бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьОбщественная государственная подготовка

полную свою несостоятельность во время Восточной войны 1853–1856 гг.

В ходе реформ военного министра Д. Милютина Россия сознательно

отказалась от сохранения профессиональной армии и перешла на модную в

Европе систему «вооруженного народа», избегая с тех пор движения в сторону

профессионализации.

В начале ХХ столетия проблема создания профессиональной армии в России

рассматривалась в рамках теории «малых армий». Это чисто русская идея, о

которой шла речь еще в ХVIII столетии. Когда повелением императрицы

Екатерины II в 1762 г. была образована комиссия по реформе военного

ведомства под предводительством фельдмаршала Салтыкова, то она признала

необходимым иметь «малую армию, но исправную, чем многочисленную на бумаге,

но которая многим недостаточна». Ибо «сила войска состоит не в многом числе

оного, но от содержания его в дисциплине, от хорошего научения и верности».

В 20-е годы ХХ в. вопрос о малых армиях вышел на первый план

теоретических исследований таких отечественных ученых, как генерал-

лейтенант Александр Владимирович Геруа, генерал-лейтенант Алексей

Константинович Баиов, генерал-лейтенант Борис Александрович Штейфон,

полковник Евгений Эдуардович Месснер, Антон Антонович Керсновский.

Процесс теоретического обсуждения был инициирован А.В. Геруа в работе

«Полчища», затем поддержан другими видными теоретиками. Сущность их

рассуждений сводилась к следующему: всеобщая воинская повинность исчерпала

себя, для службы в армии должен осуществляться тщательный отбор, в основе

должно быть «не тяжелое, а потому нежелательное обязательство, а радостное

и желаемое право». Высказывалось мнение изменить способ комплектования. Это

должен быть призыв, но не всеобщий. Считалось, что «нравственным

требованиям от зачисляемых в армию должно быть уделяемо гораздо больше

внимания, чем это делалось до сих пор, ибо малая армия должна быть, прежде

всего, высокого качества».

В 1928 г. Е.Э. Месснер написал статью «Декаденство в военном

искусстве», где высказывался о необходимости создания профессиональной

армии. Причинами перехода к такой армии, по мнению Е. Месснера, являются:

1. Экономические. Современное государство является рыцарем, который

надел непомерно тяжелое вооружение, под тяжестью которого он не может не

только драться, но и дышать. «При нынешней военной системе, – писал он, –

государство похоже на человека, страдающего чудовищной гипертрофией кулака,

развившегося за счет других частей тела и за счет головы, – причем голова-

то пострадала больше всего, иначе человек этот увидел бы всю вопиющую

абсурдность этой системы».

2. Политические. Современная армия является милицией, а, будучи

таковой, она представляет угрозу социальному строю и государственным

порядкам.

3. Военные. Массы губят военное искусство. «Можно ли фехтовать, взявши

в руки дышло? Можно ли писать картину метлою?» – задается вопросом Е.

Месснер. Культ численности приводит к пренебрежению качеством, объем армий

громаден, а удельный вес их ничтожен.

Решение проблемы виделось Е.Э. Месснеру по следующим направлениям:

1. Отказаться от военной системы вооруженного народа. «Мы должны,

–писал он, – отказаться от милиционных армий, армий громадных, но хрупких и

тем более хрупких, чем они громаднее. Мы должны обратиться к системе

постоянной, профессиональной армии, так как при этой системе военное

искусство пойдет по правильному пути, освободившись от нынешних уродливых

наслоений».

2. Профессиональная армия должна гармонично сочетать количество и

качество. «Профессиональная армия, – по его мнению – это хорошо закаленный

клинок, современная скрытно-милиционная армия – это чугунный топор».

Главная их разница состоит в силе духа. Дух массовой армии можно

поддерживать только аффектами, подобно взрывам. Но это непрочно. Военным

невзгодам способны противостоять профессиональная стойкость, стоицизм

долга. «Если профессионал всегда и всюду сильнее дилетанта, то в военном

деле, где большинство дилетантов становится ими из-под палки и где пред

бледным лицом смерти бледнеют все знания, наскоро вызванные, бледнеют

чувства долга и самопожертвования, не успевшие стать компасом души, – в

военном деле профессионал неизмеримо ценнее дилетанта, наскоро засунутого в

военный мундир». Далее руководителю занятия рекомендуется рассмотреть

причины приведшие политическое и военное руководство страны к рассмотрению

проблемы создания профессиональной армии.

С 1996 г. понятия «профессионализм», «профессиональная армия» все чаще

стали появляться в речах и статьях руководителей нашего государства. 16 мая

1996 г. был издан Указ Президента РФ № 722 «О переходе к комплектованию

должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск

Российской Федерации на профессиональной основе».

Как показывает опыт других стран, изменение способа комплектования –

процесс не простой. При переходе Вооруженных Сил РФ на добровольно-

контрактную основу на первый план выдвигается ряд первоочередных проблем.

Во-первых, ключевой становится проблема создания надежных, постоянных

и качественных источников комплектования. Ее обострению и усложнению

способствуют объективные факторы: разрядка международной напряженности,

ликвидация политики холодной войны, отсутствие массового желания у молодежи

идти на военную службу. Такая ситуация потребовала создания принципиально

новой организации системы военно-профессиональной ориентации. Руководство

системой осуществляет Генеральный штаб (ГШ ВС РФ), а непосредственно в

видах и родах войск Вооруженных Сил РФ, штабах округов, соединениях и

воинских частях имеются специалисты профотбора.

Большое внимание в системе военно-профессиональной ориентации

уделяется формированию мотивации военной службы. Научно-практическим

центром военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу ГШ ВС

РФ была изучена в 1998 г. мотивация кандидатов, которые желают поступить на

военную службу по контракту. На первом месте у них находится стремление

получить высокую зарплату, на втором – иметь социальные льготы, на третьем

– иметь товарищей, на четвертом – заниматься интересным делом, на шестом –

стать самостоятельным, на седьмом – избежать безработицы, на восьмом –

добиться уважения окружающих, на девятом – реализовать свои способности, на

десятом – изучать боевую технику, на одиннадцатом – освоить новую

специальность, на шестнадцатом – сделать карьеру. Данная мотивация не может

устраивать наши Вооруженные силы, поскольку в ней превалируют материальные

и бытовые интересы, вместо желаемых профессиональных.

Приведем для сравнения мотивы поступления на службу американской

молодежи. На первом месте у них – возможность продвижения по службе, на

втором – получение профессиональной подготовки, затем – желание служить

Родине, получение средств на обучение в колледже, желание доказать свои

способности, денежное содержание, желание путешествовать и т.д. Анализ этой

структуры свидетельствует о достаточно высокой ориентации на военный

профессионализм.

Во-вторых, следует решать блок вопросов, способных повысить престиж

военной службы по контракту. Одним из важных стимулов поступления на

военную службу является необходимость увеличения денежного содержания.

Например, при комплектовании миротворческого контингента РФ для решения

задач по линии ООН в Боснии и Герцеговине, особых трудностей в отборе

личного состава не было. Дело в том, что за этими военнослужащими

сохраняется размер денежного содержания по прежнему месту службы в России и

дополнительно выплачивается до 800 долларов в месяц. В то же время при

формировании соответствующего миротворческого контингента для решения задач

в Республике Таджикистан, были сложности с подбором личного состава,

поскольку размер денежного довольствия здесь значительно ниже (порядка 1

000 руб.).

В целях повышения привлекательности и престижности военной службы

правительством России в июне 1997 г. была утверждена федеральная целевая

программа «Молодежь России (1998-2000 гг.)». Она предусматривает ряд

мероприятий, направленных на повышение уровня военно-патриотического

воспитания и подготовки молодежи к военной службе.

В-третьих, необходимы временные и финансовые затраты на создание

соответствующей материально-бытовой и культурной инфраструктуры для

организации нормальной службы, жизни и досуга.

В-четвертых, в существенной корректировке нуждается структура наших

военных расходов, основная доля которых идет на содержание личного состава

(до 70 %). Очень мало средств выделяется на инвестиции, на то, что в первую

очередь нужно для современной армии. Прежде всего это опытно-

конструкторские работы, закупки вооружения и военной техники, военное

строительство.

В заключение руководителю занятия необходимо отметить:

1. Развитие вооруженных сил зарубежных стран свидетельствует о

целесообразности создания в нашей стране профессиональной армии и флота.

2. России необходимо избрать оптимальную военную систему, ядром

которой явилась бы небольшая по количеству, отборная профессиональная

армия.

3. Главными чертами зарождающейся профессиональной армии должны стать:

патриотизм, преданность военному делу, постоянная боевая готовность и

мобильность, способность защитить страну от возникающих военных угроз.

Литература:

1. Андреев Ю. Бундесвер: служба по призыву не отменяется. –

Независимое военное обозрение, 1998, № 11.

2. Добровольческие вооруженные силы: американский опыт и российские

перспективы. – Независимое военное обозрение, 1998, № 10.

3. Российский военный сборник. Выпуск 14. За профессиональную армию:

идеи Шарля де Голля и их развитие в XX веке. – М., 1998.

4. Панков Ю. Франция на пути к армии нового типа. – Ориентир, 1997, №

10.

Полковник Климов С.Н., кандидат философских наук

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ

«О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

1.Общие положения Закона. Призыв граждан на военную службу.

2. Порядок прохождения военной службы по контракту.

Во вступлении руководителю занятия рекомендуется отметить, что

качество решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской

Федерацией, во многом зависит от правового обеспечения их деятельности.

Большое значение для организации военного строительства имеет регламентация

подготовки к военной службе, ее прохождения различными категориями

военнослужащих, увольнения со службы и многое другое. Основным

законодательным актом, регулирующим правоотношения в области воинской

обязанности и военной службы, является Закон Российской Федерации «О

воинской обязанности и военной службы». В ныне действующий редакции Закон

принят в 1988 г.

Структурно Закон состоит из девяти разделов, содержащих 65 статей, в

которых раскрывается порядок воинского учета (II раздел), подготовки к

военной службе (III раздел), призыва граждан (IV раздел) и поступления по

контракту (V раздел) на военную службу. Закон регламентирует порядок

прохождения военной службы (VI раздел), увольнения с нее (VII раздел) и

создание Запаса Вооруженных Сил РФ (VIII раздел). Кроме того, в Законе

имеются общие (I раздел) и заключительные положения (IX раздел).

1.Общие положения Закона. Призыв граждан на военную службу

Общие положения Закона включают определения воинской обязанности,

военной службы, их правовую основу, административное и материальное

обеспечение, а также ответственность граждан и должностных лиц за нарушение

настоящего Закона.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

- воинский учет;

- обязательную подготовку к военной службе;

- призыв на военную службу;

- прохождение военной службы по призыву;

- пребывание в запасе;

- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период

пребывания в запасе (ст. 1).

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы,

исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных

войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках

Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках

Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте

РФ, войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-

технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных

органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе

внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, органах

Федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах правительственной

связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном

органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной

власти РФ (далее – органы) и создаваемых на военное время специальных

формированиях (ст. 2).

Как отмечается в законе, граждане проходят военную службу по призыву,

а также в добровольном порядке (по контракту). Граждане, проходящие военную

службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый

федеральным законом.

Руководителю занятия рекомендуется напомнить военнослужащим, что

правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция

РФ, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные

нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности,

военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры страны (ст.

3).

Закон вводит в образовательных учреждениях среднего, общего

образования, начального профессионального и среднего профессионального

образования подготовку по основам военной службы, которая является

обязательной Он предусматривает проведение с прошедшими такую подготовку

гражданами учебные сборы в конце последнего года обучения.(ст. 13).

Граждане, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не

прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных

учреждениях (указанных в настоящей статье), привлекаются к занятиям по

основам военной службы на учебных пунктах, создаваемых в организациях

органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом Правительством.

Законом введено военно-патриотическое воспитание граждан. В статье 14

определено Правительству, органам исполнительной власти субъектов РФ и

органам местного самоуправления совместно с Министерством обороны РФ,

федеральными органами исполнительной власти, в которых настоящим

Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами

организаций систематически проводить работу по военно-патриотическому

воспитанию граждан.

Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и

детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении

вида и рода войск в которых они будут проходить военную службу, а также

соответствующими приемными комиссиями при поступлении граждан в военно-

учебные заведения.

Представляется целесообразным подчеркнуть значение, которое придется

таким образом военно-патриотическому воспитанию граждан патриотизма в

укреплении морально-психологического состояния военнослужащих.

Законом предусмотрен призыв граждан на военную служу, определены

категории граждан подлежащих призыву на военную службу (ст.22) и сроки

призыва (ст.25).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте

от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не

пребывающие в запасе, в том числе – окончившие государственные,

муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим

направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные

учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с

присвоением воинского звания офицера (эта категория граждан имеет статус

военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе,

осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза

в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря. Исключение

составляют граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера

(призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня), граждане, проживающие в

сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных

работах (призываются с 15 октября по 31 декабря) и граждане, являющиеся

педагогическими работниками образовательных учреждений (призываются с 1 мая

по 30 июня).

Законом предусматривается (ст.23) освобождение от призыва на военную

службу целого ряда граждан не подлежащих призыву.

Освобождаются от призыва и не подлежат ему граждане: признанные не

годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие

или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в

другом государстве; имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.