бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьСорокин П.А. – крупный социолог XX века - (реферат)

Сорокин П.А. – крупный социолог XX века - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Российский Химико Технологический
    Университет им. Д. И. Менделеева
    Реферат
    Тема: П. А. Сорокин – крупный социолог XX века
    Выполнила студентка
    группы ЭкЛ-61 Кынтикова Е. А.
    Москва, 2001г.
    СОДЕРЖАНИЕ:
    Возникновение социологии.
    Жизнь и творчество П. Сорокина в России
    2. 1 Юность
    2. 2 Революционная деятельность, студенческие годы
    2. 3 Научная и преподавательская деятельность,
    “Система социологии”
    Последние годы жизни в России
    Жизнь П. Сорокина в Америке

Социология культуры П. Сорокина по книге: “Кризис нашего времени”. 5. 1 Типологизация культур

    5. 2 Теория волнообразной социодинамики культур
    Заключение
    Литература

Cорокин П. - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой”.

В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и философ, создатель так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т. е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “О социалистической академии общественных наук“, где специальным пунктом было записано “.... одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным. В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н. И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии М. –1923. ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курса “История ВКПб“ И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово ”социология” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц. профессионалы.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века, профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан из России. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода–русский (с начала 10-х по 1922г. ) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был“американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой “десятке”ведущих социологов мира. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, он сделал огромный вклад в теоретическую социологию. Сорокин развивал учение об “интегральной”социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры. Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, не сводимую к материальной реальности и наделенную системой: ценностей - норм - символов. Культура как система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам предельно общую ориентацию, освобождая от внутренних противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них (суперсистемы) базируются на самых фундаментальных предпосылках реальности - мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял“чувственную суперсистему” (реальность воспринимается чувствами), “умозрительную” (реальность познается при помощи интуиции), “идеалистическую”(комбинация двух первых). В разные периоды истории эти суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5 основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука. Родился П. А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был ремесленником, мать - крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился во второклассной школе. По окончании ее поступил в церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: “Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели… представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях... .. Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор”

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. “зайцем”проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как“Вестник Знания”, “Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма”. В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором. За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. Был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга“Преступление и кара, подвиг и награда”, обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как“Анатомия национальностей и единство государства”, “Формы правления”, “Проблемы социального равенства”, “Основы будущего мира” и др. В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г. , с начала 1917г. он становится“приват-доцентом”. Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г. , но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северодвинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих“соблазнительных иллюзий”. Именно тогда, вероятно, им было написано его “отречение”- открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина“Ценные признания Питирима Сорокина”. По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г. , на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина“Система социологии”, которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В “Системе социологии”П. А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

“Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности”. “Социология изучает общество с трех главных точек зрения: 1) его строения и состава

    2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии”

П. А. Сорокин писал: “Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество… Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями.... Только знание здесь может указать.... как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы.... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение”. Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическаясоциология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.

социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.

социальную генетику; “Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей”

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. “Задачи практической социологии ясны из самого названия” - писал Сорокин. “Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям”. В учении о строении общества П. А. Сорокин пишет: “Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде”. Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия, проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т. д. ). Главными формами взаимодействия социальных групп являются

    1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
    2) взаимодействие сходных и несходных лиц

взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых”.

“Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия”. “Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство.... Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы. ” “Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом”.

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:

    космические или физико-химические
    биологические
    социально-психические

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. “Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств. “Коллективное единство перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью или всеми его членами”. “Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок и организация последнего изменилась! ”

Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что“население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом”. “Из множества групп , на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения:

    а) по семейной принадлежности
    б) по государственной
    в) по расовой
    д) по профессиональной
    е) по имущественной
    ж) по религиозной
    з) по объемно-правовой
    и) по партийной

Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:

    а) типичные и не типичные для данного населения.
    Из типичных важны класс и национальность.

б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. “Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов”. Для объяснения исторических процессов “приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп”. Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. “Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам: 1. разряду космических (физико-химических) сил

    2. разряду сил биологических
    3. разряду сил социально-психических

К разряду космических силП. А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т. д. , и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие: 1. потребность питания

    2. потребность половая
    3. потребность индивидуальной самозащиты
    4. потребность групповой самозащиты
    5. бессознательное подражание
    6. потребность движения

другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т. п. )

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит: 1. идеи

    2. чувства-эмоции
    волнения людей
    К сложным относятся:
    1. материальная культура, окружающая человека
    2. духовная атмосфера социальной среды

3. Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т. д.

В своей работе П. А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. “Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что“абсолютной свободы воли”нет.... Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы.... Зависимость нашего поведения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как“свобода воли” и поведения! .... Рост влияния социально-психических факторов “на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему“я”. Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий“свободной воли”. Единственный смысл, который может иметь “свободная воля”, означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения.... С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша“свобода”. Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие “свободы воли”. “Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда.... - это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность”.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.