бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьВиды, ремонт, обслуживание, устройство и эксплуатация колёс.

Виды, ремонт, обслуживание, устройство и эксплуатация колёс.

Министерство образования Республики Коми

УПО ПУ – 30

Письменная выпускная

Квалификационная работа

Тема: Виды, ремонт, обслуживание, устройство

и

эксплуатация колёс.

Выполнил: Дрожжин Александр Николаевич

Специальность: Автомеханик

Группа: 311

Преподаватель: Холопов Николай Петрович

Мастер П/О: Хохрякова Лидия Ефимовна

Работа допущена

к защите с оценкой:

Преподаватель:

Мастер:

г. Ухта 2001г.

Выбери себе колесо!

Что ни говори - шикарно смотрятся на любом автомобиле широкие шины.

Будь то "девятка" или Мерседес - внушительных размеров колеса придают авто

"приспортивненный" вид, заставляя соседей по гаражу истекать слюной и

принимать по вечерам снотворное.

На вопрос: "Ну, как резина?" хозяин ее, обычно оттопырив большой палец,

бормочет нечто вроде "ну совсем другое дело" и жмурит глаза от

нахлынувшего чувства собственного превосходства. Верят почти все. Я же, на

основании собственного опыта (машин изъезжено немало) и кое-каких

теоретических познаний, позволю себе поставить под сомнение хвалебные

эпитеты, согласившись разве что с тем, что широкое колесо дело,

действительно, другое.

Оговорюсь сразу. Речь пойдет о родных наших дорогах-направлениях. К ним

и примерим автомобильную обувь.

Для уверенного вождения, прежде всего, важна способность шины цепко

держать дорогу. Ширина профиля играет здесь (вместе с типом рисунка,

составом резины и конструкцией каркаса) одну из главных ролей. Для того,

чтобы понять, почему машина "гуляет" даже по ровной дороге, необходимо

ввести такое понятие, как "увод колеса". Не секрет, что на колесо действуют

не только силы, приложенные вдоль продольной оси автомобиля. Наклон дороги,

боковой ветер, центробежная сила на повороте могут вызвать (и вызывают

ежесекундно) боковые силы. Толкните машину вбок, и Вы увидите, что, хотя

протектор и остался на месте, сама машина сдвинулась. В движении же шина,

как бы "переминаясь", катится под действием боковой силы, чуть уходя в

сторону. Так вот, оказывается, чем больше ширина колеса и ниже профиль,

тем труднее деформировать баллон и отклонить автомобиль с намеченной

траектории. На практике важен меньший, в сравнении с "передком", увод

задних колес. Именно поэтому у спортивных автомобилей колеса разные -

задние шире, и именно поэтому нельзя (на любом авто) ставить назад шины

уже, чем передние. (Чуть отклонившись от темы, напомню: абсолютно

недопустима установка на заднюю ось диагональных шин в комплекте с

передними радиальными. Большое значение увода "диагоналок" может стать

роковым на дороге с меняющимся поперечным уклоном. Оказаться в кювете при

таком раскладе очень легко.

Итак, широкие шины обладают меньшим уводом, машина меньше "рыскает", а

значит, легче управляется.

Однако, оговорившись выше, что ездить мы собираемся, что называется,

"тут", примем во внимание и "тутошние особенности дорог. Сделав это, мы

увидим, что преимущества широкого колеса "у нас" не так уж очевидны.

1) Широкая шина заметно жестче "обычной", а значит, подвеске придется

работать в более жестких условиях.

2) Широкая шина "всплывает" на любой мало-мальски заметной луже -

эффект аквапланирования. (Положение могут исправить так называемые

"дождевые" шины с направленным, для лучшего отвода воды из зоны контакта,

рисунком протектора. Однако такая резина еще жестче и, кроме того, почти

полностью теряет свои замечательные свойства при износе больше половины

протектора).

3) Широкую шину легче пробить.

4) Она совершенно "не держит" дорогу, присыпанную песком или гравием.

5) О зиме лучше не говорить - при одинаковом рисунке протектора широкая

скользит куда лучше узкой.

6) Нестандартная шина, установленная на автомобиль, может изменить одну

из важнейших характеристик подвески так называемое плечо обката. Не

вдаваясь пока в тонкости, скажу лишь, что это не лучшим образом скажется на

управляемости,

особенно при торможении.

7) Еще одна неприятная особенность внушительного баллона предопределена

самой конструкцией. Большая поперечная жесткость может сослужить недобрую

службу в повороте. Занос широкого колеса начинается неожиданно, впрочем,

как и прекращается. Субъективно это выглядит, как скачок задней оси вбок и

полная потеря управления. И если уж вы решились пройти поворот "на

пределе", то должны помнить, что бд98"чувствовать" машину при этом нужно,

как Михаэль Шумахер. В противном случае - перекреститесь. Улететь с дороги

- секундное дело. (Проверить свое мастерство довольно просто. Если Вы

можете пройти боков в управляемом заносе хотя бы 120-градусный вираж по

намеченной траектории, причем столько раз, сколько захочется - поставьте

себе твердую "четверку". 180-градусный - пятерку. Но таких водителей в

Иркутске, что пальцев на руках). Ситуация усложняется еще и тем, что в

России почти нет поворотов с гладким покрытием.

Гребни, выбоины и трещины в асфальте - все это может вызвать резкий сдвиг

широкого колеса вбок. Стандартная же резина ведет себя куда спокойнее. Вы

хоть и не сможете войти в поворот на особо высокой скорости, зато резина

всегда подскажет Вам, сто собирается сорваться в занос. Боковое скольжение

начнется плавно, что даст Вам время на принятие решения.

Ну а теперь, взвесив все аргументы "за" и "против", решим , какие

колеса больше подходят Вам и Вашему автомобилю.

Счастливого пути.

Легковые шины различаются:

1) по типу ГЕРМЕТИЗАЦИИ (камерные и бескамерные);

2) по конструкции КАРКАСА (диагональные и радиальные);

3) по рисунку ПРОТЕКТОРА (дорожные, повышенной проходимости,

универсальные, дождевые, зимние)

[pic]

"Обувь" для "Жигулей": сделано на ВАЗе

В отличие от достаточно большой группы комплектующих,

поставляемых на ВАЗ со всех уголков России, а также стран ближнего и

дальнего зарубежья, диски для вазовских малолитражек - местного

"происхождения".

ЧЕЙ ДИСК ЛУЧШЕ?

Качеству выпускаемой продукции, как это повсеместно принято на

ВАЗе, уделяется самое пристальное внимание. Контроль осуществляется на всех

операциях, начиная со сварки обечайки, когда сварщик контролирует ее после

профилировки на наличие микротрещин и других дефектов. Далее после

изготовления "черного" колеса - автоматический контроль всех без исключения

колес по торцевому биению и выборочный - по радиальному. (Сейчас на одной

из линий проводится модернизация, после чего будет осуществляться контроль

и на торцевое, и на радиальное биение.) Затем стопроцентный визуальный

контроль. Для предотвращения выхода брака с балансировки и сами

балансировочные машины каждое утро проходят аттестацию. Перед началом смены

прогоняют колесо на балансировочной машине и затем его же ставят на

контрольный стенд. Если балансировка в норме - начинается работа.

Акцентируя внимание на качестве и дальше, можно отметить, что в

настоящее время на ВАЗе применяется т.н. очищенная технология. Раньше весь

брак перелопачивали на заводе. Если, допустим, при профилировании порвался

обод - тут же подваривали сварочным аппаратом, зачищали и запускали обратно

в технологию (то же и с механическими дефектами и микротрещинами). Все это

отнимало уйму времени. Сейчас колеса с дефектами отбраковываются и затем

передаются на дочернюю фирму, где они и доводятся до кондиции.

Часть технологии по производству дисков передана в фирму

"Рейтинг", которая, работая абсолютно официально, выпускает сегодня

сертифицированную продукцию. Однако их диски, в отличие от вазовских,

покрываются эмалью. (Стоит сказать, что в "Рейтинге" на этот год

запланирована работа по приобретению и монтажу линии по нанесению покрытия

на основе порошков.)

О качестве вазовских дисков косвенно можно судить, сравнивая их с

дисками других производителей. То, что для ВАЗа считается браком, для

дисков, к примеру, кременчугского производства является нормальной

технологией. На ВАЗе сварочный шов срезается практически заподлицо (с

минимальным перепадом), затем прокатывается и становится будто бы единым

целым. У кременчугских дисков тоже срезается сварочный шов, однако особого

внимания на чистоту не обращается, в результате шов получается грубым,

выступающим по миллиметру в обе стороны (на ВАЗе это называется

"недорезанный грант"), не заливаемым даже порошком.

Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что в этом году на

ВАЗе планируется освоить производство грузиков с градацией 5 гр., при этом

грузик будет составлять с пружиной одно целое (сейчас используются грузики

20, 40, 60 гр.). Если внедрение нового процесса произойдет, то качество

балансировки выйдет на уровень европейских стандартов. При этом в корне

изменится и технология. Сегодня установка пружин и грузиков производится

автоматически. Причем выглядит данная операция достаточно увлекательно.

После прокрутки колеса на балансировочной машине дисбаланс по каждой

плоскости откладывается в память электроники. После этого автомат

доворачивает колесо до нужного места, ставит грузик, докручивает колесо до

нужной точки по второй плоскости и переворачивает его, и затем вновь ставит

грузик - что и говорить, машина с хорошими "мозгами". И все это, без какого

бы то ни было вмешательства людей. Однако то, что хорошо при величине

дисбаланса 20 граммов, явно недостаточно для вновь вводимых требований, и

потому при переходе на пятиграммовые грузики и сама технология балансировки

претерпит изменения - будут установлены более точные балансировочные

машины, предусматривающие ручную постановку грузиков по весу и углу

установки по обеим плоскостям. При этом, бесспорно повысится и качество,

недаром ведь на Западе давно пошли на это, несмотря на дороговизну ручного

труда.

ДОГОНИМ ЛИ ЕВРОПУ?

Опять же, если попытаться взглянуть, как там "у них", то можно

взять опыт все той же Германии, где вновь возвращаются к тому, чтобы

покрывать колеса порошком. Однако не тем порошком, что применяется на ВАЗе,

где, как известно, используется порошок на эпоксидной основе. В мире на

сегодня наработана масса порошков. Один из них - на полиуретановой основе.

Недостаток эпоксидного покрытия в его хрупкости - пленка толщиной 80...100

мкм при ударе скалывается. Полиуретановое же покрытие более упругое - при

ударе сминается, не скалываясь.

В недалеком будущем, возможно, и на ВАЗе будет освоен переход на

новые виды порошка. Не секрет, что оборудование для нанесения покрытия,

стоящее в настоящее время "на вооружении" в колесном цехе, далеко не

совершенное, да и уже устаревшее (хоть и было закуплено у известной

немецкой фирмы). Однако надежду вселяет тот факт, что технология нанесения

покрытия мало зависит от типа порошка и в принципе остается той же самой,

основанной на эффекте притягивания разноименно заряженных частиц -

отрицательно "заряженный" диск колеса притягивает распыляемые при помощи

пистолета положительно "заряженные" частицы порошка. А, следовательно, нет

особых препятствий при использовании существующего оборудования для

нанесения покрытия на основе более современного порошка, например, на той

же полиуретановой основе.

ВЫБЕРИ МЕНЯ

На ВАЗе сейчас изготавливаются колеса для "Оки", "Нивы", а также

2103, 2108 и 41-е колеса (для автомобиля "Москвич-2141"). (Диск 2105 после

многочисленных рекламаций пришлось снять с производства, поскольку за все

годы его штамповки так и не удалось добиться заложенных в него

характеристик.) Все диски, кроме предназначенных для "Нивы", выпускаются

сейчас в бескамерном варианте - на ободе два "хампа", которые удерживают

покрышку. В настоящее время проходят испытания штампов для колеса 2110, а

пока для нужд конвейера на "десятку" поставляются литые диски из

алюминиевого сплава производства фирмы "К&К" (г. Красноярск). В таблице 1

приведены характеристики выпускаемых на ВАЗе колес.

|Таблица 1 |

|модел|обозначени|вылет |диаметр центр. |диаметр центров крепежных |

|ь |е |колеса |отверст. |отверстий/кол-во отверстий |

|2101 |5Jx13H2 |40 |58.5 |98 / 4 |

|2103 |5Jx13H2 |29 |60.5 |98 / 4 |

|2105 |5Jx13H2 |40 |60.5 |98 / 4 |

|2108 |5Jx13H2 |40 |58.5 |98 / 4 |

|2110 |5.5Jx13H2 |40 |58.5 |98 / 4 |

|2112 |5Jx14H2 |40 |58.5 |98 / 4 |

|2121 |5Jx16 |58 |98 |139.7 / 5 |

|1111 |4Bx12H2S |40 |60.3 |98 / 3 |

МАРКИРОВКА

Маркировка вазовского диска закладывается на этапе изготовления

обода. Маркировка содержит размер и дату изготовления. При этом она

свободно просматривается после нанесения покрытия.

[pic]

Конечно, про вазовскую "обувь" нельзя сказать, что это "высокая

мода", однако и с дешевыми подделками-однодневками ставить в один ряд рука

не поднимается. Она, как и многое российского производства, занимает свою

определенную нишу - недорогой, пусть в чем-то устаревшей, но приличного

качества продукции.

[pic]

Что написано на шине?

На первый взгляд, все они очень похожи, как родные сестры. Но это

только на первый взгляд. Так как же выбрать ту единственную и незаменимую

(по крайней мере, на ближайшую пару сезонов), особенно когда предложение

столь богато и разнообразно, как в хорошем брачном агентстве? На что

обратить внимание в первую очередь? На известность "родителей", на внешние

данные либо ухватиться за ее доступность? Желая хоть как-то облегчить муки

выбора, мы попытались помочь сделать первый шаг в этом направлении (имея в

виду, что это именно тот случай, когда при первом знакомстве самое

пристальное внимание обращают на "одежку") и, взяв одну из самых популярных

моделей прошедшей зимы - шину "Gislaved-Nord Frost II", на ее примере

попробовали рассказать, какую же информацию несет на себе шина.

1. Торговая марка.

2. Модель шины (обозначение рисунка протектора).

3. 175/70 R13 - обозначение шины (см. рис.1).

|[pic] |

|H - высота профиля |

|B - ширина профиля |

|b - габаритная ширина |

|d - диаметр обода |

Первое число указывает на ширину профиля "В" (а также и на

семейство шин). Ширина профиля является чисто конструктивным размером шины,

замеряемая по гладким боковинам на шине. Для эксплуатации же более важной

является габаритная ширина "в", учитывающая толщину монтажных поясков,

декоративных поясков и надписей на шине, она может превышать величину "В"

примерно на 6%. Ширину шины, установленной на обод с другой шириной профиля

(но допустимой по условиям эксплуатации), можно приблизительно определить

путем прибавления или вычитания 5 мм на каждые 1/2 дюйма увеличения или

уменьшения ширины профиля обода.

Второе число - отношение высоты профиля "Н" к его ширине "В",

указанное в процентах (т.н. серия шины), - в нашем примере шина серии "70".

Если второе число отсутствует, то данные по ширине указывают на H/B = 0.82,

т.е. на шину серии "82" (так называемая полно профильная шина). Во всех

остальных случаях соотношение профиля должно быть указано.

Преимущества более широких шин по сравнению с узкими аналогичного

размера - больший ресурс, большая грузоподъемность, лучшая передача

тяговых, тормозных и боковых сил (меньший увод колеса), более быстрая

реакция на поворот руля, меньшее сопротивление качению, возможность

применения тормозных дисков большего размера.

Недостатки - большая стоимость, большее требуемое пространство, а

также уменьшение предельных углов поворота колес, что связано с увеличением

радиуса поворота, большее пространство для размещения запасного колеса,

некоторое ухудшение плавности хода, повышенное сопротивление воздуха, менее

благоприятные зимние качества, увеличенная склонность к аквапланированию

уже при средней степени износа, меньший ресурс, увеличение усилия на

рулевом колесе (при отсутствии усилителя).

R - радиальная (D - диагональная).

13 - диаметр обода в дюймах.

Чем меньше наружный диаметр шины, тем меньше напряжения в деталях

трансмиссии и подвески. Недостаток - колесо в большей мере копирует

дорожные неровности.

4. Страна изготовления.

5. Буквы "М + S" (mud + snow в переводе с английского - "грязь и снег")

указывают на то, что шина рассчитана на эксплуатацию в зимних условиях или

может использоваться при наличии грязи и снега, это зависит, как правило,

от состава резины.

6. Структура каркаса.

TREAD PLIES: 1 POLYESTER + 2 STEEL + 1 NYLON - шина с 4-слойным

поясом (1 слой - полиэстер, 2 слоя - сталь, 1 слой - нейлон).

SIDEWALL PLIES: 1 POLYESTER - каркас и боковая стенка состоят из

одного слоя полиэстера.

7. MAX LOAD RATING - максимальная грузоподъемность шины в кг (или фунтах -

LBS).

MAX. PERM. COLD INFL. PRESS - максимальное давление воздуха в

холодном состоянии в kPa (или в фунтах на квадратный дюйм - PSI).

8. TUBELESS - бескамерная шина (TUBE TYPE - камерная).

Применение бескамерных шин повышает безопасность, т.к.

герметичный внутренний слой охватывает проколовший шину гвоздь или другой

предмет, в результате чего выход воздуха предотвращается или сильно

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.