бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьСоциальное обслуживание пожилых людей - (реферат)

p>При рассмотрении функций основных структурных подразделений ЦСО можно сказать о том, что со временем сеть центров социального обслуживания будет более разнообразной, чем сейчас. Но, несомненно, что какие-то учреждения этого типа будут играть главенствующую роль в административном округе и нести универсальные функции. Такие учреждения можно условно назвать окружными, головными, базовыми и т. п. Они должны иметь в своем составе весь набор структурных подразделений по социальному обслуживанию населения округа и заниматься организационно-методической работой. Все же остальные центры муниципальных округов могут быть узкопрофильными, иметь неполный набор структурных подразделений (в зависимости от потребностей населения) и в функциональном плане подчиняться окружному центру. Эта схема, возможно, неидеальна, но на наш взгляд вполне логична.

Кроме обязательных функций, ЦСО приходится решать и дополнительные задачи, в частности по организации бесплатного питания малоимущих москвичей. В соответствии с решением Правительства Москвы ежемесячно выделяются ассигнования на питание 24550 остро нуждающимся гражданам. В настоящее время стоимость одного обеда 25 руб. , а стоимость путевки на 24 обеда - 600 руб. (она периодически индексируется). Основные получа-тели этих путевок–одинокие пенсионеры и инвалиды с минимальными размерами пенсий. Однако, из них лишь 38% (около 15 тыс. человек) находятся на обслуживании в отделе-ниях социального обслуживания на дому, а остальные - дополнительный для центров контингент. Предприятия общепита, на которые возложено непосредственное обеспе-чение малоимущих граждан горячим питанием, заинтересованы только в одном: как бы выжить. И поэтому они "накручивают" непомерные наценки, в результате чего пенсионер получает в два раза меньше продуктов, чем запланировано Правительством Москвы.

На наш взгляд, было бы более правильным передать эти функции муниципалитетам, в ведении которых нахо-дятся предприятия общественного питания, и на местах решить вопрос о льготном налогооблажении таких столовых. Участие же ЦСО должно быть только в одном - "поставка" предприятиям общепита нуждающегося контингента. Достаточно было бы иметь в муниципальном округе одно подобное предприятие и малоимущие получали бы то, что им положено в полном объеме. А сегодняшняя ситуация напоминает "театр абсурдов": со столовой взимается огромный налог в городской бюджет, из которого в дальнейшем выделяются средства на бесплатное питание. В обороте крутятся миллионы рублей, а посетитель столовой выходит из нее полуголодным.

Для выхода из сложившейся ситуации и поддержки малообеспеченных граждан, одним из вариантов решения проблемы стало торговое и бытовое обслуживание по сниженным ценам.  

Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 февраля 1999 г. N 87 "О развитии сети торгового и бытового обслуживания по сниженным ценам для малообеспеченных граждан" утверждена Программа развития сети торгово-бытового обслуживания по сниженным ценам для малообеспеченных граждан в учреждениях социальной защиты и торгового обслуживания в системе АООТ "Ветеран" в которой предусмотрено:

- организация торгово-бытового обслуживания для малообеспеченного населения по сниженным ценам в учреждениях социальной защиты

- расширение сети магазинов системы АООТ "Ветеран" и улучшение деятельности этого акционерного общества

- активное привлечение благотворительных и ветеранских организаций к участию в организации торгового и бытового обслуживания ветеранов и инвалидов. По состоянию на 01. 12. 99г. в Комплексных центрах социального обслуживания "Соколиная Гора" и "Новогиреево" торговое обслуживание уже осуществляется. Проводится работа по обслуживанию торговых помещений в 2 центрах социального обслуживания - "Восточное Измайлово" и "Вешняки" Восточного административного округа, а также принимаются и другие меры, направленные на реализацию указанной Программы.

С Департаментом потребительского рынка и услуг ведутся переговоры о содействии в открытии пунктов бытового обслуживания в ЦСО.

В свою очередь деление территорий в г. Москве на административные и муниципальные округа повлекло за собой образование новой инфраструктуры, потребовало иных подходов к организации социального обслуживания населения. Возникла необходимость максимального приближения различных видов социальной помощи к жителям муниципальных округов.

В связи с чем возникла необходимость внедрения инновационных форм социального обслуживания не только для пенсионеров и инвалидов, но и для других граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

По предложению Управления социальной защиты населения Юго-Восточного округа был создан Экспериментальный комплексный центр социальной защиты. В центре предусмотрены комплекс помещений для социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми-инвалидами, отделение социальной реабилитации, проведение досуговых мероприятий и др.

В задачу центра входит не только обслуживание населения муниципального района "Марьино", но и отработка новых форм и методов обслуживания населения, для последующего их внедрения в работу центров социального обслуживания всех административных округов.

Одним из направлений работы центра является содействие развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Для выполнения этих задач, помимо работы традиционных отделений (ОСО, ОДП, ОССО, ОСМО), в центре планируется создать и другие формы социального обслуживания:

1. Кризисное отделение помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию . Отделение предназначено для оказания различных видов помощи, женщинам и детям, подвергшимся насилию, находящимся в кризисной ситуации.

Целью создания отделения является оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи, женщинам и детям, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии и подвергшимся психофизическому насилию.

Отделение создает необходимые условия для обеспечения максимально полной-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье, привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи женщинам и детям.

Отделение имеет свой "телефон доверия" для оказания экстренной психологической помощи.

Для наиболее разносторонней помощи отделение развивает, поддерживает контакты и взаимодействует с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими организациями и учреждениями, в целях эффективной социальной поддержки женщинам и детям, попавшим в экстремальную ситуацию.

2. Для оказания помощи инвалидам по социальной реабилитации, направленной на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вос-становление социального статуса инвалида в центре открыто Отделение социальной реабилитации .

Реабилитационное отделение проводит прежде всего выявление и учет инвалидов, нуждающихся в реабилитации; реализует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в части социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации; оказывает инвалидам, а также членам их семей консультативно-правовую помощь по вопросам социальной защиты инвалидов; проводит оздоровительно-реабилитационные мероприятия; проводит санитарно-просветительскую работу с целью решения вопросов возрастной адаптации.

Отделение организуется для обслуживания не менее 10 граждан. Продолжительность пребывания в Реабили-тационном отделении граждан определяется характером и срокам необходимым для них оздоровительно-реабили-тационных мероприятий. На сегодняшний день это единственный госу-дарственный центр в котором кроме предоставления услуг пожилым гражданам и инвалидам, оказывается бесплатная психологическая и социальная помощь молодым инвалидам и женщинам попавшим в беду.

В заключение хочется сказать о том, что сфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и т. д. ) в нестационарных формах развивается в сложных условиях, в первую очередь, в связи с недостаточным ее финансированием. Положение усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан, требующих социальной поддержки, а также тем, что органы социальной защиты населения на местах все в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.

Однако, несмотря на все трудности в целом по г. Москве удалось не только сохранить сеть нестационарных учреждений, но и в определенной мере расширить ее.

Хотя система социального обслуживания населения развивалась бы гораздо успешнее, если бы было меньше нерешенных вопросов, как в правовом, так и в орга-низационном планах.

Прежде всего, до настоящего времени не разработана государственная концепция социальной защиты населения, отсутствуют законодательная база и нормативные акты по социальному обслуживанию пенсионеров и инвалидов, многодетных, неполных и других семей. Существующие же немногочисленные документы по данной проблеме нередко иногда "тормозят" процесс оказания социальной помощи. Налаживается обеспечение компьютерами и другой вычислительной техникой, но только в одном направлении: пенсионное обеспечение. Центрам социального обслужи-вания компьютеры практически не выделяются в централизованном порядке Минсоцзащиты России и не приобретаются Комитетом социальной защиты населения Москвы, причина в основном сводится к недостатку финансирования. В связи с этим, в ЦСО практически не ведется работа по сбору и анализу данных о населении, и введения полученной информации в компьютеры. Все это сказывается на качестве планирования и проведение тех или иных социальных программ. Сейчас расслоение общества настолько велико, что учесть все группы социально незащищенных людей, а тем более отдельные семьи, старыми методами нереально. Органы исполнительной власти, создавая центры социального обслуживания, как государственные учреждения, предназначенные для оказания поддержки населению, с первого дня существования ставят их в унизительное положение, вынуждая выкручиваться и искать или просить помощь для себя. Почему центры финансируются из бюджета частично: на заработную плату работников, ремонт, оборудование и хозяйственные расходы? Но ведь есть еще питание посетителей, культурно-массовые мероприятия, срочная социальная помощь и другие направления деятельности ЦСО, которые требуют стабильного бюджетного финансирования. На данный период времени московским центрам помогает Отделение Пенсионного фонда по г. Москве. А завтра возможностей этой организации хватит только на выплату пенсий, что сейчас и происходит в ряде регионов Российской Федерации, т. к. предприятия останавливаются и поступления денежных средств существенно сокращаются. Какой же выход? Неужели придется закрывать ЦСО, в условиях, когда количество нуждающихся в социальной поддержке резко возрастает в результате полного или частичного прекращения деятельности предприятий?

Что касается заработной платы руководителей центров, то тут возникает множество проблем и вопросов, и не столько из-за ее размеров, сколько из-за принципов установления должностных окладов. Во внимание прини-мается всего лишь один критерий: количество обслу-живаемых пенсионеров и инвалидов на дому, да и то с неприемлемой разбивкой по категориям. Совсем не учитываются другие условия: наличие и мощность отделения дневного пребывания, отделения срочного социального обслуживания, мини-пансионата, филиала и т. д. В итоге, директор ЦСО, не имеющий в структуре центра ничего, кроме ОСО, обслуживающих чуть больше 1000 человек, получает такую же зарплату, что и директор ЦСО с ОСО, обслуживающими 2000-4000 человек, да еще имеющий полный набор структурных подразделений. Отсутствие материальной заинтересованности руководителей, в определенной степени, не способствует более быстрому развитию структурных подразделений центров и качеству обслуживания пожилых людей. Если еще год назад в центрах социального обслуживания велись журналы с записью желающих устроиться на должность социального работника, то сейчас ситуация в корне изменилась: резко возросла текучесть кадров. Причина - низкая заработная плата. Не говоря даже о физической нагрузке, социальному работнику в психологическом отношении порой непросто бывает обслуживать своего подопечного, в подавляющем боль-шинстве получающего пенсию в 1, 5-2 раза превышающую оценку нелегкого труда. В аналогичном положении нахо-дится и административно-хозяйственный персонал ЦСО: бухгалтеры, кассиры, водители, сторожа и др.

В этой системе еще довольно многое не совершенно. Но можно с уверенностью сказать, что центры социального обслуживания и социальные работники нужны пожилым людям. Так же люди пожилого возраста нужны нам: их пройденный жизненный опыт, их оптимизм и уверенность в том, что все уладится и будет лучше - все это нам необходимо, чтобы не забыть для чего и ради чего мы живем на Земле. Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у пожилого человека не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал. Несмотря на сложившуюся ситуацию, социальная работа с пожилыми совершенствуется и этому в немалой степени способствует профессиональная подготовка кадров.

В 1995 году десять российских вузов осуществили первый выпуск профессиональных социальных работников, которым вручены дипломы специалиста социальной работы. Начиная с 1991г. сеть высших учебных заведений России, ведущих подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе, постоянно расширялась. Если в 1990/91 учебном году таких вузов было 8, то в 199/98 учебном году - 81. Подготовку специалистов по социальной работе осуществляли также 9 средних специальных учебных заведений.

По состоянию на начало 1998г. среди учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты населения, было 10 государственных академий, 62 государственных университета, 9 институтов социального и гуманитарного профиля, 1 учебный центр.

Значительный вклад в обучение, подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе, а также обеспечение научно-методической и учебной литературой вносит Московский государственный социальный университет (МГСУ). Большую научно-исследовательскую работу развернул созданный в 1994г. Институт социальной работы. В стране выпускается ряд периодических изданий по проблематике социальной работы. Систематически проводятся научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и межрегионального уровня.

Все это свидетельствует о том, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.

    Однако еще немало проблем и нерешенных вопросов.

Чрезвычайно остро стоит проблема кадров. Вот только одна цифра: на 89 территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс. человек. Многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т. д. ), но не имеют подготовки социального работника. В МГСУ действуют курсы повышения квалификации для практических социальных работников. Но прием на них небольшой: 25 человек. При МГСУ открыты также курсы по переподготовке преподавателей социальной работы.

В числе актуальных проблем подготовки социальных работников на наш взгляд стоит отметить следующие:

1. Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика теории и методики социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.

2. Подготовка социальных работников, которая наряду с получением общих знаний и умений предусматривает и узкую специализацию с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т. д. ). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.

3. Расширение географии подготовки социальных работников. Сейчас высшее образование получают в 55 субъектах Российской Федерации из 89. Конечно, эта задача может быть решена лишь со временем.

4. Обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным обновленным Государст-венным стандартом.

5. Конституирование социальной работы как новой дисциплины. Это позволит осуществлять подготовку социальных работников высшей квалификации, без чего успешное развитие этого актуального направления невоз-можно. 6. Получение, хранение и распространение социальной информации. Необходимо решить проблему оформления социального и юридического статуса социальных работ-ников, определить их права, гарантии деятельности, ввести данную специальность в штатное расписание всех служб и учреждений. В сфере социальной защиты населения должность специалиста по социальной работе введена в штатное расписание девяти видов учреждений. Такая должность введена также в системе учреждений комитетов по делам молодежи. Вопрос о ее введении в учреждения здравоохра-нения, пенитенциарной системы находится в стадии решения.

Актуальной остается проблема отбора лиц, избравших эту профессию. Как в подготовке социальных работников, так и в содержании социальной работы необходимо прежде всего (не игнорируя все полезное и ценное за рубежом) опираться на традиции своей страны, менталитет народа, особенности образа жизни населения России.

    Таким образом,

1. Существующая сеть ЦСО в столице можно и должно развивать, не останавливаясь на достигнутом, делая социаль-ное обслуживание еще более доступным и эффективным.

Системе социального обслуживания необходимы соответствующее материально-техническое обеспечение и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

    Слабое финансирование.

Несоответствие выполняемого объема труда и оплаты работников ЦСО.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное развитие. Рассматриваемые в дипломной работе проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов требуют незамедлительного решения.

Число пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение. Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполни-тельных органов, исследователей, общественных объеди-нений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.

Старение населения России, приблизившееся к критическому рубежу, вовлекает государство в решение вопросов перераспределения ресурсов в пользу пожилых людей, как особой группы населения, эффективного обеспечения их социальной защищенности в период реформирования экономики.

Правительство Москвы исходит из того, что результативная и взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно-политической ситуации. В рамках дипломной работы сложно осветить все проблемы и тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных слоев общества. Проведенное исследование позволяет обобщить поднятые вопросы следующим образом: 1. Социальная защита населения должна быть одним из главных направлений государственной политики.

2. Необходимо продолжать работу по совершенст-вованию законодательно-нормативной базы, ввести стандар-ты по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зару-бежный опыт.

3. Социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал.

4. Эффективную систему социального обслуживания нельзя создать без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска. 5. Финансирование центров социального обслужи-вания, как государственных учреждений, нацеленных на защиту населения, должно быть гарантированным и произ-водиться за счет бюджета.

6. Необходимо пересмотреть подходы к оценке труда руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре оплаты труда социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров. 7. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми позволит сделать социальное обслужи-вание более доступным для каждого нуждающегося москви-ча. Для развития сети учреждений и оказания более эффек-тивной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотво-рительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации. Важность проведенных исследований подтверждает рост числа людей пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке, а существующая система не спо-собна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.