологии
    М. В. Коврова

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Методическое пособие
    Кострома
    2000
    ББК 88. 4

Печатается по решению Редакционно-издательского совета КГУ им. Н. А. Некрасова

    Рецензент: доктор психологических наук, профессор
    Н. П. Фетискин
    Коврова М. В.

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Научный ред. Н. П. Фетискин; Отв. за выпуск В. В. Чекмарев. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000 – 38 с.

В пособии предлагаются психологические особенности стресса в молодежной среде на уровне рассмотрения факторов и основных эмоционально-поведенческих проявлений стресса, в том числе и коммуникативного стресса. В пособии акцентированы основные направления психопрофилактики деструктивного стресса в молодежной среде.

Пособие адресовано специалистам по работе с молодежью, практическим психологам, студентам, аспирантам.

    ISBN 5 – 7591 – 0353 - 9
    г КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000
    Коврова М. В. , 2000
    Методическое пособие
    Коврова Марианна Вячеславовна

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Редактор Л. Г. Чекмарева
    Корректор И. П. Плюснина
    Компьютерный набор А. В. Соломаха
    ЛР № 020082 от 24. 10. 96
    Подписано в печать 29. 05. 2000
    Формат 60х90 1/19
    Уч. -изд...л. 1, 57. Заказ № 44 . Тираж 50 экз.

Издательство Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова

    156000, г. Кострома, ул. 1 Мая, 14

Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике Комитет по делам молодежи администрации

    Костромской области
    Центр социального здоровья
    детства, юношества и семьи
    М. В. Коврова
    Психология и психопрофилактика деструктивного стресса
    в молодежной среде
    Введение

Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса– стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т. п. , с другой, –многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.

В отечественной психологии наметилась тенденция к исследованию психологического стресса в молодежной среде. Актуальность переживания психологического стресса у молодежи обусловливают многие факторы.

    Среди них:
    Социальные факторы.

К данной группе факторов относятся социально-политическая и социально-экономическая нестабильность в обществе, многочисленные социальные проблемы, в том числе безработица, социальные конфликты, проблемы молодых семей.

    Социально-психологические факторы.

Проблемы, связанные с социальными и межличностными отношениями различного типа, позиционные и эмоциональные конфликты, коммуникативные проблемы, отдельные неблагоприятные психологические проявления малой группы.

    Личностные факторы.

Объективно-личностные – кризисы юношеского возраста, особенности пола. Субъективно-личностные – особенности высшей нервной деятельности, темперамента, наличие “прошлого стрессового опыта”, неадекватная самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность, агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и др.

Факторы, связанные с особенностями деятельности –учебной, профессиональной, учебно-профессиональной, досуговой. Например, нарушение организации труда, информационные перегрузки и т. д. Анализируя многочисленные теоретические и прикладные исследования, можно сделать вывод, что именно в молодом возрасте реагирование на стрессогены более интенсивно, чем в пожилом возрасте. Неслучайно, что такие заболевания как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, являющиеся типичными следствиями чрезмерного стресса, больше всего обнаруживаются у молодых людей в возрасте от 24-х до 35-ти лет.

Данные психологических служб, психологических центров по России в целом и Костроме в частности, свидетельствуют о достаточно частой обращаемости лиц молодого возраста по вопросам оказания психологической помощи. Наиболее постоянными клиентами практических психологов и психотерапевтов становятся безработные и студенты вузов в возрасте от 17-ти до 23-х лет. Основной круг типичных психологических проблем можно свести к следующему. Во-первых. Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы. Первое место занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.

Во-вторых. Достаточно распространенными являются проблемы, связанные с какой-либо деятельностью, в основном учебной. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности учебной или профессиональной деятельностью, проблемы значительных учебных перегрузок и т. п.

В-третьих. Также распространенными и во многом примыкающими к первым двум блокам являются внутриличностные проблемы различного типа– от индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной проблематики. Сопоставляя выделенные факторы психологического стресса и обозначенные психологические проблемы в молодежной среде можно сделать вывод о значительной идентичности факторов и проблем, подчеркивая изначальную природную общность данных понятий. Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого может зафиксировать либо психолог, либо психотерапевт.

    В настоящем методическом пособии представлены разделы:
    Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса;

Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде; Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической практике;

Программа для учащейся молодежи “Психопрофилактика деструктивного стресса”. Данное содержание позволяет рассматривать стресс с позиций и психологической теории, и психологической практики. Комплексная вариативная программа для учащейся молодежи“Психопрофилактика деструктивного стресса”является попыткой практической реализации запроса со стороны студентов в оказании психологической поддержки и помощи.

    Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса.
    Многообразие понятия “стресс”.

Термин “стресс”(англ. : давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации. Первоначально понятие“стресс”возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия (“общий адаптационных синдром” Г. Селье). Позднее понятие “стресс”использовалось для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях. Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века, до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, и, соответственно, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях. Выдвигая авторскую концепцию или модель стресса, ученые стремятся дать и собственное определение стресса. Существует тенденция, выражающаяся в противоречивости отдельных концепций, но различные определения стресса во многом повторяют друг друга. Данное положение в области изучения стресса перекликается и со сферами изучения таких понятий, как“личность”, “способности”, “адаптация” и другие. В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий“физиологический стресс” и “психологический стресс”, введенное известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом. Физиологический стресс (исходя из концепции “общего адаптационного синдрома” Г. Селье) –состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т. п. По Г. Селье, “адаптационный синдром” имеет 3 стадии – тревога, сопротивление, адаптация или истощение. Психологический стресс –состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т. п. ).

Анализируя различные психологические исследования можно придти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к интегративным системным подходам в области изучения стресса.

Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса. Например, данное определение с полным правом можно отнести к коммуникативному стрессу. При исследовании коммуникативного стресса во внимание берутся как психофизиологические, так и индивидуально-психологические проявления. Коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), следует также рассматривать на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений. Кроме того, большое значение будут иметь: вид деятельности (профессиональной, учебной) и др. , в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса (индивидуальные, типологические и др. ). Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них– когнитивная теория психологического стрессаР. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов; концепциипрофессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др. ), социально-психологические теории стресса(концепции: D. Mechanik, R. Darendor, B. P. Darenwend и др. ) и многие другие. Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия“психологический стресс”в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации рассматривают: межличностный психологический стресс –характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;

профессиональный, или организационный стресс –связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т. д;

социальный или общественный психологический стресс –связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;

семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т. п. ; внутриличностный психологический стресс – отражает “Я-конфликт”, нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование; экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и т. д. Все определения по данной классификации (то же самое относится и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от обуславливающих его доминирующих факторов. Например, если доминируют социальные факторы– социальный стресс, личностные факторы –внутриличностный стресс и т. п. Тем не менее любой тип психологического стресса включает в себя какобщие факторы (характерные для других видов стресса), так и специфические факторы (характерные только для данного типа стресса). А также, внешние или объективные факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки информационного характера, нарушение проксемических переменных– скученность и т. п. ) и субъективные, личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, особенности темперамента, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и т. п. )

    Особенности проявлений дистресса и эустресса.

В последние десятилетия внимание психологов сконцентрировано вокруг того фактора, что одни и те же стрессовые стимулы могут оказать и мобилизующее и дезорганизующее действие на поведение, деятельность человека. Значительное распространение получило понятие– деструктивный или дистресс и конструктивный или эустресс. Тем не менее подавляющее большинство авторов идентифицирует и рассматривает стресс в значительной степени с позиции его деструктивного характера. Большинство исследований затрагивает и акцентирует свое внимание на проблемах, связанных с дистрессом, и гораздо меньшее количество работ посвящены эустрессу.

В то же время современное состояние проблемы изучения дистресса и эустресса позволяет дать общий сравнительный анализ этих понятий. Он включает в себя изменения физиологических, познавательных процессов, изменения в общении и деятельности.

    Изменение физиологических параметров.
    Пульс.
    При эустрессе – пульс до 90-100 ударов в минуту.
    При дистрессе – свыше 100 ударов в минуту.
    Артериальное давление.
    При эустрессе – давление умеренно повышается.

Если возникает дистресс –давление резко повышается или понижается, в зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека.

    Дыхание.

Во время эустресса – умеренное учащение дыхания по сравнению с обычным ритмом. Во время дистресса происходит сильное учащение дыхания, которое напоминает одышку.

    Реакция кожных покровов.
    Для эустресса характерно покраснение кожи.
    Для дистресса – красно-белые пятна на коже, побледнение.
    Температурные изменения.
    Эустресс сопровождается ощущением тепла или жара.
    Для дистресса характерны озноб, холод, холодный пот.
    Двигательная активность.

Двигательная активность возрастает и при дистрессе и при эустрессе. Но многие исследователи отмечают, что во время дистресса проявляются два типа двигательных реакций–чрезмерно повышенная двигательная активность, выражающаяся в суетливости, спешке, непоседливости, измененной жестикуляции и двигательной заторможенности, застывании на одном месте.

    Изменение познавательных процессов.

Наиболее распространенными являются изменения внимания, памяти и мышления. Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Во времядистрессапоявляются различные трудности в управлении вниманием, особенно это касается сосредоточения, концентрации внимания. Встречаются случаи гиперфиксации внимания, когда человек застревает на какой-либо проблеме и не в состоянии отказаться от нее.

Во время эустресса улучшается память. Человек быстрее и успешнее запоминает и с легкостью вспоминает значительный объем материала. Например, студент в состоянии эустресса в период экзаменационной сессии способен усвоить очень большой объем материала, порой за несколько учебных семестров. Во время дистресса ухудшается и запоминание, и воспроизводство материала, что часто невозможно преодолеть волевыми усилиями.

Для эустресса характерно инсайтное мышление творческого характера. При дистрессе качество мышления ухудшается. Характерная особенность мышления в состоянии дистресса–узость поля зрения. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Человек в состоянии дистресса также не понимает юмора и шуток.

    Изменение деятельности.

Эустресс мобилизует деятельность человека, она становится более успешной и результативной. Дистресс, напротив, дезорганизует деятельность, очень часто делает невозможным её осуществление.

Как уже ранее отмечалось, коммуникативная сфера, межличностные и социальные отношения играют важнейшую роль в жизнедеятельности молодого человека. Рассмотрение проявлений психологического стресса в общении представляет собой относительно новую, интереснейшую сферу исследования в психологической науке и практике.

Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде. Коммуникативный стресс: определение понятия.

Интеграция различных областей психологических знаний позволяет рассматривать и актуализировать в качестве предмета исследования различные типы психологического стресса. Известно, что весомое место в западных и отечественных концепциях психологического стресса занимают социальные и социально-психологические теории. Во многих работах по изучению стресса социальные, социально-психологические факторы занимают одну из важнейших позиций. В тоже время отдельные типы стресса в рамках социально-психологических теорий явно не достаточно изучены. Так, например, коммуникативный стресспредставляет собой малоисследованную область знаний. В этой связи примечательны: работа доктора психологических наук В. И. Кабрина, рассматривающего коммуникативный стресс в рамках авторской концепции коммуникативного развития личности студента, исследования кандидата психологических наук Самоуниной Н. В. , в которых коммуникативный стресс представлен в сфере делового общения в профессиональной деятельности. Пробелы в исследованиях коммуникативного стресса, главным образом в отечественной психологии, вовсе не означают отсутствие необходимости изучения данного феномена. С полным правом можно утверждать, что коммуникативный стресс– распространенное явление в молодежной среде. Это обусловлено: Значимостью, высокой интенсивностью общения в молодежном и особенно в юношеском возрасте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.