бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДети-сироты - (диплом)

Дети-сироты - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    1. ДЕТИ-СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Детство –это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тёплой тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют“группу риска”.

Но специфика психического, или точнее психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию“норма и патология”. Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

Причины, определяющие неблагоприятные в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как: неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;

в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей; в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды;

в недостаточно психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, для ребё и интересов, их безучастном отношении к детям; В недостатках программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу.

Таким образом, проблема психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната и т. д...

    Понятие и причины сиротства

Сиротство –социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей –дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие“дети-сироты” отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей. Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров“социального” сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое “скрытое”социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство–явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д...

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч.

Численность детей (от 0 до 16 лет), в Амурской области, за последние 5 лет, неуклонно уменьшается в среднем, на 10 тысяч человек ежегодно (1995 год– 269269 человек, 1997 год – 261042 человека, 1998 год – 251612 человек, 1999 г. – 241917 человек, 2000 г. –230510 человек). Аналогичная ситуация в г. Благовещенске. Который год число детей уменьшается примерно на тысячу человек (1996 г. – 50194 человек, 1997 г. – 47819 человек, 1998 г. – 48652 человек, 1999 г. – 47624 человек, 2000 г. –46710 человек). Но среди них растёт доля социальных сирот. Всё большее количество детей теряют родительское попечение не из-за смерти родителей, а по социальным причинам.

Явление это не только российское. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Однако, до сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин– материнство.

Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав аспекты отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих матерей. Первая, наиболее распространенная– отец ребёнка бросил беременной будущую мать. Вторая – женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория –женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью.

Среди неблагоприятных факторов “социального” сиротства следует отметить следующие: рост числа разводов. В России из-за разводов более 613 тыс. детей до 18 лет остались без одного из родителей.

Таблица 1 –Сравнительный анализ регистрации актов гражданского состояния по г.  Благовещенску за 1996– 2000 г.

    Зарегистрировано актов:
    1996
    1997
    1998
    1999
    2000
    - о браке
    - о расторжении брака
    1641
    1094
    1351
    1124
    1443
    1009
    1459
    903
    1617
    789

Из таблицы 1 можно заметить, что количество браков в 97 году по сравнению с 1996 годом уменьшилось, а, начиная с 1998 года постепенно увеличивается. Что касается разводов, то их количество начинает уменьшаться, что даёт возможность предположить, что в будущем уменьшится количество неполных семей по причине разводов. По итогам перенаселения в 1999 году по области насчитывалось 33985 неполных семей. Увеличение труда неполных семей, при этом суженый круг внутрисемейного общения, трудности в общении со сверстниками, чаще у мальчиков. Более 50 % несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30 % детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Одно из заметных изменений последнего времени – быстрый рост доли детей, рождаемых вне брака.

    Динамика роста внебрачных рождений в г. Благовещенске
    Рис. 1

Хотя количество детей, рождённых вне брака, в Амурской области в 2000 году составило 1740, что на 241 человек меньше, чем в 1999 году–1981 человек, по рисунку 2 видно, что ситуация в г. Благовещенске не утешительная. С 1996 по 2000 год число матерей-одиночек увеличилось на 54 %. В связи с этим увеличилось количество отказных детей.

Нужно заметить, что в 98 % случаев отказа от детей причиной является социальный фактор–то есть отсутствие возможности, в том числе и экономической, полноценного воспитания и развития ребёнка. В этом виноваты материальные трудности семьи, безработица родителей. Согласно данным Государственной статистики больше половины– 55 % неполных семей –практически живут ниже уровня бедности. Ослабленная и распадающаяся российская семья сама становится резервом для различных форм девиантного поведения. За последние 5 лет значительно увеличилось число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией.

Особую группу составляют отказные дети. Самые распространённые причины отказа от ребёнка–его тяжёлая болезнь. Но нужно отметить, что в случаях отказа от детей по причине аномалий развития, скрытой основой является всё то же социальное неблагополучие. Родители считают аномалию развития–неизлечимой болезнью, а на содержание такого ребёнка и тем более его лечение у них нет средств. Поэтому возникает необходимость устройства больного ребёнка на полное государственное попечение.

Таблица 2 – Доля отказных детей среди всех, рождённых в г. Благовещенске за 1995 - 1999 гг.

    1996
    1997
    1998
    1999
    2000
    Число родившихся в городском роддоме
    1900
    1908
    1759
    1799
    1717
    Число детей с врождёнными аномалиями
    20
    11
    12
    27
    20
    Число отказа по причинам:
    - социальный фактор
    19
    28
    20
    19
    14
    - аномалии развития (неизлечимая болезнь)
    1
    1
    1
    2
    1

Основными причинами, способствующими широком распространению социального сиротства, являются дезорганизация семьи, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей. В Амурской области социальное сиротство стало устойчивым явлением. Из 261 тысячи детей, проживающих в области, 7, 3 тысячи (2, 8 %) дети, оставшиеся без попечения родителей. Около 110 тысяч сирот воспитываются в домах ребёнка, почти 1200–в детских домах, школах-интернатах, более 2300 детей находятся под опёкой и попечительством (73 % опекунов получают пособие на детей), 35292 ребёнка находятся на усыновлении. В последние годы число детей, лишившихся родительского попечения растёт на 300– 800 детей ежегодно.

Таблица 2 – Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей

    1996
    1997
    1998
    1999
    2000

Численность выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

    Всего:
    1067
    1252
    1165
    1128
    1118
    В том числе:
    - под опёкой (попечительством)
    1867
    2383
    2510
    2592
    26554
    - на усыновлении
    3636
    3592
    3313
    3096
    3112
    воспитывается детей:
    - в домах ребёнка
    122
    111
    128
    122
    117
    - в детских домах
    297
    301
    338
    366
    501
    - в школах-интернатах
    615
    635
    619
    834
    833

Всего в Амурской области открыты семь приютов для детей и подростков на 280 мест, 5 детских домов на 565 мест и, тем не менее, из-за отсутствия мест в каждой больнице создаются реабилитационные палаты, для детей-сирот, нуждающихся в устройстве. Некоторые дети живут в больницах до года. По данным Комитета образования по Амурской области на 2000–2003 годы запланировано введение в эксплуатацию ещё двух детских домов, так как действующие переполнены.

Другая причина социального сиротства –нехватка нормальных жилищных условий. На начало 1999 года в Амурской области средняя обеспеченность жильём составила 15, 2 % кв. м. / чел. Уровень коммунальных удобств по области довольно низок. Городской фонд жилья не обеспечен водопроводом на 30 %, канализацией на 28 %, газом и напольными плитами на 26 %, горячим водоснабжением на 10 %%.

Следствием социальной напряжённости в семье является разрушение социальных механизмов, связанное с потерей ценностных ориентацией. Так, с 1995 (1790 случаев) по 1999 (1963) количество преступлений, совершённых женщинами, увеличилось на 12 %. Растёт и число преступлений, совершённых несовершеннолетними или при их участии. Основными видами преступлений являются разбой, кража, грабёж.

1. 1.  Теоретические основы социально–психологической работы с детьми-сиротами А. С. Аркин и другие известные педагоги уделяли самое серьёзное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни. Но в последние сто лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, уступают место, так называемой, нутеарной семье, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.

Возникли разнообразные типы детских учреждений –от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми.

Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему“институализации”, т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие“институтов”на психику детей. Так, Р. Заззо (1967) писал, что французские рабочие сначала противились созданию яслей и детских домов, опасаясь, что так из их детей“сделают идиотов”. Особенное беспокойство вызывали условия воспитания детей, лишённых семьи и родительского попечительства.

В 1951 г. Всемирная организация здравоохранения опубликовала в Женеве книгу английского психолога Дж. Боулби“Материнская забота и духовное здоровье”(1951), которая произвела глубокое впечатление на западную общественность, и её выводы долгое время серьёзно препятствовали развитию общественного воспитания в этих странах. В книге подчёркивалась императивная необходимость связей ребенка именно с биологической матерью для его нравственного развития в раннем возрасте.

Мать является центральной фигурой в системе семейного воспитания. Были выдвинуты и позднее стали всё шире использоваться понятия“материнская забота” и “материнствование”особенно широко применяемые в неофрейдовской литературе (А. Фрейд, Дж. Боулби, Р. Сирс). В рамках психоаналитической концепции роль матери окутывается флером таинственности и мистицизма. Подчёркивается значение её биологических связей с ребёнком, замыкающихся при вынашивании плода, грудном вскармливании и гигиеническом уходе, влекущем стимуляцию эрогенных зон ребёнка (оральной, анальной,  фаллической). Ставится акцент на исключительности связей ребёнка с матерью - единственным по-настоящему малышу взрослым человеком. Роль матери усматривается в том, что она защищает своё дитя, оберегает от опасностей. Реальное взаимодействие ребёнка с матерью в рамках психоаналитической концепции обычно не делается объектом научного исследования. Изучение роли материнской заботы ограничивается выявлением отставания и психических аномалий у детей, воспитывавшихся вне семьи, в разлуке с матерью, которые затем голословно относятся на счёт последнего рокового обстоятельства. В лучшем случае сравниваются сроки и темп развития отдельных психических способностей у сирот и их сверстников, растущих в семье.

Исследования психологов У. Денниса и П. Наджарьяна показали, что в приюте дети действительно отстают от сверстников из семьи уже к концу первого года жизни. Причинами, которые указали ученые, были конкретные обстоятельства–апатичность сестёр, ухаживающих за детьми, их безразличие к воспитанникам, равнодушие и упадок интереса и привязанности со стороны малышей. Исследователь Л. Ярроу (1972) выявил помимо “материнской допривации”множество разнообразных причин отставания воспитанников детских учреждений. Он установил серьёзное обеднение среды в подобных учреждениях за счёт резкого снижения в них яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение коммуникаций с окружающими людьми (социальная допривация), уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная допривация) и по роду других линий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.