бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПервая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях

голова запрокидывается назад. Лицо накрывают марлей или платком, зажимают

нос. Производящий искусственное дыхание делает глубокий вдох, затем сильно

через марлю или платок вдувает воздух непосредственно в рот пострадавшего

(вдох). Губы производящего искусственное дыхание должны быть плотно прижаты

к губам пострадавшего.

Как только грудная клетка пострадавшего после вдувания достаточно

расширилась, следует прекратить вдувание, и грудная клетка будет спадать

(выдох). В минуту делайте 12—14 вдуваний.

Существуют и другие способы искусственного дыхания. С помощью старших

вы можете изучить их.

Перед тем как сделать закрытый массаж сердца, пострадавшего следует

положить на спину и разместиться с его левой стороны. Кисть своей левой

руки положите на нижнюю часть грудины несколько выше мечевидного отростка

(нижняя треть груди). Ладонью правой руки накройте кисть левой и

производите сдавливание по направлению к позвоночнику, чтобы вызвать сжатие

сердца между грудиной и позвоночником. При этом грудная клетка должна

сдавливаться на 4—5 сантиметров. После каждого надавливания на грудину

необходимо быстро отнимать руки от грудной клетки пострадавшего, давая ей

возможность расправиться. В минуту делайте 50 —60 надавливаний.

Если искусственное дыхание «изо рта в рот» и закрытый массаж сердца

выполняются одновременно, то на каждые 4— 6 надавливаний на грудную клетку

следует делать один вдох и выдох.

Искусственное дыхание «изо рта в рот» и закрытый массаж сердца могут

выполняться одним человеком или двумя: в последнем случае один производит

искусственное дыхание, другой — закрытый массаж. При любом виде травм на

место происшествия должен быть немедленно вызван медицинский работник.

10. ПОНЯТИЕ ОБ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЯХ

Ты уже знаешь, что кроме растительного и животного мира существует мир

'мельчайших организмов, которые активно участвуют в различных процессах,

происходящих в воде, почве и т. д. Эти организмы очень малого размера

(тысячные доли миллиметра — микроны), и увидеть их можно только под

микроскопом. Мир микробов очень разнообразен. В нем различают так

называемые полезные микробы (например, дрожжевые колонии микробов,

лекарственные плесени, вырабатывающие антибиотики и др.) и вредные. А среди

вредных микроорганизмов существуют болезнетворные, вызывающие инфекционные

заболевания людей и животных.

Характерными чертами инфекционных болезней являются заразность

(контагиозцость) и способность к распространению, цикличность течения.

Инфекционные болезни передаются от больного человека к здоровому, от

одного человека к целой группе людей. В случае если инфекционная болезнь

получила распространение среди большого количестве людей, возникает

эпидемия.

Одной из причин эпидемии является незнание населением путей

распространения некоторых инфекций и несоблюдение в быту различных

санитарных и гигиенических правил. Поэтому на людей из санпоста возлагается

ответственная задача по гигиеническому воспитанию всех школьников, привитию

им санитарно-гигиенических навыков.

Чтобы успешно бороться с инфекционными болезнями и предупреждать их,

следует знать, что в их распространении различают три звена источник

инфекции, механизм передачи инфекции, восприимчивость - населения.

Источником инфекции могут быть больной человек или больное животное,

выделяющие во внешнюю среду болезнетворные микроорганизмы при чихании,

кашле, рвоте, мочеиспускании, дефекации. В некоторых, случаях выделение

возбудителя во внешнюю среду не прекращается и после выздоровления

человека. Таких людей называют бактерионосителями. Бактерионосителями могут

быть и практически здоровые люди, которые сами не болели или перенесли

легкую форму заболевания (дифтерию, брюшной тиф, дизентерию), не обращаясь

к врачу.

Заболевания, которыми человек заражается от больного животного,

называют зоонозами. Заражение от животного возможно как в результате

прямого контакта с ним (укус бешеного животного, обработка туши), так и

употребляя в пищу его мясо или молоко. Большую опасность заражения человека

зоонозами представляют грызуны — крысы, мыши, сурки, суслики и др. Многие

из них являются естественными носителями возбудителей таких опасных

инфекций, как чума, туляремия, лептоспироз и др.

Механизм передачи инфекции. Передача возбудителя осуществляется через

внешнюю среду. Различают контактный, пищевой, водный и воздушный пути

передачи возбудителя.

Пищевым путем передаются возбудители большинства желудочно-кишечных

заболеваний: брюшного тифа, холеры, дизентерии, бруцеллеза, а также болезни

Боткина, полиомиелита и др. Загрязнение пищевых продуктов может

производиться как самим больным или бациллоносителем, так и людьми,

ухаживающими за больными, но не соблюдающими правила личной гигиены. Если

загрязненные руки больного или бациллоносителя прикасаются к продуктам

питания, то последние становятся источником заражения целых коллективов

людей. Именно поэтому желудочно-кишечные инфекционные заболевания

называются в быту болезнями грязных рук.

Не менее серьезными распространителями желудочно-кишечных заболеваний

являются мухи. Помимо мух переносчиками многих инфекционных болезней

являются кровососущие насекомые. Например, мухи передают возбудителя чумы,

вши — сыпного и возвратного тифов, комары—малярии, клещи — энцефалита и др.

Всасывая с кровью больного возбудителей указанных болезней, кровососущие

насекомые распространяют инфекцию, нападая на здоровых людей.

Не менее опасен водный путь передачи желудочно-кишечных инфекций. Через

загрязненную испражнениями воду могут передаваться возбудители холеры,

брюшного тифа, паратифов, дизентерии, туляремии, бруцеллеза, лептоспироза и

др. Заражение человека происходит через питье загрязненной воды, купании и

мытье продуктов в открытом водоеме.

Передача возбудителя через воздух происходит при разговоре, дыхании,

поцелуе, но чаще всего с капельками слюны и слизи при кашле и чихании.

Таким путем распространяется большинство острых респираторных заболеваний,

скарлатина, дифтерия, грипп и др.

Общий путь передачи этих инфекций обусловливает и ряд общих по их

предупреждению. К ним в первую очередь относится защита органов дыхания от

попадания болезнетворных микробов с помощью ватно-марлевых повязок,

проветривания помещения, в котором находится больной. При гриппе

необходимо следить, чтобы больной выполнял элементарные санитарно-

гигиенические правила: закрывал рот и нос платком при кашле и чихании,

пользовался индивидуальным полотенцем и посудой, соблюдал возможную

изоляцию от здоровых.

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям у людей неодинакова.

Известно, например, что человек обладает наибольшей восприимчивостью к

таким инфекционным заболеваниям, как грипп, корь. В современных условиях

биологическую восприимчивость человека к инфекционным заболеваниям

научились снижать за счет повышения иммунитета.

Иммунитетом называется защитное свойство организма, обеспечивающее его

относительную невосприимчивость к возбудителям инфекционных болезней или

определенным ядам.

Основоположник учения об иммунитете великий русский ученый И. И.

Мечников установил, что белые кровяные шарики крови — лейкоциты обладают

способностью захватывать и уничтожать патогенных микробов. Это явление И.

И. Мечников назвал фагоцитозом. Наряду с фагоцитами невосприимчивость к

инфекционным заболеваниям обеспечивается появлением в крови в ответ на

проникновение болезнетворных микробов особых веществ — антител. Различают

врожденный и приобретенный иммунитет. К некоторым заболеваниям (например, к

чуме, которой болеют животные) человек невосприимчив полностью, к другим —

лишь временно, в раннем детстве, пока в крови ребенка сохраняются антитела,

полученные от матери, переболевшей этими болезнями в прошлом (например, к

кори, скарлатине, дифтерии).

Приобретенный иммунитет человек получает в процессе собственной жизни:

либо в результате перенесенной болезни, либо после вакцинации, то есть

предохранительной прививки.

Вакцинацией называется введение в организм различных бактериальных

препаратов — вакцин и анатоксинов. Вакцины содержат убитых или сильно

ослабленных микробов, анатоксины — обезвреженный формалином токсин

бактерии. В результате введения вакцин или анатоксинов организм сам

начинает вырабатывать специфические антитела в качестве противоядия к этим

веществам, в результате чего создается стойкий, активный иммунитет против

содержащегося в вакцине микроба, и болезнь не развивается. Таким путем

человек предохраняется от туберкулеза, натуральной оспы, кори, коклюша,

брюшного тифа и паратифов, холеры и других болезней. Когда в организм

вводится сыворотка, содержащая уже готовые противомикробные вещества,

создается пассивный кратковременный иммунитет, так как сам организм в

выработке иммунитета участия не принимал. При этом человек предохраняется

от инфекций, угрожающих ему в данный момент. Например, противодифтерийная

сыворотка вводится детям, имевшим контакт с больным дифтерией,

противостолбнячная — при загрязнении раны.

В нашей стране прививки против дифтерии, туберкулеза, полиомиелита

являются обязательными и проводятся всем детям. Благодаря

прививкам удалось полностью ликвидировать оспу и резко прекратить

заболеваемость другими болезнями. С 1980 года у нас в стране отменена

прививка детям против оспы.

Помимо обязательной вакцинации решающую роль в борьбе с инфекционными,

особенно желудочно-кишечными, заболеваниями играют государственные обще

санитарные мероприятия: санитарный контроль за водоснабжением и пищевыми

предприятиями, очистка населенных мест от нечистот, борьба с выплодом мух,

осушение болот, оборудование водопроводов, канализации и т. д.

Значительное место в комплексной профилактике инфекционных болезней

принадлежит пропаганде гигиенических знаний среди населения.

Большое значение в предотвращении дальнейшего распространения инфекции

имеет раннее выявление и изоляция инфекционного больного. Учащиеся раньше

медицинских работников школы могут заметить начало болезни у своего

товарища. Знание же начальных симптомов инфекционных заболеваний,

полученное в медико-санитарных кружках, позволит быстро распознать

недомогание.

Большинство инфекционных заболеваний протекает с повышенной

температурой. При одних болезнях повышение температуры может быть внезапным

и сопровождаться ознобом, потом, головной болью и рвотой, при других

температура повышается постепенно, сопровождается небольшим недомоганием и

снижением работоспособности. Вместе с подъемом температуры могут возникнуть

и другие признаки: бледность, синюшность губ, носа, пальцев рук, одышка и

учащение пульса. При многих инфекционных заболеваниях появляются тошнота и

рвота, а при кишечных — понос. Некоторые инфекционные заболевания

сопровождаются сыпью на коже и слизистых оболочках. Знание начальных

признаков любого инфекционного заболевания необходимо как для изоляции

источника заражения, так и для профилактики лиц, контактировавших больным.

УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ

Каждый должен уметь ухаживать за больными. Это нелегкая, но благородная

работа. А если ты сам окажешься в положении больного и за тобой будут

ухаживать родные, помоги им. Строго выполни предписания врача, соблюдай

режим и распорядок дня не только а, но и в лечебном учреждении, не

капризничай.

Существуют определенные требования к лицам, ухаживающим вольными и

ранеными. Прежде всего, они обязаны быть образцом чистоты и аккуратности.

Должны следить за чистотой своего тела, рук, полости рта, белья и одежды,

обязательно носить чистый халат и косынку. Перед кормлением, до и после

процедур руки следует тщательно мыт, а если необходимо, и дезинфицировать.

Внимательное, доброе отношение к больным и раненым существенно влияет на их

быстрое выздоровление.

Уход за больным (раненым или пораженным) состоит в круглосуточном

наблюдении за ним и выполнении назначений врача, создании поддержании

санитарно-гигиенической обстановки в комнате больного палате, если больной

госпитализирован). В комнате, где находиться больной, должно быть тепло

(+20°С), она должна иметь хорошее дневное и вечернее освещение, вентиляцию

и форточку для проветривания. Проветривать помещение нужно регулярно, 3—4

раза в сутки и не ем по 30 минут, в холодное время года хорошо укрывая

больного. производить надо только влажным способом. В комнате больного не

должно быть лишних вещей. Постельное белье тяжелобольного следует менять с

большой осторожностью, чтобы не причинить ему излишней боли и беспокойства.

В обязанности ухаживающего входит гигиеническое содержание самого

больного, оказание ему помощи во время приема пищи, туалета и т.д.

Санитарную обработку разрешает врач после осмотра больного, он же

определяет ее вид. Необходимо, чтобы больной ежедневно утром и вечером мыл

с мылом лицо и руки, полоскал рот и чистил зубы. Руки нужно мыть перед

каждой едой водой комнатной температуры.

При высокой температуре, сопровождающейся сильным выделением пота,

необходим туалет тела больного.

Для кормления тяжелобольных существуют специальные на кроватные

столики. Если такого столика нет, нужно постелить салфетку на грудь

больного, поставить не нее тарелку и кормить больного с ложки. Поить

лежачего больного из стакана трудно, для этого применяют поильник с

носиком. В домашних условиях вместо поильника можно использовать маленький

заварочный чайник.

Непременной обязанностью ухаживающего является контроль за температурой

тела больного. Измерять температуру нужно при всех болезнях и при всяком

недомогании. Изменение температуры тела в течение дня и на протяжении всей

болезни помогает врачу установить диагноз и наличие осложнения. Температуру

измеряют специальным термометром, который в быту называется градусником.

Перед измерением температуры термометр нужно встряхнуть, чтобы столбик

ртути опустился до 35°С и ниже. Нормальной считается температура в пределах

от 36,0 до 37,0°С в зависимости от времени суток. Сразу же после измерения

температуры показания термометра записываются.

Другим показателем состояния здоровья больного является пульс. Каждый

должен уметь определять пульс. Пульсом называется ощущаемый пальцами толчок

в поверхностно лежащих артериях. Каждый такой толчок соответствует

сокращению сердца. Таким образом, число ударов пульса равно числу сердечных

сокращений. Сердце здорового взрослого человека делает 70—72 сокращения в

минуту. Подсчитывают пульс на руке в нижней части предплечья, у основания

большого пальца. У детей число ударов пульса тем больше, чем младше

ребенок. В возрасте 14 лет пульс составляет около 85 ударов в минуту.

Важное диагностическое значение пульса состоит не только в том, что по нему

определяют количество сердечных сокращений в минуту, но и в его качестве:

ритмичности, степени наполнения ' и напряжения. Если пульс напряженный,

требуется усилие, чтобы сдавить артерию до его исчезновения. Пульс частый,

но слабого наполнения едва прощупывается и наблюдается при больших потерях

крови' и резком упадке сердечной деятельности.

В тесной зависимости от пульса находится дыхание человека. Один вдох и

выдох в норме приходятся на 4 удара пульса. У здорового взрослого человека

дыхание бывает свободным, спокойным, ритмичным и достаточно глубоким.

Различные заболевания могут вызвать учащенное дыхание с нарушением его

ритма и глубины — одышку. Дыхание можно подсчитывать и на глаз, но

обязательно с часами в руке. Наблюдать за дыханием нужно незаметно для

больного, так как оно легко произвольно меняется.

Санитар должен владеть техникой некоторых элементарных лечебных

процедур. Однако повторяем: все процедуры делаются только по назначению

врача. Примененные по собственному усмотрению, они могут вызвать

нежелательные осложнения.

Согревающий компресс применяется, как рассасывающее средство Он может

иметь различную форму и размеры.

Компресс ставят на шею, грудную клетку, руки, ноги, живот при ангине,

сухом плеврите, бронхите, а также при болях в мышцах, спазмах мышц и

сосудов, воспалении суставов. Растворами, в зависимости от показаний, могут

служить вода комнатной температуры (18—20°С), одеколон.

Кусок чистой мягкой ткани, хорошо впитывающий влагу, сложите в 2 —3

слоя, смочите в растворе и, слегка отжав, приложите к больному месту.

Сверху накройте компрессной клеенкой или вощеной бумагой, которая должна

быть на 2—3 сантиметра шире влажной ткани. Затем положите вату, фланель или

байку слоем пошире клеенки и тщательно прибинтуйте компресс. Можно сверху

еще положить шерстяной платок или шарф.

Водный компресс рекомендуется держать от 6 до 10 часов. Компрессы с

одеколоном следует менять чаще, так как он быстро испаряется и ткань

высыхает.

Если компресс поставлен правильно, снятая ткань будет влажной и теплой.

Это определяется подсовыванием пальца под повязку. Иногда после наложения

компресса больной чувствует озноб. Значит, компресс слабо прибинтован и

неплотно прилегает к телу. В таком случае его надо наложить заново.

Когда компресс наложен на большую поверхность, больному рекомендуется

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.