бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьСоциально экономическое содержание и структура розничных цен - (реферат)

Социально экономическое содержание и структура розничных цен - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Социально экономическое содержание и структура розничных цен

    1. Стоимость и розничные цены товаров массового спроса

Наиболее сложной иострой проблемой в системе цен и ценообразования является хроническое несоответствие розничных цен на продовольствие по отношению к общественно необходимым затратам труда на производство и заготовку сельскохозяйственной продукции.

Розничные цены на продукты питания в среднем были вдвое ниже затрат на их производство в 70 - 80х годах.

Затраты государства превышают розничные цены по хлебу ржаному в 1, 2; молоку - в 1, 8; картофелю и овощам - 1, 9; по колбасным изделиям - в 2, 4; по маслу сливочному - в 2, 5; говядине - 3, 1; баранине - в 3, 4 раза. Нечто противоположное наблюдается в соотношении стоимости и цен промышленных товаров.

Все эти несоответствия порождают трудности в развитии общественного производства, что проявляется в таких фактах, как дефицит продовольственных товаров, затоваривание промышленными товарами.

Несоответствия, своего рода перекосы в стоимости и ценах наблюдаются не только между закупочными, розничными ценами на продовольственные и непродовольственные товары. Они проявляются в перекосах в ценах между уровнем цен в рамках соответствующих продовольственных товаров: говядина и птица, цельное молоко и молочные продукты, а также внутри непродовольственных товаров: швейные и трикотажные изделия. Трудности с насыщением рынка необходимыми товарами порождают дефицит, а дефицит - спекуляцию.

Несоответствие между закупочными и розничными ценами, как было сказано раньше, разрешается с помощью дотация. Дотации в 1982 г. составляли 30% от реализованного в ценах налога с оборота, теперь же они составляли 50%. Существовавшая тенденция сохранится, потому, что дотация может поглотить весь налог с оборота, который является одним из важнейших источников формирования бюджетных средств, идущих на развитие народнохозяйственных нужд . общества. Вот почему такая система розничных цен не только не имеет перспективы развития, но и пагубно влияет на решение социально-экономических задач всего общества. Необходимость радикальной реформы розничных цен обусловлена и другими объективными факторами.

Розничные цены на товары массового потребления призваны играть важную роль в социальной политике государства. При социализме одним из показателей роста реальных доходов трудящихся являлась степень удовлетворения потребностей трудящихся через удовлетворение платежеспособного спроса. Социальное значение удовлетворения запросов трудящихся на товары массового потребления можно оценить по тому, что 60% национального дохода направляется на личное потребление через розничный товарооборот и общественные фонды потребления, более 60% денежных доходов населения складывание за счет фондов оплаты труда в материальном производстве. Ныне действующая система розничных цен не отвечает требованиям времени. Главные ее недостатки, по мнению многих экономистов, заключаются в несоответствии количества товаров, выраженных в деньгах, т. е. в ценах, и количестве денежных масс, выдаваемых трудящимся. За 1970-1985 гг. производство товаров народного потребления по стоимости возросло в 2 раза, а денежная масса в обращение - в З раза, что привело к обесцениванию рубля на одну треть. Такая система розничных цен ориентируется на удовлетворение интересов производителей, которые организуют производство на принципах так называемого затратного метода, что ведет к формированию стоимости производимых товаров в условиях функционирования затратно - расточительного механизма. Основной порок этого механизма заключается в том, что проектирование, производство и реализация продукции осуществляются строго на основе бюрократически-директивного. планирования. В таком случае главным показателем успешности выполнения плана является максимальный уровень валового показателя, т. е. объем в денежном выражении. Этот механизм, по существу, игнорирует интересы потребителя: монополизм производителя остается основой затратных тенденций в производстве запланированной номенклатуры изделий. Естественная связь и нормальные экономические отношения между производителем и потребителем нарушаются, если имеет место монополизм производителя.

Альтернативным по экономическому значению механизму. указанному выше. должен стать затратно - сберегающий механизм, когда любые новые дополнительные затраты на производство материальных благ должны вести к сбережению труда, средств, ресурсов. Это достигается за счет роста производительности труда, качества продукции, надежности, долговечности выпускаемых изделий. В условиях научно-технического прогресса очень часто приходится делать дополнительные, новые затраты, которые, однако, должны оборачиваться все новыми и новыми выгодами для общества. Эти выгоды в конечном счете выражаются в экономии ресурсов, труда, рабочего времени и т. д.

Затратно - расточительный механизм является одной из главных причин многих трудностей в системе ценообразования.

Как было сказано раньше, относительная дешевизна продовольственных товаров для населения существует благодаря значительным дотациям со стороны государства, что ведет к росту напряженности финансовых планов страны, а также нарушает соотношение в ценах между продовольственными и непродовольственными товарами народного потребления. В свою очередь, высокие цены на непродовольственные товары снижают покупательную способность населения, ведут к трудностям в реализации соответствующей продукции, что порождает своего рода "затоваривание", а это ведет к сокращению поступлений в бюджет необходимых финансовых средств от предприятий.

В этой связи о многом может сказать структура товарооборота. На долю продовольственных товаров в 1985 г. (включая алкогольные напитки) приходилось около 51%, а на долю промышленных товаров-49%, в том числе продукция легкой промышленности составляла 28% и товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода - 17%.

Данная структура товарооборота говорит о ее несовершенстве, поскольку более половины реализованных товаров характеризуется экономической убыточностью для государства, и на большинство продовольственных товаров приходится делать дотации из государственного бюджета.

Сам чистый доход от реализации товаров народного потребления в 1985 г. характеризовался следующими данными. На долю алкогольных напитков приходилось 40%, на долю импорта непродовольственных товаров и выпуска товаров отечественного производства соответственно -по 30%. Не трудно понять, что зависимость величины товарооборота от объема реализации алкогольных напитков и товаров импортного происхождения свидетельствует о нездоровой основе товарообращения.

Известно, что в 70х - начале 80х годов происходил рост заработной платы. Рост розничных цен был выше, чем росла реальная заработная плата. Подсчеты экономистов показывают, что этот рост характеризовался следующими данными: в среднем розничные цены увеличились на 23, 1%, в том числе по продовольственным товарам на 10, 3% и по промышленным товарам - на 27, 1%

Выработка концепции ценообразования в области розничных цен - сложная задача. В экономической литературе существуют два диаметрально противоположных подхода к вопросу совершенствования ценообразования на потребительские товары. Первый подход сводится к тому, чтобы оставить розничные цены на достигнутом уровне. Для этого необходимо мобилизовать внутренние резервы производства, обеспечить снижение себестоимости. Другой подход заключается в том, чтобы в результате повышения розничных цен приблизить ихкуровню фактических общественных затрат: этим предполагалось ликвидировать существующую систему дотаций.

Объективная оценка состояния розничных цен, их взаимосвязь с оптовыми ценами, а через оптовые цены с общественно необходимыми затратами труда свидетельствует о том, что эти взаимосвязи, по существу, затрагивают содержание производственных отношений, поскольку как оптовые, так и розничные цены не только находятся между собой в причинно-следственной взаимосвязи, но и еще, что не менее важно, отражают интересы трудовых коллективов отдельных трудящихся и общества. Необходимость совершенствования оптовых цен диктуется потребностями развития полного хозяйственного расчета, совершенствования хозяйственного механизма в целом. Изменение оптовых цен с неизбежностью потребует соответствующего изменения розничных цен, поскольку те и другие цены находятся в жесткой и прямой взаимосвязи.

Изменение всей системы розничных цен должно быть увязано с реформой оптовых цен, тарифов, сметных расценок на строительство и закупочных цен, от уровня которых в итоге будут зависеть цены конечной продукции реализации. Эта точка зрения учитывает объективные закономерности формирования стоимости материальных благ и денежное выражение этой стоимости в соответствующих ценах. Основываясь на этих требованиях постановление СМ СССР "Об основных направлениях перестройки системы ценообразования" прямо предписывало следующую установку: "Признать необходимым подготовить и осуществить перестройку розничных цен и тарифов, привести их в соответствие с общественно необходимыми затратами на производство, потребительскими свойствами, качеством продукции и требованием рынка". Постановлением предусматривается, что изменение розничных цен не должно вести к ухудшению жизненного уровня трудящихся, а, наоборот, должно привести к повышению этого уровня для определенных категорий трудящихся, к более полному осуществлению социальной справедливости.

Сделанные расчеты некоторых вариантов изменения цен в связи с выбором новых оптовых и закупочных цен по максимуму удорожания должны привести к возрастанию розничных цен на 39, 3%. Если же принять во внимание существующие резервы, которые могут быть использованы в народном хозяйстве, то можно "смягчить воздействие оптовых цен на уровень розничных цен, тогда удорожание товаров народного потребления составит всего 4, 8% (при росте цен на продовольствие на 18, 7%), снижение цен на товары легкой промышленности 4, 4%, на сложную бытовую технику и хозяйственные товары 14, 5%.

Предполагалось, что новый уровень розничных цен потребует проведения компенсационных мер, которые сведут до минимума отрицательное воздействие повышения цен на уровень благосостояния основной части трудящихся и нетрудоспособного населения, а также индексации денежных доходов населения в зависимости от роста цен на потребительские товары.

Если же учесть факторы оздоровления экономической жизни в трудовых коллективах, рост заинтересованности предприятий в обеспечении высокой эффективности через рост производительности труда, снижение себестоимости, приспособление производства к потребностям покупателей, то все это будет вести к насыщению рынка самыми разнообразными товарами, что благоприятно скажется на возможностях удовлетворения спроса населения и создаст условия для последующего снижения розничных цен.

Розничные цены, являясь связующим звеном между производителем и потребителем материальных благ, оказывают стимулирующее влияние как на одну, так и на другую сторону в рамках взаимодействия единства противоположностей. Реализация товаров открывает путь к личному потреблению, это обеспечивает воспроизводство рабочей силы, развитие личного фактора. В свою очередь, реализованный товар открывает путь реализованной стоимости обратно в сферу производства, накопления денежно-финансовых ресурсов общества и т. п. Учитывая то, что огромное многообразие потребительских свойств товаров ориентировано на определенные слои населения, розничные цены должны отражать и этот немаловажный фактор. Об уровне потребностей тех или иных социально-возрастных слоев покупателей свидетельствует спрос этих социальных групп на соответствующие товары. Вот почему существует и такая задача, которая должна учитываться при ценообразовании, как необходимость сбалансирования спроса и предложения на соответствующие товары. При этом должно соблюдаться такое требование, как недопущение экономически необоснованных различий в уровнях цен на отдельные группы взаимозамещающих промышленных товаров.

Радикальная реформа розничного ценообразования обязана открыть дорогу развитию практики установления договорных цен на продовольственные товары, спрос на которые удовлетворяется не полностью, а также на модные и другие товары повышенного спроса исходя из покупательной способности населения и интересов государства.

2. Пути преодоления несоответствия между стоимостью и розничными ценами товаров По мере насыщения рынка продовольственными и промышленными товарами, повсеместного преодоления дефицита на самые различные товары, накопления соответствующих объемов товаров и финансовых ресурсов предусматривается снижение розничных цен. Однако такое снижение цен возможно при общем оздоровлении всех сторон национальной экономики.

Изменение розничных цен на отдельные товары или группу взаимосвязанных между собой товаров под влиянием спроса и предложения возможно в следующих случаях. 1. Розничные цены на товары массового потребления могут быть снижены, если эти товары характеризуются высокой рентабельностью и дальнейший рост их производства и потребления признается целесообразным. В этом случае сдерживающим фактором роста потребления является уровень розничных цен. 2. Товары, не являющиеся предметом массового спроса, реализуются по ценам, не обеспечивающим необходимую рентабельность. В то же время покупательный спрос определенных групп населения не удовлетворяется выпуском данной продукции. В этом случае целесообразно повысить розничные цены, что благотворно скажется и на производстве, и на потреблении товаров покупателями.

Учет взаимодействия спроса и предложения особенно необходим при формировании цен на престижные товары, к которым к первую очередь нужно отнести товары высокого качества, товары, являющиеся результатом развития научно-технического прогресса. Другую группу товаров составляют товары "вчерашнего дня", спрос на которые неукоснительно снижается. Поэтому необходимо снижение цен, для того чтобы полностью возместить издержки на производство товаров, спрос на которые резко падает. Это, в свою очередь, должно стать своеобразным сигналом для производителей к переходу на другую номенклатуру и качество производимых товаров. В данном случае необходимо использовать опыт социалистических и капиталистических стран в количественной оценке состояния спроса и предложения на розничные товары с точки зрения влияния спроса и предложения на поведение производителей материальных благ и поведение потребителей. Задача состоит в том, чтобы механизм предложения и спроса использовать для практических целей, т. е. выяснить, как влияют кратковременные и длительные колебания цен на хозрасчетную деятельность предприятий, в какой степени ценообразование способствует решению задач, стоящих перед обществом. Важно уяснить, в какой степени высокие цены ограничивают спрос, в каком случае высокий спрос ведет к высоким ценам. Количественная характеристика этих сторон имеет огромное значение для возможного планирования увеличения и сокращения выпуска соответствующей продукции. Товары отличаются друг от друга не только своей потребительной стоимостью, т. е. теми качественными характеристиками, которые свидетельствуют о способности удовлетворять соответствующие потребности человека. Эти свойства можно называть не только потребительными стоимостями, но и потребительными ценностями, которые, так же как и стоимость, выражаются в денежной форме, поскольку у товаров есть еще одно свойство, которое необходимо учитывать в полной мере, - степень предпочтения соответствующего товара со стороны покупателя, т. е. способность товара удовлетворять максимум потребностей данного покупателя при минимуме его денежных расходов. Эта сторона свойств товара вызывает соответствующую реакцию покупателя, и эта реакция выражается в способности покупателя купить больше или меньше нужных товаров, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие и на производителя. В условиях перехода предприятий на полный хозяйственный расчет необходимо не только вообще ориентироваться на более высокий спрос, но и количественно определить влияние спроса на соответствующую массу потребителей. Поэтому актуальным остается вопрос о разработке показателя, отражающего эффективность спроса.

В зарубежной экономической литературе высокий уровень спроса характеризуется таким понятием, как эластичный спрос, низкий уровень спроса - неэластичный спрос. В первом случае эластичный спрос свидетельствует об увеличении выручки в условиях снижения цен, но при увеличении объема реализованной продукции вследствие роста повышенного покупательного спроса.

Когда же снижение цены вызывает незначительное увеличение продажи, так что общая выручка падает, речь идет о неэластичном спросе. Когда же изменение цен поп соответствующем изменении объема производства обеспечивает выручку на прежнем уровне, говорят о так называемой единичной эластичности. Используя указанные взаимосвязи между объемом выпускаемой продукции, ценами и выручкой применительно к социалистическому хозяйствованию, сеть резон ввести два таких понятия, как эффективный и неэффективный спрос.

Когда снижение цены (Р) вызывает увеличение объема продаж (Q), общая выручка (р X Q) возрастает по сравнению с прежней выручкой, можно говорить об эффективном спросе. В данном случае и производитель, и потребитель реализуют свои цели с большей эффективностью, поскольку снижение цен у производителя компенсируется ростом объема выпускаемой продукции, а потребитель меньшей суммой денежных средств удовлетворяет большее число потребностей. Эффективным спросом нужно признавать в первую очередь такой спрос, который характеризует большую удовлетворенность потребителя.

В этом плане можно говорить об условиях неэффективного спроса и возможной реакции производителя на последующее развитие производства и т. д. 3. Налог с хозяйственного оборота (налог с оборота и НДС) как форма прибавочной стоимости и его влияние на систему ценообразования

Чистый доход социалистического общества выступает в двух формах - прибыли и налога с оборота. Прибыль и налог с оборота. принципы их взимания в бюджет общества были установлены в СССР налоговой реформой 1930 г. Налог с оборота, который является централизованным доходом общества, использовался на цели расширенного социалистического воспроизводства и удовлетворения других общегосударственных потребностей. Все это осуществляется в такой форме, когда структура розничной цены складывается из оптовой цены, налога с оборота и торговой накидки. В этом случае при неизменной торговой накидке всякое изменение налога с оборота будет влиять на величину прибыли и величину цены реализуемой продукции.

Налог с экономического оборота как превращенная форма стоимости прибавочного продукта.

Важно отметить, что по природе налог с оборота является частью чистого дохода, т. е. экономической формой проявления прибавочного продукта в денежной форме. Однако механизм его присвоения со стороны общества скрывает неразрывную связь прибыли с налогом с оборота. Основная часть налога с оборота реализуется в отраслях легкой и пищевой промышленности. Экономисты чаще всего объясняют такое положение дел тем, что высокая доля поступлений налога с оборота здесь обусловлена тем, что в ценах на многие товары легкой и пищевой промышленности вместе со стоимостью прибавочного продукта, созданного в этих отраслях, реализуется часть стоимости прибавочного продукта, произведенного в других отраслях материального производства: тяжелой промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. По ряду товаров народного потребления налог с оборота не уплачивался (печеный хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и изделия из мяса, колбасные изделия, сыры, консервы, овощи, фрукты, медикаменты и др. ). В тяжелой промышленности налог с оборота взимался в нефтяной и газовой промышленности, в электроэнергетике и по отдельным видам продукции машиностроения. В условиях внедрения полного хозяйственного расчета такой экономический инструмент формирования денежных средств государства, как налог с оборота, требовал переосмысления его экономической сущности и новых подходов в обосновании величины этого источника формирования государственного бюджета. На XXVII съезде КПСС было указано на необходимости изменения взимания налога с оборота, поскольку это непосредственно затрагивает организацию и методы работы не только финансово-кредитных органов, но и всю систему органов ценообразования. "Очевидно, - говорил М. С. Горбачев, - назрел вопрос о совершенствовании практики взимания налога с оборота, платежей из прибыли и других поступлений в бюджет. Их размеры и порядок уплаты должны активнее воздействовать на снижение издержек производства, повышение качества продукции и ускорение ее реализации".

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.